Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие фонематического восприятия в норме

К изучению закономерностей овладения детьми звуковой системы языка занимались такие учёные, как: Гвоздев, Эльконин, Бельтюков, Швачкин, Салахова и многие другие.

Учёные утверждают, что для усвоения фонетической стороны языка для ребёнка необходимо не только сохранный физический (биологический) слух, не только подготовленность речевого аппарата, но и умение слышать и слушать, различать правильное и неправильное произношение как своей, так и чужой речи, а также контролировать собственную речь.

Ребёнок должен тонко дифференцировать все фонемы родного языка. Хорошо развитый фонематический слух в сочетании с артикуляционными упражнениями способствует более быстрому усвоению. Восприятия звуков у детей формируется в определённой последовательности.

Такие учёные: Швачкин, Пулько подчёркивали, что процесс восприятия в норме у ребёнка формируется очень рано.

Р.К. Гулько в своей работе описывает первые проявления речи в возрасте трех лет. Это восприятие основано на зрительном впечатлении (глазное общение).Ребёнок внимательно всматривается в артикуляцию.

В 4 месяца ребёнок остро реагирует на человеческий голос, он прислушивается к окружающему и стремится повернуть головку к источнику голоса. Постепенно (после 9 месяцев) ребёнок улавливает мелодико- интонационный рисунок.

Швачкин в своей работе «развитие фонематического восприятия в раннем возрасте» пишет, что при инструкции хлопать в ладоши «тут-тук», дети давали аналогичную реакцию на «стук-стук», если была схожа интонация. Это период до фонемного развития восприятия. Ребёнок ещё не воспринимает отдельные фонемы, а опирается на интонационный ритмический рисунок слова.

На втором году жизни различение самих фонем и большую роль играет сохранность физический слух т.к. в процессе формирования речи ребёнок не просто слышит речь окружающего, но и пытается ей подражать. Поэтому в зависимости у ребёнка сохранен физический слух и развит фонематический слух, у ребёнка будет наблюдаться ускоренный или запоздалый темп речевого развития.

В возрасте трёх лет дети с нормальным развитием различают правильное и неправильное произношение, особенно в чужой речи. При этом, в силу физических несовершенств артикуляционного аппарата сам произносить не может, но отдифференцировать может.

В возрасте 5-6 лет у ребёнка сформированы все фонемы родного языка, у детей сформирован навык различения фонем, что обеспечивает их к звуковому анализу и синтезу, а это является необходимым условием успешного овладения грамотой. Наибольшие сдвиги в развитии слуха наблюдаются 1,7- 1,8 месяцев. Поэтому считается, что у ребёнка к 2 годам первичный фонематический слух оказывается сформирован.

3 месяца –глазное общение

4 месяца реакция на голос

9-11 месяцев восприятие с опорой на интонацию.

К 5 годам у ребёнка формируется готовность к элементарным формам звукового анализа. Это выделение первого гласного и последнего согласного в слове. Это способность формируется спонтанно, без специального обучения, но при правильных педагогических условиях.

К 6-7 годам у ребёнка формируется фонематические представления, как способность выполнять операции анализа в умственном плане по представлению (с помощью специального обучения)В младшем школьном возрасте идёт более сложные формы звукового анализа.

Приёмы обследования фонематического слуха

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет различать звуки и дифференцировать отличающиеся тонкими акустико артикуляционным смысловыми различными признаками.

Фонематический слух – это способность частично заложенная природой и частично развивающаяся в процессе общения со взрослыми. Способность развивается спонтанно при благоприятных условиях.

1) Способность слышать заданный звук в слове.

2) Способность различать значения похожих по звучанию слов (фонетически сходных, но разных по значению, например, носок-песок; земля-змея)

3) Способность различать слова паронимы, отличающиеся одним звуком (аппозиционным звуком: уточка-удочка; усы-уши; мишка- мышка)

Фонематическое восприятие - это система умственных, интеллектуальных действий по звуковому анализу воспринимаемой речи. Фонемное восприятие реализуется через ряд операций звукового анализа слова. Сначала выделяются в звуковом потоке слово(определяющее наличие звука в слове), а потом уже анализ самого слова. Определение позиции, затем последовательности, количество звуков в слове.

Фонематическое восприятие- развитие умений анализировать речь и разлагать её на составляющие элементы. Развиваются на основе полноценного фонематического слуха.

Фонематические представления- это сложное умение, представляющее аналитическую деятельность, направленное на полную дифференциацию звуков, сопоставлению и обобщению звуков.

Приёмы обследования

1) Различение слов паронимов

Инструкция: слушай и показывай или объясняй «что это». Ребёнку предлагается рассмотреть ряд картинок, названия которых отличается только одной парой аппозиционных звуков (рак-лак). Вы называете пару картинок (угол-уголь, усы-уши)

2) Узнавание заданного звука а ряду другого звука, слогов, слов.

Инструкция: Хлопни в ладоши, когда услышишь заданный звук. При подборе слов берутся слова с заданным и без заданного звука, звук должен быть в начале, середине и конце слова (в разных позициях), подбираются слова со смежными согласными (сумка, маска, пояс, мышка, мишка, тапки, санки).

Обследование звукопроизношения, дифференциации

То как ребёнок воспроизводит воспринятый на слух материал. Лексический материал включает сохранные звуки. Только нарушенная дифференциация звуков. С этой целью детям предлагается последовательность звуков, слогов, слов, включающих аппозиционные звуки. Всё проводится в игровой форме «кто самый внимательный? Слушай и повторяй: га-га-га» Образцы слов: угол- уголь, точка- дочка, койка – Колька, пыл- пыль, дом- ком, цапля- сабля. Отбор картинок в названиях которых есть заданный звук. Сначала логопед сам называет картинки, а затем ребёнок сам должен отобрать картинки. Самостоятельное придумывание слов заданным звукам.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Изучение растительных кормовых ресурсов | Краснодар, 2009
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.