Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философии истории

ТЕМА 12. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ И

План:

1. Общество как саморазвивающаяся система. Структура общества: четыре подсистемы.

2. Основные подходы в понимании причин развития общества в социальной философии.

3. Понятие культуры. Материальная и духовная культура. Культура и цивилизация.

4. Предмет «философии истории» и ее этапы развития.

5. Формационный и цивилизационный подходы.

Ключевые понятия и слова: общество, общественное сознание, общественная психология, общественная идеология, культура, материальная культура, духовная культура, цивилизация, формационный подход, цивилизационный подход, общественно- экономическая формация, доиндустриальное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество.

1.Общество как саморазвивающаяся система. Структура общества: четыре подсистемы. Человек существо социальное, его жизнедеятельностьосуществляется только во взаимодействиях с другими людьми. Водиночку обеспечить условия своего существования человек не всостояние. Необходимость обеспечения удовлетворения жизненно-важных потребностей и явилось основанием возникновения общества.Общество – это особая форма целенаправленной и разумноорганизованной совместной деятельности больших групп людей.Общество не просто совокупность индивидов, это, прежде всего,система связей, отношений и связей между ними. Общество включаетв себя четыре взаимосвязанных сферы или подсистемы

1. экономическую (совокупность отношений по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ).

2. социальную – систему внутреннего устройства общества, включающую в себя:

а) большие и малые социальные группы (нации классы, слои и т.д., т.е. общности людей, объединенных по какому- либо признаку - разделение труда, национальный фактор, собственности на средства производства и т.д.);

б) социальные институты – формальные и неформальные объединения, организации, учреждения, выражающие волю и защищающие интересы людей и социальных групп;

3. политическую – совокупность учреждений и организаций (государство, политические партии и профсоюзы, общественные организации), которые регулируют отношения в обществе. Основной вопрос политической жизни – вопрос о власти. Главный социально-политический институт - государство (система властных органов - законодательных, исполнительных, судебных, осуществляющих руководство обществом). Политические организации (партии, движения, группы давления) призваны влиять на формирование государственных структур и выражать интересы различных социальных групп.

4. духовную – духовное производство и духовные отношения между людьми, организации и институты, осуществляющие производство, распространение и хранение духовных ценностей. Ядром духовной жизни общества является общественное сознание – совокупность идей, теорий, взглядов, идеалов, принципов, настроений людей, присущих обществу на определенном этапе развития. Общественное сознание различается по уровням и формам.

Первый уровень – обыденное сознание (непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности). Ему соответствует общественная психология – чувства, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом. Общественная психология формируется в основном стихийно, но не исключается целенаправленное планомерное формирование.

Второй уровень – теоретическое сознание. Ему соответствует общественная идеология – совокупность теоретически обоснованных идей и взглядов тех или иных социальных групп. Идеология формируется целенаправленно. К формам общественного сознания относятся политические, правовые, моральные, научные и религиозные взгляды. В каждую историческую эпоху доминирующее значение в жизни людей приобретает то одна, то другая форма общественного сознания, что связано со многими факторами (в средние века, как известно, господствовала религия, в новое и новейшее время – политика и наука).

2. Основные подходы в понимании причин развития общества в социальной философии. В социальной философии нет единой точки зрения в объяснениипричин развития общества (что является движущим фактором?) иразличия между ними. Все многообразие концепций можно свести кчетырем подходам:

1. натуралистический – общество рассматривается какестественное продолжение природных и космических закономерностей.Главный фактор, оказывающий воздействие на всю социальную жизнь– это географическое положение и климатические условия. Основательданного подхода считается Ш.Монтескье, который в «Духе законовписал, что власть климата сильнее всех властей. Именно от климатазависят нравы, особенности характера, привычки людей, а такжеполитическое устройство страны. Природа создала всех равными отрождения, но бесплодие земли делает людей изобретательными изакаленными в труде, мужественными, способными к войне, т.к. онисами должны добывать себе то, в чем им отказывает почва. Плодородиестраны приносит вместе с довольством изнеженность. «Народыжарких климатов робки, как старики, народы холодных климатовотважны как юноши», - резюмирует философ. Таких же взглядовпридерживались А.Тюрго, И.Тэн, Э. Ренан, Г.Боккль и др. Для русского мыслителя Л.Мечникова определяющим фактором в развитии общества всегда была вода. Особенности древних обществ Китая, Египта, Месопотамии определялись освоением великих рек, протекающих на их территории. Это была речная цивилизация. Затем возникаетсредиземноморская цивилизация, особенности которой связаны с морскими пространствами. С открытием Америки возникает глобальная океаническая цивилизация. В ХХ в. появились концепции, согласно которым судьбы народов определяются ритмами космоса. Так Л.Гумилев, автор теории этногенеза, полагал, что этнос возникает в результате мощного пассионарного толчка – космической энергии, запаса которой позволяет нации развиваться в течение 1000- 1200 лет.

2. идеалистический - в качестве объединяющего начала общества выступает духовное. Это может быть идея единого Бога, величия нации (Германия ХХ в.), построения светлого будущего (СССР) и т.д. В этом случае господствующая государственная идеология выполняет роль скелета общественного организма. Разложение идеи приводит к развалу государства и деградации общества.

3. материалистический - главными и ведущими являются материальные, экономические, производственные отношения, которые определяют всю «идеальную» сферу – правовые, политические, нравственные взгляды, а не наоборот, как в идеалистическом подходе. Здесь можно назвать две основные концепции: теория К.Маркса и теория постиндустриального общества Ростоу.

4. п люралистический – учитывающий все факторы, воздействующие на развитие общества. В зависимости от конкретного этапа развития данного общества на первый план выходит тот или иной фактор.

Другая тема, вызывающая в настоящее время бурные дискуссии при анализе общества – это ритмика его развития. Видный французский историк Ф.Бродель говорил, что исторические события – это пыль, а главное – циклы и тренды (описываются 4-,12-,36-,100- и 144- летние циклы). Существует спираль истории – все повторяется в обществе через определенное количество лет, но на качественно ином уровне. Историки выделяют несколько типов цикличности: маятникообразное движение, круговое, спиралевидное и волновое (синусоидное). Тип цикличности зависит от размеров и масштаба общественной системы: в малых преобладают маятниковые циклы, в средних – круговые и спиралевидные, в больших – круговые и длинноволновые.

3. Понятие культуры. Материальная и духовная культура. Культура и цивилизация. Человек, культура и общество неразрывно связаны между собой.Ни человек, ни общество, не могут существовать вне культуры.Культура возникла и развивалась вместе с человеком. Она представляетсобой то, что отличает человека от всех других существ. Само слово «культура» появилось в Древнем Риме, где оноозначало прежде всего возделывание, обработку, «культивирование»земли. Однако, уже знаменитый древнеримский оратор Цицеронотметил, что наряду с культурой, означающей возделывание земли.Есть также культура, означающая «возделывание души». И это второезначение в дальнейшем постепенно стало основным: под культуройстала пониматься прежде всего духовная культура людей.В современном гуманитарном знании существует множествоопределений культуры – до 200. Это связано с многозначностью ибогатством этого понятия. В самом широком смысле культура – этовсе созданное человеком, вся совокупность материальных и духовныхценностей, созданных человечеством за всю историю. Культура приэтом понимается как «вторая природа», сотворенная самим человеком,образующая собственно человеческий мир, в отличие от нетронутойчеловеком природы.Под культурой также понимают:

1) «социальную наследственность» или «социальную память», которые не передаются биологическим путем;

2) внутреннее духовное развитие и богатство человека;

3) образ жизни определенного народа (например, культура Древнего Египта или Китая).

Культура выполняет ряд очень важных функций в жизни человека и общества. Во- первых, культура является той средой, в которой происходит социализация и воспитание человека. Только через культуру человек овладевает накопленным социальным опытом и становится членом общества. Поэтому культура действительно выступает в качестве «социальной наследственности», которая не менее важна, чем биологическая наследственность. Во-вторых, важна нормативная функция культуры. Культура регулирует отношения между людьми посредством системы норм взаимоотношений между людьми, принципов морали. С этим связана и третья – ценностая функция культуры. Осваивая культуру, человек приобретает ориентации, которые позволяют ему различать добро и зло, прекрасное и безобразное, справедливое и несправедливое и т.п. Критерием для этого служат прежде всего нравственные и эстетические ценности, накопленные культурой. Важна также, особенно в современном обществе, четвертая – развлекательная или компенсаторная функция культуры. Во многих видах культуры, прежде всего в искусстве. Есть элемент игры, общения, психологической разрядки, эстетического наслаждения.

Различают материальную и духовную культуру. Материальная культура охватывает материальное производство. Она определяется уровнем развития техники, транспорта, средств связи и т.п. и является показателем уровня практического освоения человеком природы. Духовная культура – это духовное производство: идей, идеалов, знаний, предметов искусства, традиции и обычаи, моральные и правовые нормы и т.д. В принципе между уровнями материальной и духовной культуры нет прямой и однозначной связи. Например, древнегреческая духовная культура У-1У вв. до н.э. была явно выше духовной культуры более поздней римской империи, хотя в отношении материальной культуры Афины уступали Риму. В некоторых видах искусства и культурной деятельности вообще нужно очень осторожно говорить о прогрессе (например, живопись Возрождения всегда будет недосягаемым идеалом). Несмотря на все достижения науки и техники, ныне никто не может воспроизвести скрипку Страдивари. Духовная культура во многом живет по своим законам, у нее бывают свои периоды взлета, которые уже потом не удается повторить.

Понятие цивилизации родилось в античности как определение качественного отличия античного общества от варварского окружения. В современной обществоведческой литературе понятие «цивилизация» не имеет однозначного определения и используется по меньшей мере в пяти смыслах:

1) как синоним культуры (А.Тойнби);

2)как стадия разрушения локальной культуры, ее закат (А.Шпенглер);

3) как следующая за варварством высшая ступень развития

человечества (эпоха Просвещения);

4) мировое сообщество государств и народов;

5) как ступень развития региона или этноса (его материально-технический прогресс).

В настоящее время цивилизацию определяют как локальную межэтническую общность, которая формируется на основе единой исторической судьбы народов, проживающих на одной территории с высоким уровнем сходства форм и механизмов организации жизни общества. В рамках цивилизации складывается определенное сходство в хозяйственно-экономической деятельности, политическо-правовых системах, религиозных представлениях, системах образования и воспитания. Такие цивилизации формируются на основе длительного вхождения в многонациональное государство (например, «римский мир», «китайская цивилизация», «российская цивилизация») или на основе общей системы ценностей и жизненной практики (мусульманский мир, христианский мир, восточная цивилизация).

4. Предмет «философии истории» и ее этапы развития. Философия общества, взятая в ее временном аспекте – этофилософия истории. Термин «философия истории» был введен в наукуВольтером. Философия истории возникла еще в античности. Большойвклад в ее развитие внесли Геродот, Фукидид, Полибий, Плутарх,Августин, Д.Вико, Ш.Монтескье, Г.Гегель, К.Маркс, О.Шпенглер,А.Тойнби и др. Все они пытались выяснить логику развития человеческого общества, его направленность и источники развития. Античная философия истории рассматривала мир какзавершенный Космос, которому присущи гармония и цикличность.Древние греки видели везде круговорот, касалось это Космоса илижизни человека. Круговое движение – это геометрический образвечности (кольцо не имеет ни начала, ни конца). Это философия вечногостановления, вечного возвращения, периодических мировых пожаров(Гераклит), душепереселения и душеперевоплощения (Платон). Христианская философия истории преодолевает античную идеюкруговорота. Сотворение мира и человека, грехопадение, приходХриста, его казнь, ожидаемое второе пришествие и Страшный суд –это узловые пункты истории человечества. Человек (а вместе с ним имир) до своего грехопадения находился в царстве вечности (никто неумирал) и который, пройдя сложный путь очищения от совершенныхим грехов, способен вернуться в вечность. История имеет начало(сотворение мира) и конец (Страшный суд). Имеет она и смысл –единение с Богом человечества в целом. Философия Нового времени вырабатывает рациональноеобъяснение хода исторических процессов. Сам разум признаетсяисточником прогресса (Ф.Бэкон, Р.Декарт), поступательного от менеесовершенного к более совершенному движению общества. Показательэтого движения – наука и техника, все большее овладение природойчеловеком. Время и ход истории считаются линейными процессами.

5. Формационный и цивилизационный подходы. В настоящее время в философии истории четко оформились двемодели социального движения общества: линейная (формационная) ициклическая. Циклическая модель рассматривает общество по аналогии с биологическим организмом. Социальная система не может существовать вечно. Общество проходит все стадии роста – возникновение, развитие, расцвет и разрушение - после которого либо исчезает, либо находит в себе силы и возможность все начать с начала. Одно из представлений о цикличности исторического процессадано Полибием. Древнегреческий историк рассматривает шесть формгосударственного устройства, циклически сменяющих друг друга в ходе истории. Каждой форме правления суждено нести в себе собственную погибель – свою извращенную форму вырождения. Монархия – властьсилы – возникает после очередного стихийного бедствия; ее сменяет царское правлении, когда эта власть ослабевает, затем приходит тирания;тиранию сменяет аристократия, которая переходит в олигархию. Восстание против олигархии приводит к установлению демократии,которая с течением времени «из-за необузданности народа»деградирует в охлократию (власть толпы). Здесь исторический круг замыкается и происходит возвращение к монархии.Д.Вико (XVII в.) создает концепцию «вечной идеальнойистории». Все народы должны пройти в своем развитии три эпохи:«Век Богов», когда языческие люди думали, что живут подбожественным управлением; «Век Героев» - аристократическое правление, где герои и плебеи противостоят друг другу в силу своей природы; «Век людей» - республиканское или монархическоеправление, где все признают, что они равны по человеческой природе. Переход к каждой новой эпохе происходит в результате борьбы людейза свои идеалы. При этом каждый цикл из трех эпох завершаетсякризисом и разрушением, отменить этот «вечный» порядок не дано никому.

В XIX-ХХ вв. цивилизационный подход представлен Н.Данилевским, К.Леонтьевым, О.Шпенглером, А.Тойнби, П.Сорокиным, С.Хантингтоном. Появляется само понятие «цивилизация», имеющее несколько значений:

1. триумф и распространение разума не только в политической, но и моральной и религиозной области, просвещенное общество в противовес дикости и варварству.

2. страна (народ) в развитом состоянии.

Большинство философов истории сходятся в одном, что каждая цивилизация основана на какой-то исходной духовной предпосылке, «большой идее», сакральной (священной) ценности. Н.Данилевский («Россия и Европа») выделяет десять цивилизаций («культурно-исторических типов в его терминологии): египетскую, древнесемитскую аравийскую, китайскую, индийскую, иранскую, еврейскую, греческую, римскую, европейскую (романо-германскую). Русский философ проводит аналогию с жизненным циклом растений, животных и человека. Все культурно-исторические типы и народы, их составляющие, «рождаются, достигают различных степеней развития, стареют, дряхлеют и умирают. Отношения между культурно- историческими типами определяются логикой взаимного соперничества, борьбы и вытеснения. «Око за око, зуб за зуб» - это закон внешней политики, отношения между государствами. Энергичные цивилизации – «бичи Божии» - сметают с исторической арены дряхлые культуры. Н.Данилевский подчеркивал, что не может быть привилегированных культурно-исторических типов.

О.Шпенглер («Закат Европы») называет восемь внешних культур: египетскую, вавилонскую, китайскую, аполлоновскую (греко-римскую), арабскую (магическую), мексиканскую и западную (фаустовскую). Рождение культуры есть пробуждение внешней души. Когда огонь души затухает, она вступает в свою последнюю стадию – стадию цивилизации, признаки которой: космополитизм, города- гиганты, безверие, масса вместо народа. Каждой из них присущи особое мирочувствование, особые желания, надежды и страсти. Поэтому до конца понять и почувствовать культуру может лишь тот, кто душой принадлежит именно к ней. Основные средства исследования – вживание, интуиция, тонкая фантазия.

А.Тойнби («Постижение истории») выступает против такого «художественного» подхода. Его анализ рационален. Как и все представители этого подхода, он выделял в цивилизации стадии возникновения – роста, надлома и распада. Однако Тойнби считает, что любая цивилизация в любой момент может сойти с циклической дистанции истории. Из 37 цивилизаций Старого и Нового света он называет пять живых: западное общество, объединенное западным христианством; православно-христианское или византийское; исламское; индуистское и дальневосточное. Тойнби полагал, что развитие цивилизаций происходит благодаря усилиям творческих личностей. Философ четко сформулировал критерии цивилизационной идентичности: религия, история, язык, обычаи, культура. Главный критерий – культура. Некоторые современные ученые считают возможным создание в недалеком будущем единой мировой цивилизации, которая возникает как «ответ» на «вызов», (в терминологии А.Тойнби), заключенный в глобальных проблемах современности. Согласно формационному подходу существует единая история человечества, все страны проходят одни и те же этапы развития, развитие человечества в целом прогрессивно, критерий прогресса – развитее науки и техники. Вывод, который делает западная философия история, следуя этому направлению, - западноевропейская цивилизация – вершина развития человечества вообще. Получается, что все другие народы, не только современные, но и из прошлых веков носят второстепенный характер. Именно против подобного западноевропейского «эгоцентризма» и выступал цивилизационный подход.

К формационному подходу обычно относят

1) теорию общественно-экономических формаций К.Маркса

2) теорию постиндустриального развития общества, автор – Д.Белл. Согласно Д.Беллу, всемирная история делится на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества. В доиндустриальном, которое еще называют традиционным, определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью и армией как главными институтами. В индустриальном обществе – промышленность, с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном – теоретическое знание (наука), с университетом как местом его производства и сосредоточения. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу сопровождается превращением производящей экономики в обслуживающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства. Изменяется социальная структура: классовое деление уступает место профессиональному. Собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Осмысления | Лекция 13. Философская антропология
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.