КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды запасов и их функции
Причины создания и классификация запасов Тема 7. Логистика запасов
Запасы – это инвестициив активы производителей и торговых организаций. Именно уровни запасов МР и ГП определяют стратегии закупок, складирования и транспортировки. Затраты на их содержание являются одной из самых больших статей общих логистических издержек. Например, в автомобильной фирме США стоимость запаса деталей составляет 500 долларов в расчете на 1 выпускаемый автомобиль, а в Японии - 77 долларов за счет более прогрессивной системы управления запасами "Канбан". Запасы позволяют эффективно функционировать всей логистической системе. Величина запасов должна выбираться оптимальной, ибо большие запасы стоят больших денег, а малые запасы могут задерживать и мешать равномерности работы транспорта, склада или производства. Материальный поток на пути движения от поставщика сырья до конечного потребителя может накапливаться в виде запаса в любом звене логистической системы. Выделяют два основных вида запасов на складах и производственных участках предприятия: 1. Производственные запасы - сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, запасные части, топливо; 2. Товарные запасы - полуфабрикаты собственного производства, готовая продукция, тара и возвратные отходы. Основными причинами создания запасов являются: - возможность колебания платежеспособного и сезонного спроса; - экономия на закупках за счет получения скидок за опт; - вероятность роста цен на сырье, материалы, готовую продукцию; - снижение затрат на транспортировку крупных партий за счет сокращения количества заказов; - вероятность нарушения установленного графика поставок; - возможность немедленного реагирования на рост спроса на товар; - сведение к минимуму простоев производства из-за отсутствия МР; - обеспечение функционирования микрологистических систем МRP и DRP; - снижение предельных затрат при производстве больших партий товаров; - стремление менеджеров к повышению скорости оборота запасов, снижению затрат на их хранение, которое способствует повышению экономической безопасности и финансовой устойчивости организации. Наличие запасов всегда сопряжено с затратами, например, ежегодные расходы на содержание запасов составляют 25- 50% общих расходов предприятия. Этот факт характеризует негативную сторону запасов. К затратам на обслуживание запасов относятся: - замороженные финансовые ресурсы, которые можно было бы направить на инвестиции, инновации; - оплата труда специального персонала; - расходы на хранение и содержание складов; - потери части запасов из-за постоянного риска порчи, хищения и морального старения запасов; - расходы на упаковку, страховку, налоги, непредвиденные расходы. Отсутствие запасов, также, сопряжено с затратами. Это убытки от простоя производства, закупок мелкими партиями по более высоким ценам, отсутствия готовой продукции, на которую предъявляется повышенный спрос. Японцы - создатели JIT-технологии и КANBAN, не отказываются и от запасов, которые они образно сравнивают с поднявшимся уровнем воды в водоеме: плавание становится спокойным, снижается риск, не нужен опытный лоцман. Запасы классифицируют по следующим признакам: 1. По отношению к логистическим функциям различают: а) складские, или буферные запасы МР, НП и ГП, находящиеся на складах предприятия и логистических посредников; б) транспортные, или транзитные запасы, находящиеся в процессе транспортировки и грузопереработки; 2. По времени различают следующие количественные уровни запасов (от большего к меньшему): а) максимальный желательный запас - целесообразный уровень запаса в данной логистической системе; б) пороговый уровень запаса - используется для определения момента выдачи очередного заказа; в) текущий запас - это фактический уровень запаса в конкретный момент времени; г) гарантийный запас - минимальный уровень запаса, необходимый для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств. Классификация запасов по «функциональному признаку» представлена в табл. 12. Таблица 12
Каждый из видов запаса может быть измерен: а) в натуральном выражении для определения степени обеспеченности запасами конкретного вида продукции; б) в стоимостном выражении для расчет затрат по содержанию запасов и сравнения с показателями общих логистических издержек; в) в днях обеспеченности – отношение объема запасов в натуральном выражение к их среднесуточному расходу.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 757; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |