Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. История государства и права Древней Индии. Законы Ману




К источникам древнеиндийского права относятся: Дхармашастры - сборник религиозно-правовых предписаний; Артхашастры — трактат о политике и праве. Дхармашастры сначала были составлены брахманами для своих учеников, но со временем были признаны источниками права. Создание Артхашастры предписывается Каутилье, советнику царя из династии Маурьев Чандрагупты (конец 4-го века до н.э.). В этом произведении содержатся обширные сведения: об администрации и финансах Древней Индии, судопроизводстве, организации суда, преступлениях и наказаниях.

Законы Ману были созданы примерно в период I век до н.э. - I век н.э., предположительно, жрецами-брахманами. Всего в законах 2685 статей. Язык, на котором они написаны, называется санскритским, на котором говорили древние индусы. Законы состоят из 12 книг (глав), но интерес для юристов представляют лишь некоторые главы, в которых содержится информация о государстве и праве. Особое внимание в законах уделяется «варкам» или «кастам». Рабы не входили в касты. Древние индусы считали, что бог создал касты. Из уст своих он создал брахманов, из рук — кшатриев, из бедра — вайшьи, а из своих стоп — шудры. Первые три касты были дважды рожденными. Человек попадал в касту только по рождению. Брахманы имели право читать и толковать закон. Кшатрии были воинами. Вайшьи занимались торговлей, ремеслом и земледелием. Шудры были батраками.

Регулирование имущественных отношений. В основном все земли составляли собственность царя, но также имело место и общинное землевладение. Законы Ману закрепили законные способы приобретения имущества: по наследству, получение в дар, завоевание, ростовщичество, исполнение работ, получение милостыни. Вор никогда не становился собственником имущества. При обладании спорной вещью необходимо указать на ее происхождение. Законы Ману установили правило недействительности сделки, совершенной с пьяным, малолетним, безумным. Обязательным условием любого договора была его публичность. Дееспособность женщин и несамостоятельных членов семьи (сына, зависящего от отца, отца, зависящего от сына, и др.) была ограничена. Неправомерные сделки считались недействительными и наказывались штрафом. Например, по договору займа устанавливались определенные проценты, максимальные и минимальные, для каждой касты. Невозможность уплаты долга приводила к долговому рабству.

Семейное право. Для семейного права Древней Индии характерно господство мужчины (муж, отец). Брак заключается по воле родителей, но вдова после смерти мужа, обычно, становилась женой деверя; муж умершей жены, вступает в брак с ее сестрой. В Артхашастре указано несколько форм брака: правильный или торжественный (когда приданое жены переходит в собственность мужа); брак с выкупом или покупкой жены; брак, основанный на свободном соглашении супругов; похищение жены, как взятие в бою трофея. Для жены развод невозможен. Муж мог бросить жену в ряде случаев: если она сварливая, ненавидит мужа, длительное время не рожает детей. Для женщин допускалась свободная добрачная половая жизнь, но супружеская верность в браке поддерживалась суровыми карами.

Наследственное право. Наследство делится между сыновьями поровну. Если наследники на разделяются, живут в старом отцовском хозяйстве, то управляются страшим братом. Дочерям выделялась доля, но только в виде приданого.

Преступление и наказание. Законы Ману различали и давали понятия: умысла и неосторожности, первое правонарушение и рецидив, тяжкое и легкое преступление. В законах неотвратимо действовал несправедливый принцип снисходительности к высшим кастам и беспощадность расправы для низших каст. В законах выделялись следующие преступления: государственные преступления, преступления против личности и при этом не было четкого различия между чисто правовым правонарушением (деликтом) и преступлением, имущественные преступления, должностные и правонарушения, носящие характер святотатства. Одним из тяжких преступлений, прежде всего для женщины, было прелюбодеяние, за которое предусматривалась смертная казнь. Наказывался и мужчина за преступное сожительство со свободной женщиной. Например, если шудра вступал в связь со свободной женщиной из высшей касты, он подлежал кастрации. В законах Ману нет исчерпывающего перечня наказаний. Царь применял следующие наказания: смертную казнь (простую и квалифицированную — сажание на кол), заточение, заковывание в цепи, различные виды телесных наказаний, а также применялся штраф, замечание, выговор. Смертная казнь могла быть заменена крупным штрафом. Смертная казнь к брахманам не применялась, а заменялась изгнанием из касты и страны.

Суд и процесс. Процесс был публичным, носил обвинительный характер как по уголовным, так и по гражданским делам, и начинался с подачи искового заявления. В случае бегства истца или ответчика из суда, последний безоговорочно признавал за ними вину. В процессе действовал общий принцип, согласно которому свидетели должны быть равны по своему социальному статусу. При отсутствии таковых судом принимались свидетельские показания других свидетелей. Широко использовались в суде ордалии (суд божий), то есть испытание весами, огнем, водой, ядом. Суд также рассматривал письменные доказательства, особенно при разрешении имущественных споров.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.