Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансы населения




Финансы хозяйствующих субъектов, как основа финансовой системы государства

 

Финансы хозяйствующих субъектов являются основой финансовой системы государства. Государственные финансы опираются на финансовый потенциал хозяйствующих субъектов. В то же время финансы организаций (предприятий) являются объектом регулирования со стороны государственных органов власти и управления.

В условиях административно-командной системы управления в бывшем СССР вся экономическая, в том числе финансовая деятельность регламентировалась государством.

В современной России государственное регламентирование деятельности хозяйствующих субъектов присутствует, но оно несравненно меньше, чем в дореформенной экономике.

Сегодня государство регулирует:

· состав затрат относимых на себестоимость продукции;

· размер некоторых видов затрат, относимых на себестоимость продукции в целях определения налогооблагаемой прибыли;

· объекты и ставки налогообложения;

· величину и порядок формирования уставного и резервного капитала для коммерческих организаций различных организационно-правовых форм;

· порядок эмиссии корпоративных ценных бумаг;

· порядок ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Определяя правило поведения на рынке, государство не вмешивается в деятельность коммерческих организаций. В условиях рыночной экономики они обладают финансовой независимостью, самостоятельно устанавливают цены на свою продукцию, распределяют доходы от ее реализации, по своему усмотрению распоряжаются чистой прибылью, формируют денежные фонды для производственного и социального развития, изыскивают средства для инвестирования в свои активы, используя при этом ресурсы финансовых рынков.

Первоначальное формирование финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов происходит в момент их учреждения, когда образуется уставный капитал за счет денежных и имущественных взносов учредителей и участников.

В дальнейшем источниками поступлений финансовых ресурсов являются:

· прибыль от предпринимательской деятельности (главный источник);

· амортизационные отчисления;

· заимствование у других хозяйствующих субъектов на финансовом рынке.

В экономической литературе под финансами населения понимаются финансы домашних хозяйств, которые ведутся одним или несколькими лицами, проживающими совместно или имеющими общий бюджет.

В отличие от финансов хозяйствующих субъектов, имеющих решающее значение в создании, первичном распределении и использовании ВВП и НД, финансы населения играют подчиненную, но в тоже время важную роль в общей системе финансовых отношений.

Источниками финансовых ресурсов населения являются:

· собственные средства, заработанные членами семьи – заработная плата, доход от подсобного хозяйства, прибыль от предпринимательской деятельности, дивиденды, проценты.

· средства, полученные в форме кредита у кредитных организаций.

В составе денежных доходов населения заметное место занимают государственные социальные выплаты – пенсии, пособия, стипендии.

В целях регулирования оплаты труда и социальной защиты населения в декабре 1991 г. был принят федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда». В настоящее время размер МРОТ составляет 720 руб. в месяц (с 01.01.2005 г.).

В соответствии с принятым в 2002 г. Трудовым Кодексом размер МРОТ должен быть поэтапно доведен до величины прожиточного минимума, который в настоящее время в среднем по России составляет около 3000 руб. в месяц.

В соответствии с действующим законодательством, если среднедушевой доход семьи меньше величины прожиточного минимума, установленного в конкретном субъекте РФ, то такая семья считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи в порядке, установленном Федеральным Законом «О государственной социальной помощи».

Пенсионная система РФ охватывает 38,5 млн. престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильцев. В настоящее время средний размер месячных пенсий по старости составляет немного более 1000 руб., что почти в 3 раза меньше прожиточного минимума. С 1 января 2002 г. в стране проводится реформирование пенсионной системы.

Постепенно вводится новый порядок установления пенсий, при котором они будут складываться из трех частей:

1. базовой пенсии (или социальной), которая с 1 января 2005 г. увеличена с 650 руб. до 890 руб. в месяц;

2. трудовой пенсии;

3. накопительной (страховой) пенсии.

В настоящее время в РФ сложилось резкое имущественное расслоение общества. По данным официальной статистики, в 2001 г. 10% – группа наиболее богатых людей располагала доходами в среднем на одного члена домашнего хозяйства в размере 5719 руб. в месяц, а 10% – группа самых бедных людей 584 руб. в месяц.

Начиная с 2001 г. президентом РФ была провозглашена в качестве главной задачи государства – преодоление бедности в стране. Однако за последние четыре года положение не только не улучшилось, но даже ухудшилось. Указанный разрыв в уровне доходов к концу 2004 г. возрос по официальной статистике до 14 раз, а по расчетам Института Экономики РАН разрыв между богатством и бедностью достиг невероятных размеров – 26 раз.

Показателем бедности в экономической литературе считается удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума. В РФ он составляет в настоящее время около 30 %.

Высокий уровень бедности населения требует от государства принятия неотложных мер по поддержанию лиц, находящихся за чертой бедности.

Большую роль в экономике страны играют расходы населения. Используя свои денежные доходы, население тем самым обеспечивает формирование и функционирование рынка товаров и услуг, а сбережения и денежные накопления населения являются по существу инвестиционными ресурсами страны. Представление о величине и структуре денежных доходов и расходов населения дают следующие статистические данные:

Таблица 1

Величина и структура денежных доходов и расходов населения

(2000, 2003 г).

Показатели 2000 г. 2003 г.
сумма (млрд. руб.) удельный вес (%) сумма (млрд. руб.) удельный вес (%)
Денежные доходы (всего)        
в том числе з/п   62,8   66,8
Доходы от предпринимательской деятельности 610,9 15,4 997,9 11,4
Социальные выплаты 551,1 13,8 1255,8 14,3
Доходы от собственности 270,9 6,8 469,3 5,3
Денежные расходы (всего) 38706,7   85295,6  
В том числе покупка товаров и оплата услуг 30006,2 трлн. 75,5 60763,4 69,3
Оплата обязательных платежей 309,9 7,8 733,2 8,4
Сбережения   7,5   12,3
Покупка валюты 253,6 6,4   7,3
Прирост денег на руках у населения 101,1 2,8 241,2 2,7



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.