КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 2. Античная философия
План: 1. Античная философия досократовского периода. Поиск первоначала бытия. 2. Классический период античной философии. Софисты. Этический рационализм Сократа. 3. Объективный идеализм Платона. 4. Философские идеи Аристотеля. 5. Философия эпохи эллинизма и Древнего мира. Киники. Учение Эпикура и его жизненные идеалы. Этическая концепция стоиков. Скептицизм. Ключевые понятия и слова: вода, воздух, огонь, атом, идея (эйдос), форма, идеальное государство, тимократия, олигархия, полития, апатия, атараксия, мудрец, космополитизм, этика. 1. Античная философия досократовского периода. Поиск первоначала бытия. Античная философия возникла в греческих городах-государствах («полисах») на рубеже -VIII-VI вв. до н.э. Испытав период блестящего расцвета в У1-У вв. до н.э. она продолжала развиваться в эпоху Александра Македонского и Римской империи вплоть до начала VI в. н.э. Периоды античной философии: 1) натуралистический (проблемы космоса и поиска первоначала бытия) – милетская школа, пифагорейцы, элеаты, физики-эклектики. 2) гуманистический или классический (софисты, Сократ) – пытались определить сущность и человека, рассматривались вопросы счастья, свободы, морали. 3) период большого синтеза Платона и Аристотеля – открытие идеального бытия, формулировка основных философских проблем, построение первых крупных метафизических систем. 4) эллинистические школы эпохи завоеваний Александра Македонского и до конца языческой эры – кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм. Первый милетский философ Фалес полагал, что все существующее возникло из влажного первовещества или воды. Все рождается из этого первоисточника. Сама Земля держится на поверхности воды, окруженная со всех сторон океаном. Анаксимен первовеществом называет воздух. Именно воздуху свойственен процесс разрежения и сгущения, благодаря которым из него образуется все вещества. Разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь, он в зависимости от степени сгущения последовательно превращается в воду, землю, камни. По своей физической природе воздух – род пара или темного облака и сродни пустоте. Воздух для Анаксимена не только первоначало, но и источник жизни и психических явлений, сама душа для него – «дыхание», дуновение воздуха. Согласно Гераклиту, мир или природа находятся в беспрерывном процессе изменения, из всех природных веществ наиболее, наиболее подвижен именно огонь. Поэтому первовещество природы – «огонь». Мир остается в основе огнем, несмотря на все его превращения. Из огня происходят не только обычные материальные тела, но и души. Душа материальна, это наименее влажный, сухой огонь. Все вещи возникают из огня путем последовательных превращений. Мир есть процесс, в котором всякая вещь и всякое свойство переходят в свою противоположность: холодное становится теплым, теплое – холодным, влажное – сухим, сухое – влажным. Само Солнце каждое мгновение обновляется. Нельзя поэтому дважды вступить в одну и ту же реку: входящего во второй раз уже омывают новые воды. Превращение всего в противоположное есть не простой переход, а борьба. Она всеобща, «отец всего, царь всего». Однако, при переходе борющихся противоположностей друг в друга сохраняется общая для обеих тождественная основа. «Бог есть – день и ночь, зима и лето, война и мир, но он остается всегда самим собой». Важнейшее философское открытие Гераклита – закон единства и борьбы противоположностей. По Эмпедоклу (V в.) основу вечного и неразрушимого мира образуют четыре вещественных начала: огонь, воздух, вода и земля. Все существующее находится в постоянном процессе соединения и разложения этих начал. Возникновение вещей – их соединение, «гибель» - разложение. Движут же этими первоначалами и всем миром две силы – любовь и вражда. Анаксимандр в качестве первоначала называет не какое-то конкретное материальное вещество, а «апейрон» – вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникает, все состоит и в которую все превращается. Атомисты – материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом» всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы». Весь материальный мир состоит из атомов. Атом – «первокирпичик» всего существующего. Это неделимая плотная непроницаемая самостоятельная, лишенная каких-либо чувственных свойств – цвета, запаха, вкуса. Атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, с крючками, вогнутые, выпуклые). Между атомами существует пространство, заполненное пустотой. Атомы находятся в движении, которое невозможно без пустоты. Атомы парят в пустоте, подобно пылинкам, которые мы видим в солнечном луче. Сталкиваясь, атомы изменяют направление своего движения. Мир вещей и явлений реален и состоит из атомов и пустоты. Атомы, «складываясь и сплетаясь …рождают вещи». Возникновение и уничтожение вещей атомисты объясняли разделением и сложением атомов, изменение вещей – изменением их порядка и положения (поворота). Атомы вечны и неизменны, вещи преходящи и изменчивы. Так атомисты пытались построить картину мира, в которой возможны возникновение и уничтожение, движение, множественность вещей. 2. Классический период античной философии. Софисты. Этический рационализм Сократа. Софисты. Представители: Протагор, Горгий, Гиппий, Ликофрон, Алкидам. Софисты – платные учителя красноречия и спора. Они ловкои умело манипулируя словами и аргументами, могли ложное доказать,а истинное опровергнуть. Их интересовала не истина, а способыдоказательства и опровержения. Софисты пренебрегали законом,моралью, обычаями, не признавая объективности критерия добра изла. Манифест релятивизма софистов - известное высказываниеПротагора: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что онисуществуют, и не существующих, что они существуют».Нравственность – то, что выгодно обществу и выдумано им. Благо –вообще то, что кому-то выгодно. Нет ничего абсолютного, всеотносительно – и знание (можно одно и тоже утверждение доказать иопровергнуть) и мораль. Примером древнего софизма является софизм«Рогатый»: «То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога,следовательно, ты их имеешь». Вот еще пример, как два софиста решилизапутать простого человека по имени Ктисипп.: «Скажи-ка, есть ли утебя собака?» - «Есть и очень злая», - отвечал Ктисипп. «А есть ли у неещенята?» - «Да, тоже злые» - «И их отец конечно, тоже собака?» - «Да»- «Что ж, эта собака твоя?» - «Конечно» - «Значит, этот отец – твой,следовательно, твой отец – собака и ты – брат щенят». Аристотель вкачестве софистических приемов называл следующие: софист можетбыстро говорить, чтобы противник не уяснил смысла его речи, илинапротив, нарочито растягивать свою речь, дабы его противнику былотрудно охватить весь ход его рассуждений, подменять понятия, принуждать собеседника к частому повторению одного и того же и т.д.Несомненный плюс в истории философии софистики заключается ввыявлении противоречивости познавательного процесса Сократ впервые в центр философии поставил проблему человека. Он не оставил значительных философских произведений.Свое учение излагал в форме открытой беседы (диалога), темамикоторой были проблемы актуальные во все времена: добро, зло,любовь, счастье, честность и т.д.Философия в понимании Сократа не изучение природы, а учениео том, как следует жить. Сократ выступает против ранних физиков. Знатьчеловек может только то, что в его власти. Это не внешний мир, а егособственная душа. Поэтому главная задача познания – самопознание,а принцип философии – «познай самого себя». Что же такое познаниеи знание? Знание он определяет как понятие о предмете. Предметунеобходимо дать понятие, т.е. определить ряд общих признаков,характерных только для него. Сократ отождествляет добродетельсо знанием. Поведение человека определяется его понятиями о доблестии благе: нет человека, который, зная, что он может сделать нечто лучшее,стал бы делать худшее. Сократ сводил всякое дурное действие к простомунезнанию или к заблуждению. Только тот человек мужественен, ктознает, что такое мужество. Знание того, что такое добро и что такое злоделает людей добродетельными. Зная, что хорошо и что плохо, никтоне может поступать плохо. Зло – результат незнания доброго.Нравственность, по Сократу, следствие знания. Задача философии –помочь человеку прийти к правильному пониманию – понятию –предмета или явления (что такое мужество, любовь и т.д.). На этонаправлен метод, применяемый Сократом – майевтика. Суть егосостоит в том, чтобы благодаря наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Он ненавязывает свою точку зрения, а помогает родиться истине в душечеловека. Майевтика дословно переводится как повивальное искусство.Этика Сократа носит рационалистический характер. Аристотельсовершенно справедливо возражал потом Сократу: иметь знание одобре и зле и быть добрым или злым – не одно и то же.Сократ был чрезвычайно популярным философом. Все своевремя он посвящал беседам и спорам, которые проходили чаще всегона многолюдном рынке Афин. У него было много учеников. Однако,его разговоры не были понятны официальным властям. Сократ былобвинен в подрыве устоев общества и отрицании богов, приговорен ксмерти и вынужден был принять чашу с ядом – цикутой. 3. Объективный идеализм Платона. Платон считается первым древнегреческим философом, создавшим целостную философскую систему, объединившую онтологию, гносеологию и антропологию. Философское учение Платона обнимает широкий круг вопросов: о бытии, о мире и его происхождении, о душе и познании, об обществе и т.д. Философию Платон понимает как учение о сущем, том, что является постоянным в окружающем мире. Мир чувственных вещей непостоянен и изменчив: материальные вещи возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего прочного и истинного. Постоянными, вечными и неизменными являются идеи (эйдосы) материальных предметов. Идея – это сущность предмета, отделенная от него, «вынутая» из человеческого сознания и помещенная в некий идеальный мир, где собраны все идеи всех предметов. Любая материальная вещь является лишь материальным отображением идеи данной вещи. Например, лошади рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи лошади, которая вечна и неизменна. Идея – образец, модель, по которой создаются, «копируются» предметы. Материальный мир образуется из соединения «идеи» и «материи», того, что придает «идее» оформленность и вещественность. Платон считает, что первичен именно мир идей, мир идей вторичен. Поэтому его называют создателем первой в мире идеалистической системы. Антропология. Философ традиционно выделяет душу и тело в человеке. Тело смертно – душа бессмертна. Душа – это «эйдос», сущность человека. Назначение тела – быть временным вместилищем души (тюрьма души). Душа состоит из трех частей – разумной (ведущей), аффективной (страстной) и вожделеющей. Изначально было сотворено определенное количество душ (сколько звезд на небе). Это число неизменно. После смерти и воздаяния за грехи душа сама выбирает себе будущую жизнь, правда, попадая в тело, она это забывает. Души вселяются как в тела людей, так и в тела животных и растений в зависимости от того, насколько разумной части души удалось победить низшие. Души=идеи первоначально находились в идеальном мире и созерцали сущности=идеи всех предметов. Попав в материальные тела, они все забыли. Отсюда, по Платону, знание есть не что иное как припоминание того, что они созерцали ранее. Именно поэтому Платон столь парадоксально трактует смерть как благо – особенно для философа, стремящегося познать сущее. Социальная философия. Платон – первый философ, создавший социальную утопию. Его интересовали условия возникновения и построения справедливого – идеального государства. Ко всем существующим он относился отрицательно. Платон резко критикует олигархию (власть богатых), тимократию (власть военных), тиранию и демократию («безумие большинства»), которая как правило, вырождается в тиранию. Он предлагает свой образец совершенного государства. Философ основывает свое учение о государстве на учении о структуре души человека. «Государство подобно человеку и человек подобен государству». Подобно тому как в душе три части, так и в государстве должно быть три группы граждан, три сословия. Разумной части души, добродетель которой в мудрости, должно соответствовать сословие правителей – философов; страстной части, добродетель которой в мужестве – сословие воинов, воспитанных в дисциплине; низменной, вожделеющей части души – сословие земледельцев и ремесленников. Каждое сословие должно быть ограничено выполнением своих обязанностей и воздерживаться от вмешательства в дела других. Именно в этом и заключается справедливость по Платону. Каждый занят своим делом и действия всех граждан подчинены общему благу, выразителем которого является государство. Философ пытается предложить модель не только справедливого, но и гармоничного общества. Источником противоположных интересов, подрывающих единство общества, он первый в истории общественной мысли называет частную собственность. Поэтому ни философы-правители, ни стражи не имеют право иметь частную собственность (земледельцы и ремесленники лишь в небольшой степени). Лишены они также семей и детей, воспитанием которых занимается государство. Государство Платона построено по жесткому кастовому принципу, переход из одного сословия в другой невозможен. Это государство, в котором интересы личности подчинены интересам общества, человек лишен свободы выбора (это недостаток также всех последующих утопий). 4. Философские идеи Аристотеля. Ученик Платона Аристотель выступил с критикой своегоучителя. Ошибка Платона, с его точки зрения, состояла в том, что оноторвал «мир идей» от реального мира. Сущность предмета в самомпредмете, а не вне него. Нет и мира «чистых идей», существуюттолько единичные и конкретно определенные предметы. Сущностьпредмета и причина его заключена в форме, которая неотделима отвещи. Форма – ключевое понятие Аристотеля. Именно форма делаетпредмет тем, чем он является. Бронзовый шар и бронзовая статуя единыпо материи, но различны по форме. Материя – это возможность бытия,а форма есть осуществление этой возможности, действительность.Единичное бытие (предмет) есть соединение двух причин бытия:формальной и материальной.Всего их 4 :формальная, - сущность вещи; материальная – субстрат вещи; действующая – то, что приводит в движение и обуславливаетизменение; целевая – во имя чего совершается действие.Бытие по Аристотелю иерархично и выражается оно виерархичности форм. Поднимаясь по лестнице форм значение материиослабевает, а формы возрастает. Форма неживых предметов –растительная форма - животная – форма (душа) человека – Бог (какчистая форма освобожденная от материи вообще). Бог Аристотеля –совершенный Ум, источник всякого движения – Перводвигатель, хотяон сам неподвижен, вечен, не имеет истории, бесстрастен и непринимает участия в делах людей. Бог – как абсолютное совершенство,та целевая, конечная причина, которая влечет к себе весь мир. Этика. Цель человеческой жизни – счастье (это общая установкадля античной философии. Счастье, по Аристотелю, заключается не вматериальном богатстве, не в наслаждении, и ни в одной добродетели,а в разумной деятельности в согласии с добродетелью. Необходимореализовать в действительности то, что заложено в нем потенциально.Центральное понятие этики Аристотеля – понятие середины. Добродетель – середина между излишеством и недостатком («ничего слишком»). Великодушие есть середина между тщеславием ималодушием, мужество – между безрассудной отвагой и трусостью,щедрость – между расточительностью и скупостью. Философ особенновысоко ценит такие добродетели как: разумная мудрость, практическаямудрость, рассудительность, мужество, умеренность, щедрость, правдивость, дружелюбие, любезность. Политология. Так же как и Платон, Аристотель делит формы государства на правильные (когда достигается польза для всех) – это полития, монархия и аристократия; и неправильные (польза для некоторых) – тирания, олигархия и демократия. Хорошими он считает формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит обществу в целом – это монархия, аристократия и «полития», т.е. власть среднего класса. Аристотель полагает, что и для государственного правления (как и в этике) «умеренное и среднее наилучшее», т.е именно среднее сословие, владеющее умеренной собственностью и устанавливают наилучшую форму правления. В отличие от Платона, Аристотель – защитник частной собственности. Он говорит о том, что «одна мысль» о собственности доставляет несказанное удовольствие», отмена ее ничего не даст, так как «общее дело все сваливают друг на друга. Причина несправедливости общества состоит в нежелании управляющих действовать в интересах общего блага. Именно служение общему благу является критерием правильных форм.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1030; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |