Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды контроля




Содержание и функции контроля.

Функции учителя-предметника и классного руководителя в ходе педагогического процесса.


Функции учителя Содержание деятельности
Диагностическая Изучение особенностей физического и психического развития каждого школьника, уровня его умственной и нравственной воспитанности, условий семейного воспитания, способностей и интересов, характера деятельности ученика вне школы
Ориентационно-прогностическая Определение направлений учебно-воспитательной деятельности с классным коллективом, постановка конкретных целей и задач на каждом этапе воспитательной работы, прогнозирование ее результатов
Конструктивно-проектировочная Конструирование (планирование) содержания учебно-воспитательной работы с учащимися на основе использования инновационных форм
Организаторская Вовлечение учащихся в спроектированную учебно-воспитательную работу с учетом их способностей и интересов, стимулирование их активности
Информационно-объяснительная Сообщение учащимся содержательной, логически стройной, насыщенной яркими фактами информации. Владение учителем новейшими научными идеями и доходчивое преподнесение их учащимся
Коммуникативно-стимулирующая Умение учителя устанавливать и поддерживать с учащимися доброжелательные отношения и побуждать их своим примером к активной учебно-познавательной, трудовой, художественно-эстетической и др. деятельности
Аналитико-оценочная Анализ результатов обучения и воспитания учащихся, выявление в ходе названных процессов положительных сторон и недостатков, сравнение достигнутых результатов с намеченными целями и задачами, сопоставление своей работы с опытом коллег
Исследовательско-творческая Осмысление и творческое развитие научных теорий, педагогических и методических идей, предполагающих решение типичных и нестандартных учебно-воспитательных задач, внесение в педагогическую деятельность тех или иных методических модификаций, рационализация приемов и методов обучения и воспитания

Функции классного руководителя:

а) координация учебно-воспитательной работы учителей и обеспечение единого подхода к учащимся;

б) воспитание научного мировоззрения и развитие общего кругозора учащихся;

в) организация и воспитание ученического коллектива класса и формирование у учащихся общественной активности;

г) развитие у учащихся познавательного интереса и способностей, содержательная организация их свободного времени;

д) формирование у учащихся нравственной позиции и представлений о жизненных ценностях;

е) формирование у учащихся готовности к жизненному самоопределению и профессиональная ориентация;

ж) забота об охране здоровья и физическом развитии школьников;

з) поддержка тесных контактов с родителями учащихся и обеспечение единства воспитательных усилий семьи и школы.

Обязанности классного руководителя:

– всестороннее изучение школьников (возрастные и индивидуальные особенности, условия проживания в семье и т.д.);

– ведение личных дел учащихся;

– формирование у учащихся культуры поведения и общения;

– контроль за успеваемостью учащихся, выполнением ими домашней учебной работы;

– периодическое проведение классных собраний, организация внеклассной познавательной, творческой, спортивно-оздоровительной и социально-полезной деятельности школьников;

– оказание помощи в работе детских и юношеских общественных организаций в условиях школы;

– объединение воспитательных усилий учителей, работающих в классе и родителей учащихся;

– внесение предложений руководству школы о поощрении и наказании учащихся.

 

5. Внутришкольный контроль и регулирование в управлении

Контроль тесно связан со всеми функциями управленческого цикла, особенно с функцией педагогического анализа. Часто в условиях школы можно встретить недостатки организации контроля следующего плана:

– отсутствие системы контроля;

– формализм в организации контроля;

– односторонность внутришкольного контроля;

– участие в контроле только должностных лиц, без привлечения опытных учителей, методистов.

Требования к организации внутришкольного контроля:

– систематичность контроля (регулярное проведение контроля);

– объективность контроля (проверка деятельности педагогического коллектива в соответствии с требованиями государственных стандартов и образовательных программ);

– действенность контроля (результаты контроля, позволяющие внести позитивные изменения в ход педагогического процесса);

– компетентность проверяющих (владение методикой контроля, умение видеть в работе достоинства и недостатки, прогнозировать результаты и влияние контроля).

Функции контроля:

– управление педагогическим процессом школы, обеспечивающее объективную, достоверную и обобщающую информацию;

– использование полученной информации с целью осуществления педагогического анализа причин и условий расхождения цели педагогического процесса с его результатами;

– регулирование целостного педагогического процесса школы, устранение противоречий между его организацией и дезорганизацией.

Содержание внутришкольного контроля (М.Л. Портнов, Т.И. Шамова, Н.А. Шубин):

– выполнение организационно-педагогических вопросов всеобуча;

– качество и ход выполнения образовательных программ и государственных образовательных стандартов;

– качество знаний, умений и навыков учащихся;

– уровень воспитанности учащихся;

– состояние преподавания учебных дисциплин, реализующих образовательные, воспитательные и развивающие функции обучения;

– состояние и качество организации внеклассной воспитательной работы;

– работа с педагогическими кадрами;

– эффективность совместной деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию учащихся;

– исполнение нормативных документов и принятых решений.

Виды внутришкольного контроля:

М.Л. Портнов – предварительный, текущий, итоговый.

Н.А. Шубин – обзорный предварительный, персональный, тематический, фронтальный, классно-обобщающий.

Т.И. Шамова – тематический, фронтальный.

Тематический контроль – направлен на углубленное изучение конкретного вопроса в системе деятельности педагогического коллектива, отдельного учителя, в системе воспитания школьников. Его содержание составляют школьные инновации, внедрение передового педагогического опыта.

Фронтальный контроль – направлен на всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива, методического объединения или отдельного учителя. Используется 2-3 раза в учебном году. Исследует учебное, воспитательное, методико-педагогическое, управленческое, финансово-хозяйственное и др. аспекты работы школы.

Формы контроля:

Персональная форма контроля – осуществляется за работой отдельного учителя, классного руководителя, воспитателя, социального педагога и т.д. с целью проверки его профессиональной компетентности.

Классно-обобщающая форма контроля – изучается деятельность учителей, работающих в одном классе, систему их работы по индивидуализации и дифференциации обучения, динамику успеваемости учащихся по годам обучения, развитие мотивации и познавательных способностей учеников.

Предметно-обобщающая форма контроля – изучается состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном классе или параллели классов, или в целом в школе.

Тематически-обобщающая форма контроля– изучение работы разных учителей в разных классах по отдельным направлениям учебно-воспитательного процесса. Например, использование краеведческого материала в процессе обучения и т.д.

Комплексно-обобщающая форма контроля– осуществляется за организацией изучения школьниками нескольких учебных предметов.

Методы контроля:

Изучение школьной документации, наблюдение, беседа, устный и письменный контроль, анкетирование, изучение передового педагогического опыта, хронометрирование, диагностические методы.


Тема 10. КОНТРОЛЬ КАК ЗВЕНО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1. Содержание и функции контроля

2. Виды контроля

3. Методы и приемы контроля

4. Формы контроля

5. Тесты в процессе контроля, их общая характеристика.

6. Методика составления тестов

7. Десятибалльная система оценивания знаний и умений учащихся

 

Литература:

 

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.– 2-е изд. – Казань: Центр инновац-х технологий, 2000. – 608 с.

2. Майоров А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. Изд-е 2-е. – Спб, 1997.

3. О контроле результатов учебной деятельности учащихся и их аттестация /Метод. рекомендации по учебным предметам/ – Настаунiцкая газета. – № 134.– 29 октября 2002.

3. Психологическая диагностика./ Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М.: УРАО, 1997

4. Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. Педагогика: Учеб. пособие. – Мн.: ТетраСистемс, 2002. – 544 с.

 

Контроль – широкое по объему понятие.

Наглядно структурные компоненты контроля можно представить следующим образом:

 
 

 

 


Таким образом, контроль включает в себя следующие структурные компоненты: наблюдение и проверка на начальном этапе; выявление и измерение уровня владения материалом, усвоение которого контролируют; учет первичной информации, полученной в результате проверки; анализ и сравнение полученной информации; оценивание информации с точки зрения контроля.

Объектом (содержанием) контроля является все, что относится к учебно-воспитательному процессу. Конкретное его содержание зависит от целевой установки контроля. С целью проверки деятельности учащихся содержание контроля предполагает выяснение:

· особенностей понимания и осмысления изучаемого материала; точности, глубины, и прочности его знаний;

· широты кругозора, уровня развитие познавательных процессов (памяти, логического мышления, воображения, внимания и т.д.);

· уровня сформированности общеучебных, специальных и других умений и навыков; способности применять полученные знания на практике;

· степени творческого подхода к выполнению учебной деятельности, владения рациональными приемами работы.

Таким образом, контроль в учебно-воспитательном процессе позволяет установить качество теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся, способы их учебной деятельности, степени умственного развития, уровень педагогического мастерства учителя.

Контроль имеет различные функции. Главная из них – функция обратной связи (систематическая информация о том, как реагирует «обучающаяся система» – ученик, класс – на воздействие «обучающей системы» – учитель, технические и электронные средства информации.

Вторая функция – педагогическая. Она делится на несколько подфункций:

– обучающая – исправление ошибок, выдача рекомендаций о способах деятельности и дополнительной литературе, используемой при подготовке материала по изучаемым темам;

– развивающая – учет индивидуальных особенностей учащихся, выявленных в процессе контроля;

– воспитывающая – стимулирование и побуждение учащихся к систематической и познавательной деятельности; формирование ответственности, чувства долга, пунктуальности и т.д.; мотивация учебной работы;

– диагностическая – выявление уровня умственного развития учащихся, причин отставания в учебе и факторов, способствующих эффективности обучения;

– ориентирующая – возможность учителя на основе выявленных диагностических данных наметить пути к успешному обучению всех учащихся;

– профилактическая – предупреждение забывания учащимися учебного материла путем эпизодического повторения в процессе контроля.

Третья функция – проверочно-оценочная. Проявляется при итоговом и заключительном учете знаний и умений учащихся при переводе их из класса в класс; при выпуске их из учебного заведения; при присвоении квалификации в училище, техникуме, вузе и т.д.; при вручении наград, выдаче льгот и поощрений.

 

Виды контроля обусловливаются выполняемыми им функциями.

Предварительный. Проводится в начале учебного года, полугодия, четверти, на первом уроке нового для изучения предмета. Цель – изучить уровень готовности учащихся к восприятию нового материала. На основе полученных диагностических данных учитель планирует изучение нового материала, повторение организацию межпредметных связей, актуализацию имеющихся знаний.

Текущий. Проводится систематически на каждом уроке. Цель – определение уровня усвоения учебного материала учащимися на каждом уроке, выявление пробелов в знаниях и умениях учащихся, стимулирование учащихся к систематической учебной деятельности;

Тематический. Проводится по завершении изучения большой темы на уроках повторительно-обобщающего типа. Цель – систематизировать и обобщить изучаемый материал темы.

Итоговый. Проводится в конце учебной четверти, полугодия, года или курса. Завершает значительный период учебного времени. Осуществляется в виде контрольных работ, диктантов, устных зачетов. Цель – выявление уровня владения учащимися знаний и умений по предмету, полученных за определенный значительный период обучения.

Заключительный. Проводится по окончании учащимися базовой школы, общеобразовательной школы, среднего специального учебного заведения, вуза и т.д. Осуществляется в виде выпускных и квалификационных экзаменов. Цель – аттестация ученика или студента по предмету на заключительном этапе обучения в учебном заведении. Принимает экзамены комиссия. По результатам экзаменов ученик или студент получает официальный документ – свидетельство, аттестат, диплом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.