Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 6. 19 страница




защитить (Из газет).,

3. Очевидна необходимость выдвижения на первый план осуществления мероприятий по погашению задолженности зарплаты рабочим комбината.

4. Рабочие нашего отделения и после его отделения и обретения самостоятельности работают ниже своих возможностей, а неполучение зарплаты за последние три месяца не способствует налаживанию производства. 5. По окончании ознакомления с экспонатами было разрешено их фотографирование. 6.При всем том в императрице Елизавете, не как в ее курляндской предшественнице, где-то там глубоко под толстой корой предрассудков, дурных привычек и испорченных вкусов еще жил человек, порой прорывавшийся наружу то в обете перед захватом престола никого не казнить смертию и в осуществившем этот обет указе 17 мая 1744 г., фактически отменившем смертную казнь в России, то в неутверждении свирепой уголовной части Уложения, составленной в Ко­миссии 1754 г. и уже одобренной Сенатом, с изысканными видами смертной казни, то в недопущении непристойных ходатайств Синода о необходимости отказаться от данного императрицей обета, то, наконец, в способности плакать1 от несправедливого решения, вырванного происками того же Синода. (В. О. Ключевский. Исторические портреты и этюды)

Задание 2. Подберите синонимические конструкции к употреблен­ным в данных предложениях, взятых из очерка В. Пескова «Возвращение сапсана». Дайте стилистическую оценку каждой конструкции и определи­те, какие из них более оправданы в очерке, а какие требуют замены.

1. Нам сейчас трудно вообразить, сколь богатым был птичий мир на Земле сотни две лет назад и как много было птиц, ставших сегодня исключительно редкими, — орлов, соколов. 2. Истребив хищников, люди разрушили слож­ную ткань животного мира. 3. Огромные усилия и средства употребили в Англии, возвращая на острова исчезнувшего орлана-белохвоста. 4. Дело дошло до того, что вблизи за-гнездившихся птиц ставили стражу, не подпуская к гнезду любопытных. 5. Поместив клетку с птенцами где-нибудь на скале, их кормили «из рукава» — из особой матерчатой камеры, чтобы они не видели, что получают пищу из рук человека. 6. Постепенно открывая дверцу вольеры, птиц выманивали к еще шевелящейся добыче, пробуждая ин­стинкт их к охоте. 7. Наши орнитологи мечтают возродить сокола-балабана, когда-то обитавшего в лесостепи, и посе­лить его в наших больших городах. 8. Специалисты реши­ли попробовать разводить соколов в Москве, понимая, что эта задача не из легких. 9. Возможно, соколы станут гнез­диться на высотных зданиях, принимая их за скалистые горы. 10. Большую клетку с привезенными из питомника хищниками поместили наверху левой башни МГУ, желая «привязать» их к зданию университета. 11. Помещая ки с взрослеющими птенцами в городе, можно приучит? соколов гнездиться на высотных зданиях. 12. Идя по Де нинскому проспекту, орнитолог-соколятник увидел летающих поодиночке птиц. 13. Летая над Профсоюзной ули­цей, соколы преследовали мелких птичек. 14. Оптимисты верят, что птицы, улетевшие от русской зимы на юг, весной найдут дорогу домой. 15. Отогревшись и возмужав на чужбине, соколы-балабаны захотят вернуться на родину большими сильными птицами.

Задание 3. Назовите ошибки, возникшие при употреблении причастных оборотов. Отредактируйте предложения, используя параллельные синтаксические конструкции.

1. Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах медицинской науки. 2. Ничего другого, двигавшего бы дело вперед, никто из критиков проекта не предложил. 3. В таком же положении, как и жители Адрии, находились жители близлежащих селений и ферм, отрезанных наводнением и спасающиеся на крышах домов, угрожающих в любой момент обвалом. 4. Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без всяких средств к существованию. 5. В руках у режиссера кадры из новой кинокартины, снимающейся на студии «Мосфильм». 6. Существовавшее до сих пор по­ложение в области использования электровозов не удов­летворяет уже возросшим требованиям транспорта. 7. Кре­стьяне знали, что в хозяйстве имеется свыше 40 тонн зерна могущего быть отправленным на элеватор. 8. Направляе­мых студентов на практику необходимо снабдить подроб­ной программой прохождения практики и тщательно раз­работанной Специалистами инструкцией.

Задание 4. Замените причастные и деепричастные обороты па­раллельными синтаксическими конструкциями, сравните их с приведен­ными в задании и дайте стилистическую характеристику предложениям которые вы считаете более уместными для выражения мысли в каждом конкретном случае.

1. Генерал Лебедь поделился своими мыслями о выходе страны из кризиса, основанными на силе закона. 2. Лебедь назвал примером для себя маршала Жукова, снискавшего любовь у народа и пребывавшего в опале у власть придержащих. 3. Жуков трижды повернул колесо истории: впер­вые — защитив советский Дальний Восток, разбив япон­ские войска; затем — победив нацистов в декабре 1941 года под Москвой; в третий раз — казнив Берию в 1953 году холодным летом после смерти Сталина. 4. Свой первый аме­риканский вечер гость завершил в компании американско­го миллиардера Джорджа Сороса, известного филантропа, пожертвовавшего многие миллионы долларов на развитие науки, образования и демократических структур в странах бывшего соцлагеря. 5. Вторым был Джордж Буш, бывший президент США, явивший собой образец радушного и пре­дупредительного хозяина. 6. На полуденном ланче присут­ствовал также генерал Брент Скоукрофт, бывший помощ­ник Буша по национальной безопасности. 7. По отзывам с обеих сторон, ланч, устроенный в честь встречи с генера­лом А. И. Лебедем, прошел отлично. 8. Перед отлетом в Нью-Йорк генерал Лебедь посетил также Институт совре­менных политических проблем, руководимый бывшим гос­секретарем США Джеймсом Бейкером, проявившим жи­вой интерес к встрече с гостем из России.

Задание 5. Прочитайте предложения и укажите ошибки в их пост­роении. Постарайтесь изменить эти синтаксические конструкции, ис­правив ошибки.

1. В некоторых стройках принят в эксплуатацию ряд зданий без подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли бы машинам подъезжать к ним от бли­жайшей магистрали. 2. Выступавшие в прениях, не возра­жая против основных положений доклада, однако считают его неполным. В начале, когда я стала работать, мне было трудно, но мне помогли мои товарищи по работе, которые имеют больше знаний и опыта, которые дружески совето­вали мне учиться дальше, в школе рабочей молодежи, в которой я раньше занималась. 5. Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Ярославля. 6. От науки требуются такие советы, применив которые полу­чился бы большой эффект в практической работе. 7. Про­читав вторично рукопись, мне думается, что она нуждается в серьезной доработке. 8. Затем Сергеев назначается началь­ником автобазы, работая в этой должности полтора года. 9. Все изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени практического врача. 10. Приехав во Владивосток, молодой коммерсант на второй день бы найден убитым. 11. Имеющиеся недостатки в этом деле вызывают необходимость справедливого решения поставленного вопроса на конференции. 12. Надев пальто, у меня появилась мысль, что, будучи членом приемной комиссии мне придется сегодня задержаться до позднего вечера. 13. В одном из залов ресторана, который был недавно отремонтирован, возник пожар, который вовремя был потушен который не нанес большого ущерба. 14. Вместо веселого отдыха после тяжелого трудового дня ребята решили готовиться к экзаменам. 15. Наша победа на этих соревнованиях — это фундаментальность системы высшего спортивного совершенствования и организационной деятельности, доведенная до высокой степени профессионализма: школ; детская спортивная школа, училище олимпийского peзерва, школа высшего спортивного мастерства, сборная команда, и надо во весь голос сказать — этот задел кончаете: потому что редкие талантливые имена — это не система, «золотая рыбка», выловленная на наших просторах.

Задание 6. Оцените синтаксический строй заметки. Если считаете нужным, замените в отдельных случаях сложные предложения простыми (или наоборот — простые сложными). Отредактируйте текст.

Как только у человека появляется некоторое количество свободных средств, перед ним сразу встает вопрос, где хранить деньги, чтобы они приносили доход или хотя бы не были подвержены влиянию инфляции. Существует огромное количество инструментов для вложения средств, самым популярным по-прежнему остается депозитный вклад — благодаря своей надежности и понятной для клиента схеме работы. Какой же валюте отдать предпочтение.

Традиционной валютой для вклада является доллар. США, так как именно в долларах мы привыкли хранить деньги, но в последнее время популярность завоевывает единая валюта Европы — евро. Итак, какие деньги выгоднее? Вклад в какой валюте будет расти относительно других валют? Говоря о ближайших перспективах доллара, можно отметить, что, возможно, уже в первом квартале этого года евро будет стоить примерно 1,05 — 1,02 доллара США. Однако общая тенденция все равно остается позитивной лишь для евро. К концу года, вполне вероятно, падение доллара вниз продолжится, и мы сможем увидеть евро вблизи 1,10—1,15 доллара США. Возможно, ослабление доллара продолжится и дальше его курс еще больше снизится.

Можно отметить несколько основных причин ослаб­ления американской валюты в последнее время. В первую очередь это сложная экономическая ситуация в США, рост дефицита торгового баланса, рекордный за последние не­сколько лет уровень безработицы — многие факторы игра­ют против американской валюты.

Кроме того, в последнее время негатив был усилен бла­годаря обострению геополитической ситуации. Намерение США расправиться с международным терроризмом едино­лично, без поддержки мирового сообщества грозит обер­нуться для Америки затяжным и очень дорогим «удоволь­ствием», а это ставит под сомнение возможность оздоровле­ния американской экономики, так как доллар обесценится.

С другой стороны, надо отметить, что слабеющий дол­лар негативно влияет и на экономику Еврозоны. Здесь, однако, опасения вызывает не столько сам факт ослабления доллара, сколько темпы его падения; за прошедший год американская валюта против евро потеряла порядка 18%, а с начала нынешнего года уже ослабла на 3%, поэтому недо­вольными остаются европейские компании-экспортеры, конкурентоспособность товаров которых снижается на мировых финансовых рынках, и это их не может не беспо­коить, так как это угрожает им банкротством, а это крайне нежелательно. (Из газет)

Лекция 18

Достижение ясности синтаксических конструкций при литературном редактировании

План

1.Редакторская оценка порядка слов в предложении.

2.Стилистически не оправданная инверсия и устранение этой ошибки при литературном редактировании.

3.Немотивированный эллипсис. Стилистическая правка конструкций с пропущенным членом предложений.

4.Стилистическая оценка конструкций с беспредложным и предложным управлением.

5. Проблема координации главных членов предложения.

6.Стилистическая оценка вариантов согласования определений и приложений.

7.Практические задания для закрепления темы.

1. Редакторская оценка порядка слов в предложении

Ясность синтаксической конструкции во многом зависит oт порядка слов в предложении. Как оценить, например, фразу — Солнце закрыло облако? Подлежащее и дополнении не отличаются окончаниями — винительный падеж совпадает с именительным. Такие конструкции называются обратимыми, поэтому для них очень важно, чтобы субъект действия был на первом месте. И хотя по смыслу можно догада что подлежащее — облако, но редактор должен исправить порядок слов в этом предложении: Облако закрылосолнце.

Порядок слов в предложении имеет важнейшее значёз как средство выражения смысловых отношений между членами предложения1.

Для синтаксического строя русского языка наиболее характерна препозиция подлежащего. Обычно такое поло-жение соответствует и актуальному членению высказыва­ния, так как подлежащее чаще всего является темой2: Николай /взял два письма. Одно/было от матери, другое/— от Сони (Л. Толстой). Поймать леща или окуня/— это такое блаженство! (А. Чехов); Киев/ — город моего детства; День/ солнечный и теплый. Такой порядок слов традиционно рас­сматривается как прямой. В то же время следует иметь в виду, что в русском языке немало конструкций с прямым порядком слов, в которых подлежащее и постпозитивно. К ним относятся прежде всего те, в которых темой является сказуемое: Есть / другое средство: вы можете отыграться (А. Пушкин); Ближе всех, были / Федор Васильевич и Петр Иванович (Л. Толстой); Утешением служили/'письма много­численных учеников (Л. Леонов).

Такова же последовательность главных членов предло­жения в конструкциях с нулевой темой, которые с точки зре­ния актуального членения неделимы: Был теплый июнь, сто­яли белые ночи (К. Паустовский); Шел дождь; Началась жат­ва; Зазвонил телефон.

Поскольку в русском языке с в о б од н ы и порядок слов, то последовательность некоторых членов предложения мож­но менять, например написать: Телефон зазвонил; Дождь по­шел. Но такое построение предложений приведет к инвер­сии. Так называется стилистический прием, состоящий в намеренном изменении обычного порядка слов с целью эмо­ционального, смыслового выделения какой-либо части выс­казывания. К инверсии часто обращаются писатели: Слав­ная бекеша у Ивана Ивановича (Н. Гоголь); Необъятным ка­залось звездное небо над этой непонятной землей (А. Толстой). Если прямой порядок слов, как правило, не имеет стилисти­ческого значения, то инверсионный — всегда стилистически значим. Инверсия является сильным стилистическим.сред­ством создания эмфатической интонации.

Определяя место второстепенных членов предложения, следует иметь в виду, что предложение обычно строится из словосочетаний, которые используются с их привычным словорасположением: согласуемые слова предшествуют стержневому слову, а управляемые следуют за ним. При таком порядке компонентов словосочетание представляет собой единую номинацию, обозначает одно понятие. Нарушение порядка слов в словосочетании лишает его единства или, разрушает словосочетание. Например, расположение слов в высказывании: В каждой детали из никеля делается отверстие — обязательно, так как при иной последовательности в детали оелается отверстие из никеля возникают новые связи, которые искажают смысл.

Охарактеризуем порядок слов в словосочетаниях, которые наиболее часто используются в русских конструкциях,

1. В сочетаниях имен существительных с прилагательными последние обычно препозитивны: хороший человек, веселая прогулка, абстрактное мышление. Постпозитивное прилагательное выделяется в семантико-стилистическом отношении и подчеркивается интонацией: Здесь вы встретите бакенбарды единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительнь искусством под галстук, бакенбарды бархатные, атласные, черные как соболь или уголь... Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакою кистью не изобразимые... Здесь вы встретите улыбку единственную, улыбку — верх искусства (Н. Гоголь). При этом важно заметить, что если словосочетание с постпозитивным прилагательным входит в состав темы, то оно не влияет на актуальное членение высказывания: Улица пустая вообще производит ужасное впечатление, а тут еще, то под ложечкой томило и сосало предчувствие (М. Булгаков) Но прилагательное может в постпозиции нести и ochobi смысловую нагрузку, и тогда оно становится ремой: Чкалов был человек сильный и решительный.

Если в предложении нарушается целостность словосочетания, то прилагательное, отделенное от определяемого слова другими членами предложения, всегда сильно инверсировано: Ранний перепадал снежок (М. Шолохов); Скука мея томила страшная (И. Тургенев).

В устойчивых сочетаниях типа гвардии старший лейте­нант зависимое существительное всегда стоит на первом месте.

2.В словосочетаниях из двух существительных зависимая словоформа обычно постпозитивна: любовь матери, прогулки при луне.

3.В словосочетаниях со стержневым словом-прилагатель­ным на первом месте обычно стоит наречие: очень добрый,

смертельно бледный, неправдоподобно большой. Такое же по­ложение занимает и существительное, указывающее на ка­чественный признак прилагательного: на редкость терпели­

вый, в корне неправильный. Однако существительные с ины­

ми значениями в косвенных падежах обычно препозитивны:

старик с черной с проседью бородой... неподвижно стоял, дер­жа чашку с медом (Л. Толстой); Никогда не видела скупая на

цвета северная природа такого богатого сочетания красок

(М. Шолохов).

4.В глагольных словосочетаниях с зависимой падежной

формой существительного оно, как правило, на втором мес

те: люблю грозу; пишу карандашом; подошел к окну. Однако

возможна и препозиция существительного, если оно указывает на качество или способ действия: Быстрыми шагами она

шла к дому (Г. Николаева); Потом он тем же изучающим взглядом оглядел Кочаряна и Митю (В. Кетлинская). Если к глаго­лу относятся два существительных, то непосредственно пос­ле него ставятся словоформы со значением адресата или об­стоятельственным, орудийным значением: написал для

студентов пособие; взял в шкафу бумагу; открыл ключом дверь.

