КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типы информационных взаимосвязей
Существует шесть разновидностей и нформационных взаимосвязей. Первичные информационные сети строятся в виде "звезды", "шпоры", "круга". В информационной сети " звезда " (рис. 8.1) один руководитель контролирует деятельность нескольких подчиненных. Информационные потоки исходят из одного центра. "Звезда" позволяет быстро приступать к действиям, так как, инструкции и информацию из центра можно послать одновременно во все точки. В "звезде" есть признанный лидер (руководитель), который занимает ключевую позицию, может просеивать информацию в своих интересах.
Качество работы "звезды" определяется в центре. Оно не может быть выше уровня работы лидера (А). Сеть "звезда" сильна и действенна в небольшом коллективе (до 10 сотрудников). Если в сети работает более 10-12 сотрудников, руководитель в центре не способен обработать всю информацию. Особенность информационной сети " шпора " (рис. 8.2) состоит в том, что между начальником (А) и подчиненными (В, Г, Д и т. д.) появляется работник (Б), занимающий ключевую позицию, отсекающий номинального начальника от исполнителей, просеивающий информацию. Им может быть первый заместитель, помощник, референт, офис-секретарь и т. д. Руководитель на эту позицию должен подбирать профессиональных и преданных сотрудников. Информационная сеть " круг " (рис. 8.3) может быть сформирована в небольших организациях с гибкой структурой управления; при работе проблемно-целевых групп; на заседаниях комитетов, комиссий и во время проведения проблемных совещаний. Главная особенность "круга" – разделение или полное отсутствие формального лидерства. Характеристики информационной сети "круг": более благоприятный моральный климат; возможность выдвижения лидеров; развитие творческого подхода к работе; эффект синергии; неустойчивость; ограниченное просеивание информации. Вторичные информационные сети строятся на основе первичных в форме "тента" (рис. 8.4), "палатки" (рис. 8.5), "дома" (рис. 8.6). " Тент " – очень распространенная сеть, в которой две разные силовые линии идут к одному человеку (руководителю), обрабатывающему информацию и осуществляющему управление. Это сильная и устойчивая информационная сеть с высокой степенью централизации управления, четко и ясно определенной властью и ответственностью; создается в случаях, если основные направления деятельности фирмы совершенно не связаны между собой. Вся информация проходит через руководителя (А). Информационная сеть " палатка " образуется тогда, когда руководитель (А) считает, что решение общих проблем его старшими подчиненными (например, заместителями Б-1 и В-1) эффективнее, чем передача их для решения наверх. Канал "Б-1 – В-1" может быть создан официально, неофициально и без ведома руководителя. Сеть "палатка" позволяет быстро решать возникающие проблемы без согласования с руководителем, что ослабляет его власть. Информационная сеть " дом " образуется в том случае, если все должностные лица могут обмениваться информацией не только по вертикали, но и по горизонтали. Такая система позволяет согласовать деятельность и быстрее решать общие проблемы даже на низших уровнях управления. Стабильность положения руководителя уменьшается. Требуется усиление контроля за действиями подчиненных. 8.4. Коммуникации как основа информационного процесса Коммуникация – это способ получения менеджером необходимой для принятия решения информации и передачи управляющих воздействий исполнителям. Коммуникация осуществляется по каналам информационной связи, которые называются также каналами коммуникации. С технической точки зрения это – кабельные сети, спутниковые каналы, радиосвязь, а с информационной –система внешних и внутренних договоров, согласно которых передается управляющая информация. Вся система коммуникаций в соответствии с организацией управления делится на внешнюю и внутреннюю. Внешние коммуникации (коммерческие отношения) – это отношения между участниками сделки (контрагентами), регламентируемые коммерческими договорами (контрактами) на куплю-продажу, аренду, кредит или другой вид хозяйственных операций. Внешние коммуникации осуществляются в устной, письменной и электронной форме между организацией и ее внешней средой: · коммерческие – с поставщиками, посредниками и потребителями; · административные – с фискальными, распорядительными органами государственной власти и правозащитными организациями; · общественные (public relations) – с общественным мнением (через средства массовой информации, благотворительную деятельность). Внутренние коммуникации (деловые и трудовые) – это внутренние управленческие и трудовые отношения, существующие в устной, письменной и электронной форме внутри организации. Различают следующие виды коммуникаций внутри организации: · межуровневые коммуникации – перемещение информации по вертикали. Они могут осуществляться: § по нисходящей (сообщение подчиненным о принятом управленческом решении) и § по восходящей (отчеты, предложения, объяснительные записки); · коммуникации между различными отделами (горизонтальные коммуникации) – необходимы для координации задач и действий; · коммуникации "руководитель-подчиненный" связаны с прояснением задач, приоритетов и ожидаемых результатов; обеспечением вовлеченности сотрудников в решение задач; обсуждением проблем организации; оповещением подчиненного о грядущих изменениях и т.п.; · коммуникации между руководителем и рабочей группой позволяют повысить эффективность действий группы; · неформальные коммуникации – это канал распространения слухов. Поскольку по каналам слухов информация передается много быстрее, чем по каналам формального сообщения, то руководители пользуются ими для запланированной утечки и распространения определенной информации. Основными элементами коммуникационного процесса являются: · отправитель – лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее; · сообщение – собственно информация, закодированная с помощью символов; · канал – средство передачи информации; · получатель – лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее; · шум в информационной системе – это все то, что искажает смысл передаваемой информации. При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача – составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен. Этапами коммуникационного процесса являются: · зарождение идеи, · кодирование и выбор канала, · передача, · декодирование, · обратная связь. Зарождение идеи. Обмен информацией начинается с формулирования идеи или отбора информации. Отправитель решает, какую значимую идею или сообщение следует сделать предметом обмена. Идея еще не трансформирована и не приобрела формы, отправитель решил только, что именно он хочет передать. Кодирование и выбор канала. Прежде чем передать информацию, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, использовав для этого слова, интонации и жесты (язык тела), иные символы. Такое кодирование превращает идею в сообщение. Отправитель должен также выбрать канал, совместимый с типом символов, использованных для кодирования. К общеизвестным каналам относятся передача речи и письменных материалов, а также электронные средства связи, включая компьютерные сети, электронную почту и др. Передача. Отправитель использует канал для доставки сообщения (закодированной идея или совокупности идей) получателю. Это физическая передача сообщения. Декодирование – это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея. Если реакции на идею не требуется, процесс обмена информацией на этом должен завершиться. Обратная связь. При наличии обратной связи отправитель и получатель меняются коммуникативными ролями. Обратная связь – это ответная реакция на то, что услышано, прочитано или увидено. Она указывает отправителю сообщения на факт получения сообщения и характеризует степень понимания или непонимания содержащейся в нем информации.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |