КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типы конфликтов
ТЕМА 10. КОНФЛИКТЫ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ 10.1. Типы конфликтов 10.2. Модель процесса конфликта 10.3. Пути преодоления конфликтов Слово "конфликт" латинского происхождения, оно означает "столкновение". Конфликт – это ситуация, когда отсутствует согласие между двумя или более сторонами, их открытое или крытое столкновение. При конфликте происходит столкновение разнонаправленных тенденций в психике одного человека, взаимоотношениях людей, их формальных и неформальных объединений. Ранее считалось, что конфликт – это проявление некомпетентности менеджера, негативных тенденций в развитии организации, его необходимо по возможности избегать. С современной точки зрения в конфликте нет ничего, что не может быть направлено на пользу, так как он позволяет выявить скрытые от руководства процессы, "подводные камни" в исполнении решений, предоставляет дополнительную, часто очень важную информацию. Вопрос состоит в том, что делать в этой ситуации, как вести себя по отношению к сотрудникам. Если мы рассчитываем иметь дело с сотрудниками, которые занимают собственную позицию, которые не будут молчаливыми и бездумными исполнителями, действующими против своей воли, исполняющими то, что им приказывают, то конфликты неизбежны, но весьма плодотворны. Причинами возникновения конфликта могут стать: · распределение ресурсов – ограниченность ресурсов, которыми располагает организация, вынуждает менеджеров распределять их таким образом, что не все работники и подразделения получают столько ресурсов, сколько им хочется; · различие целей и задач подразделений – объективная реальность для любой организации, так как общая цель организации делится на ряд менее глобальных целей подразделений; поставленные перед одним из них задачи не всегда понятны и принимаются другими, более того, они часто вступают в некоторое противоречие, например, цели отделов сбыта и финансов, сбыта и производства; · различные представления и ценности у работников вызывают межличностные конфликты или конфликты личности и группы, например, в случае нарушения права на свободу слова из-за групповых или организационных правил; · различия в манере поведения (см. ниже); · разный возраст и жизненный опыт вызывает "конфликт отцов и детей"; · плохие коммуникации служат одновременно причиной, катализатором и следствием многих конфликтов, когда конфликтующим сторонам передается недостаточно информации о стимулах и побудительных мотивах друг друга. По своей манере поведения некоторые люди притягивают к себе конфликты. Обычно таких людей называют инициаторами (создателями) конфликтов. Они делятся на следующие типы: · демонстратор – идет на обострение отношений с людьми чтобы быть в центре внимания или улучшить себе настроение; · ригидный – имеет завышенную самооценку и несамокритичен, обидчив, при этом оценивает окружающих значительно ниже, чем они того заслуживают; · неуправляемый – агрессивный тип людей со слабым самоконтролем; · сверхточный – излишне мелочные и подозрительные люди, педанты; · целенаправленный – сознательно идущий на конфликт с целью удовлетворения материальных или моральных потребностей; · бесконфликтный – постоянно уклоняющийся от конфликта, чем и вызывает желание "расшевелить". Конфликты бывают: · по числу втянутых в конфликт: § внутриличностный – выбор из двух или более равнозначных и одинаково желанных вариантов, несовпадение требований внешней среды и внутренних убеждений, потребностей и возможностей; § межличностный – в основном возникает на почве материальных разногласий, несовпадения взглядов, ценностей, характеров; § между личностью и группой – см. выше; § межгрупповой – из-за распределения ресурсов и различия в групповых целях и ценностях; · по вовлеченным уровням: § горизонтальный – если все стороны конфликта находятся на одном уровне иерархии; § вертикальный – если хотя бы одна сторона конфликта находится на другой ступени иерархии; · по равенству последствий: § симметричные – если все стороны конфликта теряют или получают примерно одинаковые последствия; § асимметричный – если одна или более сторона конфликта теряет (выигрывает) значительно больше, чем другая; · по объективности причины: § объективные – является осязаемый объект конфликта; § субъективные – возникают на основе личных оценок; § по последствиям: § функциональные (конструктивные)– ведут к увеличению эффективности функционирования организации (часто возникает в рабочих спорах, полемике, на научных совещаниях); § дисфункциональные (деструктивные) – снижают эффективность группового сотрудничества и, как следствие, функционирования организации (неудовлетворение, плохое состояние духа, увеличение текучести кадров и снижение производительности; меньшая степень сотрудничества; непродуктивная конкуренция с другими группами; представление о другой стороне как о "враге"; снижение взаимодействия и общения, рост враждебности между конфликтующими сторонами; придача большего значения "победе" в конфликте, нежели решению реальной проблемы); · по характеру причины: § деловые – возникают по вопросам, решаемым на рабочих местах; § личные – на почве неофициальных отношений и связей. Внутриличностный конфликт имеет несколько форм. Одна из наиболее распространенных – ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Внутриличносткый конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные условия не совпадают с личными потребностями и ценностями. Межличностный конфликт наиболее распространенный. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей. Люди с разными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить один с другим. Конфликт между личностью и группой может возникнуть, если эта личность займет позицию, которая отличается от позиции группы. Аналогичный конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя между необходимостью обеспечивать соответствующую производительность труда и соблюдением правил и процедур организации. Руководитель может быть заставлен применять дисциплинарные методы, которые могут оказаться непопулярными в глазахподчиненных.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |