Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1




Литературное редактирование как учебная дисциплина. Общие проблемы литературного редактирования.

План:

1. История вопроса. Учебные пособия по литературному редактированию.

2. Определение дисциплины. Редакторская подготовка из­даний – сложный процесс.

3. Литературное редактирование как один из аспектов из­дательской деятельности.

4. Становление литературного редактирования в России.

5. Задачи литературного редактирования текста.

6. Оценка логических качеств текста.

 

1. История вопроса. Учебные пособия по литературному редактированию.

Литературное редактирование как учебная дисциплина стало изучаться впервые в Московском полиграфическом ин­ституте (ныне Университет печати) в конце 40-х – начале 50-х годов XX в. В те годы кафедру редактирования МПИ возглав­лял К.И. Былинский, написавший пособие «Основы литера­турного редактирования и правки газетных материалов» (М., 1948. С. 64). Через девять лет Константин Иакинфович в со­авторстве с Д.Э. Розенталем, руководившим кафедрой рус­ского языка и стилистики в МПИ, подготовил учебник «Лите­ратурное редактирование» (М.: Искусство, 1957. С. 340). К этому времени курс литературного редактирования уже пре­подавался не только в МПИ, но и в Московском государ­ственном университете, где на факультете журналистики с 1952 года его читал профессор К.И. Былинский.

В лекциях К.И. Былинского была сформулирована общая концепция курса, определён предмет изучения, разработаны основные разделы программы. Так подготовительный эта создании нового учебного предмета был завершён. Дальнейшую его разработку вели коллеги и ученики К.И. Былинского — А.В. Абрамович, Э.А. Лазаревич, Н.М. Сикорский, А.Э. Мильчин, М.П. Сенкевич и др. Название курса «Литературное редактирование» в настоящее время «представляется скорее традиционным, нежели точным», – замечает К.М. Накорякова, автор ведущего пособия по это предмету, указывая, что закрепление термина обусловлено «стремлением подчеркнуть специфику редакционной подготовки материалов в условиях газетной работы и необходимостью обозначить понятие более широкое, чем литературная правка, – устранение ошибок языка и стиля»?.

В центре внимания названных нами авторов пособий литературному редактированию была подготовка к публикации в основном газетных материалов. Условия работы газетчиков в редакции, особая оперативность в подготовке материалов, литературная обработка малых литературных форм во многом определили содержание курса литературного редактирования: в нем отдается предпочтение подготовке произведений публицистического стиля. Работе редактора с текстом других стилей посвящены иные учебные пособия (Редактирование отдельных видов литературы / Под ред. Н.М. Сикорского. М.: Книга, 1987; Антонова С.Г. и др. Редакторская подготовка изданий: Учебник для вузов. М., 2002).

В Московском государственном университете печати кафедре русского языка и стилистики был подготовлен курс лекций «Литературное редактирование» под редакцией профессора Н.С. Валгиной (М., Изд-во МПИ, 1989. С. 127). В нем также рассматривается литературное редактирование произведений, принадлежащих к разным функциональным стилям, однако ряд глав посвящен общим проблемам работы редактора с текстом. Особый интерес в этом плане представляет написанная Н.С. Валгиной глава «Семантико-структурные и функциональные признаки текста как объекта работы литературного редактора», а также глава – «Устранение речевых ошибок и неточностей. Контроль за соблюдением нормы», подготовленная И.Б. Голуб.

В предлагаемом курсе лекций мы сохраним традицию, заложенную в трудах К.И. Былинского, – рассматривать работу литературного редактора преимущественно на мате­риалах публицистического стиля, отдавая предпочтение про­изведениям малых форм.

____________________________

1 К.М. Накорякова. Литературное редактирование. Общая методика работы над текстом: Практикум. М.: ИКАР, 2002.С.8.

2. Определение дисциплины. Редакторская подготовка изданий – сложный процесс.

Термин «редактирование» восходит к латинскому источ­нику: геdactus – приведение в порядок. В русский язык слово редактор пришло из французского: геdасtеur – «лицо, редак­тирующее что-нибудь». В «Большой советской энциклопедии» предлагается более пространное толкование этого термина:

«Редактор – лицо, исправляющее, обрабатывающее какой-либо текст и приводящее его в соответствие с правилами лите­ратурного слога, стиля, с назначением, характером и полити­ческой направленностью данного печатного издания» (БСЭ. Т. 36. С. 238). Однако и это определение не отражает всех функций сотрудника, которого называют редактором. Комп­лекс задач и функций редактора возлагают на него ответствен­ность за выполнение разнообразных видов работ – от органи­зационно-управленческой до литературно-творческой. Поэтому слово «редактирование» получило несколько значений: этот термин может означать руководство выпуском книги, газеты, периодического издания, а также теле- и радиопередачи, ки­нофильма. Редактированием обычно называют также про­верку и исправление, окончательную литературную и техни­ческую обработку какого-либо текста, предназначенного к ти­ражированию. Сюда же относится и приведение содержания и оформления текста в соответствие с установленными уни­фицированными нормами. Этот род деятельности также яв­ляется редактированием. Наконец, самое широкое значение термина «редактирование» включает все последовательные эта­пы издательского процесса совершенствования рукописного произведения в идейно-политическом, научном и литератур­ном отношениях. В этом случае редактирование объединяет группу лиц, включающих как самого автора, так и научного, литературного, художественного и технического редактора, ре­цензентов и всех сотрудников, причастных к сдаче рукописи в производство и выпуску ее в свет.

Литературное редактирование кратко можно определить как «поиск наиболее точного словесного выра­жения формулировок, определенных идей, конкретных суж­дений или понятий, а также аргументов, четко и убедительно доказывающих выдвигаемые автором положения 1.

Редакторская подготовка изданий – сложный, многосту­пенчатый процесс. Редактор должен знать запросы и потреб­ности читателей, он изучает рынок, определяет тематический состав изданий, ищет авторов дли создания нужных произве­дений, решает, что можно переиздать. Редактор составляет концепцию, разрабатывает модель будущего издания, решает вопросы оформления и иллюстрирования произведений. На­конец, в его обязанности входит редакторская обработка пред­ставленной автором рукописи, редактор должен организовать прохождение её в издательстве, разработать программу рек­ламной кампании издания и контролировать ситуацию, скла­дывающуюся в процессе распространения вышедших в свет произведений. Поэтому, как справедливо утверждают специ­алисты, профессиональная подготовка редактора «предпола­гает изучение многих предметов, ядром которых являются предметы собственно редакторской ориентации» 2.

3. Литературное редактирование как один из аспектов издательской деятельности.

Литературное редактирование является одним из важней­ших предметов этого круга дисциплин, оно имеет конкретную практическую направленность и базируется на обобщении опыта литературной обработки текстов известными литера­торами, издательскими сотрудниками, писателями и журна­листами. Литературное редактирование не является отдель­ным самостоятельным этапом прохождения рукописи, но как один из видов работы над произведением присутствует на всех стадиях движения от рукописи к книге. Уже на этапе предварительного рецензирования редактором и внешними рецензентами непременно существенное внимание обраща­ется на литературную форму представленного в издательство произведения; в рецензиях, как правило, отмечаются стилистические особенности изложения материала, указы­ваются допущенные автором ошибки и недочеты в стиле. Более детальному практическому разбору авторское изложе­ние материала подвергается на стадии углубленного редак­торского рецензирования с тем, чтобы автор в процессе до­работки рукописи по возможности самостоятельно исправил замеченные речевые и смысловые ошибки.

В дальнейшей работе редактор помогает автору усовер­шенствовать рукопись. Как указывает один из самых опытных издательских работников, благодаря стараниям редактора про­изводится «анализ и оценка каждого элемента рукописи, вплоть до мельчайших; выяснение причин частных несовершенств текста и возможностей его улучшения, поиск средств устране­ния этих причин, путей реализации этих возможностей, прав­ка как вид конструктивных предложений автору» 1.

4. Становление литературного редактирования в России.

Профессия редактора имеет давние традиции, причем в самом начале редактирование велось именно в плане литера­турной обработки текста. На Руси с распространением пер­вых богослужебных книг, представлявших собой рукопис­ные копии с византийских оригиналов, возникла необходи­мость в их литературной обработке. Переводчики религиозных текстов стремились не только воспроизвести на церковно-славянском языке их содержание, но и преподнести его в более доступной форме, а это требовало литературной обработки этих древних памятников письменности. Их создатели стремились также к совершенству языковой формы переводов, заботились о правильности графического исполнения этих драгоценных произведений. (Древние рукописные книги на пергаменте по цене были сопоставимы с целым домом!)

Современные исследователи древних памятников русской письменности находят в них следы редакторской правки. Так, в «Повести временных лет» сохранились различные по вре­мени слои текста, принадлежащие летописцам, даты жизни которых отделены десятилетиями. Исследовавший этот па­мятник М.X. Алешковский утверждает: «Перед нами следы работы целой плеяды книжников, сменявших друг друга, использовавших тексты своих предшественников при написании собственных летописей» 1.

Несомненно, при составлении различных списков этого памятника летописцы прибегали к редактированию текстов, написанных ранее. Однако о характере их литературной об­работки можно лишь догадываться. В пору создания руко­писных книг преимущественно богослужебного характера главной целью их редактирования было соблюдение вернос­ти оригиналу: сопоставление новых книг с каноническим текстом составляло основу редакторской работы.

Начало литературному редактированию в профессиональ­ном понимании этой деятельности положил Иван Федоров, с именем которого связано появление книгопечатания на Руси. В 1564 году, издавая свой «Апостол», Иван Федоров непо­средственно работал над текстом: исключил несколько непо­нятных иноязычных терминов, добавил нужные греческие слова, заменил некоторые архаизмы, исправил отдельные грамматические формы.

Издательское дело в России получило мощный импульс в Петровскую эпоху, сам царь принимал участие в подготов­ке некоторых книг, и теперь в книгохранилищах больших культурных центров сберегаются корректурные экземпляры с пометками и исправлениями, сделанными рукой Петра I. Он контролировал издание различных книг, научных произ­ведений, исторических сочинений, рассказывавших о побе­дах русского оружия и др. Приближенные Петра I также принимали непосредственное участие в книгоиздании. Так, известный полководец П.Я. Брюс редактировал книги по военному делу. Получившие образование за границей моло­дые дворяне занимались время от времени и редактировани­ем книг, имевших важное практическое значение.

К.М. Накорякова, описывая историю литературного редактирования в России, показывает особое значение для его становления культурного прогресса в XVIII веке: «Именно тогда закладываются те логические и лингвистические осно­вы теории редактирования, те традиции в работе над тек­стом, многими из которых мы руководствуемся и по сей день, происходит дальнейшее формирование различных типов книг, вырабатываются приемы, посредством которых редак­тор проявляет свое отношение к содержанию книги».

Выдающиеся писатели XVIII века А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, А.Н. Ра­дищев, Н.М. Карамзин были одновременно теоретиками российской словесности, уделяли большое внимание книго­издательству и журналистике. Некоторые из них оставили образцы авторской правки собственных произведений и мно­гочисленных текстов, которые они редактировали, подготав­ливая их к печати.

Писателями XVIII века была заложена традиция литера­турного редактирования, воспринятая А.С. Пушкиным и дру­гими литераторами XIX века и продолжающаяся в наше время.

При этом круг обязанностей редактора журнала, альма­наха, а также редактора издательства постепенно приобрета­ет более четкие очертания. Редактор не только отбирал для публикации материал, соответствующий направлению изда­ния, но и писал редакционное предисловие, готовил под­строчные примечания и комментарии.

Большое значение для изучения опыта литературной об­работки текстов имеет издательская деятельность Н.А. Нек­расова как редактора журнала «Современник», М.Е. Салты­кова-Щедрина, входившего в состав редколлегии «Отече­ственных записок», и других литераторов того времени. При литературном редактировании произведений замечательных русских писателей, публиковавших свои сочинения в этих журналах, издатели относились с особым уважением к ав­торской индивидуальности, к своеобразию стиля замечатель­ных прозаиков и поэтов. Это создало славную традицию в литературном редактировании художественных произведений.

Со второй половины XIX века в литературном редактиро­вании выделяется новое направление – подготовка к печати научных произведений. Начавшееся с публикации научных трудов Н.И. Лобачевского, И.М. Сеченова, Д.И. Менделеева, И.П. Павлова, оно находит дальнейшее завершение в редак­торской деятельности В.И. Вернадского, Н.И. Вавилова, заложивших теоретическую основу редактирования научных произведений.

В конце XIX – начале XX века в условиях обострения политической борьбы особое значение приобретает публи­цистическая литература и, соответственно, ее редакционная подготовка. Теоретики литературного редактирования при­стально изучали рекомендации и замечания политических деятелей, вождей, поучавших журналистов писать ясно, кратко и точно. Эти требования к языку печати не утратили своей актуальности и в наши дни, хотя в основе литературного ре­дактирования лежат не политизированные штампы недавне­го времени, а веками выработанные положения о литератур­ной обработке рукописей при их подготовке к изданию.

5. Задачи литературного редактирования текста.

Литературный редактор отвечает за содержание и литера­турное оформление подготовленного к печати материала. Это значит, что в работе с автором редактору следует в первую очередь обратить внимание на выбор темы публикации. Важ­нейшим критерием редакторской оценки представленного материала является его актуальность, достоверность и конк­ретность описываемого.

Новизна материала, злободневность темы для публицис­тического произведения определяет интерес к нему читате­лей. Поэтому выбор темы – это первое условие успешного продвижения готовящегося к публикации текста. Однако одного этого недостаточно. Необходимо установить, насколько правильно разработана тема, в какой мере верны принципи­альные установки автора, какова глубина освещения темы, соответствуют ли сведения, приведенные в рукописи, реаль­ным фактам. При этом главное внимание редактора должно быть направлено на работу с фактическим материалом.

Литературный редактор должен владеть методикой ана­лиза и оценки фактического материала в представленной рукописи. Термин «фактический материал», принятый в прак­тике редактирования, по словам специалистов, охватывает все опорные для текста элементы – понятия и предметные отношения. В отличие от термина «факт» «фактический материал реализуется в текстовых конструкциях, обозначаю­щих не только события, но и вещные элементы предметного ряда, свойства, качества, состояния, обозначение лиц, отно­шений, количества» 1. Скрупулёзная проверка фактического материала требует от редактора эрудиции, высокого профес­сионализма и большого напряжения.

Важным критерием редакторской оценки представлен­ного материала является его конкретность. Широкая поста­новка вопроса, недостаточно конкретная тема затрудняет ее глубокую проработку и снижает ценность наблюдений авто­ра. К тому же это лишает его возможности точно определить читательский адрес написанного произведения.

В процессе литературного редактирования текст обычно подвергается сокращению. Уменьшение объема рукописи, как правило, диктуется стремлением литературного редактора улучшить стиль изложения. Его растянутость, речевая избы­точность часто объясняются неумением автора сжато и точно излагать свои мысли. Редактору необходимо исключать смыс­ловые повторы, однотипные примеры, несущественные под­робности, расплывчатые формулировки. Однако, прибегая к правке-сокращению, редактор должен учитывать соотноше­ние плана содержания и плана выражения речевых единиц в конкретном тексте, принадлежащем к определённому стилю и жанру. Оценивая информативность средств выражения, редактор ведёт поиск наиболее эффективных способов изло­жения материала.

Существуют разные способы повышения информацион­ных качеств сообщения, важнейший среди них – экстен­сивный способ. Он повышает информативность изложе­ния благодаря расширению объёма сообщения, детализации изложения, позволяющей глубже проникнуть в сущность яв­ления. В противоположность ему способ интенсивный заключается в свёртывании информации, в стремлении пе­редать содержание более экономными языковыми средства­ми. Выбор того или иного способа подачи материала зависит от многих факторов, которые необходимо учитывать при ли­тературном редактировании. Владея секретами краткости и сжатости в передаче информации, литературный редактор должен помочь автору достичь желаемой напряженности (или ненапряженности) текста в соответствии с требованиями сти­ля, жанра, читательского адреса его произведения.

Правда, необходимость сокращения текста может возник­нуть и независимо от творческих установок автора и редакто­ра – из-за нехватки места на газетной полосе, превышения договорного объёма рукописи, несоответствия представлен­ного материала жанру, а также по причинам конъюнктурного характера (упоминание нежелательных подробностей, устарев­ших событий, утративших своё значение фактов, одиозных персонажей и т. п.). И в таких случаях литературный редактор сокращает текст, получив на это согласие автора.

Важной составляющей литературного редактирования яв­ляется работа над композицией текста. В основе редакторской оценки композиции лежит условное деление представленного материала на составные части: вводную, основную, заклю­чительную. Редактор должен определить, насколько удачно структура произведения доносит его содержание. Основны­ми критериями редакторской оценки композиции являются: целостность, системность, соразмерность частей. Отдельные части произведения должны быть объединены, взаимосвяза­ны, в противном случае возникает хаотичность в изложении материала. Критерий системности определяет логическую структуру текста, в котором отдельные части, находящиеся во взаимосвязи, вместе составляют систему, а не механиче­ское объединение разнородных элементов. Соразмерность частей отражается в соответствии объёма того или иного фрагмента текста смысловой значимости, познавательной ценности заключенной в нём информации.

В редакторской работе над композицией важен и крите­рий связности текста, помогающий выявить авторский прин­цип систематизации материала, соотнесённость различных частей текста, избранную автором последовательность изло­жения. Иногда редактору приходится предложить автору из­менить последовательность в изложении материала, поме­нять местами отдельные фрагменты текста. При этом подоб­ные рекомендации должны быть обоснованны: редактор должен учитывать специфику функционально-речевых ти­пов текста. При описании возможна перестановка частей тек­ста без ущерба для содержания; в повествовательных текстах редакторское вторжение в композицию может нарушить хро­нологию событий, так что в этом случае необходима особая осторожность при литературном редактировании. Если же текст принадлежит к типу рассуждения или объяснения, то его смысловые единицы неравноценны и перестановка час­тей может разрушить логику изложения, исказить содержа­ние произведения. Таким образом, приступая к работе над композицией произведения, литературный редактор должен вначале определить тип текста и оценить целесообразность избранного автором способа подачи материала.

Научный подход к литературному редактированию бази­руется на новейших исследованиях в области лингвистики текста, на углублённом изучении функциональных стилей, на практических рекомендациях стилистики, предоставив­шей редактору типологию лексико-стилистических и грамматико-стилистических ошибок, которые нужно выявлять и устранять в процессе прввԺظ рукопиѡи. Понятие «лите葀атур­ное реԴактир䐾вание» Һо䐽ктетизироزбно,`выделены его$со­䓁тавляющԸе; литератуՈная обрరб萾тоа рᐵдаѺᑂотом"це萺ст␰ неĠсвాжится к со萲ешైенсђвѾванию ౏зыка иĠుтиля иѷдавసемого произве䔴еҽмя, но Ӳкһючает в себя иĠдругиѵ- очень важ䐽ые компонентыȠꀓ оц萵нкуРфактическогп ма䑢ериала, анализ ком­ిо␷సции произв␵денияЬ упосоѱᐾв"изػожѵнసяဠи логических кбчеుтвࡠтексՂа.

6. О葆صнк蒰!лѾгичнских качеств текста.

Кажныహ аспект работы лиъературного редరкцоѠа пред­ставляет ాценка логичехких качещтв тԵкста. Представ఻енныహ аҲтором те఺ст может быть инՂересным,`хактический матн­риалဨмож萵т спответՁтвоԲатՌ прᐵд葊являемым ђребованиям, и даже форма изло萶ения мозет не вызывать крит䐸ческих зб­м쐵чаний, но, если"ీассуждения쀠автоѐѰ Խело萳ич落ы耬耠выводы будут неубедительны. ҟодой落ые публик␰цим становяъся 萿葀и­яиной0ѻожных0унозаключений, не䐿равильног␾ понимания опָсанпойဠుҸтуации, искажения смыౡла пీоисхоѴящегп,0если автор тексти†журԽалмсц, п䑃блицкст. К плачевным`резулэтర­там можҵт привехтѸ н԰рушен␸е лѾгики Բ научнпм текстյ или юридическом документе. Так что логические ошибки в тек­сте совершенно недопустимы, и литературный редактор дол­жен помнить об этом.

Логический анализ текста основан на делении его на час­ти и исследовании связей между этими частями, а также меж­ду смысловыми единицами текста и реалиями, изображенны­ми автором. Чтобы проверить правильность логических свя­зей между частями текста, редактор использует такие методические приёмы, как свёртывание суждений до макси­мально простых, восстановление опущенных смысловых зве­ньев в изложении, соотнесение смысловых частей в целом тексте. Выявить смысловые связи между частями высказываний помогают синтаксические средства – союзы, союзные сло­ва, знаки препинания, порядок слов и др.

Для логического анализа текста необходимо применение законов логики. Первый закон логики – закон тожде­ства – требует, чтобы мысль, которая приводится в умоза­ключении, при повторении имела одно и то же, определён­ное содержание. Второй закон – закон противоре­чия – состоит в следующем: две противоположные мысли об одном и том же предмете не могут быть истинными в одно и то же время. Следующий закон – закон исключен­ного третьего, согласно ему из двух противоречащих выс­казываний в одно и то же время и в одном и том же отноше­нии одно истинно, другое – ложно. Наконец, четвертый за­кон – закон достаточного основания – требует, чтобы всякая истинная мысль была обоснована другими мыс­лями, истинность которых доказана. Применяя законы ло­гики при литературном редактировании, можно убедить ав­тора текста в несправедливости тех или иных положений, в абсурдности отдельных высказываний, в неправомерности сделанных выводов.

На логические качества текста влияет и неточность словоупотребления, алогизмы, подмена понятия, неоправдан­ное его расширение или сужение, смешение родовых и ви­довых категорий, отвлечённых и конкретных понятий. Все это замечает литературный редактор, давая оценку использо­ванию автором лексических средств. На синтаксическом уров­не выявляется такая логико-стилистическая ошибка, как несоответствие посылки следствию.

Литературная обработка рукописи обращает редактора к оценке языковых средств на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровне. При литературном редактирова­нии важно не только заметить речевую ошибку, но и дать ей точное определение, прежде чем предложить автору различ­ные варианты стилистической правки текста. Для стилисти­ческого анализа всевозможных нарушений литературно-язы­ковой нормы редактор обязан применять специальную тер­минологию, хорошо знать типологию речевых ошибок, принятую в практической стилистике.

При литературном редактировании следует соблюдать объективность в оценке тех или иных языковых явлений, чтобы субъективно-эмоциональные моменты не подавляли объек­тивно-логических критериев в отношении к тексту. Редактор должен опираться на научное исследование рукописи, а не на ее эмоциональное восприятие. Методика литературного редактирования учит тому, как избегать вкусовой правки тек­ста, как работать с ним, поэтапно решая различные пробле­мы, связанные с несовершенством рукописи, какие виды правки следует применять в каждом конкретном случае.

Профессиональная подготовка редактора требует серьёз­ного изучения практической стилистики русского языка, глу­бокого проникновения в функционально-стилевое его рас­слоение, в жанровое своеобразие анализируемых произведе­ний; наконец, редакторская этика требует бережного отношения к авторскому слогу. Литературное редактирова­ние не должно приводить к подмене авторского текста но­вым, измененным до неузнаваемости. Редактору следует убе­дить автора в необходимости тех или иных изменений в ру­кописи, и автор должен их принять и одобрить.

В заключение первой лекции преподаватель знакомит студентов с нужными им книгами. В числе их книги и спра­вочники Д.Э. Розенталя, изданные уже в XXI в. в издатель­стве «Айрис-Пресс», а также их предыдущие (раритетные) издания с автографами профессора; книги учеников Д.Э. Ро­зенталя: И.Н. Кохтева и Г.Я. Солганика, а также соавтора профессора, И.Б. Голуб – ее «Стилистика современного рус­ского языка» в издании «Айрис-Пресс» и первое издание этой книги, официальным рецензентом которой был Д.Э. Розенталь (Стилистика современного русского языка. Лексика. Фоника. М., Высшая школа, 1976). Рекомендуются учебные пособия по литературному редактированию К.М. Накоряковой и ее соавторов, а также пособия по редактированию, изданные в разные годы в Московском государственном уни­верситете печати.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.