Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесс стратегического планирования. 5.1. Процесс стратегического планирования

ТЕМА 5. ТЕХНОЛОГИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

5.1. Процесс стратегического планирования.

5.2. Организация деятельности по разработке стратегии.

Основные элементы стратегического выбора могут быть представлены в виде следующей пирамиды.

Рис. 5.1. Основные элементы стратегического выбора

 

Миссия – генеральная цель организации, смысл её существования. Например, миссия компании "Форд" в первые годы ее создания – предоставление людям дешевого автотранспорта. Цели – это конкретизация миссии организации в форме, доступной для управления процессом ее реализации. Они определяют направление основ.

Стратегия – разработка обоснованных мер и планов для выполнения миссии предприятия и достижения намеченных целей. Слово "стратегия" произошло от греческого strategos – "искусство генерала". Слово имеет военное происхождение. Именно strategos позволило Александру Македонскому завоевать мир. "Стратегия" – "искусство развертывания войск в бою".

Процесс стратегического планирования может быть представлен в виде следующей схемы (рис. 5.2).

 
 
 
 
 
 
 
 
Анализ стратегических альтернатив
  Выбор стратегии
  Реализация стратегии
  Оценка стратегии
Обследование сильных и слабых сторон организации
  Оценка и анализ внешней среды
  Цели организации
  Миссия организации

Рис. 5.2. Процесс стратегического планирования

При управленческом обследовании сильных и слабых сторон организации рекомендуется включать пять функциональных зон:

· маркетинг;

· финансы (бухгалтерский учет);

· производство;

· персонал;

· организационная культура и имидж организации.

При анализе стратегических альтернатив в специальной литературе выделяются четыре базовых стратегии:

1. Ограниченный рост. Выбирается большинством организаций в отраслях со сложившейся технологией. Цели развития устанавливаются от достигнутого и корректируются на изменяющиеся условия.

2. Рост. Применяются в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющейся технологией. Характеризуются значительным ежегодным приростом продукции, выходом на новые рынки сбыта продукции.

3. Сокращения или стратегия последнего средства. Показатели деятельности организации приобретают устойчивую тенденцию к ухудшению и никакие меры не изменяют этой тенденции.

4. Комбинированная. Исходя из трех предыдущих.

Существует ряд методических подходов к планированию стратегических альтернатив и их оценке. Например, матрица возможностей по товарам/рынкам (рис.5.3) имеет следующий вид.

Рис. 5.3. Матрица возможностей по товарам/рынкам

 

У организации может быть несколько видов функциональных стратегий, по которым она определяет ключевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетности целей. Их можно классифицировать следующим образом.

Продуктово-рыночная стратегия направлена на определение видов конкретной продукции и технологий, которые фирма будет разрабатывать, сфер и методов сбыта, способов повышения уровня конкурентоспособности.

Стратегия диверсификации предполагает разработку новых продуктов и новых рынков. Наиболее рискованная стратегия.

Стратегия маркетинга предполагает гибкое приспособление организации к рыночным условиям с учетом позиции товара на рынке, уровня затрат на исследование рынка, комплекса мероприятий по форсированию сбыта; распределение средств на маркетинговую деятельность, между выбранными рынками.

Конкурентная стратегия направлена на снижение издержек производства, индивидуализацию и повышение качества продукции, определение путем сегментации новых секторов деятельности на конкретных рынках.

Стратегия управления набором отраслей предполагает, что высшее руководство постоянно держит под контролем виды деятельности и номенклатуру продукции в целом для диверсификации видов деятельности и продукции.

Стратегия нововведений (инновационная) предполагает объединение целей технической политики и политики капиталовложений и направлена на внедрение новых технологий и видов продукции. Она предусматривает выбор определенных объектов исследований, с помощью которых можно содействовать в первую очередь поискам новых технологических возможностей.

Стратегия капиталовложений предполагает определение относительного уровня капиталовложений на основе расчета масштабов выпуска продукции, определение конкурентных позиций организации, выяснение возможностей организации на основе результатов планирования и выполнения планов путем организации оперативно-хозяйственной деятельности.

Стратегия развития направлена на обеспечение устойчивых темпов развития и функционирования организации в целом и ее подразделений благодаря разработке новых видов продукции, расширению вертикальной интеграции, повышению конкурентоспособности, увеличению экспорта, созданию совместных предприятий.

Стратегия поглощения предполагает приобретение акций других компаний, характеризующихся быстрым ростом и научно-техническими достижениями, с целью повышения эффективности деятельности организации путем проникновения в новые отрасли хозяйства.

Стратегия зарубежного инвестирования направлена на создание за рубежом собственных производственных предприятий – сборочных и по разработке сырьевых ресурсов.

Стратегия ориентации на расширение экспортной деятельности предполагает разработку таких мер, которые могли бы обеспечить целесообразность развития экспорта, снизить возможные риски и оценить выгоды. Стратегия экспорта предусматривает ориентацию производства на удовлетворение иностранных потребителей. Она используется обычно крупными компаниями, выпускающими сложную продукцию на основе заказов, средними и небольшими фирмами, выпускающими малогабаритную высокотехнологичную продукцию (часы, фотоаппараты, бытовые электроприборы) и сбывающими ее на тех рынках, где транспортные издержки невелики, а риск зарубежных инвестиций велик.

Стратегия внешнеэкономической экспансии предполагает по всем видам деятельности: создание заграничного производства, экспорт в третьи страны товаров и услуг, заграничное лицензирование.

В развитии методологии стратегического управления выделяют несколько этапов (принципов управления):

· управление на основе контроля исполнения, при котором реакция организаций на изменения (при незначительных темпах изменений) появляется после совершения событий;

· управление на основе экстраполяции применяется при ускорении темпов изменений. Однако будущие тенденции можно еще предсказать путем выработки соответствующей стратегии;

· управление на основе разработки принципиально новых стратегий, когда очевидны новые тенденции развития;

· управление на основе гибких экстренных (оперативных) решений, применятся при стремительном возникновении непредвиденных обстоятельств и тенденций.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура управления цехом | Организация деятельности по разработке стратегии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.