КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды контроля
Содержание и функции контроля. Функции учителя-предметника и классного руководителя в ходе педагогического процесса.
Функции классного руководителя: а) координация учебно-воспитательной работы учителей и обеспечение единого подхода к учащимся; б) воспитание научного мировоззрения и развитие общего кругозора учащихся; в) организация и воспитание ученического коллектива класса и формирование у учащихся общественной активности; г) развитие у учащихся познавательного интереса и способностей, содержательная организация их свободного времени; д) формирование у учащихся нравственной позиции и представлений о жизненных ценностях; е) формирование у учащихся готовности к жизненному самоопределению и профессиональная ориентация; ж) забота об охране здоровья и физическом развитии школьников; з) поддержка тесных контактов с родителями учащихся и обеспечение единства воспитательных усилий семьи и школы. Обязанности классного руководителя: – всестороннее изучение школьников (возрастные и индивидуальные особенности, условия проживания в семье и т.д.); – ведение личных дел учащихся; – формирование у учащихся культуры поведения и общения; – контроль за успеваемостью учащихся, выполнением ими домашней учебной работы; – периодическое проведение классных собраний, организация внеклассной познавательной, творческой, спортивно-оздоровительной и социально-полезной деятельности школьников; – оказание помощи в работе детских и юношеских общественных организаций в условиях школы; – объединение воспитательных усилий учителей, работающих в классе и родителей учащихся; – внесение предложений руководству школы о поощрении и наказании учащихся.
5. Внутришкольный контроль и регулирование в управлении Контроль тесно связан со всеми функциями управленческого цикла, особенно с функцией педагогического анализа. Часто в условиях школы можно встретить недостатки организации контроля следующего плана: – отсутствие системы контроля; – формализм в организации контроля; – односторонность внутришкольного контроля; – участие в контроле только должностных лиц, без привлечения опытных учителей, методистов. Требования к организации внутришкольного контроля: – систематичность контроля (регулярное проведение контроля); – объективность контроля (проверка деятельности педагогического коллектива в соответствии с требованиями государственных стандартов и образовательных программ); – действенность контроля (результаты контроля, позволяющие внести позитивные изменения в ход педагогического процесса); – компетентность проверяющих (владение методикой контроля, умение видеть в работе достоинства и недостатки, прогнозировать результаты и влияние контроля). Функции контроля: – управление педагогическим процессом школы, обеспечивающее объективную, достоверную и обобщающую информацию; – использование полученной информации с целью осуществления педагогического анализа причин и условий расхождения цели педагогического процесса с его результатами; – регулирование целостного педагогического процесса школы, устранение противоречий между его организацией и дезорганизацией. Содержание внутришкольного контроля (М.Л. Портнов, Т.И. Шамова, Н.А. Шубин): – выполнение организационно-педагогических вопросов всеобуча; – качество и ход выполнения образовательных программ и государственных образовательных стандартов; – качество знаний, умений и навыков учащихся; – уровень воспитанности учащихся; – состояние преподавания учебных дисциплин, реализующих образовательные, воспитательные и развивающие функции обучения; – состояние и качество организации внеклассной воспитательной работы; – работа с педагогическими кадрами; – эффективность совместной деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию учащихся; – исполнение нормативных документов и принятых решений. Виды внутришкольного контроля: М.Л. Портнов – предварительный, текущий, итоговый. Н.А. Шубин – обзорный предварительный, персональный, тематический, фронтальный, классно-обобщающий. Т.И. Шамова – тематический, фронтальный. Тематический контроль – направлен на углубленное изучение конкретного вопроса в системе деятельности педагогического коллектива, отдельного учителя, в системе воспитания школьников. Его содержание составляют школьные инновации, внедрение передового педагогического опыта. Фронтальный контроль – направлен на всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива, методического объединения или отдельного учителя. Используется 2-3 раза в учебном году. Исследует учебное, воспитательное, методико-педагогическое, управленческое, финансово-хозяйственное и др. аспекты работы школы. Формы контроля: Персональная форма контроля – осуществляется за работой отдельного учителя, классного руководителя, воспитателя, социального педагога и т.д. с целью проверки его профессиональной компетентности. Классно-обобщающая форма контроля – изучается деятельность учителей, работающих в одном классе, систему их работы по индивидуализации и дифференциации обучения, динамику успеваемости учащихся по годам обучения, развитие мотивации и познавательных способностей учеников. Предметно-обобщающая форма контроля – изучается состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном классе или параллели классов, или в целом в школе. Тематически-обобщающая форма контроля– изучение работы разных учителей в разных классах по отдельным направлениям учебно-воспитательного процесса. Например, использование краеведческого материала в процессе обучения и т.д. Комплексно-обобщающая форма контроля– осуществляется за организацией изучения школьниками нескольких учебных предметов. Методы контроля: Изучение школьной документации, наблюдение, беседа, устный и письменный контроль, анкетирование, изучение передового педагогического опыта, хронометрирование, диагностические методы. Тема 10. КОНТРОЛЬ КАК ЗВЕНО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 1. Содержание и функции контроля 2. Виды контроля 3. Методы и приемы контроля 4. Формы контроля 5. Тесты в процессе контроля, их общая характеристика. 6. Методика составления тестов 7. Десятибалльная система оценивания знаний и умений учащихся
Литература:
1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.– 2-е изд. – Казань: Центр инновац-х технологий, 2000. – 608 с. 2. Майоров А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. Изд-е 2-е. – Спб, 1997. 3. О контроле результатов учебной деятельности учащихся и их аттестация /Метод. рекомендации по учебным предметам/ – Настаунiцкая газета. – № 134.– 29 октября 2002. 3. Психологическая диагностика./ Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М.: УРАО, 1997 4. Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. Педагогика: Учеб. пособие. – Мн.: ТетраСистемс, 2002. – 544 с.
Контроль – широкое по объему понятие. Наглядно структурные компоненты контроля можно представить следующим образом:
Таким образом, контроль включает в себя следующие структурные компоненты: наблюдение и проверка на начальном этапе; выявление и измерение уровня владения материалом, усвоение которого контролируют; учет первичной информации, полученной в результате проверки; анализ и сравнение полученной информации; оценивание информации с точки зрения контроля. Объектом (содержанием) контроля является все, что относится к учебно-воспитательному процессу. Конкретное его содержание зависит от целевой установки контроля. С целью проверки деятельности учащихся содержание контроля предполагает выяснение: · особенностей понимания и осмысления изучаемого материала; точности, глубины, и прочности его знаний; · широты кругозора, уровня развитие познавательных процессов (памяти, логического мышления, воображения, внимания и т.д.); · уровня сформированности общеучебных, специальных и других умений и навыков; способности применять полученные знания на практике; · степени творческого подхода к выполнению учебной деятельности, владения рациональными приемами работы. Таким образом, контроль в учебно-воспитательном процессе позволяет установить качество теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся, способы их учебной деятельности, степени умственного развития, уровень педагогического мастерства учителя. Контроль имеет различные функции. Главная из них – функция обратной связи (систематическая информация о том, как реагирует «обучающаяся система» – ученик, класс – на воздействие «обучающей системы» – учитель, технические и электронные средства информации. Вторая функция – педагогическая. Она делится на несколько подфункций: – обучающая – исправление ошибок, выдача рекомендаций о способах деятельности и дополнительной литературе, используемой при подготовке материала по изучаемым темам; – развивающая – учет индивидуальных особенностей учащихся, выявленных в процессе контроля; – воспитывающая – стимулирование и побуждение учащихся к систематической и познавательной деятельности; формирование ответственности, чувства долга, пунктуальности и т.д.; мотивация учебной работы; – диагностическая – выявление уровня умственного развития учащихся, причин отставания в учебе и факторов, способствующих эффективности обучения; – ориентирующая – возможность учителя на основе выявленных диагностических данных наметить пути к успешному обучению всех учащихся; – профилактическая – предупреждение забывания учащимися учебного материла путем эпизодического повторения в процессе контроля. Третья функция – проверочно-оценочная. Проявляется при итоговом и заключительном учете знаний и умений учащихся при переводе их из класса в класс; при выпуске их из учебного заведения; при присвоении квалификации в училище, техникуме, вузе и т.д.; при вручении наград, выдаче льгот и поощрений.
Виды контроля обусловливаются выполняемыми им функциями. Предварительный. Проводится в начале учебного года, полугодия, четверти, на первом уроке нового для изучения предмета. Цель – изучить уровень готовности учащихся к восприятию нового материала. На основе полученных диагностических данных учитель планирует изучение нового материала, повторение организацию межпредметных связей, актуализацию имеющихся знаний. Текущий. Проводится систематически на каждом уроке. Цель – определение уровня усвоения учебного материала учащимися на каждом уроке, выявление пробелов в знаниях и умениях учащихся, стимулирование учащихся к систематической учебной деятельности; Тематический. Проводится по завершении изучения большой темы на уроках повторительно-обобщающего типа. Цель – систематизировать и обобщить изучаемый материал темы. Итоговый. Проводится в конце учебной четверти, полугодия, года или курса. Завершает значительный период учебного времени. Осуществляется в виде контрольных работ, диктантов, устных зачетов. Цель – выявление уровня владения учащимися знаний и умений по предмету, полученных за определенный значительный период обучения. Заключительный. Проводится по окончании учащимися базовой школы, общеобразовательной школы, среднего специального учебного заведения, вуза и т.д. Осуществляется в виде выпускных и квалификационных экзаменов. Цель – аттестация ученика или студента по предмету на заключительном этапе обучения в учебном заведении. Принимает экзамены комиссия. По результатам экзаменов ученик или студент получает официальный документ – свидетельство, аттестат, диплом.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |