Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Различие между идеологией и другими формами сознания

Итак, основное отличие идеологии от не-идеологического или анти-идеологического выражения реальности уже в исходным представлении об исследуемом феномене. Если идеология есть иллюзорная часть или сторона сознания, то что собой представляет остальное? Постоянно и вполне справедливо указывалось, что за представительство анти-идеологизма у Маркса ответственна наука.

Если “внешняя граница” идеологии очерчена, в первом приближении, наукой, то “внутренняя граница” хотя и присутствует, но в неопределенном, размытом виде. Более четко ее нельзя провести, так как реальное содержание, всегда так или иначе представленное во всякой идеологической иллюзии, может быть искажено или закамуфлировано идеологами только немного, но может быть и вовсе перевернуто.

Идеология и утопия. Идеологические иллюзии могут вызываться не только потребностями подмены особенного всеобщим, а и неразвитостью самой действительности. Этим, например, вызвано появление определенного типа социальных утопий. Идеология великих утопистов, например, характеризовалась в «Коммунистическом Манифесте» как фантастический порыв пролетариата к будущим преобразованиям.

Советский Философский словарь трактует понятие «идеология» следующим образом: «Идеология - совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые отражают и оценивают социальную действительность с точки зрения интересов отдельных классов, разрабатывается, как правило, идейными представителями этих классов и направлены на утверждение либо на изменение, преобразование существующих общественных отношений. В сфере идеологии формируются системы ценностей различных общественных классов, здесь они осознают свои коренный интересы, место в обществе, отношения с другими классами, формулируют и обосновывают цели и программы своей деятельности. Господствующей в данном обществе является идеология господствующего класса, который держит в своих руках средства материального и духовного производства. Идеология – часть надстройки и необходимый фактор в формировании идеологических, политических, правовых и прочих отношений. Будучи частью общественного сознания, идеология занимает определенное место в его структуре как иной уровень сознания по отношению к общественной психологии и обыденному сознанию и проявляет себя в различных формах общественного сознания. Соответственно различается политическая и правовая идеология, философия и религия, нравственное и эстетическое сознание. Наука является преимущественной формой познания, а не идеологией, но испытывает влияние идеологии, ибо научные открытия осмысливаются в различных формах идеологии, а фундаментальные теории общественных наук носят идеологический характер. В классово-антагонистическом обществе отношения и столкновения различных классов находят отражения в области идеологии, то есть является одной из форм классовой борьбы, как, например, противоборство буржуазной и пролетарской социалистической идеологии. Принципы научного анализа идеологии впервые разработаны марксизмом. Согласно им для всесторонней оценки каждой конкретной идеологии необходимо учитывать ее социально-классовую принадлежность, характер отражения ею действительности (иллюзорная или научная идеология) и выполняемые ею социальные функции, ее роль в общественной жизни (прогрессивная и революционная либо консервативная и реакционная идеология). Вместе с тем идеология обладает относительной самостоятельностью, опирается в своем развитии на имеющийся мыслительный материал, а потому ее связь с классовыми интересами может быть не прямой, а опосредованной. Особенно это касается идеологических форм, удаленных от их экономической основы – философия, религия, мораль. Поскольку идеология отражает природу того или иного общественного строя, то идеологические различия неустранимы, пока существуют различные социальные системы. Но это не дает никаких оснований переносить идеологические разногласия в сферу межгосударственных отношений.»

В этом определении мы можем видеть все характерные черты советского подхода к определению понятия идеологии.

Маркс и Энгельс в «Немецкой Идеологии» и позднейших работах понимали под идеологией: а) идеалистическую концепцию, согласно которой мир представляет собой воплощение идей, мыслей и принципов; б) тип мыслительного процесса, когда его субъекты – идеологи, не осознавая связи своих построений с материальными интересами определенных классов и объективных побудительных сил собственной деятельности, постоянно воспроизводят иллюзию абсолютной самостоятельности общественных идей; в) сопряженный метод подхода к действительности, состоящий в конструировании мнимой реальности, которая выдается за саму действительность. Согласно Марксу, «не в идеологии и пустынных гипотезах нуждается наша жизнь, а в том, чтобы мы могли жить, не зная смятения». Действительность, согласно Марксу, предстает в зеркале идеологии в искаженном, перевернутом виде. Идеология оказывается иллюзорным сознанием (здесь мы видим пример того, как при необходимости, в полном согласии с самими принципами идеологии одни понятия подменяются другими, если сравнить советское понятие идеологии и это же определение, данное Марксом - налицо яркое намеренное выпячивание одних его сторон и замалчивание ненужных). Марксово понимание идеологии трансформировалось благодаря Энгельсу, разделявшего критический анализ иллюзий совпадения идей и интересов людей, осуществленный Фурье. Фурье критиковал «философов-идеологов» за избыточный интерес к идеям, за ориентацию на изменение одного лишь сознания. В сложившемся марксизме идеология понималась как «ложное сознание», порождаемое «классовым интересом» господствующих классов, стремящихся представить его «интересом всего общества». В дальнейшем в марксисткой традиции негативное восприятие идеологии «эксплуататорских классов» образовывало оппозицию с идеологией «социалистической», воспринимаемой сугубо позитивно. Идеология обществ нетоталитарного (западного) типа характеризуется наличием самого мощного в истории идеологического аппарата, определенным «рамочным» плюрализмом (запрет на идеологию национал социализма и расизма, «на поощрение» коммунистических взглядов), религиозной терпимостью, «рассеянностью» во всем объеме вне идеологических феноменов и т.п.

Идеология - понятие, посредством которого традиционно обозначается совокупность мифов, преданий, политических лозунгов, программных документов политических партий, философских концепций; не являясь религиозной, по сути, идеология исходит из определенным образом познанной или «сконструированной» реальности, ориентирована на человеческие практические интересы и имеет целью манипулирование и управление людьми путем воздействия на их сознание. В рамках идеологии (в контексте осознания людьми собственного отношения к действительности, а также существа социальных проблем и конфликтов) содержатся цели и программы активной деятельности, направленной на закрепление или изменение данных политических отношений. Ядром идеологии выступает круг идей, связанных с вопросом захвата, удержания и использования власти субъектами политики.

Появление принципиально новых средств и способов описания и объяснения социальной реальности в середине 20 века обусловило формирование оригинальных концепций сути и функций идеологии. Бахтин в своем истолковании идеологии попытался снять классово-политические контексты. «Идеологическое» для Бахтина - синоним семиотического, знакового вообще: «Ко всякому знаку приложимы критерии идеологической оценки (ложь, истина, справедливость, добро и пр.). Область идеологии совпадает с областью знаков. Между ними можно поставить знак равенства. Где знак – там и идеология». Бахтин противополагал идеологию – психологии как области «внутреннего знака» и «внутренней речи». Бахтин постулировал диалектический характер этого противопоставления, так как «внутренний знак» тоже знак, а значит, и идеология «индивидуальна», а в ряду социально-психологических явлений – выступает как «жизненная идеология». Все психологическое, по мнению Бахтина, имеет свои семиотические основания: «Вне объективации, вне воплощения в определенном материале (материал жеста, внутреннего слова, крика) сознание – фикция. Это плохая идеологическая конструкция, созданная путем абстракции от конкретных фактов социального выражения». Психологии Бахтин противопоставляет не идеологию вообще, а только ее социальные объективации в форме этических и правовых норм, религиозных символов и т.д. для обозначения объективно существующих форм идеологии Бахтин использовал термин «идеологема». Трактовка идеологии как универсального свойства всего семиотического препятствовала спецификации конкретных механизмов ее функционирования, хотя и элиминировала идеологические предпочтения ее исследователей, трансформируя их подход в объективно-семиотический (в отличие от политической ангажированности представителей марксизма). Спецификация семиотических механизмов идеология явилась одной из вершин творчества Барта. В «Мифологиях» Барт объединил миф и идеологию, назвав их «метаязыком». Он не

считал нужным проводить между идеологией и мифом семиотические разграничения, определяя идеологию как введенное в рамки общей истории тем или иным социальным интересам мифическое построение. В этом месте, где мы касаемся воображаемых, перспективных сторон определения идеологии, разумно ввести понятие УТОПИИ, как напрямую с ним связанное.

Утопия- понятие для обозначения описаний воображаемого строя, а так же сочинений, содержащих планы нереальных социальных преобразований.

Отказ от исследования наличной общественной действительности, интеллектуализм, стремление репрезентовать интересы человечества в целом отличают утопию от, соответственно, науки, мифологии, идеологии.

Источником утопий на каждом отдельно взято историческом процессе могли выступать социальные идеологии, технологические мифы.

Формирование утопии - свидетельство процессов осознания и рефлексии, всеохватывающих кризисных явлений общества, точно так же конкретные идеологические конструкции и способы их функционирования складываются в результате действия и взаимодействия многих социальных и культурных факторов, выступают необходимым компонентом жизнедеятельности общественного организма. Утопию также можно трактовать в качестве мечты о совершенстве мира способной обеспечить проверку и отбор наиболее функциональных моделей общественного развития. При этом трагизм процедур осуществления утопии нередко истолковывался как следствие того, что утопия являет собой надприродные изменения, которые могут быть только силой внедрены в сознание среднего человека и без которых история была бы менее трагична.

Утопии в ряду идеальных конструкций человеческого разума способны отражать мечту о мире постоянного и полного чувственного удовлетворения, поиск идиллических состояний благополучия, сдерживаемого моральными и эстетическим ограничениями, ориентацию на акцентировано упорядоченное разумным и нравственным государством благополучие, надежду на осуществление одушевленной цели победы Добра над Злом вне материальных аспектов этого процесса, проект усовершенствования человечества сугубо посредством организационно-интеллектуальных инноваций.

Практически все исследователи понимают идеологию как призму, через которую общество смотрит на мир, систему идей предвзятых, необъективных. Идеология - не форма познания, а форма социального контроля, инструмент подчинения индивидуальных человеческих поступков общим целям и нормам, интеграции их в единую норму социального взаимодействия.

Идеология, если абстрагироваться от конкретной формы, от степени детализации, от способов аргументации и прочего, есть не что иное, как консолидирующий нормативный образ жизни общества. Разумеется, содержание идеологии не сводится к ценностным представлениям об основных параметрах желательного общественного устройства, то есть, главная и определяющая мысль ЛЮБОЙ идеологии - движение к всеобщему чувственному удовлетворению - есть та же самая утопия. Но все сводится – иногда через длинную цепь опосредствований к обоснованию - «необходимости», «правомерности», «неизбежности» некоего общественного устройства, определенного социального порядка. Ни одна идеологическая система не нашла бы поддержки, если бы не имела своей целью обеспечить счастье для всех, кто поддержит ее, чему мы имеем многочисленные примеры в истории человечества. Таким образом, эти понятия - «идеология» и «утопия» являются тесно взаимосвязанными, тесно переплетенными, ведь объективно ясно, что осуществить все положения любой идеологии на практике невозможно, цель идеологии - движение к идеалу, а не стремление достичь его. Также одной из особенностей идеологии является то, что при наличии в обществе всего многообразия так называемых особых (т.е. частных) интересов, и если какое-либо идеологическое построение окажется оптимально адекватным какому-либо из них, окажется его вольным или невольным выражением, то увлечет его носителей и найдет у них массовую поддержку. Но чаще всего оно бывает косвенным, мало того, замаскированным и пытающимся представить особый интерес в качестве общего, всенародного, общественного, или достаточно массового, привлечь на его сторону носителей другого интереса, манипулируя общественным мнением. Отслеживание связи той или иной идеологии с определенными интересами является одной из важных задач всего социального познания и зачастую оказывается небезопасным занятием.

Ни одно общество не может обойтись без идеологии - ведь это стержень общества, его направляющая сила. Однако идеология должна опираться не на ожидания и стереотипы массового сознания, а на социальную науку. Однако трудно представить себе идеологическую систему, способную выполнять функцию интеграции общества, не считаясь с доминирующими в массовом сознании ценностями.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Идеология как ценностная форма сознания. Функции идеологии. Идеология и утопия | Проблема отчуждения человека и пути его преодоления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.