КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мораль как вид социальной регуляции
Семестр. Курс лекций по этике. Эйнгорн Н.К. Этика – вторичная моральная рефлексия по поводу самого себя; рефлексия морального сознания. Этос → Этикос→ Этика (греч.) ↕ ↕ Мос → Моралис →Мораль (латинск.)
Нрав (характер) → Нравственный→ Нравственность (русск.)
Этика Создатель термина и теории – Аристотель. Эти два понятия возникают в 4 веке до нашей эры. Этическая теория была выделена внутри философии. Выделив этику, Аристотель поставил её между политикой и психологией. Политика – наука об искусстве управления государством и обществом. Психология – наука о человеческой душе. Человек живет в обществе, а в обществе много людей. Для совместного существования в обществе необходимы законы.
Значения термина «Этика»
Мораль Термин «мораль» был создан римским философом Цицероном в 4 веке нашей эры. Это латинский аналог греческого термина «этика». Моралью стало называться реальное явление, которое стало объектом изучения этики. Значения термина «Мораль» · Мораль – специфический вид социальной регуляции. · Мораль – хранительница общности. Возможно, ли негодовать по поводу того, что нас хранит? Человек – социальное существо, развивающееся в антропосоциокультурном потоке (онтогенезе). В каждом обществе своя мораль. Она необходима для защиты и стабильного развития общности. Если нет морали, то и жизнедеятельность общности проблематична. · Мораль – это поучение, наставление, назидание – прямое морализирование. «Не злоупотреблять прямым морализированием, выраженным в табу». · Мораль – поучительный вывод – косвенное морализирование. «Косвенное морализирование предпочтительнее».
Нравственность. Авторство и время появления не установлено. Термин «нравственность» возник в живом русском языке. Мораль и нравственность антагонистичны. «Творю добро, всему, желая зла».
Предмет этики [продолжение] Отечественная и зарубежная этика сегодня. Там, где мы попадаем в сферу ценностей, возникают предпочтения. Структура современной этики. История этики. Генеалогия морали. Генеалогия – происхождение, историческое развитие, исторические типы морали. Теоретико-методологический раздел. Изучаются наиболее абстрактные проблемы этики. Сущность, специфика морали, функции морали. Анализ функций морали позволяет перейти к анализу нравственности. Диапазон функций морали: от трех изначально, до десяти в настоящее время. Структура морали и нравственности. Некоторые авторы трактуют мораль и нравственность как универсалии социального и индивидуального бытия. Значит, мораль и нравственность обладают структурой. Категории этики: традиционные (аксиологические) и нетрадиционные (онтологический и гносеологический аспекты морали и нравственности). Систематизация категорий: этика имеет специфичные методы систематизации категорий. Реальная, практическая роль морали и нравственности в жизни человека. Применение теорий к анализу реалий: мораль и экономика, мораль и политика, мораль и искусство. В учебниках его этот раздел иногда понимают как социологию морали. Психология морали и нравственности. Теория морально – нравственного воспитания. (с Аристотеля) Влияние среды, воспитания и самовоспитания. Иногда этот раздел называют педагогической этикой. Но это не совсем верно, так как существует ещё и андрогогика. Андрогогика – воспитание взрослого человека.
Этика – гуманистическая наука жить достойно.
Этическая праксиология.(прикладная этика). 3 основных направления:
Место этики в системе философского знания. Философский статус этики часто оспаривался. Этику стали интерпретировать как частную гуманитарную науку. (Стефан Ангелов) Этика – частично философская теория. В истории и методологии. Этика по сути своей – философское знание. В чем специфика философского знания вообще? Очень хорошо структуру философии задал Кант, когда поставил 4 вопроса в «Критике чистого разума». У Канта мораль автономна по отношению к религии. Религия – отчужденная мораль. Кант вплотную подходит к пониманию религии. У Канта религия основана не только на вере в Бога. Re – liga. Re – возврат к чему – либо. Liga – связь. Религия – восстановление универсальных связей бытия. Религии различны, но это всегда универсальное мировоззрение, мировосприятие. Только после того, как религия стала мировоззрением и мировосприятием, она становится теистической. (Ислам, Христианство) На что я смею надеяться? Кант не замыкается на теистической модели религии. Он не сводит веру только лишь к вере в Бога. Кант исследует веру вообще. Этика позволяет философии вернутся из метафизики в мир. Что есть человек? Антропология стала популярной, поскольку человек – сосредоточение кризисов. Специфика философского знания Философия – это теория, изучающая всеобщие, универсальные законы развития природы, общества, мышления, человека. Философия – теория, изучающая предельные основания бытия, предельные сущности. Смысл познания «предельного». Со второй половины 20 века в центре внимания философских исследований находится проблема человека. Философия – это не просто всеобщая теория мира и человека, это теория человеческой жизнедеятельности в мире. Философские законы – истина, ценность. Природа философского знания содержит в себе ценностный потенциал. Что есть человек, и каким он должен быть. Философия – форма самосознания теоретической и практической деятельности человека. Аксеологический аспект не может быть предан забвению. Этика представляет собой внутреннюю цель философского мышления, так как философия дает жизненную ориентацию, указывает на смысл жизни и способы его достижения. Без этики философия утрачивает высший смысл. Без этики философия может превратиться в схоластику. Философия началась с моральных исканий человека и сегодня возвращается к этическим проблемам (смысл жизни, например). Если онтология и гносеология помогают нам найти ответ на вопросы: что первично дух или материя? Познаваем ли мир? То этика и эстетика помогает ответить на вопросы: каковы высшие ценности человеческого бытия? Как они достижимы? Специфика этики – нормативный характер через изучение ценностей бытия. Этика – философская теория, изучающая универсальные законы долженствования.
Почему сегодня нельзя не изучать этику? Потому что, этика не умозрительная, а практическая философия. Очень сильно актуализировались прикладные проблемы этики. Прикладная этика востребована. Основное назначение прикладной этики – этическое консультирование и этическая экспертиза. Преподаватели по этике востребованы:
Что является квинтэссенцией этического знания? Понимание этики не просто как философии морали и нравственности. Цель изучения этики – эвристическое прозрение, вызывающее потребность в освоении теоретического и ценностно – культурного многообразия этики, гуманистического потенциала этики. Эвристическое прозрение – преодоление морального скептицизма и нигилизма через изучение этики и понимание противоречий морали. Важнейшее из противоречий морали может быть выражено следующими словами Фурье: мораль – бессилие в действии, так как морализирование не гарантирует выполнение моральных установок. Как следствие – индивидуальный моральный произвол и абсолютное бессилие. Суть этики – жизнесохраняющая и жизнесовершенствующая способность. Цель изучения этики – необходимость принятия [этики] как сердцевины личностно – индивидуального и общественного жизнеустройства. Предмет этики – мораль и нравственность. Этика – философская теория, так как проблемы этики выводят на проблемы, ценности, универсалии жизни. Этика – практическая философия.
Мораль – самый совершенный регулятор социальной жизни. Этика – теоретический уровень морального сознания, обращенный на самого себя. (вторичная рефлексия). Но надо выбирать в контексте, какой этики необходимо изучать мораль и нравственность. Этика Аристотеля – этика добродетелей. (Контекст изучения этики по персоналиям.) Новое время дает новое понимание этики: Иммануил Кант. С середины 18 века, этика – наука о должном. Должное – универсальный нравственный закон. Новейшее время: Эрих Фромм критикует этику Канта (категорический императив). Кантовский универсальный нравственный закон настолько строг, что он либо не выполним, либо следование ему с неизбежностью порождает следующую ситуацию: человек служит морали. Человек растворяется в законе. Антигуманность этики Канта. Фромм пытается обосновать новую этику. Она должна быть гуманистической. Она должна провозглашать и утверждать ценность человека. «Человек для себя». Основы гуманистической этики. Но это не эгоизм или эгоцентризм, это золотая середина. Этика – гуманистическая наука об искусстве жить. Этика – практическая философия. Другие версии этики. Уильям Хетчер. «Этика аутентичных отношений». Исключение социальной доминаты в понимании морального, нравственного и этического. Задача этики – анализ и путь к аутентичным отношениям. Эрих Нойман. «Новая Этика». Идея – создание новой этики с отказом от предыдущей этической традиции. Так как предыдущая этическая традиция – этика совершенства. Мир неоднороден, и от этики совершенства необходимо перейти к этике целостности. Главное – изучение таких основ и законов совместной жизни людей, которые помогают сохранить целостность бытия.
Другие подходы к изучению этики:
Этическая теория определяется по доминантной проблеме, которую изучал мыслитель.
В истории философии два основных направления: материализм и идеализм. В этике это версия Дробницкого. В своей работе «Понятие морали»(1974 год) автору удалось преодолеть идеологизацию и политизацию. Он предложил разделить этику на эмпирическое и идеалистическое направления. Идеалистическое направление – истоки морали в идеальных сущностях. Эмпирическое направление – истоки морали в реальных явлениях.
Происхождение морали. Мораль как вид социальной регуляции. Исторические условия происхождения морали: от талиона к золотому правилу нравственности. Генеалогия морали. Мораль поддерживает равновесие в обществе. Такие же функции выполняет право и обычай. Мораль регулирует отношения между людьми. Обычай регулирует отношения между сообществами. Право регулирует взаимоотношения между человеком [гражданином] и государством. Мораль выполняется благодаря совести. Обычай существует благодаря общественному мнению. Право выполняется в силу наличия государства. Мораль – система норм, принципов, ценностей, которыми руководствуются люди в своем реальном поведении. Моральная регуляция носит оценочно – императивный характер. Оценочный – все суждения из сферы морали выражают бинарные оппозиции (+;-). Императивный – повелительные образцы, регламентирующие поведение человека. Источник моральных требований и норм. Я; Государство; Общество. Мораль хранительница человеческой общности. Мораль регулировала отношения между родами. В ряде философских теорий определение морали не дается, дается лишь понятие моральный опыт. (Экзистенциализм)
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 859; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |