Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модуль 1 теоретические основы микроэкономического анализа

 

Содержание модуля 1:

Тема 1.1 Предмет и методы микроэкономики

Тема 1.2 Ограниченность экономических ресурсов и проблема выбора

 

Тема 1.1 Предмет и методы микроэкономики

Предметом микроэкономики как области экономической науки является деятельность отдельных экономических субъектов, их взаимодействие в процессе образования более крупных структур – рынков и отраслей производства. Детальный анализ деятельности отдельных экономических субъектов позволяет показать, как функционируют и развиваются отрасли промышленности и рынки, почему они отличаются друг от друга, каким образом на их деятельность влияют политика правительства.

Предпосылки для возникновения микроэкономики складываются во второй половине XIX в., когда в экономической науке все большее внимание начинает уделяться психологическому фактору. Австрийская школа предельной полезности стала рассматривать в качестве исходного пункта экономической науки автономного индивида, независимого от окружающего мира, основной задачей деятельности которого явилось удовлетворение потребностей в условиях ограниченности ресурсов. Именно поведение данного индивида и изучается в различных гипотетических ситуациях с целью выбора оптимального варианта.

Современная микроэкономика состоит из четырех частей. Первая часть посвящена анализу закономерностей образования потребительского спроса. В этой части микроэкономики развиваются теории предельной полезности. Во второй части – анализируется предложение с точки зрения изучения поведения отдельной фирмы и формирования ее издержек в конкретных рыночных условиях. Третья часть посвящена анализу соотношения спроса и предложения в зависимости от типа конкуренции. В четвертой части анализируются рынки и проблемы ценообразования факторов производства.

Для анализа экономическая теория в целом и микроэкономика в частности использует экономические категории и понятия. Экономические категории — это абстрактные понятия, отражающие в сознании людей реально существующие экономические процессы и явления. В экономических категориях и понятиях, как определенных логических формах, выделяется то общее и существенное, что есть в экономических явлениях, они обеспечивают целостное суждение о предмете. На основе анализа экономических процессов и явлений экономическая теория выявляет экономические законы — внутренние, сущностные, причинно-следственные связи экономических процессов и явления.

В зависимости от подхода к объяснению поведения отдельных экономических субъектов микроэкономическая наука подразделяется на позитивную и нормативную. Позитивная наука представляет собой совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что есть, а нормативная (регулятивная) наука – совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что должно быть. При этом экономическая наука в целом является позитивной наукой, исследующей то, что есть, или то, что может возникнуть в результате принятия тех или иных решений.

Разграничение микроэкономики на позитивную и нормативную является исходным пунктом в методологии микроэкономической науки. В качестве основных методов позитивной микроэкономической науки следует назвать:

- предельный анализ (экономические явления анализируется не только в законченном, но и в постоянно изменяющемся виде);

- функциональный анализ (вначале выявляется типичное качество явления, затем устанавливаются влияющие на это качество факторы, и наконец, определяется способ взаимосвязи факторов с ранее установленным качеством);

- равновесный подход (изучение состояния относительной стабильности);

- метод верифицируемости теории (положения теории должны быть частично или косвенно подтверждены на практике).

В рамках нормативного подхода широко используется метод моделирования экономических явлений и процессов. Экономическая модель представляет собой формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

Основными моделями, используемыми в микроэкономике, выступают модели оптимизационные и равновесные. Оптимизационные модели применяются при исследовании поведения отдельных экономических субъектов (потребители, производители). Особенностью данных моделей является оперирование предельными величинами, поэтому данная методология экономического анализа получила название маржинализм. Второй тип моделей – модели рыночного равновесия – используются при исследовании взаимоотношений между экономическими агентами. В таких моделях делается предположение, что система находится в равновесии, если взаимодействующие силы сбалансированы и отсутствуют внутренние импульсы к нарушению баланса.

 

Вопросы самоконтроля:

1. Что выступает предметом изучения микроэкономической науки?

2. Чем, по вашему мнению, объясняется значимость изучения микроэкономики для будущего экономиста?

3. Перечислите основные методы позитивной науки и раскройте их содержание.

4. Перечислите основные методы нормативной науки и раскройте их содержание.

5. Дайте определение следующим категориям: «микроэкономика», «экономический закон», «экономическая категория», «позитивный анализ», «нормативный анализ», «методология», «экономическая модель».

 

Тема 1.2 Ограниченность экономических ресурсов и проблема выбора

Внутренними мотивами активной деятельности индивида принято считать экономические потребности, под которыми следует понимать недостаток чего – либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности, фирмы и общества в целом. Удовлетворить возникшую потребность возможно через производство и потребление экономических благ. Для создания экономических благ необходимо вовлечение в производство экономических ресурсов.

Экономические ресурсы — это все, что используется для создания экономических благ, то есть совокупность природных, социальных и духовных сил, используемых в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей.

Экономические ресурсы принято делить на четыре группы:

1) природные — потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества природы;

2) материальные — все созданные человеком («рукотворные») средства производства, которые сами являются результатом производства;

3) трудовые — население в трудоспособном возрасте, способное к труду;

4) финансовые — денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства.

Значимость отдельных видов ресурсов изменялась по мере перехода от доиндустриальной к индустриальной, и от нее — к постиндустриальной технологии. В доиндустриальном обществе приоритет принадлежал природным и трудовым ресурсам, в индустриальном — материальным, в постиндустриальном — интеллектуальным и информационным ресурсам.

Все экономические ресурсы обладают одним общим свойством: они редки, или имеются в ограниченном количестве. Ограниченность экономических ресурсов имеет относительный характер и заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всего общества. Поэтому перед обществом стоит задача выбора направлений и способов распределения ограниченных ресурсов между различными вариантами производства. В процессе выбора, обусловленного ограниченностью ресурсов, общество сталкивается с решением трех фундаментальных задач:

что производить?

как производить?

для кого производить?

Обстоятельство ограниченности ресурсов и соответственно принятие экономического решения можно наглядно проиллюстрировать графически на примере границы производственных возможностей. Она является простейшей иллюстрацией выбора, осуществляемого в экономике, где производится только два товара, все ресурсы используются полностью, объем ресурсов и технологий не меняется.

Кривая производственных возможностей характеризует альтернативные варианты сочетания производства двух товаров при данной технологии в условиях ограниченности ресурсов в соответствии с экономическими, политическими и социальными условиями.

Рисунок 1.1 – Кривая производственных возможностей

 

Каждая точка на кривой производственных возможностей показывает максимально возможные при данной величине имеющихся ресурсов объемы производства двух продуктов. Таким образом, эта кривая изображает некую границу возможностей производства в обществе. Все сочетания производства двух товаров на кривой представляют максимальные их количества, которые могут быть получены лишь в результате наиболее полного и эффективного использования всех имеющихся ресурсов.

Точки, находящиеся за пределами кривой производственных возможностей, например, точка С, оказались бы предпочтительнее любой точки на кривой, ибо здесь могут быть созданы большие объемы производства обоих товаров, что, конечно, выгодно обществу. Но такие варианты производства недостижимы при данном количестве имеющихся ресурсов и при данной технологии производства.

Если точки находятся в пределах кривой производственных возможностей, например, точка D, то такие варианты возможны, но производство в таких объемах будет неэффективно, здесь ресурсы используются не в полном объеме. В этом случае часть ресурсов не будет задействована в производстве, а значит, не будут в полной мере использованы возможности, которыми в данный момент обладает общество. Это и означает неэффективное использование ресурсов. Общество производит меньшие объемы товаров и в меньшей степени удовлетворяет потребности граждан, что, конечно, не вполне соответствует его целям.

Любое экономическое решение имеет ценность. В нашем примере решение общества увеличить производство товара У означает, что это возможно лишь при снижении объема производства товара Х, ведь ресурсы используются в полном объеме и эффективно.

Переход на более высокий уровень границы производственных возможностей может осуществиться, если в результате технических открытий, разработки новых месторождений полезных ископаемых, научных прорывов в самых различных областях человеческой деятельности общество будет иметь больший объем ресурсов. Другими словами, технический прогресс сдвигает кривую производственных возможностей вправо вверх, и тогда ранее недостижимые объемы производства в точке С будут вполне реальными. Таким образом, сдвигом кривой производственных возможностей можно проиллюстрировать экономический рост, который показывает увеличение объемов производства товаров и услуг в экономике (рисунок 1.2).

Рисунок 1.2 – Графическое изображение равномерного неравномерного экономического роста

 

Множественность экономических целей при ограниченности ресурсов ставит проблему экономического выбора, под которым понимают выбор наилучшего из альтернативных вариантов их использования, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах. При осуществлении указанного выбора экономические субъекты сталкиваются с необходимостью оценивания альтернативных издержек. Альтернативными издержками (издержками неиспользованных возможностей, вмененными издержками) называют издержки одного блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пренебречь (пожертвовать). Экономический субъект принимает решение, когда дополнительные (предельные) выгоды должны быть не меньше дополнительных (предельных) издержек.

 

Вопросы самоконтроля:

1. Почему общество сталкивается с ограниченностью ресурсов и может ли эта проблема быть решена?

2. Что представляет собой кривая производственных возможностей и какие выводы можно получить при ее анализе?

3. Какой принцип лежит в основе принятия экономических решений субъектами хозяйствования?

4. Учитывают ли люди в повседневной жизни принцип альтернативных издержек? Приведите собственные примеры.

5. Дайте определение следующим категориям: «потребность», «благо», «экономические ресурсы», «ограниченность ресурсов», «экономический выбор», «альтернативные издержки».

 

Тестовые задания к модулю 1:

Тест № 1 включает 15 вопросов типа «Верно/Неверно»

1. Понятие альтернативной ценности составляет одну из важнейших концептуальных основ неоклассической микроэкономики.

верно неверно

 

2. Принцип рациональности в неоклассической теории означает, что человек должен заботиться только об удовлетворении своих потребностей.

верно неверно

 

3. Принцип рационального ведения хозяйства предполагает минимизацию издержек или максимизацию полезности.

верно неверно

 

4. Принцип ограниченности благ применим только к индивиду. Но блага не могут быть ограниченными в масштабах всего общества.

верно неверно

 

5. Линия производственных возможностей показывает максимальное количество благ, которые можно произвести в данной экономической системе с данными ресурсами.

верно неверно

 

6. Продукты питания не являются ресурсами.

верно неверно

 

7. Все экономические ресурсы являются экономическими благами, но не все экономические блага являются ресурсами.

верно неверно

 

8. Изменение технологии не влечет за собой трансформации кривой производственных возможностей.

верно неверно

 

9. Активное участие страны в международном разделении труда оказывает на кривую производственных возможностей такое же влияние, как расширение ресурсной базы или совершенствование технологии производства.

верно неверно

 

10. Кривая производственных возможностей имеет выпуклую форму вследствие множественности ограничений по ресурсам и возрастания альтернативных издержек.

верно неверно

 

11. Все точки, лежащие вне области кривой производственных возможностей, соответствуют неэффективному использованию ресурсов.

верно неверно

 

12. Рациональный экономический выбор требует учета не альтернативных издержек, совокупных затрат.

верно неверно

 

13. В концепции рационального экономического поведения утверждается, что образ действий субъектов рыночного хозяйства определяется эгоизмом.

верно неверно

 

14. Экономический рост есть процесс расширения набора благ, выпускаемых в рамках данной экономической системы.

верно неверно

 

15. Основными моделями, используемыми в микроэкономике, выступают модели оптимизационные и равновесные.

верно неверно

 

Тест № 2 включает 20 вопросов типа «4:1». В каждом вопросе из 4 вариантов ответа нужно выбрать единственный верный ответ.

1. Микроэкономика может быть определена как область экономической науки, которая изучает:

экономическое поведение отдельных фирм;

экономическое поведение отдельных групп потребителей, фирм и собственников ресурсов;

отношения между отдельными представителями разных классов;

то, как экономисту использовать микрокомпьютеры.

 

2. Нормативная экономика изучает:

экономический рост;

полную экономическую занятость;

следует ли повысить уровень зарплаты на 1 %;

экономическую обеспеченность.

 

3. Позитивная экономическая теория изучает:

что есть;

что должно быть;

положительные тенденции в экономике;

оценочные суждения.

 

4. Объектом изучения микроэкономики является:

производство в масштабах всей экономики;

численность занятых в национальном хозяйстве;

общий уровень цен;

производство сахара и динамику его цен.

 

5. Качество экономической модели определяется главным образом тем, насколько:

точен прогноз, составленный на ее основе;

много реалистических предпосылок в ней содержится;

легко ее верифицировать (проверить);

много уравнений она содержит

 

6. Экономические категории представляют собой:

взаимосвязи между понятиями;

научные абстракции, выражающие экономические отношения;

доказательства о наличии или отсутствии тех или иных явлений;

единичные случаи проявления тех или иных событий.

 

7. Понятие «homo economicus» означает:

абстрактного человека, который в любой ситуации старается увеличить свой доход и уменьшить расходы;

абстрактного человека, который в любой ситуации старается уменьшить свой доход и увеличить расходы;

абстрактного человека, который в отдельных ситуациях старается увеличить свой доход и уменьшить расходы;

конкретного человека, который в любой ситуации старается увеличить свой доход и уменьшить расходы.

 

8. Ограниченность – это:

характеристика только индустриальных систем;

характеристика доиндустриальных систем;

концепция, отражающая невозможность полного удовлетворения человеческих потребностей;

верны все ответы.

 

9. Существование проблемы экономического выбора обусловлено:

безграничностью человеческих потребностей и ограниченностью производственных возможностей;

изменчивостью человеческих потребностей.

безграничностью производственных возможностей;

ограниченностью человеческих ресурсов.

 

10. Кривая производственных возможностей показывает:

совокупность возможных комбинаций двух товаров;

альтернативные комбинации производства двух товаров при наличии определенного объема ресурсов;

количества товаров, которые хозяйство намерено производить;

объем производства либо одного, либо другого товара.

 

11. Оптимальным является выбор:

наилучшего варианта использования экономических ресурсов;

наилучшего варианта использования факторов производства;

минимум затрат – максимум результата;

все ответы верны.

 

12. На кривой производственных возможностей отражается:

эффективный вариант использования экономических ресурсов;

неэффективный вариант использования экономических ресурсов;

невозможный вариант использования ресурсов;

набор количества товаров.

 

13. Под абсолютной ограниченностью понимается:

недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения потребностей всех членов общества;

недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения индивидуальных потребностей;

удовлетворение каких – либо избранных, определенных потребностей;

ограниченность финансовых и материальных ресурсов.

 

14. Альтернативные издержки здания – это:

оплата персонала, охраняющего здание;

цена строительства здания;

изменение реальной ставки налога, которая выплачивается из доходов, получаемых от эксплуатации здания;

цена других товаров и услуг, производство которых принесено в жертву строительству этого здания.

 

15. Проблема редкости может быть решена, если:

люди смогут отказаться от конкуренции в пользу сотрудничества;

будут открыты новые, практически неисчерпаемые источники энергии;

все страны мира станут постиндустриальными обществами;

все указанное неверно.

 

16. Кривая производственных возможностей иллюстрирует:

влияние дефицита и альтернативной стоимости на общество;

преимущества производства одного товара вместо другого;

изменение в цене различных продуктов;

альтернативную стоимость производства одного и другого товара.

 

17. Полное использование всех ресурсов на кривой производственных возможностей показывает любая точка, лежащая:

вне кривой производственных возможностей;

внутри кривой производственных возможностей;

на кривой производственных возможностей;

на кривой производственных возможностей, в которой достигается наиболее полное удовлетворение потребностей членов общества.

 

18. Закон возрастания альтернативных издержек действует, если кривая производственных возможностей имеет:

выпуклую форму;

форму прямой;

вогнутую форму;

любую форму.

 

19. Предположим, что все ресурсы в экономической системе используются таким образом, что наращивать производство одного продукта можно только сокращая производство другого. Экономист назовет такую ситуацию:

эффективной;

неэффективной;

административно – командной;

экономическим кризисом.

 

20. Абсолютная ограниченность ресурсов становится относительной благодаря:

техническому прогрессу;

выбору потребностей;

государственному регулированию экономики;

разграничению ресурсов на возобновляемые и не возобновляемые.

 

Проектное задание к модулю 1:

1. Снимая квартиру, согласно договору краткосрочной аренды на 1 год, арендатор платит её хозяину 15 тыс. рублей в месяц, храня остальные свои сбережения в банке. Это обеспечивает ему 10 % годовых. Средств достаточно для приобретения квартиры в собственность. При какой цене квартира начинает представлять для арендатора интерес как для потенциального покупателя?

 

2. Дипломированный бухгалтер является квалифицированным маляром. Дипломированному бухгалтеру нужно покрасить свой дом. За каждый час своей работы бухгалтер получает 50 у.е., а маляру он должен заплатить 15 у.е. в час. Бухгалтер может покрасить дом за 30 часов, а маляр затратит – 40 часов. Наймет ли дипломированный бухгалтер маляра или сам покрасит дом?

 

3. Арендная плата за квартиру – 300 долл./мес. Банковская ставка процента – 10% годовых. Вам предложили купить квартиру за 20000 долл. Стоит ли соглашаться, если такая сумма Вам по карману?

 

4. Бабушка, мать и дочь организовали семейное предприятие по вязанию шерстяных носков и варежек. За год мать может связать 250 пар варежек или 300 пар носков, бабушка – 210 пар варежек или 350 пар носков, дочь – 150 пар варежек или 300 пар носков. Каковы альтернативные издержки производства 500-ой пары носков?

 

Мебельная фабрика производит столы и шкафы. В производстве обоих товаров используются станки по обработке древесины (К), общее количество которых 50 штук. Работники, занятые в производстве мебели, имеют узкую специализацию, и то, кто производит столы, не могут быть привлечены к производству шкафов. Известны производственные функции: , . Построить график и вывести уравнение КПВ мебельной фабрики, аналитически.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопросы самоконтроля по лекции 7 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.143 сек.