Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Права и свободы человека и гражданина в РФ

Ст. 2 Конституции РФ гласит: человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита — обязанность государства.

Права человека - это мера возможного поведения лица как участника общественных отношений вне зависимости от того, в каком государстве возникают эти отношения.

Права же гражданина тесно сопряжены с государством, гражданство которого имеет данное лицо.

Обязанности - это мера должного поведения лица, установленная в нормативном порядке в соответствии с индивидуальными и коллективными интересами.

Структуру правового статуса личности составляет совокупность его прав и обязанностей.

Можно классифицировать права личности по ряду оснований:

1) по статусу субъекта: права человека (например, право каждого свободно выезжать за пределы РФ) и права гражданина (например, право российских граждан беспрепятственно возвращаться в страну гражданства) (ч. 2 ст. 27);

2) по количественному признаку: индивидуальные права (например, право на имя, честь, достоинство (ст. 21), коллективные права (например, право на объединение (ст. 30), на коллективные обращения в государственные и муниципальные органы (ст.3));

3) по происхождению: естественные права (право на жизнь ч. 1ст. 20), личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22)), позитивные права (право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37), на социальную защиту (ст. 39));

4) по содержанию: личные, политические, социально-экономические и культурные права.

Личные права и свободы наиболее полно характеризуют положение человека в гражданском обществе и гарантируют невмешательство государства в сферу частных интересов личности. Эта группа прав принадлежит каждому человеку независимо от его гражданства, национальной и иной принадлежности и может быть реализована только самим человеком. К данной группе прав и свобод человека относятся:

- право на жизнь (ст.20) – первое фундаментальное право человека, без которого все остальные права теряют свою ценность;

- право на достоинство личности (ст.21);

- право на свободу и личную неприкосновенность (ст.22);

- право на неприкосновенность частной жизни (ст.23. ст.24);

- право на неприкосновенность жилища (ст.25);

- право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком (ст.26);

- право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства (ст.27);

- право на свободу совести (ст.28).

 

Политические права и свободы российских граждан непосредственно связаны с организацией и осуществлением власти в государстве и характеризуют положение личности в политических отношениях.

К ним относятся:

- право граждан на свободу слова и информацию;

- право на объединение (свобода ассоциаций);

- право на собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование;

- право на участие в управлении делами государства (право избирать и быть избранным, участвовать в референдуме и других формах прямой демократии, право на равный доступ к государственной и муниципальной службе, право на участие в отправлении правосудия);

- право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (право на петиции).

 

Социальные, экономические и культурные права связаны с удовлетворением значимых для каждого человека потребностей в жилье, питании, работе, отдыхе и т.п. Поэтому можно сказать, что экономические, социальные и культурные права являются, в конечном счете, предпосылкой развития всех иных прав и свобод.

К ним относятся:

- право частной собственности (ч.1 ст.35) и ее наследования (ч.4 ст.35);

- право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами (ст.36);

- право на свободу предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34)

- право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч.1 ст.37).

- право на образование (ч.1 ст.43), на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ч.2 ст.43);

- право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования (ч.3 чт.43);

- свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ч.1 ст.44);

- свобода преподавания (ч.1 ст.44);

- право на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и на пользование учреждениями культуры (ч.2 ст.44);

- право на охрану интеллектуальной собственности (ч.1 с.44).

- право на гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч.2 ст.7 и ч.3 ст.37);

- право на защиту от безработицы (ч.3 ст.37);

- право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ч.1 ст.38);

- право на государственную поддержку отцовства, инвалидов и пожилых граждан (ч.2 ст.7);

- право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст.39);

- право на жилище (ч.1 ст.40), на получение жилища малоимущими гражданами бесплатно или за доступную плату (ч.3 ст.40);

- право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41), включая бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения (ст.41).

- право на отдых (ч.5 ст.37);

- право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст.42).

- право создавать профессиональные союзы, иные общественные объединения для защиты социальных и экономических интересов (ст.13, 30);

- право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ч.4 ст.37).

С правами тесно связаны обязанности. Они являются формой выражения ответственности личности перед государством и обществом.

Российские граждане несут следующие обязанности:

1) соблюдать Конституцию и федеральные законы (ч.2 ст.15), соблюдать права и свободы других, нести установленные законом обязанности;

2) сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58);

3) заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст.44).

4) родительские обязанности (ст.38);

5) обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст.57);

6) воинская обязанность (ст.59).

В ст. 59 Конституции России закреплено, что защита Отечества — долг и обязанность гражданина Российской Федерации. Он несет воинскую службу в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе», который определяет условия прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил РФ, порядок призыва, льготы но призыву, сроки службы, условия ее прохождения и другие факторы.

Конституцией РФ закреплена возможность замены военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если убеждениям лица или его вероисповеданию противоречит несение военной службы (ч. 3 ст. 59). Конкретизация данного конституционного права осуществлена Федеральным законом от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе», который вступил в силу с 1 января 2004 года. Законодательством определено, что альтернативная гражданская служба — особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если: несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов РФ, в которых они постоянно проживают. Срок альтернативной, гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет 42 месяца, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные иди имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования — 21 месяц.

Федеральным законом от 25 июля 2002 года установлены случаи, в которых гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Важной гарантией реализации конституционного права на альтернативную гражданскую службу является возможность судебного обжалования решения призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

3. Гражданство РФ: принципы, приобретение, прекращение

Определение российского гражданства дано в Федеральном законе от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации». Гражданство Российской Федерации — устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданство составляет основу правового статуса личности, т.к. им опосредуется, например, система политических прав, позволяющая гражданину участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ).

Гражданство как важный государственно-правовой институт строится на системе принципов, позволяющих отразить общую позицию государства в отношении своих граждан. Так, Конституция России устанавливает следующий их ряд:

- принцип единого гражданства (ч. 1 ст. 6), означающий, что в межгосударственных отношениях значимо исключительно федеральное гражданство, несмотря на то, что 21 республика в составе РФ определенная в ч, 2 ст. 5 Конституции России в качестве государства, вправе устанавливать свое гражданство;

- принцип равного гражданства (ч.1 ст.6), т.е. каждый из российских
граждан обладает одинаковым правовым статусом, независимо от оснований приобретения гражданства РФ и «давности лет» его приобретения;

- неотчуждаемость гражданства означает недопустимость лишения российского гражданства (ч. 3 ст. 6) по инициативе государства и его органов;

- недопустимость выдачи российских граждан иностранному государству (ч. 1 ст. 61);

- недопустимость высылки граждан РФ за ее пределы (ч. 1 ст. 61) в качестве административного, уголовного, любого иного наказания;

- недопустимость автоматического изменения гражданства при заключении или расторжении брака;

- принцип двойного гражданства (ч. 1 ст. 62) означает, что гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства; следует особо обратить внимание, что одновременное наличие гражданства России и гражданства республики в составе РФ не может называться двойным. Для данной ситуации уместнее характеризовать гражданство как «двуединое» или «совмещенное»;

- принцип покровительства и защиты российских граждан за границей (ч. 2 ст. 61).

Федеральный закон РФ от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» установил основания приобретения гражданства РФ.

Гражданство России приобретается: по рождению, в результате приема в гражданство, в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации, путем выбора гражданства и по иным основаниям.

Наиболее распространенным способом приобретения гражданства является филиация (по рождению). В международном и национальном праве в рамках названного способа приобретения гражданства выделяются два принципа: «крови» (когда ребенок приобретает гражданство родителей, вне зависимости от государства, где он появился на свет) и «почвы» когда гражданство ребенка опосредуется государством, на территории которого он родился).

Вторым способом приобретения гражданства является натурализация (прием в гражданство). Федеральный закон о гражданстве от 31 мая 2002 г. устанавливает прием в российское гражданство в общем (ст. 13) и упрощенном порядке (ст. 14).

Третье основание – восстановление (реинтеграция) устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство РФ, могут быть восстановлены в российском гражданстве. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.

Четвертое основание - оптация - выбор гражданства при изменении Государственной границы Российской Федерации. В соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором РФ.

К иным основаниям приобретения гражданства России являются усыновление (удочерение), установления опеки и попечительства.

Гражданство Российской Федерации прекращается:

а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;

б) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 18).

Федеральным законом о гражданстве установлены основания отказа в выходе из гражданства Российской Федерации (ст. 20):

- в случае если гражданин РФ имеет не выполненное перед РФ обязательство, установленное Федеральным законом;

- привлечен компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

- не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Решение о приеме в гражданство РФ может быть отменено в отношении лица, которое приобрело российское гражданство на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов, что устанавливается в судебном порядке (ст. 22).

К органам, ведающим вопросами гражданства относятся: Президент РФ, МВД, МИД, а также дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами России.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие и виды юридической ответственности | Понятие и принципы российского федерализма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2934; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.