КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сбалансированность бюджетов. Бюджетный дефицит и источники его покрытия
Классификация расходов бюджетов Виды и классификация доходов бюджетов. Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждении Отчет об исполнении бюджета на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств готовит орган, исполняющий бюджет. Ответственным за составление отчета об исполнении федерального бюджета является Министерство финансов РФ, которое представляет составленный отчет в Правительство РФ, Госдуму и Счетную палату в форме проекта федерального закона об исполнении федерального бюджета за истекший год. Счетная палата проводит проверку отчета и готовит заключение в течение 4,5 месяцев после предоставления отчета в Госдуму. В случае выявления уголовно-наказуемых нарушений бюджетного законодательства Счетная палата направляет материалы проверок в соответствующие органы для возбуждения уголовных дел. Получив заключение Счетной палаты, Госдума в течение 1,5 месяцев рассматривает отчет, после чего принимает решение об утверждении его, либо отклонении. Работа по составлению отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов осуществляется в соответствии с законами (решениями) законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ или местного самоуправления. Тема 9: Доходы и расходы бюджетов Доходы бюджетов –это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране налоговым законодательством в распоряжение органов государственной власти и органов местного самоуправления. Доходы бюджетов образуются за счет собственных доходных источников (налоговых и неналоговых), а также за счет финансовой помощи из бюджетов других уровней в соответствии с законом (решением) о бюджете на плановый финансовый год. К налоговым доходам, формирующим основную часть (около 90%) бюджетного фонда государства, относятся предусмотренные законодательством России федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, взимаемые за нарушения налогового законодательства. Неналоговыми доходами (на их долю приходится примерно 10% доходов консолидированного бюджета России) являются: · доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; · доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями; · денежные средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, уголовной и административной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации и иные суммы принудительного изъятия); · иные неналоговые доходы (отчисления от прибыли Банка России, доходы от внешнеэкономической деятельности). В доходы отдельных бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления, которые включают поступления: · от нерезидентов; · от других уровней власти (других уровней бюджетной системы) – трансфертные перечисления: дотации, субвенции, субсидии, бюджетные компенсации; · от государственных внебюджетных фондов; · от государственных предприятий и учреждений; · от наднациональных организаций.
В зависимости от уровня бюджетной системы различают: 1. доходы федерального бюджета; 2. доходы бюджетов субъектов Федерации; 3. доходы местных бюджетов.
Общая сумма доходов всех бюджетов страны составляет доходы консолидированного бюджета РФ (в 2005 г. они составят 5 478 млрд. руб., в том числе доходы федерального бюджета- 3 001 млрд. руб.) По источникам поступления выделяют доходы бюджетов, поступающие: · от юридических лиц; · от населения.
По конкретным объектам налогообложения различают: · налоги на прибыль, доходы; · налоги и взносы на социальные нужды; · налоги на товары (работы, услуги); · налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами.
По конкретным видам налогов выделяют: · налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и сборы, другие косвенные налоги; · налог на прибыль организаций, налог на доходы; · единый социальный налог (взнос); · налог на имущество организации; · налог на имущество физических лиц и другие прямые налоги.
Расходы бюджетов–это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. В зависимости от уровня бюджетной системы различают: · расходы федерального бюджета; · расходы бюджетов субъектов Федерации; · расходы местных бюджетов. Общая сумма расходов всех бюджетов страны составляет расходы консолидированного бюджета России. Как уже отмечалось в теме «Бюджетное устройство Российской Федерации», бюджетные расходы классифицируются по функциональному, ведомственному и экономическому признакам. В Бюджетном Кодексе РФ определен перечень функциональных видов расходов, финансируемых: · исключительно из федерального бюджета; · исключительно из бюджетов субъектов Федерации; · исключительно из местных бюджетов; а также перечень расходов, финансируемых как из федерального, так и из региональных и местных бюджетов. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах: · бюджетных ассигнований на содержание бюджетных учреждений; · средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным заказам (контрактам); · трансфертов населению (пенсии, пособия, стипендии); · бюджетных дотаций, субвенций, субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы, государственным внебюджетным фондам; · субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам; · инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц; · бюджетных кредитов бюджетам других уровней бюджетной системы, внебюджетным фондам, а также юридическим лицам; · кредитов иностранным государствам; · средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.
В бюджетах всех ровней действует принцип сбалансированности, который означает, что объем предусмотренных бюджетных расходов должен соответствовать объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. На стадии финансового планирования достичь равенства доходов и расходов бюджетов не всегда удается. Расходы бюджета могут превышать его доходы (дефицит бюджета) или, наоборот, доходы превышают расходы (профицит бюджета). Сбалансированным является бюджет, в котором доходная и расходная часть равны между собой. Бюджетным кодексом РФ не допускается утверждение несбалансированного бюджета. В случае дефицитности бюджета требуется определить источники покрытия дефицита. Бюджетный дефицит не считается явлением исключительным, чрезвычайным. Все государства в те или иные периоды своей истории сталкивались с бюджетным дефицитом. Основными причинами возникновения бюджетного дефицита могут быть: · кризисные явления в экономике; · неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране; · чрезвычайные обстоятельства (войны, социальные потрясения, крупные стихийные бедствия); · милитаризация экономики в мирное время; · осуществление крупных централизованных финансовых вложений в развитие производства и осуществление структурной перестройки экономики; · чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста ВВП. По поводу влияния бюджетного дефицита на экономику существуют противоположные мнения. Сторонники концепции дефицитного финансирования бюджетных расходов считают, что бюджетный дефицит не является деструктивным (разрушительным) фактором и не представляет опасности для национальной экономики. Сторонники противоположной позиции высказывают серьезные опасения по поводу хронического бюджетного дефицита. Истина, как всегда, находится посередине. При определенных обстоятельствах и до определенного времени бюджетный дефицит может даже стимулировать экономический рост, если за счет увеличения государственных расходов осуществляются капитальные вложения в экономику, создаются новые рабочие места, что в конечном итоге ведет к увеличению занятости населения, росту денежных доходов, то есть платежеспособного спроса, вызывающему рост производства товаров, расширение сферы услуг, а в конечном итоге – к увеличению доходов бюджета. Однако бюджетный дефицит не должен становиться хроническим явлением. При составлении, утверждении и исполнении бюджетов необходимо исходить из того, что размер дефицита должен быть минимальным. Для регулирования дефицита бюджета в Бюджетном кодексе РФ содержатся следующие ограничения: · размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций (бюджета развития) и расходов на обслуживание государственного долга РФ (процентных расходов) в соответствующем финансовом году; · размер федерального бюджета субъекта РФ не может превышать 5% от объема доходов бюджета без учета финансовой поддержки из федерального бюджета; · размер доходов местного бюджета не может превышать 3% объема доходов бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации.
Дефицит рассматривается как временный, если существуют перспективы его преодоления, и он составляет не более 3% ВВП. Если бюджетный дефицит составляет до 10% общей суммы доходов – это допустимый дефицит. Если он превышает 20% суммы доходов – это критический дефицит. В 90-е годы федеральный бюджет России был дефицитным. Размер дефицита в отдельные годы превышал 20% доходов федерального бюджета и составлял более 5% ВВП. В 2000 г, впервые за годы реформ федеральный бюджет стал бездефицитным (сбалансированным). Более того, профицит его составил 2,5% ВВП. В последние годы и по настоящее время федеральный бюджет планируется и используется с профицитом. В то же время, подавляющее большинство территориальных и местных бюджетов продолжают оставаться дефицитными. Для покрытия бюджетного дефицита известны два способа: · денежная эмиссия; · внутренние и внешние заимствования. Первый способ опасен усилением инфляционных процессов, ростом цен на товары и услуги, снижением жизненного уровня подавляющего большинства населения, обострением социальной напряженности. Поэтому государство для разрешения проблемы бюджетного дефицита использует второй способ, т.е. прибегает к внутренним и внешним заимствованиям. Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются: Внутренние источники: · кредиты, получаемые Правительством РФ от ЦБР и других организаций (в рублях); · государственные займы осуществляются путем выпуска ценных бумаг от имени РФ. Внешние источники: · государственные займы, осуществленные в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; · кредиты Правительства у иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте. Источниками финансирования дефицитов бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов могут быть внутренние источники в следующих формах: · государственные и муниципальные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени субъектов Федерации или муниципальных образований; · бюджетные кредиты, получаемые от бюджетов других уровней кредитной системы; · кредиты, полученные от кредитных организаций.
Тема 10: Государственные внебюджетные фонды
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |