Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие управления персоналом




Контрольная работа № 20.

Контрольная работа № 19.

Контрольная работа № 18.

Контрольная работа № 17.

Контрольная работа № 16.

Контрольная работа № 15.

1. Выявите психологические особенности рекламного воздействия.

2. Раскройте понятия: «холл-тест», «рекламный символ», «телемаркетинг».

1. Раскройте сущность методов, применяемых для анализа рынка и определения

направленности рекламной кампании.

2. Раскройте содержание понятий: «консьюмеризм», «носитель рекламы», «прайм-тайм».

1. Охарактеризуйте виды исследований, применяемых для изучения рекламы.

2. Раскройте понятия: «рекламная политика», «товарный знак», «торговая вывеска».

1. Выделите основные виды рекламы на радио.

2. Раскройте сущность понятия «рекламное исследование».

1. Выявите особенности рекламной кампании методом «директ-мейл».

2. Раскройте понятия: «рейтинг периодического издания», «буклет», «флайер».

1. Охарактеризуйте основные типы рекламных агентств.

2. Разработайте рекомендации сотрудникам рекламных фирм для организации эффективной работы.

 

 

В течение XX века представления об управлении персоналом организаций в мировом масштабе прошли четыре этапа эволюции: от концепции использования трудовых ресурсов до концепции управления человеком. Эволюционные изменения происходили вследствие стремления руководства организаций адаптировать управление персоналом к условиям изменяющейся внешней среды. Этапы развития рыночных отношений обусловливали и эволюцию концепций управления персоналом. Адаптационные изменения находили свое выражение в изменении моделей и философий управления персоналом, изменении функций и организации управления персоналом.

В научной и учебной литературе к настоящему моменту времени можно встретить такие термины, как управление персоналом, менеджмент персонала, кадровый менеджмент, управление человеческими ресурсами.

Автор в работе [24] определяет кадровый менеджмент – как одно из направлений современного менеджмента, нацеленное на развитие и эффективное использование кадрового потенциала организации. В системе кадрового менеджмента можно выделить: оперативный уровень управления (кадровая работа); тактический уровень управления (управление персоналом); стратегический уровень управления (управление человеческими ресурсами).

Понятие «человеческие ресурсы» вводится в работах ряда зарубежных ученых: Р.С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи, П. Хейне, Д.С. Синк, К.Р. Макконнел, С.Л. Брю [6, 30]. Оно рассматривается зачастую как экономическая категория, определение которой исходит из представления о том, что работающий является таким же производственным ресурсом как земля, материалы, финансы и т.д. Такое понимание используется нами далее как на макроэкономическом уровне, так и для общего рассмотрения ресурсных потоков предприятия.

По нашему мнению, данный подход к определению понятия «человеческие ресурсы» требует конкретизации в связи с тем, что в нем производится, с нашей точки зрения, «обезличивание» работающих.

В работе [21] приводится расширенная трактовка понятия «управление человеческими ресурсами» – это стратегическое и оперативное управление деятельностью, направленное на повышение эффективности использования человеческих ресурсов организации.

Особо хотелось бы остановиться на различиях управления персоналом и управления человеческими ресурсами. Что касается лиц, ответственных за реализацию политики управления людьми, то в случае управления персоналом это будут менеджеры и специалисты по персоналу. В случае управления человеческими ресурсами – высшее руководство и линейный руководитель. Фокус контроля за реализацией трудовых отношений при управлении персоналом будет внешним (со стороны службы персонала), при управлении человеческими ресурсами – внутренним (внутри самих подразделений). Основными характеристиками управления человеческими ресурсами являются:

- обязательное вовлечение высшего руководства в стратегию, процессы, политику работы с персоналом организации;

- интеграция кадровой политики в бизнес-стратегию;

- развитие приверженности организации – как основная цель управления работниками в организации;

- тщательный отбор и развитие персонала.

В работе [33] С.В. Шекшня определяет системы управления персоналом, как методы, процедуры, приёмы воздействия организации на своих сотрудников с целью максимального использования их потенциала для достижения организационных целей. Основными системами управления персоналом являются: подбор, обучение и развитие, оценка и вознаграждение персонала.

Система управления персоналом, отмечается в работе [16], состоит из отдельных элементов – направлений кадровой работы. Для максимального раскрытия потенциала персонала организации необходима согласованная работа по ряду направлений. М.И. Магура и М.Б. Курбатова выделяют следующие направления: кадровое планирование, комплектование штата организации и адаптации новых работников, обучение и развитие персонала, оценка и контроль рабочих результатов, активизация потенциала человеческих ресурсов.

В работе [8] А.П. Егоршин определяет систему работы с персоналом – как совокупность принципов и методов управления кадрами рабочих и служащих на предприятии. Система работы с кадрами состоит из пяти взаимосвязанных подсистем: кадровая политика, подбор персонала, оценка персонала, расстановка персонала, обучение персонала.

Рассмотрим ведущее на сегодняшний день, по нашему мнению, понятие – управление персоналом. Исследования литературных источников в т. ч.[1, 4, 7, 8, 12, 14, 18, 31] показывают, что в настоящее время существуют различные подходы к определению понятия «управление персоналом». Так в работе [12] управление персоналом определяют как деятельность, выполняемую на предприятиях, которая способствует наиболее эффективному использованию работников для достижения организационных и личных целей.

По нашему мнению в данном определении понятие «управление персоналом» трактуется слишком размыто, поскольку неясны объект и субъект деятельности, ее цели и задачи (едва ли можно считать целью «способствование использованию работников»).

В противоположность этому определению в работе [2] управление персоналом определяется как комплекс взаимосвязанных экономических, организационных и социально-психологических методов, обеспечивающих эффективность трудовой деятельности и конкурентоспособности предприятия. В данном определении ключевым является понятие “комплекс методов”, что по нашему мнению сужает понятие «управление персоналом», сводя его только к методическому обеспечению управления персоналом.

В подходах ряда ученых определение понятия «управление персоналом» строится на основе вычленения одной из задач по управлению персоналом. В работе [31] управление персоналом рассматривается как обеспечение организации необходимым числом работников, выполняющих требуемые производственные функции. В данном определении управление персоналом выступает как процесс обслуживания производства, что по нашему мнению вполне справедливо, но узко, поскольку помимо «обеспечения организации работниками» существуют другие задачи, не учтенные в данном определении. Так в работе [14] отражен мотивационный подход, «управление персоналом» – это формирование и направление мотивационных установок работника в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.

Учитывая приведенные выше определения мы определяем «управление персоналом» следующим образом.

Управление персоналом – это процесс системного, планомерно организованного, с помощью взаимосвязанных организационных, экономических и социальных механизмов управления, воздействия на персонал организации с целью как обеспечения эффективного функционирования операционного процесса, так и удовлетворения потребностей персонала в их профессиональном и личностном развитии.

В последнее время все острее встает вопрос о повышении роли персонала организации в его успешной работе. Сейчас перед многими российскими организациями стоит ряд проблем, связанных с управлением персоналом, и от того, как они будут решены, во многом зависит будущее не только этих организаций, но и всей российской экономики.

Прежде чем определить основные характеристики системы менеджмента персонала современных российских организаций необходимо рассмотреть классификацию и структуру персонала.

Трудовые ресурсы - это часть населения трудоспособного возраста, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве. К трудовым ресурсам относят как занятых, так и потенциальных работников.

Персонал организации (кадры, трудовой коллектив) - это совокупность работников, входящих в ее списочный состав.

По характеру выполняемых функций промышленно-производственный персонал (ППП) подразделяется на четыре категории: рабочих, руководителей, специалистов и технических исполнителей (служащих).

Рабочие - это работники, непосредственно занятые производством продукции (услуг), ремонтом, перемещением грузов и т.п. К ним также относятся уборщицы, дворники, гардеробщики, охранники.

В зависимости от характера участия в производственном процессе рабочие, в свою очередь, делятся на основных (производящих продукцию) и вспомогательных (обслуживающих технологический процесс).

Управленческий персонал (управленцы) – часть персонала организации, выполняющая общие функции управления: планирование, организация, прогнозирование, координация, контроль и т.д. Общие функции управления могут выполняться управленческим персоналом, как в масштабе всей организации, так и в рамках определенных подразделений структуры или их групп. Согласно «Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих» (1998), весь управленческий персонал подразделяется на категории: руководители, специалисты, служащие [20]. Руководители - работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений (функциональных служб), а также их заместители.

Специалисты - работники, выполняющие инженерно-технические, экономические и другие функции. К ним относятся инженеры, экономисты, бухгалтеры, социологи, юрисконсульты, нормировщики, техники и др.

Принципиальное отличие руководителей от специалистов заключается в юридическом праве принятия решения и наличие в подчинении других работников. В зависимости от масштаба управления различают линейных руководителей, отвечающих за принятие решений по всем функциям управления и функциональных руководителей, реализующих отдельные функции управления. Кроме того, различают руководителей высшего уровня управления организацией (руководители и его заместители), среднего уровня (руководителей функциональных и линейных подразделений) и низового уровня (руководителей участков, бригад) [14].

Различают следующие категории специалистов:

- функциональные специалисты, результатами, деятельности которых является управленческая информация (экономисты, финансисты, маркетологи и т.д.);

- линейные специалисты, результатами, деятельности которых является обслуживание и контроль процесса производства (механики, энергетики и т.д.);

- специалисты-технологи, инженеры, результатом деятельности которых является конструкторско-техническая или проектная информация.

Технические исполнители (служащие) - работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, хозяйственное обслуживание (делопроизводители, секретари-машинистки, табельщики, чертежники, копировщицы, архивариусы, агенты и др.).

Все виды менеджмента можно представить как совокупность элементарных функционально-управляющих блоков, функциональных задач управления и функциональных процедур управления. Менеджмент персонала – это и есть некоторая целостность, которая поддерживает упорядоченое-устойчивое состояние своей и вышестоящей системы (системы управления организацией), посредством управления [6]. Поэтому менеджмент персонала является функциональной подсистемой, которая разбивается на части, например подбор, оценка, адаптация персонала. Эти части и называются функционально-управляющими блоками.

Предлагается организациям всех форм собственности, различных сфер деятельности системный граф менеджмента персонала, включающий в себя несколько основных функционально-управляющих блоков [6] (рис. 1.1). Дадим их краткую характеристику.

Адаптация персонала – это подпроцесс приспособления к содержанию и условиям трудовой деятельности и непосредственной социальной среде, совершенствование деловых и личностных качеств работника.

Движение персонала – это подпроцесс перемещения персонала организации и включающий повышение, понижение в должности, перевод, увольнение.

Обучение персонала это подпроцесс, осуществляемый в целях получения рабочей профессии или специальности и предусматривает разные уровни подготовки.

Оценка персонала – это подпроцесс, осуществляемый, для определения соответствия работника вакантному или занимаемому рабочему месту (должности), включает определение потенциала работника, индивидуального вклада и аттестацию персонала.

 


 
 

Рис. 1.1 - Системный граф менеджмента персонала


Повышение квалификацииперсонала этоподпроцесс целенаправленного обучения узкому кругу дисциплин для выполнения задач более высокого уровня.

Подбор персонала – это подпроцесс привлечения на работу кандидатов, отвечающих необходимым требованиям для занятия вакантных должностей, а также определения соответствия виду деятельности и принятия решения о пригодности или непригодности кандидатов.

Потребность в персонале – это подпроцесс определения наличия вакантных мест, которые необходимо заполнить в подразделениях организации в соответствии с основными параметрами (количество, качество, время принятия).

Расстановка персонала – это подпроцесс распределения работников по категориям промышленно-производственного персонала на базе научно обоснованных норм затрат труда, а также с соблюдением определенных для данных условий пропорций по квалификации, социальной активности, возрасту, полу с учетом социально-психологических аспектов совместимости сотрудников.

Формирование резерва персонала – это подпроцесс определения состава сотрудников организации, обладающих соответствующим потенциалом для занятия в перспективе вышестоящих должностей.

Деловая карьера управленцев – это подпроцесс определения индивиндуально-осознаной позиции и поведения, связанный с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека, проявляется в фактической последовательностью занимаемых должностей, рабочих мест, положений в коллективе.

Развитие персонала – это подпроцесс по обеспечения поддержания и улучшения кадрового потенциала.

Оформление документации по персоналу – это подпроцесс планомерного ведения кадровой документации по каждому отдельному сотруднику организации.

Сертификация персонала это подпроцесс, посредством которого третья сторона письменно удостоверяет, что конкретный специалист организации соответствует определенным требованиям.

Система заработной платы и льгот работников – это подпроцесс определения систем заработной платы и социальных льгот для различных категорий персонала, а также их корректировка в процессе проведения различных кадровых мероприятий.

Определение потенциала управленцев – это подпроцесс фиксации изменения различных профессионально важных и личностных качеств персонала за определенный период времени.

Формирование банка данных по персоналу – это подпроцесс сбора, обработки, хранения и выборки необходимой информации по персоналу в электронном виде.

Кроме вышеуказанных подпроцессов важную роль в менеджменте персонала имеет один из подпроцессов стратегического менеджмента, а именно – кадровая политика организации.

Деление определенного вида менеджмента, в частности менеджмента персонала на подпроцессы позволяет определить функционально-полный состав задач. Соответственно на этой основе делать более четкое распределение задач между специалистами соответствующих отделов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.