КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теории руководства. Характеристики и навыки руководителя
ТЕМА 11. МЕНЕДЖЕР В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ 11.1. Теории руководства. Характеристики и навыки руководителя. 11.2. Социально-психологические типы руководства. 11.3. Функциональные обязанности руководителей. Руководство – способность организовать и убедить людей сделать то, что они не сделали бы добровольно. Существует три теории подбора специалистов в качестве руководителей производств: · теория личностных особенностей, согласно которой отдельные лица в силу своих личных способностей обладают качествами, необходимыми для руководителя; · теория ситуаций (поведенческая) – основана на предположении, что человек, который ощущает себя лучше для руководства в данной ситуации и выделится из группы как руководитель. Согласно этой теории, кандидаты на руководство могут быть поставлены в различные нестандартные ситуации и тот кто при этом станет лидером, может быть официально назначен на руководящий пост; · смешанная теория – включает в себя элементы первой и второй теорий. Можно сформулировать основные требования к менеджеру: · наличие общих знаний в области управления предприятием, способность управлять ресурсами, прогнозировать и планировать работу предприятия, владение способами повышения эффективности управления; · компетентность в вопросах технологии производства в той отрасли, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности; · владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения; · наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на основных рынках или их сегментах, на которых уже работает или намеревается работать; · умение анализировать деятельность и действия фирм-конкурентов; · информированность по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренции, динамики спроса на продукцию и умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и в других странах, на рынках которых фирма стремится усилить либо удержать свои позиции; · умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении; · умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи; · способность и желание принять ответственность, уверенность в себе, решительность, высокие умственные и организаторские способности, самодисциплина, тактичность и т.п. По определению Генри Минцберга выделяются десять ролей менеджера в организации, которые он должен выполнять независимо от ее размеров, сферы деятельности и занимаемой должности: · межличностные роли: § главный руководитель – символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера (церемониалы, действия, обязываемые положением, ходатайства); § связующее звено – обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги (переписка, участие в совещаниях на стороне, другая работа с внешними организациями и лицами); § лидер – ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, ответственный за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности (Фактически все управленческие действия с участием подчиненных); · информационные роли: § приемник информации – разыскивает и получает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера, которую, понимая организацию и внешние условия, успешно использует в интересах своего дела; выступает как нервный центр внешней и внутренней информации, поступающей в организацию (обработка всей почты), осуществление контактов, связанных преимущественно с получением информации (периодические издания, ознакомительные поездки)); § передатчик информации – передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации; часть этой информации носит чисто фактический характер, другая требует интерпретации отдельных фактов для формирования взглядов организации (рассылка почты по организациям с целью получения информации), вербальные контакты для передачи информации подчиненным (обзор, беседы)); § представитель – передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации; действует как эксперт по вопросам данной отрасли (участие в заседаниях, обращение через почту, устные выступления, включая передачу информации во внешние организации и другим лицам); · роли, связанные с принятием решений: § распределитель ресурсов – распределяет ограниченные ресурсы организации по подразделениям и направлениям деятельности для получения наибольшего совокупного эффекта (разработка планов и бюджетов); § предприниматель – изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и запускает "проекты по совершенствованию", приносящие изменения, контролирует разработку определенных проектов (участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры ситуации, включающие инициирование или разработку проектов усовершенствования деятельности); § ведущий переговоры – ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах; § устраняющий нарушения – отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью важных и неожиданных нарушений (обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы). По оценке Американской ассоциации методов управления, менеджеры должны обладать такими качествами: · высочайшим профессионализмом; · сочетанием в себе администратора и лидера; · умением учитывать интересы всех сторон, участвующих в бизнесе; · широким интеллектуальным кругозором; · высокой нравственностью; · инициативностью; · настойчивостью; · коммуникабельностью; · умением быть строгим, изучать, анализировать свое окружение и дело; · способностью аккумулировать информацию – выбирать из нее самое важное для данного момента и перспективы; · умениями; · использовать возможности наличной информации сети; · добывать информацию; · анализировать плохие новости с большим вниманием, чем хорошие; · превращать факты в информацию, а ее – в знание; · определять важность, ценность информации, ее многоаспектность; · чувствовать перспективу, знать, что нужно сегодня, а что – завтра; · обладать интуицией; · уметь убеждать подчиненных в нужности дела; · быть способным убеждать подчиненных в реалистичности своего видения перспективы развития фирмы; · ценить таланты сотрудников и избавляться от балласта корректным путем; · уметь слушать других и слышать даже то, что не сказано вслух; · побуждать людей быть самим собой; · руководствоваться правилом: если два человека думают одинаково, то один из них лишний; · стремиться к широкому спектру мнений; · быть честным, поскольку без этого нет доверия; · гибким, уступчивым в мыслях и действиях, не преступая границ, за которыми наступают нарушения этики, норм морали; · доброжелательным; · добропорядочным; · объективным и беспристрастным; · обладать высокоразвитым чувством справедливости; · искренне способствовать общему успеху фирмы; · взять на вооружение такие качества как: аккуратность, точность, деловитость, скромность, простота, чуткость, твердость, решительность.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |