Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ состояния современной практики образования

Большинство исследователей сегодня указывают на существование как позитивных, так и негативных тенденций в развитии образования нашей страны за последнее десятилетие; некоторые даже называют современное состояние образования кризисным. Выделим позитивные тенденции в развитии системы образования:

· гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса, направленные на переход к демократическим отношениям между педагогом и учащимися;

· вариативность и разноуровневость содержания образования. Введение новых специальностей и специализаций, учебных дисциплин, востребованных изменившимися социально-экономическими условиями (право, основы экономики, основы психологии и педагогики, информатика и т.д.);

· разработка новых образовательных стандартов, учебных планов и программ, учебно-методических комплексов по предметам;

· дифференциация сети учреждений образования, становление негосударственных образовательных учреждений, учет социального заказа на образование;

· переход вузов на двухступенчатую подготовку специалистов, отвечающую международным требованиям;

· использование учреждениями образования дополнительных источников финансирования, таких как доходы от собственной коммерческой деятельности, средства спонсоров, благотворительные средства.

В числе негативных тенденций в развитии системы образования можно назвать следующие:

· отрицательное влияние современной школы на здоровье учащихся, выражающееся в усложненных и перегруженных информацией учебных программах и учебниках (следовательно, в неспособности детей справиться с такими учебными программами), чрезмерной учебной нагрузкой учащихся (старшеклассники имеют в неделю 40-42 учебных часа);

· авторитарный стиль преподавания учителей и руководства учебным заведением со стороны администрации школы. В современной социокультурной ситуации управление системой образования и каждым учебным учреждением должно носить аналитико-прогностический характер и основываться на демократическом стиле общения;

· унификация образовательного процесса в учебных заведениях. Ограничивающая вариативность и гибкость учебных планов и программ. Это выражается в ориентации учебного процесс на среднего ученика без должного учета интересов и способностей каждого школьника, в преобладании объяснительно-иллюстративных методов обучения над исследовательскими;

· бюрократизм и формализм в системе образования, проявляющиеся в виде дидактоцентризма (урок как центральное звено в учебно-воспитательном процессе школы) и предметоцентризма (набор не связанных между собой учебных предметов, отсутствие межпредметных связей);

· недостаточный уровень качества подготовки выпускников средней школы (30 % медалистов получают неудовлетворительные оценки при поступлении в вуз);

· продолжающийся отток преподавательских кадров из системы образования, феминизация и старение педагогического корпуса;

· кризис воспитания, проявившийся в связи с изменившимися социально-экономическими условиями жизни, изменением функции семьи и т.д.

 

2. Основные положения новой образовательной парадигмы.

Парадигма – (греч. paradeigma– пример, образец) 1) строго научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности; 2) исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе.

В качестве основных положений новой образовательной парадигмы выступают:

· ориентация учебных планов и программ, содержания обучения на формирование современной функциональной грамотности, развитие умений к поиску новых знаний, их критическому анализу и интеграции;

· изменение роли педагога в образовательном процессе (от транслятора знаний, умений и навыков к посреднику между учеником (студентом) и учебным предметом как элементом культуры, консультанту, помощнику в самостоятельном активном освоении нового содержания образования);

· ориентация образования на развитие у обучающихся способностей осуществлять мыследеятельность – способностей аналитических, рефлексивных, самоопределения;

· установка на детоцентризм как направленность педагогического процесса на утверждение в обществе идеологии самобытности и самоценности детства (ребенок – ключ к познанию человека, отношение к ребенку в социуме – показатель культуры общества).

Современная «школа памяти» должна стать «школой мышления и действия». Это и есть главная цель современной парадигмы образования. Данная цель предполагает включение в содержание образования способов анализа ситуаций и разрешения проблем в новых условиях. Установка на формирование у обучающихся умений рефлексии, критического мышления, системно-ситуационного анализа в условиях изменчивого современного мира предполагает наличие у ученика (студента) развитой системы мыследеятельностных способностей. На этой основе важнейшими задачами современного содержания образования являются следующие:

– перенос акцентов с традиционного освоения обучающимися социокультурного опыта в виде знаний умений и навыков на стимулирование их к разрешению возникающих проблемных ситуаций;

– формирование у учащейся молодежи готовности к жизни и деятельности в динамически меняющихся условиях;

– творческое обогащение личностного социального опыта учащихся;

– внесение молодыми людьми вклада в развитие культуры общества.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Балльная система оценивания знаний и умений учащихся | Мировые тенденции развития высшего образования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1087; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.