Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия, ее предмет и роль в обществе




Метод эквивалентного генератора

По отношению к выделенной ветви при расчете двухполюсник можно заменить эквивалентным генератором, ЭДС которого равна напряжению холостого хода на зажимах выделенной ветви, а внутреннее сопротивление равно входному сопротивлению двухполюсника.

Тогда искомый ток в ветви найдем по формуле:

1. Философия как наука. Структура философии

2. Философия и мировоззрение. Структура мировоззрения и его основные типы

3. Некоторые постановки основного вопроса философии

4. Функции философии

 

1. Философия как наука. Структура философии

Само слово «философия» в переводе с греческого означает любовь к мудрости, древнеиндийское определение философии – видение истины, а древнеармянское – любовь к смыслу.

Разные философы по-разному давали определение этому понятию «мудрость». Аристотель считал, что мудрость – это знание причин всех явлений, знание общего. И. Дамаскин утверждал, что мудрость – это истинное знание блага, а Декарт понимал под мудростью «не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать человек, это знание, которое направляет саму жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех науках». Признаком мудрости, по словам Мишеля Монтеня, является «неизменно радостное восприятие жизни».

Первым, кто ввел понятие философии в науку, был Пифагор. Хотя древнеиндийская и древнекитайская философская мысль возникла порядка двух тысячелетий до н.э., философия как наука возникла в Древней Греции в 7 веке до н.э. Философия возникла как наука наук, так как первоначально она объединяла в себе все знания о мире. Ее также считают матерью наук и королевой наук, а философов с древности называют аристократами духа.

Развитие философии шло от мифа к логосу, от конкретно-чувственного видения мира к абстрактно-теоретическому знанию на уровне законов. В отличие от мифологии философия как форма духовной активности человека возникла с возникновением нового предмета и нового типа мышления – с перенесением основного внимания с идеи бога на человека в его отношении к миру.

Сократ утверждал, что философия – учение о том, как следует жить, или жизнепонимание. Платон считал, что философия – наука людей свободных, или свободомыслие, а Аристотель понимал ее как учение о всеобщем, знание общего. По словам А.Македонского, философия – это искусство жить достойно. К. Ясперс говорил, что у философии три источника:

· удивление,

· сомнение,

· вопрошание.

Философское знание имеет диалогический характер:

1) Я и мир,

2) Учитель и ученик,

3) Я и другие реальности.

В 17 веке, в связи с бурным развитием промышленности и естествознания, философия утрачивает свой статус «науки наук». От нее, как ветви от дерева, отпочковываются отдельные отрасли научного знания. Декарт говорил, что «вся философия подобна как бы дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие от этого ствола – все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике». Метафизика – это постижение начал бытия с помощью умозрения, а физика – это учение о природе.

С этого времени предметом философии становится сложная система отношений человека к миру, важнейшими сторонами которой являются всеобщие законы развития природы, общества и мышления, а также закономерности отношения материи и сознания. Если говорить кратко, то философия изучает отношение человека к миру.

И. Кант утверждал, что три вопроса имеют всемирно-гражданское значение:

1) что я могу знать;

2) что я должен делать;

3) на что я могу надеяться?

Соответственно философия изучает три типа отношения человека к миру:

· познавательное,

· практическое,

· ценностное.

Структура философии:

1. Онтология – учение о бытии.

2. Гносеология – теория познания.

3. Праксиология – учение о деятельности.

4. Аксиология – учение о ценностях.

5. Антропология – учение о человеке.

6. Методология – учение о методе.

7. Социальная философия – раздел философии, изучающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы.

2. Философия и мировоззрение. Структура мировоззрения и его основные типы

Философия возникла в ответ на мировоззренческие вопросы человека. Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимания мира, места человека в нем и, вместе с тем, жизненные позиции, программы поведения и действия людей.

Структура мировоззрения:

· мироощущение;

· мировосприятие;

· миропонимание;

Мироощущение – это эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений и чувств. Мировосприятие представляет собой опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений. Миропонимание – это познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения.

Различают 4 исторических типа мировоззрения:

1) Мифология – исторически первая нерасчлененная форма духовной культуры человечества, содержащая в себе зачатки религии, науки, искусства, морали и других форм общественного сознания. Мифологическое мировоззрение дает образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции.

2) Религиозное мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественных сил и их определяющей роли в мироздании и деятельности человека.

3) Житейско-обыденное – существует в форме здравого смысла, рассудка и ориентировано на практические вопросы.

4) Философское мировоззрение – это исторически первая форма теоретического мировоззрения. Философия – это теоретически сформулированное мировоззрение, совокупность самых общих теоретических взглядов на мир, место человека в нем и уяснение различных форм отношения человека к миру. Коэффициент эмоциональной насыщенности и интеллектуального наполнения мировоззрения у различных людей различен.

3. Некоторые постановки основного вопроса философии

Что касается основной проблемы философии, то различные философы понимали ее по-разному:

 

Фалес Проблема первоначала
Парменид Проблема бытия
Сократ Проблема человека: «Познай себя!» (познай, кто ты есть и будь им)
Августин Проблема веры и разума
Ф. Бэкон Проблема метода
Б. Спиноза Проблема субстанции (того, что лежит в основе)
Э. Кант Проблема человека
И.Г. Фихте Проблема отношения мышления к бытию
Ф. Ницше Проблема сверхчеловека (человека, который способен себя превзойти)
С. Кьеркегор Проблема человеческого существования (экзистенции)
М. Хайдеггер Проблема бытия как человеческого существования, проблема языка
Х. Ортега-и-Гассет Проблема жизни: «что есть жизнь?»
А. Камю Проблема смысла жизни

 

Ф. Энгельс считал основным вопросом философии вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи, духа к природе, существует ли мир вечно или создан богом?

