Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формальная и неформальная организации

Организация, созданная по воле руководства для достижения определённых целей, структура которой определяется перечнем ролей (должностные права и обязанности) и задач (по инструктивно-методическим указаниям, положениям и стандартам) получила название формальной организации.

Рис. 2.3. Взаимосвязь внутренних элементов организации

 

Организация, которая образуется стихийно и определяется социальным воздействием, т. е. взаимоотношением на практике людей в процессе производства получила название неформальной организации. Неформальная организация представляет человеческий аспект деятельности организации. Она (неформальная организация) порождается основным принципом человеческой психики: взаимодействие людей между собой порождает определённые чувства. Из чувства рождается консенсус, что является основой концепции малых неформальных групп.

К причинам, побуждающим вступать людей в неформальные отношения, относятся:

1. чувство принадлежности. Одно из самых сильных наших эмоциональных потребностей. Удовлетворение данного чувства не может быть, как правило, в условиях формальной организации;

2. взаимопомощь. Люди предпочитают прибегать к помощи коллег, чем "создавать проблемы начальству";

3. защита, т. е. осознанное объединение людей с целью отстоять свои права, в противовес, порой, определённых решениям принятым руководством;

4. общение. Потребность людей иметь полную информацию о деятельности организации (руководство иногда намеренно скрывать от своих подчинённых определённые сведения) побуждает их к неформальному получению информации (например, через слухи). Ни одни новости не передаются, как правило, так быстро как по неформальным каналам ("тайный телеграф"; неформальные коммуникации);

5. симпатия. Симпатия и антипатия к кому-либо лежат в основе общения людей, которые присоединяются к неформальным группам потому, что хотят ближе быть к тому кто им симпатичен.

Неформальные организации отличают следующие признаки.

1. социальный контроль. Речь идёт о социальном контроле неформальной организации над своими членами, т. е. создание групповых эталонов (норм) поведения, которым должны отвечать члены неформальной группы;

2. сопротивление переменам. Для неформальной организации это наиболее характерный признак, так как перемены несут, как правило, в себе угрозу дальнейшему её существованию;

3. неформальный лидер. Он признаётся группой. Сфера влияния неформального лидера может выходить за административные рамки формальной организации. Основные функции формального лидера: помощь группе в достижение её целей; поддержка и укрепление её существования.

Неформальные (теневые) группы существуют в каждой организации. Задача менеджера "заставить" работать эти группы для решения основных целей организации. Для этого менеджер должен:

согласиться и принять факт существования неформальной организации;

· понять насколько неформальная организация может быть ценной и помочь ему достичь своих целей;

· выявить неформальных лидеров и управлять ими;

· попытаться объединить цели формальной и неформальной организации;

· понять и согласиться с тем, что вне зависимости от того, что он делает, неформальные организации будут продолжать существовать.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные характеристики организации | Основные модели организаций (предприятий) как объектов управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 217; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.