КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные пути снижения утомления при выполнении умственной работы
Утомление в результате активной умственной работы Условия продуктивной умственной работы 1.В работу следует входить постепенно, что обеспечивает последовательное включение физиологических механизмов. 2. Необходимо соблюдать определённый ритм и последовательность работы, что способствует выработке навыков, замедляет утомление и обеспечивает более длительное сохранение рабочей доминанты. 3. Правильное чередование умственного труда с отдыхом, что обеспечивает высокую работоспособность и отдаляет утомление. 4. Систематическая деятельность, обеспечивающая тренировку и автоматизм. Продуктивной умственной деятельности, как и любой деятельности, способствуют благоприятное отношение общества к труду, нормальные условия труда и психологический климат. Утомление - состояние, сопровождающееся чувством усталости, снижением работоспособности, вызванное интенсивной или длительной деятельностью, ухудшение количественных и качественных показатели работы. До 50% несчастных случаев происходит в конце смены в результате утомления. Ощущения усталости лежит не в мышце, а в нарушении деятельности нервных клеток мозга, то есть в ЦНС. Считается, что торможение, возникающее при утомлении в ЦНС, носит положительный характер. Ограничивая работоспособность мозга, оно охраняет нервные клетки от перенапряжения и гибели. Физиологическая картина умственного и физического утомления сходна. Умственное и физическое утомление влияют друг на друга. Так после тяжелого физического труда умственная работа малопродуктивна, и наоборот. Эти явления обусловлены взаимовлиянием утомленных органов на соседние - не утомленные. Однако при умственном утомлении (сдвиги со стороны ЦНС) отмечены более выраженные функциональные расстройства внимания, ухудшения памяти и мышления, ослабление точности и координированности движений. Возобновление работы на фоне медленно развивающегося утомления приводит к тому, что сохранившиеся следы утомления накапливаются. Утомление переходит в переутомление. Наблюдаются головная боль, вялость, рассеянность, снижение памяти, внимания, нарушение сна.У молодых людей и лиц с определенным складом нервной системы интенсивный умственный труд может вести к развитию неврозов, к-рые возникают чаще при сочетании умственного переутомления с постоянным психич. напряжением, большим чувством ответственности, физич. изнурением и т. д. 1. Оптимальная поза человека в процессе труда. В трудовом процессе основными рабочими позами являются позы: сидя, стоя и сидя - стоя. При работе стоя повышается нагрузка на мышцы нижних конечностей. Работа в позе сидя более рациональна и менее утомительна; при этом снижается напряжение мышц, уменьшается нагрузка на сердечно – сосудистую систему. Однако в этом случае могут возникать застойные явления в органахтаза, затруднения работы органов кровообращения и дыхания, наблюдается статическое напряжение мышц шеи, плечевого пояса, спины (остеохондроз). Размерные соотношения на рабочем месте в позе стоя должны строиться с учетом того, что мужчина выше женщины на 11,1 см, длина вытянутой в сторону руки больше на 6,2 см, вперед – 5,7 см. 2. Соответствие оборудования эргономическим требованиям (см. вопрос № 34). 3. Оптимальная высота рабочей поверхности, в которой совершаются трудовые движения (см. вопрос № 35).Слишком низкое или высокое расположение рабочей поверхности создают неудобную позу и приводят к снижению работоспособности. 4. Упражнения и тренировка в процессе обучения, труда и творчества. Упражнения - совершенствование умений и навыков в результате повторяющейся деятельности. Процесс этот протекает по типу образования условных рефлексов, происходят закрепление трудовых навыков и проведение их в автоматизированном режиме с меньшей затратой физической и нервной энергии. В результате упражнений - тренировок возрастают мышечная сила и выносливость, повышаются точность и скорость рабочих движений, увеличивается скорость восстановления физиологических функций после окончания работы. 5. Организация рационального режима труда и отдыха. Введение обеденного перерыва в середине рабочего дня. Введение регламентированных перерывов. При работах, требующих большого нервного напряжения и внимания, быстрых и точных движений рук, целесообразны короткие 3-5 минутные перерывы. При работах, требующих большого нервного напряжения и внимания, быстрых и точных движений рук, целесообразны короткие 3-5 минутные перерывы. Регламентированные перерывы эффективны при условии, если они приходятся на начальной стадии появления утомления и не нарушают вследствие большой продолжительности состояния врабатываемости. Кроме регламентированных перерывов существуют микропаузы, составляющие 9-10% рабочего времени – это перерывы, возникающие самопроизвольно между операциями; использование суточных, недельных режимов труда и отдыха. 6. Использование производственной гимнастики. Установлено, что утомленные мышцы лучше отдыхают, их работоспособность быстро восстанавливается не при полном покое, а при работе других мышечных групп. Поэтому в перерывах должна производится производственная гимнастика для лиц умственного труда от 1 до 4 раз в смену продолжительностью от 2 до 10 мин. Особенно важен комплекс упражнений для мышц шеи, спины, рук, ног, дыхательные упражнения. Для сокращения фазы врабатывания, как и более быстрого усвоения ритма, необходимо проводить вводную гимнастику в течение 5 – 7 минут, состоящую из 6 – 8 упражнений и соответствующую характеру трудового процесса. 7. Использование функциональной музыки и комнат психологической разгрузки. Для снятия нервно - психического напряжения, а значит и предупреждения усталости, должны использоваться комнаты психологической разгрузки. Эффект разгрузки достигается за счёт оформления интерьера, удобной мебели, позволяющей находиться в удобной расслабляющей позе, насыщения воздуха, приёма тонизирующих напитков, демонстрации слайдов с видами природы, трансляции специально подобранных музыкальных произведений и др. Музыка может использоваться в производстве как часть организационно-технических мероприятий. Она способствует процессу усвоения ритма и росту производительности труда. Музыкальные программы должны быть разнообразными в разные дни и в течение смены. Но функциональную музыку не рекомендуется применять при умственной работе (свыше 70% рабочего времени). 8. Внедрение производственной эстетики: рациональная окраска и освещение помещений, музыка, оформление интерьера, хороший дизайн орудий труда. Большинство производственных помещений рационально окрашивать в зелёные тона, поскольку этот цвет относится к нейтральным, не возбуждает и де приводит к развитию тормозных явлений ЦНС Красные и жёлтые цвета действуют возбуждающе, их применяют с сигнально - предупреждающей целью. Однако при окраске помещений следует избегать одноцветности, так как однообразие вызывает охранительное торможение и быстро надоедает.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 808; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |