Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право водопользования

Соглашения о разделе продукции.

Помимо лицензии конкретные условия недропользования могут опреде­ляться договором, который заключается уполномоченным на то органом го­сударственной власти и владельцем лицензии. Так, стороны могут заключать соглашение о разделе продукции. Отношения, возникающие в процессе за­ключения, исполнения и прекращения таких соглашений, регламентируют­ся Федеральным Законом «О соглашениях о разделе продукции».

Сторонами соглашения являются: Российская Федерация - от ее имени выступают Правительство РФ или исполнительный орган субъекта РФ, и инвесторы - граждане РФ и иностранцы, юридические лица и объединения юридических лиц, осуществляющие вложения средств в поиски, разведку и добычу полезных ископаемых. Перечни участков недр, право пользования которыми может быть предо­ставлено на условиях раздела продукции, устанавливаются законодательством.

Соглашения о разделе продукции регулируют вопросы поисков, развед­ки, добычи минерального сырья, раздела произведенной продукции между государством и инвестором, а также ее транспортировки, хранения, перера­ботки, использования и реализации.

 


Тема: Правовой режим использования и охраны вод.

  1. Юридическое понятие вод.

Законодательство, регулирующее водные от­ношения (водное законодательство), базируется на нормах Конституции РФ и состоит из Водного кодекса РФ 1995 г. и других нормативных актов РФ и ее субъектов. Предметом правового регулирования явля­ются водные отношения, то есть отношения в об­ласти использования и охраны водных объектов.

Водным объектом признается сосредоточе­ние вод на поверхности суши в формах ее релье­фа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима. Совокупность всех перечисленных водных объектов в пределах террито­рии РФ, включенных или подлежащих включению в водный кадастр, обра­зует водный фонд РФ.

В свою очередьводные объекты подразделяются на нескольковидов в зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков (ст. 7-19 Водного ко­декса РФ):

- поверхностные водные объекты. Они состоят из поверхностных вод и земель, покрытых ими и сопряженных с ними (дна и берегов). Это поверх­ностные водотоки (реки, ручьи, каналы), поверхностные водоемы (озера, водохранилища, болота и пруды), а также ледники и снежники (естествен­ные и постоянно сохраняющиеся скопления льда и снега);

- внутренние морские воды (моря, заливы, проливы и др.);

- территориальное море РФ (прибрежные морские воды шириной 12 морских миль в соответствии с нормами международного права);

- подземные водные объекты (бассейны подземных вод, водоносные го­ризонты, месторождения подземных вод, естественные выходы подземных вод).

Применительно к способам пользования водными объектами различают­ся общее и специальное водопользование. Общее водопользование осуще­ствляется без применения сооружений, технических средств и устройств, влияющих на состояние вод, а специальное - с применением таких соору­жений и устройств.

Типичными случаями общего водопользования являются забор воды от­дельными гражданами для питьевых или бытовых нужд, использование водо­емов для отдыха и купания, водопоя скота, плавания на маломерных плава­тельных средствах, любительское рыболовство и др.

Специальное водопользование с применением различных технических средств (плотин, насосных станций, шлюзов и т. д.) осуществляется в уста­новленном законом порядке на основе разрешений, выдаваемых государст­венными органами управления использованием и охраной водного фонда после согласования с органами, производящими санитарный надзор, охрану рыбных запасов и другими заинтересованными организациями.

В особое пользование по решению Правительства РФ или органов исполнительной власти субъектов РФ могут предоставляться водные объекты для обеспечения нужд обороны, федерального транспорта, федеральных энергетических систем, а также иных государственных и муниципальных нужд.

Право водопользования пред­ставляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок и ус­ловия использования водных объектов, права и обязанности водопользова­телей.

Субъектами права водопользования (водопользователями) выступают граждане и юридические лица. Объектом права водопользования являются водные объекты или их час­ти (ст. 7 ВК РФ).

Основаниями возникновения права водопользования являются юридиче­ские факты. В соответствии с водным законодательством к ним относятся:

- лицензии на водопользование;

- договоры пользования водными объектами;

- решения Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта РФ о предоставлении водного объекта в особое пользование (ст. 91 ВК РФ).

Согласно водному законодательству водные объекты предоставляются в пользование на основании специальных разрешений компетентных госу­дарственных органов - лицензий на водопользование. Все виды специально­го водопользования осуществляются только при наличии лицензии. Лицензия на водопользование представляет собой акт государственного органа управления использованием и охраной водного фонда, который со­держит (в зависимости от способов и целей использования водных объектов): сведения о водном объекте, о водопользователе, водопотребителях, указания на способы и цели использования водного объекта, указание про­странственных границ (координат) водного объекта или его части, мест за­бора (сброса) воды, сведения о лимитах водопотребления, сроки действия лицензии, требования по рациональному использованию, охране водных объектов и окружающей природной среды и др. (ст. 48, 49 ВК РФ). Граждане и юридические лица, имеющие лицензию на право водополь­зования, вносят:

- плату за пользование водными объектами (водный налог);

- плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов.

Лицензирование водопользования, то есть оформление, выдача и регис­трация лицензий, осуществляется Министерством природных ресурсов РФ и его территориальными органами.

Водный кодекс РФ предусматривает обязательное заключение договоров пользования водными объектами. После выдачи гражданину или юридическому лицу лицензии на водопользование заключение договора пользования водным объектом явля­ется обязательным.

Получения лицензии на водопользование не требуется при осуществ­лении:

- общего водопользования;

- использования водных объектов для плавания на маломерных судах;

- разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

- водопользования для пожарных нужд;

- забора воды из одиночных скважин и колодцев с применением быто­вых насосов,;

- пользования обособленными водными объектами.

Основаниями прекращения права водопользования являются следующие юридические факты:

- отказ водопользователя от пользования водным объектом;

- смерть водопользователя-гражданина или прекращение деятельности водопользователя-юридического лица;

- прекращение особого пользования водными объектами;

- естественное или искусственное исчезновение водных объектов;

- истечение срока пользования водным объектом;

- переход прав пользования водными объектами в установленном по­рядке.

Право водопользования прекращается путем аннулирования лицензии на водопользование. Аннулирование лицензии является основанием для расторжения догово­ра пользования водным объектом.

Защита нарушенных или оспоренных прав пользования водными объек­тами, а также разрешение споров по любым вопросам использования и охраны водных объектов осуществляются в судебном порядке. Защита прав пользования водными объектами в административном по­рядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом, а реше­ния, принятые в таком порядке, могут быть обжалованы в суд.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Охрана недр | Охрана водных объектов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1131; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.