Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примерный комплекс упражнений для пальчиковой гимнастики

Пальчиковая гимнастика

1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев обеих рук одновременно, затем по очереди (руки впереди, вверху или в стороны),

(рис. 8а,б).

2. Выгибание и прогибание кистей рук одновременно, затем по очереди, (рис. 9 а,б).

3. Упражнения с замком (пальцы переплетены, ладони сжаты):

сдавливание ладоней, повороты, наклоны вправо-влево, разжимание пальцев, не расцепляя замка — "СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИ", (рис. 10а,б).

4. Упражнения с сомкнутыми ладонями с преодолением сопротивления:

наклоны вправо-влево, вперед-назад (руки перед грудью), разведение кистей в стороны, не размыкая запястий (руки вытянуты вперед), (рис. 11 а,б,в,г).

5. "НОЖНИЦЫ" — разведение пальцев в стороны и сведение вместе сначала одной, затем другой руки, затем обеих рук вместе, (рис. 12).

6. "КОГОТКИ" — сильное полусгибание и разгибание пальцев,

(рис. 13).

7. Надавливание ладонью одной руки на сомкнутые пальцы другой, преодолевая сопротивление, (рис. 14).

8. Прогибание ладони одной руки полусжатым кулаком другой с преодолением сопротивления, (рис. 15).

9. Вращение больших пальцев (пальцы, кроме больших, сцеплены в замок), затем сильно сжимать подушечки больших пальцев, (рис. 16).

10. Сгибание и разгибание пальцев по очереди, начиная с мизинца, затем с большого, в кулак (одной руки, другой, двух одновременно), (рис.17 б).

11. "ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ" — соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем (правой руки, левой, двух одновременно), (рис. 17 а).

12. "ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ" — соприкосновение по очереди подушечек пальцев правой и левой руки (большой с большим, указательный с указательным и т.д.), (рис. 18), а затем "КРЕПКОЕ РУКОПОЖА­ТИЕ" — надавливание подушечек пальчиков.

13. "КУЛАК— КОЛЬЦО" — пальцы одной руки сжимаются в кулак, а пальцы другой по очереди с большим образуют кольцо, затем положения рук меняются.

14. "КУЛАК—ЛАДОНЬ" — руки вытянуты вперед на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак и сгибается в локте одновременно, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется.

Упражнения для пальчиковой гимнастики за столом

1. Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.

2. Свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочередно.

3. Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе):

а) правой руки,

б) левой руки,

в) обеих рук одновременно.

4. Имитация игры на пианино.

5. Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе).

6. "БЕГАЮТ ЧЕЛОВЕЧКИ" (указательный и средний пальцы правой, затем левой, потом обеих рук).

7. "ФУТБОЛ" — забивание шариков, карандашей одним, двумя пальцами.

8. Поочередная смена положения рук "КУЛАК—ЛАДОНЬ — РЕБРО".

Выполняется сначала правой, затем левой, потом двумя руками вместе. Порядок движений меняется.

9. Надавливание поочередно подушечками пальцев на поверхность стола. Выполняется сначала одной, затем другой, а после этого обеими руками одновременно.

10. Постукивание поочередно подушечками пальцев по столу одной, другой руки, а затем обеих рук одновременно.

 

 

Отработка опорных звуков

Одним из важных направлений на подготовительном этапе является отработка опорных звуков — сходных с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимых ребенком правильно. Отработка опорных звуков предусматривает следующее: уточнение артикуляции звука и его правильного произношения в изолированном виде, в слогах, словах, предложениях.

Для звука с опорными будут являться звуки и, ф. Звуки с, и — одинаковые по месту образования (переднеязычные), кончик языка при их произнесении находится внизу. Отрабаты­вая звук и, мы добиваемся положения широкого кончика языка за нижними резцами и подъема передней части спинки языка к альвеолам. Звуки с, ф — одинаковые по способу образования (щелевые). Отрабатывая звук ф, мы добиваемся направленной воздушной струи, идущей в узкую щель, образованную нижней губой и верхними резцами. Соединив эти два отработанных элемента, мы добиваемся правильного произношения звука с.

Для ш опорными являются т, с. Звуки ш, т — одинаковые по месту образования (переднеязычные), кончик языка при их произнесении находится вверху. Отрабатывая т, мы добиваемся умения поднимать кончик языка к альвеолам. Звуки ш, с — одинаковые по способу образования (щелевые). Отрабатывая с, мы добиваемся направленной воздушной струи, идущей по середине языка. Соединив эти два отработанных элемента, мы добиваемся правильного произношения звука ш.

Для л опорными являются т, ы (т дает подъем кончика языка к альвеолам, а ы — подъем средне-задней части языка к нёбу), для рд и с (д отрабатывает подъем напряженного кончика языка вверх, с — направленную воздушную струю).

Таким образом, отрабатывая опорные звуки, мы уже на подготовительном этапе добиваемся их четкого произношения в слогах, словах, фразах, что помогает выработке хорошей дикции; приучаем ребенка выделять опорный звук в слогах, словах, фразах, что развивает его фонематический слух, дает практическое представление о таких понятиях, как «звук», «слово», «предложение». Все это способствует развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, формированию навыков анализа и синтеза слов и соответственно более быстрой и успешной постановке и автоматизации нарушенного звука.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Развитие движений кисти и пальцев рук | Способы постановки звуков
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.