Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия и мировоззрение. Термин philosophia в переводе с греческого языка означает любовь к мудрости (phileo-люблю




Термин "philosophia" в переводе с греческого языка означает любовь к мудрости (phileo-люблю, sophia – мудрость). Этот термин означал совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. Причем знания древних охватывали не только практические наблюдения и выводы, зачатки наук, но и раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существования. Философия позволила выносить практические решения, служила руководством поведения и образа жизни.

Философия унаследовала от мифа и религии их мировоззренческий характер, их мировоззренческие схемы, то есть всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т.д. Она унаследовала также весь объем позитивного знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер.

Философия как форма духовной деятельности необходимо должна нести в себе момент историчности. Философия – это ответ человеческого духа на вопросы, поставленные исторически обусловленным бытием человека.

Современный мир - это сложная динамичная целостная система. Его правильное и всестороннее понимание не возможно без определенных философских представлений. Они помогают глубже осмыслить действительность в развитии, в единстве всех его законов и противоречий, понять место человека в современном мире, смысл его жизни и ряд других сложных проблем.

Взгляды многих выдающихся мыслителей позволяют сделать вывод, что философия дает человеку смысл и общие ориентиры в жизни, а также способы приближения к универсальной Истине и пути подхода к ней. Философия есть адекватное сознание своего времени, и поэтому человек, прежде чем действовать в современном мире, должен этим сознанием вооружиться.

Систематизация на базе философии своего мировоззрения позволяет человеку лучше ориентироваться в гуще событий, а не уподобляться щепке в водовороте их. Он лучше начинает понимать цели и смысл своей деятельности, место и роль в обществе, ответственность за свои поступки. У него появляется озабоченность теми глобальными проблемами, которые возникают как негативные последствия научно-технического прогресса еще в прошлом столетии.

Философские взгляды и убеждения составляют фундамент всей системы мировоззрения: именно философия теоретически осмысляет совокупные данные науки и практики и выражает их в виде наиболее объективной и исторически определенной картины действительности.

Всякая философия является мировоззрением, т.е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Это означает, что первое включает в себя второе. Аналогично тому, что плод- не есть только яблоко, но и груша, слива и т.д., так и понятие мировоззрение нельзя сводить только к философии, потому что есть другие виды мировоззрения –мифологическое, религиозное, художественное и т.д.

Таким образом, философия – это мировоззрение - система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Точнее сказать – это теоретический уровень мировоззрения. Философия относится к научной сфере, которая опирается в своем развитии не на одну какую-либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт развития человечества.

Предметом философии являются всеобщие свойства и связи действительности - природы, человека, отношения объективной действительности и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и мышления.

Философия пришла на смену мифологии и религии первобытного общества. Если мифология и религия есть эмоционально-фантастическое отображение природной и социальной действительности и основаны на вере в сверхъестественное, то философия – это прежде всего рациональное объяснение окружающего мира, основанное на знании и разуме. Длительное время она имела вид натурфилософии, философского учения о природе в целом.

По мере развития происходило размежевание знаний на отдельные отрасли. Зарождалась география, медицина, астрономия, геометрия и другие науки, имеющие практическое применения. Предмет философии все более уточнялся. Сегодня – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления, познания.

На многие смысложизненные вопросы ответ дает именно философия: что представляет собой окружающий мир; каковы место и роль в нем человека; в чем заключается цель и смысл жизни; существуют ли независимо от человека законы развития природы и общества; способен ли человек познать и использовать их в своей деятельности; каковы отношения между людьми, обществом и природой, добром и злом, истиной и заблуждением; что ожидает нас в будущем.

В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и всеобщее, характеризующее целостное бытие человека. Но предмет философии в еще большей степени отличен от предмета частных наук, изучающих материальное бытие и человека, тем, что он представляет собой отношение человека к миру, мира к человеку.

Основной вопрос философии, сформулированный Энгельсом, - есть вопрос об отношении мышления к бытию.

Суть: как соотносятся материальное и идеальное, дух и природа.

Выделяют две стороны этого вопроса:

1) Что является первичным

2) Познаваем ли мир.

В зависимости от ответа на первую сторону вопроса философы подразделяются на материалистов и идеалистов. Материалисты за первичность берут материю, сознание рассматривается ими как отражение материального мира в их понимании. В практике нельзя абсолютно разграничить материальное и идеальное.

Идеалисты считают за первичное духовное, идеи. В зависимости от решения второй стороны вопроса философия разделяется на гносеологический анализ и агностицизм (гносеологический анализ - признание познаваемости мира, агностицизм - отрицание познаваемости мира).

Исходный вопрос философии есть вопрос об отношении идеального к материальному, точнее, сознания к материи. В мире нет ничего, кроме материального и идеального, и решение вопро­са о первичности одного из них необходимо для последующего правильного освещения других проблем философии, и отнесения всех философов либо к материалистам, либо к идеалистам, хотя это не всегда лишено сложности.

Многие зарубежные философы отрицают основной вопрос философии, считают его надуманным. Однако этот вопрос имеет большое методологическое значение. К тому же невозможно игнори­ровать противоположность идеального материальному. Еще Кант писал, что одно дело - предмет мысли и совсем другое - мысль об этом предмете, его психический образ.

Вторичность сознания по отношению к материи заключается не только в том, что является идеальным отображением внешнего мира. Сознание вторично и в том смысле, что оно возникло на определенной ступени развития материальной действительности. Словом, зависимость сознания от материи является двухаспектной. Однако сознание обладает относительной самостоя­тельностью и в свою очередь способно оказывать активное воз­действие на материальное.

То, что материя первична, а сознание вторично, есть исходное положение материалистической философии; в этом проявляется ее монизм (от греч. "монос" - единственный).

В зависимости от того, что идеалисты считают основой ок­ружающего мира, они являются либо субъективными, либо объ­ективными. Первые полагают такой основой свое собственное сознание, тогда как вторые - Мировой дух, Абсолютную идею и т.п., что зачастую оказывается не чем иным, как философ­ским псевдонимом Бога, Творца, т.е. существа сверхъестествен­ного.

Кроме материализма и идеализма существует еще так назы­ваемый дуализм. Дуалисты считают, что в основе окружающей действительности лежат две независимые субстанции - душа и тело, материальное и идеальное, сознание и материя. Фактически дуалисты так или иначе склоняются к идеализму. Классическим представителем дуализма является французский философ и есте­ствоиспытатель XVII в. Р.Декарт. Элементы дуализма в своих воззрениях и сегодня допускают некоторые ученые и философы.

Основной философский вопрос не находится в одном ряду с многочисленными конкретными философскими вопросами, а носит иной характер. Может быть, это вообще не столько вопрос, сколько смысловая направленность, ориентированность философской мысли.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 991; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.