Этот вопрос имеет две стороны:

1) что первично?

2) познаваем ли мир?

Решая первую онтологическую сторону ОСФ, философы разделились на две большие группы: материалистов и идеалистов. Материализм – это философское учение, утверждающее, что материя и природа первичны, а сознание и дух вторичны. Идеализм – это философское учение, утверждающее первичность духовной реальности; дуализм – это учение, утверждающее, что равноправно существуют две субстанции мира – материальная и духовная.

Решая вторую гносеологическую сторону ОВФ, философы разделились на философов, признающих познаваемость мира (гносеологический оптимизм), и философов, отрицающих познаваемость мира (агностицизм).

Основные формы материализма:

1) Стихийный, наивный материализм Древнего мира (Фалес, Гераклит и др.). Данная форма материализма все многообразие материального мира сводила к конкретно-чувственному, телесному началу или стихии, а именно: воде, воздуху, огню, земле. В процессе своей повседневной практической деятельности люди сталкивались с природой и делали выводы о первостепенной значимости тех или иных природных сил или стихий.

2) Метафизический, механистический материализм 17-18, начала 19 веков (Ламетри, Фейербах). Метафизический материализм отрицал развитие, рассматривал предметы вне их связи друг с другом, то есть статично. Механистический материализм высшие формы движения материи сводил к низшим. Например, Ламетри в своем труде «Человек-машина» сводил социальную форму движения материи к механической. А Фейербах считал, что человек – это чисто природное, биологическое существо.

3) Диалектический, исторический материализм К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, распространивших материализм на область общественных явлений.

Различают две основных формы агностицизма:

1) агностицизм И. Канта;

2) скептицизм Д. Юма.

Основные положения агностицизма И. Канта:

1) вне нас существует объективный мир, мир «вещей-в-себе»;

2) этот мир непознаваем.

Кант говорил, что с помощью ощущений мы познаем феномены (явления), а сущность (ноумен) скрыта в вещах и непознаваема.

Агностицизм (скептицизм) Д. Юма заключается в следующем:

1) мир непознаваем;

2) сомнение в существовании самого мира.

Скептицизм – это учение (взгляд), в основе которого лежит принцип сомнения во всем: не только в возможностях познания мира, но и в возможностях его существования.

 

4. Функции философии

Функции философии:

· познавательная;

· праксиологическая;

· аксиологическая;

· онтологическая;

· мировоззренческая;

· методологическая;

· ментальная;

· экзистенциальная;

· воспитательная.

Познавательная функция связана с решением проблемы познаваемости мира, уровней и форм познания, субъекта и объекта познания.

Праксиологическая функция заключается в исследовании деятельности человека (материальной, духовной, политической) и ее роли в жизни и ценностных ориентациях человека.

Аксиологическая функция связана с решением проблемы ценностей, смысла жизни и др.

Онтологическая функция связана с решением вопроса о сущности бытия, устройства мироздания и проблемы субстанций.

Мировоззренческая функция заключается в следующем: чтобы научно, правильно отобразить мир, нужно познать его как в целом, так и по частям. Любая частная наука имеет свой специфический объект исследования (физика – вещество и поле, биология – жизнь и ее закономерности). Для философии объектом исследования служит весь мир в целом, поэтому философия, в отличие от других наук, является наукой мировоззренческой. А.Азимов утверждал: «Философия представляет собой как бы мир с высоты. Она позволяет составить целостное представление о мире».

Суть методологической функции ярко раскрывается в древнеиндийском трактате «Артхашастра»: «Философия – это светильник для всех наук, средство для совершения всякого дела, опора всех установлений». Философия указывает направление развития познания в целом и развивает учение о всеобщем методе познания – диалектике, позволяющем понять мир в его развитии и взаимосвязях.

Ментальная функция заключается в функции потрясения, пробуждения сознания человека к самостоятельной жизни, то есть философия развивает в человеке способность к теоретическому мышлению. «Объект математики легок и прост, объект философии труден и сложен...» – высказывался И.Кант, а Сократ считал, что философия должна владеть искусством повивальной бабки, то есть способствовать тому, что может родиться: новому знанию и новому человеку.

Экзистенциальная функция состоит в том, что философия должна помочь человеку существовать в сложном и абсурдном мире и преодолевать абсурд существования. По словам М.Монтеня: «Философия учит с улыбкой сносить голод и болезни». Абсурд существования заключается в том, что жизнь есть движение к смерти, т.е. как бы ее целью является смерть. Но философ и писатель А.Камю утверждал: «Жизнь даже в ситуации абсурда – ценность, равной которой у человека ничего нет. Одной борьбы за вершины достаточно, чтобы заполнить сердце человека».

Воспитательная функция заключается в том, что нельзя быть культурным человеком, игнорируя искусство и философию. Если искусство воспитывает чувства, развивает эстетическое восприятие мира, то философия воспитывает интеллект. Философия учит не просто жить, а жить достойно. Так, например, Сократ говорил: «Недостаточно жить, чтобы мыслить, но надо мыслить, чтобы жить по-человечески». А С.Полоцкий (1629 – 1680) в стихотворном цикле «Философия» утверждает: «Естество дает нам токмо жити, философия же учит благо жити...»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.