КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 9. Западная Европа в 11-13 вв
В XI—XIII вв. Западная Европа переживала период обострения внутренних противоречий, борьбы между светской и духовной властью, императорами и папами. Этот конфликт не ограничился рамками европейского континента. Его косвенным следствием стали крестовые походы, положившие начало европейской экспансии на другие континенты. Светская и духовная власть в Западной Европе В период существования раннефеодальных империй в Западной и Центральной Европе преобладало натуральное хозяйство. Города Древнеримской империи пришли в упадок, обезлюдели. Центрами жизни стали замки феодалов и монастыри с прилегающими сельскими угодьями. Замки феодалов и епископов становились автономными центрами власти, под защитой их стен строились храмы, селились ремесленники и торговцы. В XI—XII вв. с развитием ремесла и торговли начался рост поселков, возникших возле замков. Складывались новые города. Большинство городов европейского Средневековья были небольшими, численность их жителей составляла 3-5 тыс. человек. По сравнению с Константинополем, где жило более 100 тыс. человек, или русскими городами (Киевом, Новгородом) с десятками тысяч обитателей, это были небольшие поселения. Феодалам, и светским, и духовным, было выгодно, чтобы на их землях развивались города, которые становились источником дополнительных доходов. Со временем в городах возникла прослойка зажиточных горожан. Они начали добиваться от сеньоров уменьшения поборов, льгот для торговли и ремесла. Иногда эти льготы выкупались, но чаще борьба за их признание сопровождалась восстаниями против светских и духовных феодалов. Постепенно наиболее крупные города обрели существенные льготы. Как правило, горожане освобождались от выполнения повинностей (барщины, оброка) перед сеньором. Они заменялись выплатой ему небольшой денежной ренты и обязательством выставлять войско по его требованию. Горожане получили право избирать органы самоуправления (магистрат, совет). В выборах участвовали лишь состоятельные люди, владельцы недвижимости. Сложилась наследственная городская аристократия. Города подорвали монополию церкви на образование. В XI веке в Болонье (Италия) открылся первый в Европе светский университет. В XII—XIII вв. университеты возникли в Париже (Сорбонна), в Англии (Оксфорд и Кембридж). В XII—XIII вв. самоуправляющимися были многие города Северной Италии (Венеция, Генуя, Флоренция, Болонья, Лукка), Германии (Любек, Нюрнберг, Франкфурт), Северной Франции и Фландрии (Амьен, Сен-Кантен, Суассон, Гент, Брюгге, Лилль, Аррас) и др. В городах можно было получить работу, скрыться от уплаты долгов феодалам. (Одна из городских привилегий состояла в том, что сеньоры не имели права преследовать зависимых от них крестьян, если они прожили «год и.день» в городе.) Это содействовало притоку селян в города, где росло количество нищих и бездомных. Города не только противостояли власти феодалов, но и стали центром духовного вызова сложившимся в Европе порядкам. Здесь получили распространение так называемые ереси. Объединяющим их началом была приверженность раннехристианским воззрениям о равенстве, осуждение официальной, католической церкви, которая превратилась в крупнейшего землевладельца, вмешивалась в светские дела. Еретические идеи овладевали не только горожанами, крестьянами и низшими священнослужителями, но и частью феодалов, недовольных церковью. Возник слой безземельных рыцарей — младших сыновей феодалов, которые не возражали бы против передела земель за счет церковных владений. Монархи также были недовольны стремлениями Рима превратить церковь в организацию, стоящую выше светской власти. Конфликт между светскими и духовными властями особенно обострился в XI—XII вв. Избранный в 1073 г. папой Григорий VII заявил о лишении власти епископов, назначенных Генрихом IV, императором Священной Римской империи, и потребовал прекратить практику подобных назначений. В ответ на отказ императора подчиниться воле папы тот отлучил его от церкви. Это означало, что подданные императора освобождались от вассальной присяги, получали право не признавать его власти. Генрих IV вынужден был принести покаяние, папа заставил его ждать аудиенции три дня, стоя в рубище босиком на снегу. Получив прощение, Генрих захватил Рим и попытался назначить папой своего ставленника. Однако германские князья взбунтовались против императора. Лишь после смерти обоих конкурентов было заключено соглашение, по которому епископов утверждали в должности и папа, и император. Острый конфликт произошел в конце XII века между Римом и королем Англии Генрихом II. Он попытался упразднить церковные суды. По его тайному замыслу был убит архиепископ, назначенный папой. В ответ на это папа отлучил короля от церкви и приостановил деятельность храмов по всей Англии. Священнослужители перестали крестить детей, венчать вступающих в брак, отпевать усопших. Король вынужден был принести покаяние. Папа Иннокентии III (1198—1216) провозгласил себя заместителем Христа, наместником Бога на земле, иначе говоря, носителем высшей власти в мире, стоящим выше всех светских властителей. Борьба между светской и духовной властью продолжалась с неослабевающей остротой более двух веков. Рим использовал не только отлучения от церкви. Орудием его политики стали крестовые походы и инквизиция.
