Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философские проблемы развития техники

1. Понятие техники. Амбивалентность техники

2. Этапы развития техники. Технология императив нашего времени

3. «Технологическая уязвимость человеческого рода»

4. Основные критерии инженерной деятельности

 

1. Понятие техники. Амбивалентность техники

Феномен техники приобрел в наше время поистине мистические очертания. «Демонизм» техники проявляется в том, что созданная человеком, она выходит из-под его власти и сама начинает определять его судьбу и судьбу человека. «Фаустовский договор» с НТП выражается в том, что нарастающая ущербность духовной жизни человека, нравственная и духовная деградация оказываются той ценой, которую вынужден платить человек за комфорт и различные удобства. В этом проявляется амбивалентность техники, которая, с одной стороны, облегчает жизнь человека, а с другой, – представляет реальную угрозу его существованию.

Греческое слово techne означает искусство создания нового, ранее не существующего.

Определения техники:

· искусство в широком смысле слова,

· навык, мастерство, многостороннее умение, то есть профессиональное искусство,

· знание в широком смысле слова (про-из-ведение, по М. Хайдеггеру),

· творчество, и, прежде всего, техническое творчество, – как изобретение технических систем,

· неорганическое тело человека, вторая природа,

· артефакт, то есть продукт человеческого труда,

· эффективная методологическая деятельность (Ф. Рапп),

· совокупность рационально выработанных методов (Ж. Эллюль),

· технические орудия – это проекции, продолжение и усиление человеческих органов.

Обобщая данные определения, можно сделать вывод, что техника – это искусственно созданные средства деятельности человека.

К. Ясперс: Техника – совокупность действий знающего человека, направленных на господство над природой. Гелен в «теории замкнутых контуров технических действий» утверждал, что все типы инженерной техники проектируются для расширений физических способностей человека. А. Хунинг утверждал: «Мы достигли зоологической стадии техники и приближаемся к поистине антропологической технике».

Различают пассивную технику и активную технику. Пассивная техника – это производственные помещения, железные дороги, мосты, каналы, телефон, радио, телевидение. Активная техника состоит из орудий или инструментов, машин и аппаратуры управления машинами.

Орудия труда делятся на:

1) орудия физического труда;

2) орудия умственного труда (компьютеры);

3) орудия жизнедеятельности человека (очки, слуховые аппараты, протезы).

 

2. Этапы развития техники. Технология императив нашего времени

Техника в своём развитии проходит 3 этапа:

· орудия ручного труда,

· машины (на уровне механизации),

· автоматы (на уровне автоматизации).

В своем развитии человек проходит три этапа рабства (Н. Бердяев):

1) сначала он – раб природы,

2) затем он – раб государства, национальности, классов,

3) и, наконец, он становится рабом техники, машины, в которую превращено общество и незаметно превращается сам человек.

Механизация, автоматизация, связанная с ними массовизация производства лишают людей индивидуальности, создавая разновидности социальных роботов. Действительно миллионы людей встают примерно в одно и то же время, сообща направляются к месту работы, синхронно запускают машины, и чем сложнее техника, тем более стандартизированными, одинаковыми становимся мы. Подобная механизация жизни производит впечатление конца духовности в мире. Человек оказывается в плену «технологического блефа» (Ж. Эллюль). Уже не он является мерой вещей, а вещь становится мерой человека, всесильным господином и даже диктатором. Особенно это обнаруживается в случае военной техники, ибо часто именно она решает, что будет с отдельным человеком и человечеством. Производство становится анонимным. Дазманизм (М. Хайдеггер), т.е. обезличивание проявляется в том, что людям оказывается удобнее и проще жить, рассматривая себя как существа подобные другим, то есть как объекты, а не субъекты. Поэтому «человек живет либо в состоянии глубокой неудовлетворенности собой, либо отказывается от самого себя, чтобы превратиться в функционирующую деталь машины» (К. Ясперс).

Приход технократического «старшего брата» создает опасность всеохватывающей технократии. Развитие компьютерной и электронно-вычислительной техники создает опасность возникновения общего технократического контроля над личностью в виде собранных и скомбинированных данных, возникает угроза частной жизни, «тайне данных», использование личных данных в коммерческих и общественных целях. Технологический императив (нет границ для применения технического знания), пришедший на смену кантовскому императиву (долженствование незримо содержит в себе умение) становится опасен. Инженер с «инструментальным разумом» может действовать, как лишенный гибкого и нормального, человеческого интеллекта, робот, совершенно не считающийся с человеком, и подчиняющий все интересам техники и производства.

Постепенно из средства техника становится целью. Это проявляется в так называемой «некрофилии современного кибернетического человека», который предпочитает мертвое живому (Э. Фромм), например, любит свою машину (автомобиль) больше, чем собственную жену и детей.

Знание – сила, но сила может быть разрушительной. Отсюда возникает задача установления границ развитию техники. Мерой оценки знания и его дальнейшего применения должен стать сам человек, его жизнь и здоровье.

 

3. «Технологическая уязвимость человеческого рода»

Современное общество можно охарактеризовать как техническую цивилизацию, в которой человек является не только конструктором мира, но и сам становится объектом конструирования, так как техническое общество заранее планирует и определяет условия и смысл индивидуального и социального бытия человека. Таким образом, сам человек объектом технического преобразования. Это проявляется в следующем:

· растет число людей, которых затрагивают технические предприятия или их побочные явления. Так, телевидение вызывает у детей серьезные нарушения: отсутствие сосредоточенности, неустойчивость внимания и даже неграмотность;

· природные системы становятся предметом негативной человеческой деятельности. Нарушение или разрушение влечет за собой изменение климата, лучевое поражение, технологическую эрозию;

· возрастают возможности вмешательства и воздействия в области медико-биологических и экологических взаимосвязей. Встает проблема ответственности за нерожденных;

· сам человек становится предметом научного исследования, над ним проводятся научные и технические эксперименты;

· в области генной инженерии возникает возможность искусственного, евгенического изменения видов другой жизни и себя самого;

· человек превращается в объект техники: потенциального – с помощью генетических манипуляций, непосредственно – через фармакологические воздействия и массовые внушения, с помощью транквилизаторов и пороговых воздействий.

И. Калайков утверждал, что все данные явления свидетельствуют о «технологической уязвимости человеческого рода». Данное экосоциальное явление показывает, что человек еще не смог овладеть теми промышленными и научными силами, которые он создал, а также собственно природными силами.

«Технологическая уязвимость человеческого рода» отражает отрицательные стороны НТП:

1. Невозможность естественно-природного процесса исправления и коррекции человеческих ошибок.

2. Перспектива перехода экологического хаоса в экологическую катастрофу.

3. Угроза военного атома.

4. Ограниченность возможностей современного научного познания в создании модели экологически чистого производства.

Все это свидетельствует о превращении человека в «заложника НТР». Ж. Эллюль: «Чтобы преодолеть «техническую болезнь» нашего времени, личность должна опираться на собственный внутренний космос, свою собственную свободу, которая не есть фактор, захороненный в человеческой природе. Техника должна быть подчинена человеческому императиву, а не человек – техническому императиву». Ю. Хабермас: «Нужно найти путь назад, к самим себе, к саморефлексии». Человек должен действовать, исходя из категорического императива этики будущего: «Поступай так, чтобы последствия твоих действий были совместимы с постоянством подлинного человеческого бытия на земле».

4. Основные критерии инженерной деятельности

Основные критерии инженерной деятельности:

· способность функционирования;

· эффективность использования;

· экономичность;

· благосостояние;

· здоровье;

· качество окружающей среды;

· качество общества;

· развитие личности.

Эти ценностные области взаимосвязаны между собой. Например, безопасность способствует здоровью, а экономичность – благосостоянию.

В своей деятельности инженер должен прислушиваться не только к голосу ученых и технических специалистов, но и к голосу собственной совести, к общественному мнению, особенно если результаты его работы могут повлиять на здоровье и образ жизни людей, затронуть памятники культуры, нарушить природную среду. Для этого необходимо изменить стиль мышления инженеров и проектировщиков, гуманитаризировать инженерное образование. Техника служит облегчению и освобождению, но создает новые тяготы и зависимости, она считается гарантом человеческого развития и социального прогресса, однако вызывает также бесчеловечные и разрушительные последствия. Техника – только средство, сама по себе она ни хороша и ни дурна, все зависит от того, что из нее сделает человек. Проблема техники – проблема социальной и экологической ответственности человека, создавшего ее.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Культура и цивилизация | Духовная жизнь общества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 695; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.