Конечную же позицию занимает словоформа, которая по

смыслу теснее связана с глаголом: получил из редакции ответ, пишет друзьям письма.

Отступления от принятого в русском языке порядка слов возможны в текстах, допускающих экспрессивные элемен­ты, это ценят художники слова. Журналисты часто использу­ют инверсию как яркий стилистический прием в жанрах, близких к художественным. Приведем пример из очерка:

Места заповедные.

Лежит в нижегородском Заволжье Светлояр — озеро, хранящее одну из самых поэтичных легенд Древней Руси — сказание о невидимом граде Китеже. Когда четверть века назад пришел я на его берега студентом, собиравшим фольклор, озеро поразило заповедным покоем... Казалось, упал когда-то в чащобу огромный колокол и наполнился родниковой свежестью... (Из газет)

2. Стилистически не оправданная инверсия и устранение этой ошибки при литературном редактировании

Неоправданная инверсия нередко становится причине искажения смысла высказывания. Например: Начиная с 1912 года явилась возможность исследовать совокупность мельчайших кристаллических частиц, не улавливаемых микроскопом, посредством рентгеновских лучей. Стилистичекая правка в таком случае сводится к перемещению обстоятельства образа действия:...явилась возможность посредством рентгеновских лучей исследовать... Но еще более оправда правка-сокращение, проясняющая смысл такого высказывания: С открытием в 1912 году рентгеновских лучей появилась возможность исследовать мельчайшие кристаллически частицы, невидимые под микроскопом.

Причиной неясности высказывания становится неправильное расположение слов и в таком предложении: В плавании на 100метров соревнования проводятся вольным стилем брассом, на спине, баттерфляем. Редактор уточняет смысловые и грамматические связи членов предложения: Проводят соревнования по плаванию на 100метров вольным стилем, брассом, на спине, баттерфляем.

Возможность по-разному объединить слова в словосочетания порождает двусмысленность: Шестилетним деревенским мальчишкой он бежал босиком по осенней распутице, чтобы увидеть вблизи севший самолет (увидеть вблизи или вблизи севший?)

В иных случаях в авторском тексте из-за небрежной или низкой речевой культуры пишущего происходит перестановка темы и ремы: Полувагоны выделены из общей массы, отдельно по ним расчеты и анализ ведутся. Во второй части этого сложного предложения темой являются однородные подлежащие, а ремой — состав сказуемого, поэтому необхо­дима правка: Полувагоны выделены из общей массы; анализ и расчеты по ним ведутся отдельно.

Стилистически не оправданная инверсия мешает правиль­ному пониманию текста. На этом построена шутка А. П. Че­хова: Желаю вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать! Неудачный порядок слов нередко становится причи­ной неуместного комизма и абсурдности высказывания: Детский комбинат «Белочка» принимает детей после капитального ремонта; В универмаге проводится выставка-продажа това­ров для мужчин весенне-летнего сезона; В большом выборе имеются украшения для женщин зарубежного производства; В магазин поступили коляски для детей различных расцветок. Такие речевые ошибки чаще встречаются в составленных наспех объявлениях. Однако не исключены подобные ляп­сусы и в газетных материалах. Например: Как справедливо заметил в беседе со мной поседевший Раушнинг, именно это обстоятельство заставило многих политиков Запада терпи­мо относиться к режиму...; Обнаружен Скриквин в момент задержания автомашины в спящем состоянии;...Произвел осмотр места происшествия, где была совершена кража из магазина с участием понятых. В последнем примере непра­вильное понимание текста провоцирует пунктуационная ошибка: отсутствие запятой в конце придаточной части (где была совершена кража), но при трансляции такого текста неудачный порядок слов введет в заблуждение слушателей, даже если запятая не пропущена.

Двусмысленность может возникнуть и в сложноподчи­ненных предложениях с придаточными определительньши типа: Иллюстрации к рассказам, которые были присланы на конкуре, исполнены мастерски (на конкурс были присланы иллюстрации или рассказы?). В этих случаях придаточные предложения рекомендуется заменять причастными оборо­тами: Присланные к рассказам иллюстрации. Или: Иллюстра­ции к присланным рассказам.

Анализируя порядок слов, редактор исправляет и такие предложения, в которых те или иные слова неудачно разделили союзные сочетания: И. И. Лепехин писал, что в Тюмени ему приходилось видеть больных цингой, потому, по его мнению, что там как взрослые, так и дети пили соки березы, сосны, ели. После исправления будет:...не приходилось видеть больного цингой, потому что там, по его мнению,... пили соки.

И все же наиболее распространенной ошибкой является

неоправданная инверсия в обратимых конструкциях. Приведем примеры устранения этой ошибки при литературном редактировании:

Неотредактированный вариант

1.Город с 200-тысячным населением полностью обеспечит молочными продуктами новый завод в Житомире.

2.Просторные лоджии обрамляют экраны из армированного стекла.

3. Семь действующих плат форм обслуживают несколько сот человек.

 

Отредактированный варианп

1. Новый завод в Житоми полностью обеспечит моло ными продуктами город с200-тысячным населением

2. Экраны из армированное стекла обрамляют просторные лоджии.

3. Несколько сот человек обслуживают семь действующих платформ.

 

В подобных конструкциях подлежащее по форме не отличается от прямого дополнения, поэтому инверсия не может быть оправдана.

3. Немотивированный эллипсис. Стилистическая правка конструкций с пропущенным членом предложения

При литературном редактировании текста можно наблюдать немотивированный пропуск того или иного члена в составе предложения, нарушающий его структуру, а порой искажающий и смысл высказывания. Нельзя признать правильной такую фразу: В редакцию пришло письмо от гражданки Логиновой, в котором сообщала о неудовлетворительной работе заведующего милятинским магазином А. Г. Тарасова.

Стилистическая правка в этом случае требует употребления подлежащего в придаточной части сложноподчиненно предложения (... она сообщала). Немотивированный пропуск одного из элементов составного сказуемого приводит к де­фектности такого предложения: В новом хозяйстве удалось со­брать зерновых 29 центнеров, довести поголовье коров до 8,5 ты­сяч, надоить молока 3,9центнера, яиц 158,5миллиона штук. Неуместный эллипсис не только делает конструкцию непол­ноценной, но и провоцирует неверное толкование текста, порождая комизм высказывания (получилось: надоить... яиц). При стилистической правке этого предложения редактор вста­вит опущенные инфинитивы, постарается уточнить авторс­кую мысль таким образом: В новом хозяйстве удалось собрать с каждого гектара по 29 центнеров зерновых, довести поголо­вье крупного рогатого скота до 8,5 тысяч, надоить по 3,9 цен­тнера молока от каждой фуражной коровы, получить 158,5миллиона штук яиц.

4. Стилистическая оценка конструкций с беспредложным и предложным управлением

И авторы, и редакторы испытывают затруднения при выборе нужной формы управления, так как в русском язык есть множество синонимических конструкций, отличающихся тонкими семантическими оттенками и стилистической окраской, к тому же существуют исключения из правил. Не учитывая всего этого, легко ошибиться или не заметить ошибок при литературном редактировании. Даже в передачах по телевидению встречаются ошибки на управление: скучают по вам (по нам), в то время как в сочетании с личными местоимениями 1-го и 2-го лица множественного числа этот предлог управляет предложным падежом (по вас, по нас), xoтя существительные и личные местоимения 3-го лица употребляются в этой же позиции в дательном падеже (скучаю по сыну, по детям, по нему, по ним).

Устраняя ошибки на управление, редактор сталкивается с неправильным выбором падежной формы зависимого слов: В Кодексе о браке и семье РСФСР включены новые положения (следует: включены... в Кодекс);...Увидел себя в зеркало (следует: в зеркале),...Положил нога на ногу (надо: положил ногу на ногу)\ Недостаток витаминов особенно отражается на телят, поросят, ягнят (отражается — на ком? — на телятах т. д.); с пропуском предлога в предложно-падежной конструкции: Специализация и кооперирование в строительств создают предпосылки успешному решению поставленных: (предпосылки к решению...).

Обе эти ошибки встречаются одновременно в одной конструкции: Анатолий отремонтировал машину и не один месяц колесил дороги (вместо: колесил по дорогам); Каждым прожитым днем сотрудники отдела свидетельствуют свою готовность выполнить свою миссию (следует: Каждый прожить день сотрудников отдела свидетельствует об их готовнс выполнить свою миссию).

Нарушает норму управления и неоправданная замена беспредложной конструкции предложной: Осенью дети собрали ветки с красными листьями осины и желтыми от березы (вместо: с желтыми листьями березы), Во время бурения скважины ударил мощный фонтан горячей воды с температурой 90 градусов (вместо: воды температурой 90градусов).

Вот примеры правки таких конструкций:

Неотредактированный вариант

Этот месяц богат на ин­тересные театральные встречи.

Новый договор дает ши­рокий путь для дальнейшего развития.

К началу нынешнего года была выпущена опытная пар­тия из таких приборов.

Отредактированный вариа

...богат интересными театральными встречами.

...дает широкий путь да дальнейшему развитию...

...была выпущена... пар таких приборов.

 

 

Ошибки на управление очень часто возникают неправильного выбора предлога: Возможно, читатели упрекнут нас за то, что... (упрекнут в том, что...), Конкурс протекал пред глазами публики (на глазах у публики); Много труда вложили на строительство дороги... (вложили в строительство...); Братья подвозят грубые корма из полей на фермы (с полей). Нужно требовать со строителей... (от строителей) и

т.д.

Наблюдается особая «агрессия» предлогов по, о, конст­рукции с которыми весьма распространены в официально-деловом стиле. Как нарушение нормы следует рассматривать такие, например, словосочетания с этими предлогами: зада­чи по организации работы...; курсы по повышению квалифика­ции; фильм по нервной системе; результаты по бригаде и по каждой доярке в отдельности; распространители анкет по цехам и отделам; решен вопрос по предоставлению льгот ве­теранам; констатировали в том, что...; Согласились о том, что...; уверял всех о своей правоте; обратить внимание о вол-росах воспитания...; рецензия о статье; сувенир о Москве; отзыв по диссертации и т. д.

В случаях сомнений редактору следует обращаться к сло­варю-справочнику Д. С. Розенталя, подготовленному к пе­чати с исправлениями и дополнениями1.

«Горячими точками» русского предложного управления остаются и предлоги согласно, вопреки, благодаря, требущие после себя дательного падежа. Нередко при них по ошибке употребляют существительное в родительном падеже: Команды судов заняли места согласно боевого расписания; Такие услуги стали возможны благодаря четкой работы всех звеньев стан­ции; Согласно оценки... Согласно статьи 50-й Основ земельно­го законодательства.

К ошибкам на управление относятся и случаи неверного употребления оборотов с предлогами помимо, кроме, вместо. Например: Помимо кур, мы намерены заняться выращивани­ем индюшат; Вместо улиц Лациса и Свободы автобусы напра-вились по вновь построенному участку Планерной улицы. Обо­роты с названными предлогами нельзя употреблять самосто­ятельно, они зависят от глаголов-сказуемых. Поэтому в случаях нарушения нормы нередко возникает каламбур, как в первом из наших примеров: получается, что куры намере-ны выращивать индюшат. Правка подобных ошибок обычно требует значительной переработки предложений: Мы намерены выращивать не только кур, но еще и индюшат; Автобусы не правились не по улицам Лациса и Свободы, а по новому маршруту, открытому на улице Планерной.

Приведем примеры устранения ошибок на управление вызванных неправильным употреблением оборотов с предлогами помимо, кроме:

Неотредактированный вариант

1.Помимо рассказа о ходе конкурса, который поведет кандидат искусствоведения Л. П. Дыко, вы познакомитесь с твор­чеством членов фотоклуба.

2.Кроме политики ассимиля­ции, есть сторонники так называемой интеграции.

3.Нередко дети из бедных семей вынуждены работать. Не­ удивительно, что их успехи в учебе бывают весьма слабыми, ведь, помимо недоедания, им еще приходится нести та­кую большую физическую на­грузку.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1144; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.