Крестовые походы и инквизиция В конце XI века положение Византии резко ухудшилось. Ослабленная усобицами Русь перестала сдерживать половцев, которые начали разорять северные земли Византии. Турки, захватившие власть в Багдадском халифате, присоединили к себе большую часть территории Византии — Малую Азию, Сирию и Палестину. В этих условиях, несмотря на конфликт с римско-католической церковью, император Византии Алексей I обратился за помощью к папе римскому Урбану П. В 1095 г. папа, в свою очередь, призвал христиан Европы освободить Святую землю (Иерусалим) от язычников. Всем участникам похода, в том числе ворам и убийцам, которые омоются в водах Иордана, где крестился Христос, папа обещал отпущение грехов. Первыми в крестовый поход в 1096 г. двинулись толпы беднейших крестьян, горожан, безземельных рыцарей. По дороге в Константинополь крестоносцы, надеясь на последующее искупление грехов, грабили и разоряли земли Венгрии, Болгарии, Византии. Их плохо вооруженные, неорганизованные толпы легко разгромили турецкие войска. Основные силы крестоносцев, возглавлявшиеся высшей знатью Франции и Фландрии, достигли Малой Азии в 1097 г. Турки не смогли противостоять фанатично настроенным тяжеловооруженным рыцарям. Им удалось отвоевать значительную часть Малой Азии, захватить Иерусалим и большую часть городов Средиземноморья. Далеко не все земли были переданы Византии: на них были основаны государства крестоносцев — Иерусалимское королевство, графство Эдесское, княжество Антиохия, графство Триполи. Крестоносцы стремились расширить свои владения, в частности завоевать Египет. Их ударной силой стали рыцарские ордена (госпитальеров, или иоаннитов; тамплиеров, или храмовников; святой девы Марии, или Тевтонский орден). Члены орденов приносили обет целомудрия (безбрачия), нестяжательства (отказа от обогащения) и послушания. Создание орденов обеспечило римско-католическую церковь собственной, хорошо организованной вооруженной силой и позволило найти сферу деятельности для младших сыновей феодалов (безземельных рыцарей). Всего за 1096—1270 гг. состоялось восемь крестовых походов в Малую Азию, однако крестоносцам не удалось добиться новых успехов. Напротив, к концу XIII века турки и Египетский халифат отвоевали Святую землю. Причиной этого стали раздоры между европейскими феодалами, а также конфликт между крестоносцами и Византией. Во время четвертого крестового похода (1202—1204) крестоносцы вмешались в борьбу за власть в Византии, захватили и разграбили Константинополь. На его руинах была создана католическая Латинская империя. Православные византийские земли, избежавшие завоевания, объединились. После длительной войны в 1261 г. их войска выбили крестоносцев из Константинополя. Однако, чтобы избежать продолжения заведомо неравного противоборства, император Византии Михаил УШПалеолог (правил в 1259—1282) согласился в 1274 г. на заключение унии православной церкви с католической и признал верховенство папы в церковных делах. Крестовые походы организовывались папством не только на Восток. Их объектом стали сами европейские страны, где широко распространились так называемые ереси. В первой трети XIII века состоялось несколько крестовых походов на юг Франции. Число убитых исчислялось десятками тысяч. Города, признанные рассадниками ереси, сравнивались с землей. Важнейшим орудием борьбы с оппозицией стала инквизиция. Она была учреждена после принятия в 1233 г. папской буллы, предписывающей монахам ордена Св. Доминика преследовать еретиков. Инквизиторы имели право выявлять, пытать и судить их. Приговоренных обычно сжигали на костре. За время существования инквизиции число казненных жертв, по самой скромной оценке, составило несколько сот тысяч человек. Суду инквизиции подлежали люди, обвиненные в высказывании еретических взглядов, противоречащих церковным догматам, принадлежности к осужденным церковью сектам, заподозренные в колдовстве, ведовстве. Основанием для допроса чаще всего были доносы, как правило ложные. Однако с помощью пыток инквизиторы вырывали «признания» у своих жертв, которые затем давали повод вынесения смертного приговора.С особой подозрительностью инквизиция относилась к людям иных вероисповеданий (иудеям, мусульманам), даже если официально они не были запрещены. Инквизиция, признающая лишь власть Рима, не подчинялась местным епископам, которые сами оказывались под ее надзором. Это ознаменовало усиление контроля папской власти над церковной жизнью. Одновременно была введена практика продажи индульгенций (грамот об отпущении грехов), она стала важным источником доходов церкви. Теоретическим основанием новой политики были труды теолога доминиканского ордена Фомы Ливийского (1224— 1274), взгляды которого получили официальное одобрение руководства римско-католической церкви. Фома Аквинский считал высшей божественную волю, управляющую миром. Ее проявления он видел в законах, которые воспринимаются человеком как естественные (нормы морали, представления о справедливости). Законы, установленные светской властью, по мнению Фомы, могут расходиться с естественными. Хотя любая власть определялась им как имеющая божественное происхождение, он не исключал того, что светские правители могут пользоваться ею во зло. В этом случае, считал Фома Аквинский, народ не только имеет право на восстание против недостойного властителя, но и обязан противостоять ему во имя восстановления божественных законов. Хранителем их, в первую очередь, выступает церковь. Возможность проявления злонамеренности средневековый теолог связывал с происками дьявола, веру в существование которого считал обязательной для христиан. Атеисты, еретики, дурные правители рассматривались как слуги владыки тьмы. В борьбе с ними Фома видел важнейшую задачу церкви. Это означало, что свобода выбора религиозных убеждений отвергалась. Приобщение человека к вере, в том числе и против его воли, становилось делом церкви. Она отпускала грехи тем, кто раскаялся в них, и карала с помощью инквизиции грешников, упорствующих в своих заблуждениях. Русь и крестовые походы Ареной борьбы римско-католической церкви против «язычников» с целью их обращения в «истинную» веру стали Финляндия и прибалтийские земли. Здесь, в местности, покрытой лесами и болотами, где жили племена пруссов, эстов, ливов, литовцев, финнов, карелов и ятвягов, к началу XIII века христианство еще не получило широкого распространения. В 1200 г. Рим объявил о начале крестового похода с целью обращения этих земель в католичество. Призыв папы встретил одобрение немецкого рыцарства и шведских феодалов, стремившихся к захвату новых территорий. Их поддерживало купечество северных городов Германии, заинтересованное в установлении торгового господства над Восточной Прибалтикой. В 1201 г. был основан город Рига — опорный пункт германо-католического продвижения в Прибалтику. В 1202 г. с одобрения папы был учрежден орден меченосцев, за десятилетие покоривший большинство прибалтийских племен и начавший надвигаться на русские земли. Разорение и захват Константинополя в 1204 г. крестоносцами были восприняты на Руси как начало войны римско-католического мира против православного. В 1212 г. новгородцы по просьбе эстов предприняли первый поход к Балтийскому морю. В 1224 г. крестоносцы захватили г. Юрьев (Тарту), заняли Изборск, создав угрозу Пскову и Новгороду. Однако в 1234—1236 гг. дружины Новгорода и Владимирского княжества разгромили крестоносцев. Одновременно орден потерпел сокрушительное поражение в Литве. В этих условиях по решению папы римского Григория IX земля пруссов была передана Тевтонскому ордену. Он был основан в 1128 г. немецкими рыцарями, участвующими в крестовых походах в Палестину. Часть Тевтонского ордена и остатки ордена меченосцев были объединены в Ливонский орден. Его войска в 1239 г. вновь захватили Изборск, а в 1240 г., благодаря измене, заняли Псков. Одновременно шведы, получив от римского папы благословение на участие в крестовом походе против православных земель, высадились в устье Невы. Отражение этого наступления осложнялось тем, что тогда же на русские земли вторглись с востока монголы. Бремя борьбы с крестоносцами выпало на новгородцев, избравших своим князем Александра Невского (1219—1263). Дружина князя внезапно напала на лагерь шведов и вынудила их спасаться бегством. Вопросы и задания · Проследите процесс становления средневековых городов в Европе. Почему в городах складывалась система самоуправления? · Укажите причины обострения конфликтов между церковной и светской властями. Объясните, почему церковь в противостоянии со светской властью одерживала верх. · Назовите причины и цели крестовых походов. Укажите их направления. Какие государства были образованы крестоносцами на Востоке? · Объясните суть взглядов теолога Фомы Аквинского. Почему его теория стала официальной доктриной католической церкви? · Почему в XIII веке экспансия крестоносцев была направлена на прибалтийские земли? Какие цели при этом преследовались? · Прокомментируйте действия Александра Невского по отражению агрессии немецких и шведских рыцарей. В чем состояло военное искусство русского князя?
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 12215; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |