Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Курс лекций. Курс лекций обсужден на заседании кафедры ___ ___ 200_ г

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Курс лекций обсужден на заседании кафедры "___" ___________ 200_ г. Зав.кафедрой _______________ Утверждаю: И.О.декана ФФК______ "___" __________ 200 _ г.

 

 


по дисциплине "История физической культуры и спорта"
специальность 033100 Физическая культура.

 

Кафедра теории и методики преподавания ФК и С.
заочная форма обучения

 

И.О. декана ФФК Кузьменко Г.А.

Автор: Подрезова Д.В.

Рецензент: Кузьменко Г.А.

 

Москва 2009 г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ: 1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ, ИСТОРИОГРАФИЯ, ИСТОЧНИКИ ИСТОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА1.1. Теории возникновения физической культуры и спорта1.2. Существующие подходы к периодизации и историографии, сведения об источниках истории физической культуры2. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ МИРА2.1. Развитие элементов физической культуры и спорта в ранних цивилизациях Востока2.1.1. Цивилизация Шумерии2.1.2. Древний Египет2.1.3. Древняя Индия2.1.4. Древний Китай2.2. Становление физической культуры и спорта в Древней Греции2.2.1. Древнеминойская культура2.2.2. Военно-физическое воспитание в Спарте2.2.3. Система физического воспитания в Афинах2.2.4. Агонистика. Развитие системы игр в Греции2.3. Возникновение Олимпийских игр2.3.1. Возникновение и становление Олимпийских игр. Прообраз олимпиад древности в героическом эпосе Гомера.2.3.2. Профессиональная атлетика. Кризис греческой физической культуры2.4. Элементы физической культуры и спорта в Древнем Риме2.5. Военно-физическое воспитание рыцарей в средневековой Европе2.6. Элементы физической культуры и спорта в развлечениях городского и сельского населения средневековой Европы2.7. Взгляды мыслителей эпохи Возрождения на элементы физической культуры и спорта2.8. Возникновение спорта в Англии2.9. Возникновение европейских гимнастических систем3. ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РУССКОЙ ИСТОРИИ3.1. Элементы физической культуры и спорта в русской цивилизации с древнейших времен до XVIII века3.2. Развитие физической культуры и спорта в России с XVIII до ХХ вв.3.3. Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации ХХ в.4. РАЗВИТИЕ СПОРТИВНОЙ НАУКИ5. СОВРЕМЕННЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СТРАНАХ МИРА6. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СПОРТАБИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ, ИСТОРИОГРАФИЯ, ИСТОЧНИКИ ИСТОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА 1.1. Теории возникновения физической культуры и спорта Существует множество различных взглядов на проблему возникновения физической культуры и спорта как элемента культуры. Именно на основании различных, логически обоснованных взглядов на возникновение культуры оформились теории возникновения физической культуры и спорта. Остановимся на наиболее известных.Теория магии (основоположник – Г. Рейнак): двигательные действия, повторяемые в процессе магических ритуалов древних людей (танцы, имитация трудовой и охотничьей деятельности), легли в основу нового для древнего человека вида деятельности, направленного на обучение двигательным действиям и их совершенствование. Теория войны (основоположник – Э. Берк): подготовка к войне способствовала выделению особого вида деятельности, посвященного развитию физических качеств и обучению необходимым в войне двигательным действиям.Теория излишней энергии (основоположник – Г. Спенсер): появлявшаяся у первобытного человека излишняя энергия высвобождалась через различные двигательные действия (игровые, танцевальные), что способствовало культивированию этих действий. Теория игры (основоположник – Гроос): игровая деятельность – основополагающая в возникновении культуры, в том числе физической культуры и спорта. Это наиболее популярная за рубежом теория (наиболее видный ее представитель – культуролог и историк Й. Хёйзинга), имеющая последователей в практической сфере, в сфере теории и методики физической культуры и спорта.Теория труда (наиболее подробно изложена Н.И. Пономаревым): большинство современных видов физкультурно-спортивной деятельности уходит своими корнями в трудовую деятельность. Объективная биологическая предпосылка зарождения физических упражнений – двигательная деятельность – является естественной потребностью человека.Сторонники данной теории предполагают, что физическое воспитание как специфическая сфера общественной деятельности, обособленная от физического труда, возникло 80 – 8 тысяч лет назад. На основании этнографических исследований сделан вывод о том, что для всех объединений первобытных людей характерным является обряд инициации. Инициация – посвящение молодых людей в полноправные члены общества. Содержание большинства известных этнографам обрядов инициации включало в себя наиболее необходимые для жизни в первобытном обществе двигательные действия. Организация подготовки к прохождению обряда инициации способствовала дальнейшему обособлению физического воспитания как специфической сферы общественной деятельности. 1.2. Существующие подходы к периодизации и историографии, сведения об источниках истории физической культуры.Наиболее логичной периодизацией, применяемой в истории физической культуры и спорта, является разделение исторического материала по временной принадлежности: физическая культура Древнего мира, физическая культура Средних веков, физическая культура Нового времени, физическая культура Новейшего времени (Л. Кун (1982), В. В. Столбов (1989), Н. Ф. Кулинко (1997)). Б. Р. Голощапов (2002) применяет смешанную периодизацию – по принадлежности к общественно-экономическим формациям и по временной принадлежности.Несмотря на то, что в настоящее время популярны нестандартные подходы к историографии (А.Дж. Тойнби, Л. Гумилёв, А. Фоменко), в истории физической культуры следуют классическим традициям изложения исторического материала.Источниками истории физической культуры и спорта считаются нарративные (письменные первоисточники) и этнографические источники. Контрольные заданияДополните:1. Основоположник теории магии …2. Основное положение теории магии: …3. Основоположник теории войны …4. Основное положение теории войны: …5. Основоположник теории излишней энергии …6. Основное положение теории излишней энергии: …7. Основоположник теории игры …8. Основное положение теории игры: …9. Основоположник теории труда …10. Основное положение теории труда: …11. «Инициация»: …12. Общепринята следующая периодизация истории физической культуры и спорта: … 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ВРАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ МИРА 2.1. Развитие элементов физической культуры и спорта в ранних цивилизациях Востока 2.1.1. Цивилизация Шумерии Отрывочные сведения об элементах физической культуры Древней Шумерии, располагавшейся в долинах рек Тигра и Ефрата, сохранились благодаря изобретению около трех тысяч лет до н.э. клинописи (письменность на глиняных табличках).Основным элементом физической культуры этой древнейшей цивилизации стала военно-физическая подготовка. Первоначально армия пополнялась за счет свободного сельского населения, выходцы из которого приобщались, таким образом, к демонстративным мероприятиям состязательного характера и ритуальным боевым танцам. С течением времени эта деятельность стала привилегией господствующего класса. Также в Шумерии был опыт использования наемной армии, способствовавший обогащению физической культуры способами военно-прикладной подготовки.Культура шумерской цивилизации получила развитие последовательно в культурах Митанни, Вавилона, Ассирии, Персии. Для народов перечисленных цивилизаций характерными видами деятельности были охота (особенно охота на львов), кулачный бой, стрельба из лука, борьба (борьба на поясах), плавание (сохранилось изображение плывущих стилем, похожим на современный «кроль», ассирийских воинов).Спорным с исторической точки зрения является вопрос об использовании лошадей в повседневной деятельности и состязаниях. Многие авторы отрицают такую возможность. В то же время Л. Кун утверждает, что применение лошадей и изобретение в начале II тысячелетия до н.э. колесницы революционизировало военное искусство и физическую культуру Ближнего Востока и всего Древнего мира. Об этом свидетельствует «Книга тренинга» митаннийца Киккули, посвященная тренировке лошадей.Значительный интерес представляет персидская традиция организации домов развития силы для 7 – 16-летних мальчиков и юношей, сохранявшаяся до распространения современного школьного физического воспитания. 2.1.2. Древний Египет Первые государства были созданы на территории Египта в конце IV – начале III тысячелетия до н.э. Не исключается возможность, что при выборе правителей использовались состязания – об этом свидетельствует древний рельеф, который изображает победный бег царя-бога Джосера (2778 – 2723 гг. до н.э.). Позже состязания в беге при выборе царя были заменены борьбой (изображения в гробнице Фиоххотена – III тысячелетие до н.э.). Эти факты говорят, с одной стороны, о роли физической подготовки в жизни правящего класса, а с другой – о его исключительном праве на занятия физической культурой. Фараоны и их приближенные специально обучались езде на колесницах, владению оружием. Большое внимание физической подготовке уделялось при воспитании будущих правителей совместно с детьми рабовладельческой знати. Их учителями являлись самые высокопоставленные особы царского двора. Часто учителей изображали на фресках в образе богов.Широкое распространение среди представителей правящего класса в Древнем Египте получило увлечение охотой: как участие, так и наблюдение за ней (охота на бегемотов, быков, львов).Необходимо отметить, что в захоронениях, которые относятся к XVIII – XII вв. до н.э., на фресках обнаружены изображения более 400 видов физических упражнений и игр (в том числе и борьба, стрельба из лука, фехтование на палицах, плавание и т.д.) Анализ рисунков показывает, что в египетской армии большое внимание уделялось физической подготовке солдат. Помимо владения оружием, войска тренировались в борьбе. По всей видимости, в составе войска имелись специальные отряды борцов. Судя по дошедшим до нас изображениям, в 1290 – 1223 гг. до н.э. проводились состязания в борьбе с участием атлетов Ливии и Нубии и с привлечением судей.Следует отметить, что в Египте сложилась традиция пассивного наблюдения за выполнением физических упражнений, выполняемых рабами (игры в мяч, акробатические упражнения).Сохранились изображения, отражающие детские игры (езда верхом на человеке, удерживание равновесия, специальный прыжок в высоту, перетягивание, стойка на голове со скрещенными на груди руками и т.д.). 2.1.3. Древняя Индия В культуре Древней Индии были представлены традиционно проявляющиеся во всех цивилизациях элементы физической культуры Древнего мира: бег, борьба, стрельба из лука, метание копья, ритуальные танцы. Но на базе оригинального философского мышления сформировались национальные элементы физической культуры. Прежде всего, следует отметить сложившееся в Индии представление о совершенстве человека. Человек считался совершенным, если в его душе в равновесии сосуществовали три составляющие: «саттвам» – добродетель; «раджах» – страсть; «тамах» – невежество.Наиболее ярким национальным элементом физической культуры Индии, основанным на философии, стала йога («управление чувствами»). Оформилось несколько разновидностей йоги, одна из которых – хатха-йога – была ориентирована на достижение самадхи (физическое и психическое состояние равновесия, покоя, далекого от земных забот) путем выполнения асан (стато-динамические действия, позы). Остальные разновидности йоги не предполагали использование физических качеств человеческого тела. 2.1.4. Древний Китай Наиболее древним упоминанием об элементах физической культуры в Китае считается написанная предположительно в 2698 г. до н.э. книга «Кунфу», содержавшая описание различных упражнений лечебной гимнастики, болеутоляющего массажа, ритуальных и боевых танцев.Л. Кун подчеркивает, что исключительную роль боевых танцев можно наблюдать у народов, имевших легкое вооружение, а также не использовавших конницу в боевых действиях. В основу военно-физической подготовки в Древнем Китае легли охота, стрельба из лука, метание копья и рукопашная схватка.К VI в. до н.э. в Китае различали пассивные «внутренние, развивающие» движения (нэй кунг) и активные «внешние» упражнения (таоцзинь). Сложился идеал гармонично развитой личности – сань мэй («сань» обозначало внутреннее, а «мэй» – внешнее совершенство).Среди свободного населения получила распространение игра «Чжу кэ» – предшественник современного футбола. В середине площадки устанавливалась сетка размерами 4х4 м, по разным сторонам которой располагались две команды. Различали до 10 нарушений правил при использовании 70 различных видов ударов по мячу руками и ногами.Ко II в. до н.э. проявилось влияние философских систем на развитие единоборств: конфуцианство отрицало физические достоинства человека, а буддизм и даосизм стали философской основой движения «желтых тюрбанов», культивировавших самооборону простых людей без использования оружия. Контрольные задания1. Перечислите элементы физической культуры, проявившиеся в цивилизации:а) Древней Шумерииб) Древнего Египтав) Древней Индииг) Древнего Китая2. Дайте определение термину:а) «саттвам» – …б) «раджах» – …в) «тамах» – …г) «самадхи» – …д) «асана» – …е) «хатха-йога» – …ж) «нэй кунг» – …з) «таоцзинь» – …и) «сань мэй» – …3. Опишите игру «Чжу кэ».4. Раскройте понятие «совершенный человек», существовавшее в Древней Индии.5. В чем проявилось влияние философских систем на развитие физическойкультуры в Древнем Китае? 2.2. Становление физической культуры и спорта в Древней Греции 2.2.1. Древнеминойская культура В III тысячелетии до н.э. на острове Крит, лежащем в Эгейском море, начала зарождаться минойская культура (названная так по имени мифического основателя Критской державы царя Миноса). Она распространилась на десятки островов, части побережья Малой Азии и будущей Греции. Считается, что она оказала значительное влияние на возникновение эллинской культуры.Основные свидетельства об элементах минойской физической культуры содержатся на фресках Кносского дворца. Сохранились изображения борьбы, кулачного боя, акробатических упражнений. Наиболее популярными у древних художников были акробатические культовые игры с быком (тавромахии). Акробаты – мужчины и женщины – демонстрировали сложные прыжки через быков.В XV в. до н.э. извержение вулкана на островах Санторина нанесло значительный ущерб Криту. Этим воспользовались балканские ахейцы (предки древних греков), захватившие остров. Центр цивилизации переместился на территорию Греции. 2.2.2. Военно-физическое воспитание в Спарте В период расцвета эллинской культуры в Греции оформились два города- государства с отличающимися системами физического воспитания, которые стали образцом для других городов Древней Греции: это Спарта и Афины.Характер физического воспитания в Спарте был обусловлен особенностями жизнедеятельности спартиатов (полноправных граждан этого города-государства). Согласно имеющимся данным, 30 000 свободных спартиатов контролировали около 300 000 рабов, что наряду с непрекращающимися боевыми действиями требовало от них исключительной военно-физической подготовленности. Это обусловило всеобщий (для свободного населения) характер военно-физического воспитания в Спарте. С 7 лет детей отдавали в отряды, которые самостоятельно занимались своим жизнеобеспечением. В обучении могли принимать участие все мужчины Спарты или юноши из старших отрядов (от 14 до 20 лет).Физическое воспитание было основано на таких упражнениях, как бег, борьба, метание диска и копья, и являлось обязательным для обоих полов. В возрасте 14 лет дети проходили испытание, получившее название «криптии» (криптос – скрытный). Отряды подростков ночью врывались в деревни рабов и истязали наиболее сильных и непокорных. После криптий подростки переходили в разряд эйренов (эйрены – возрастная категория от 14 до 20 лет). В возрасте 20 лет обучение девушек прекращалось, а юноши становились эфебами (эфебы – мужчины в возрасте с 20 лет, служащие в армии).Вначале упражнения и состязания подростков проходили на открытой площадке за городом, получившей название «дромос» (бег). Позже для этих целей стали строить палестры (пале – борьба, палестра – помещение для борьбы). В VII – VI вв. до н.э. государственная система физического воспитания была дополнена физической подготовкой взрослых мужчин. 2.2.3. Система физического воспитания в Афинах Афины – первый город-государство, в котором было осуществлено демократическое управление. Воспитание детей в Афинах было частным делом родителей и обусловливалось их обеспеченностью. Физическое воспитание сыновей богатых родителей проходило в палестрах – частных учебных заведениях, которыми руководили педотрибы (учителя, отвечающие за физическую и умственную подготовку). Менее обеспеченные граждане отдавали сыновей в гимнасии (государственные учебные заведения). Физическое воспитание осуществлялось на основе пентатлона (пентатлон – пятиборье, включавшее бег, прыжок в длину, метание диска и копья, борьбу). Также составляющей физического воспитания была орхестрика – выполняемые под музыку упражнения в танцах и беге, прыжках, приседания и различные виды игры в мяч.Юноши из семей наиболее богатых горожан до 18 – 20-летнего возраста помимо философии, науки управления государством изучали в группах эфебов тактику, строевую подготовку, верховую езду, плавание, греблю, стрельбу из лука, фехтование.В отличие от Спарты физическое воспитание в Афинах не имело всеобщего характера, т.е. было доступно наиболее богатым, девушки были лишены возможности занятий физической культурой. 2.2.4. Агонистика. Развитие системы игр в Греции Состязание (агон) проникло во все сферы деятельности греков, и это обусловило своеобразие эллинской культуры. В области физической культуры агонистика оформилась как система общегреческих состязаний. Проводились состязания в честь богов Диониса, Аполлона и Зевса. Панэллинский (общегреческий) характер имели Олимпийские игры (с 776 г. до н.э.), Пифийские игры (с 589 г. до н.э.), Немейские игры (с 573 г. до н.э.), Истмийские игры (с 572 г. до н.э.). Имеются сведения о проведении женских игр, посвященных богине Гере (Гереиды). С 566 г. до н.э. начали проводится Панафинейские игры.Во многом благодаря агонистике сформировалось представление о гармонично развитой личности (калокагатия). Калокагатия имела две составляющие: арэте и сафросине. Арэте – идеал аристократа, умение побеждать во всем, в том числе в состязаниях. Сафросине – «золотая середина», умеренность во всем. Понятие «сафросине» подразумевало также идеальные пропорции человеческого тела (одним из названий учителя, отвечающего за физическую подготовку, было сафронист). Контрольные задания1. Перечислите элементы физической культуры, проявившиеся в древнеминойской культуре.2. Какие упражнения входили в содержание военно-физического воспитания в Спарте?3. Дайте определение термину:а) «тавромахии» – …б) «криптии» – …в) «эйрены» – …г) «эфебы» – …д) «дромос» – …е) «палестра» – …ж) «педотриб» – …з) «гимнасий» – …и) «пентатлон» – …к) «орхестрика» – …л) «агон» – …м) «агонистика» – …н) «арэте» – …о) «сафросине» – …п) «калокагатия» – …4. Изложите содержание военно-физической подготовки эфебов в Афинах.5. Назовите состязания в Древней Греции, носившие общеэллинский характер. 2.3. Возникновение Олимпийских игр 2.3.1. Возникновение и становление Олимпийских игр. Прообраз олимпиад древности в героическом эпосе Гомера. Первая известная дата проведения Олимпийских игр – 776 г. до н.э. Игры проводились в местечке Олимпия, расположенном у подножия горы Кронос. Сначала они продолжались один день и состояли из одного вида состязаний – бега на один стадий (стадий – единица длины, 192 м 27 см). Этот вид состязаний имел два названия – стадиодром и аулос (бег на 1 стадий под звуки музыкального инструмента аулоса).В Играх могли принимать участие только свободные мужчины-греки. Замужним женщинам присутствие на Олимпийских играх было запрещено под страхом смертной казни. На период проведения Игр объявлялось общегреческое перемирие – экехейрия. Организацию игр и судейство на них обеспечивали элланодики. Современник олимпиад древности Гомер в своих произведениях не только описал виды состязаний («бег колесниц», поединок в доспехах, борьбу, кулачный бой, метание, стрельбу из лука), но и указал восприятие их древними греками («кулачный страшный бой», «борьба изнурительная»).В реальности же программа Олимпийских игр изменялась следующим образом: на XIV Олимпиаде (724 г. до н.э.) в программу состязаний был включен диаулос (бег на 2 стадия); на XV (720 г. до н.э.) – долиходром (бег на длинную дистанцию, примерно 25 стадий); на XVIII (708 г. до н.э.) – пентатлон; на XXIII (688 г. до н.э.) – кулачный бой; на XXV (680 г. до н.э.) – заезды колесниц; на XXXIII (648 г. до н.э.) – верховая езда и панкратион (соединение борьбы и кулачного боя). К 688 – 680 гг. до н.э. продолжительность Игр увеличилась до 4 – 5 дней. 2.3.2. Профессиональная атлетика. Кризис греческой физической культуры К IV в. до н.э. на общеэллинских играх стали разыгрываться значительные по стоимости призы, что оказалось важным материальным стимулом в стремлении к победе на состязаниях. Источником пополнения рядов профессиональных атлетов (атлет – человек, принимающий участие в состязаниях за плату) стала наемная армия, появившаяся в греческих городах - государствах. Одним из результатов материальной заинтересованности в исходе состязания стал подкуп соперников. На Олимпийских играх с этим пытались бороться с помощью штрафов. Уличенный в подкупе атлет должен был установить за свой счет статую Зевса (зана) на специальной аллее в Олимпии.Эти события имели и негативные последствия. Профессионализация участников состязаний способствовала изменению структуры греческой физической культуры: одним ее полюсом стала физическая культура богатых греков, эволюционировавшая в направлении пассивного ухода за телом, другим – профессиональная атлетика. Подавляющее большинство греков оказалось в пассивной зрительской позиции по отношению к физической культуре. Таким образом, проявился кризис греческой физической культуры, который совпал с общим культурно-экономическим упадком Древнего мира.Условной датой прекращения существования эллинской физической культуры можно назвать дату запрещения Олимпийских игр императором Феодосием I в 394 г. Контрольные задания1. Дайте определение термину:а) «стадиодром» – …б) «аулос» – …в) «экехейрия» – …г) «элланодик» – …д) «диаулос» – …е) «долиходром» – …ж) «панкратион» – …з) «атлет» – …и) «зана» – …2. Перечислите виды состязаний, описанных Гомером.3. Какие сведения известны о первых Олимпийских играх?4. Как изменялась программа Олимпийских игр?5. В чем проявился кризис греческой физической культуры?6. Заполните по имеющемуся образцу таблицу с хронологическими даннымиОлимпийских игр в Древней Греции:· Хронология Олимпийских игр· Место проведения· Виды состязаний· Участники Игр· Победители Игр· Социальное и культурное значение Игр· Проявление традиций, имеющих продолжение в современности· Примечание - 2.4. Элементы физической культуры и спорта в Древнем Риме Имеется следующая периодизация истории Древнего Рима: с VIII по VI вв. до н.э. – царский период; с V по I вв. до н.э. – республиканский период; с I в. до н.э. по V в. – императорский период.В царский период реализация элементов физической культуры определялась традициями народа этрусков, которые, в свою очередь, находились под влиянием греческой культуры. Так, на фресках этрусских гробниц встречаются изображения людей, состязающихся в беге, метании диска и копья, прыжках, плавании, прыжках в воду, борьбе, кулачном бою. Также имеются свидетельства об исконно этрусских зрелищах, которые представляли собой схватки человека с животными. Данная традиция и определила дальнейшую эволюцию римских зрелищ.Среди элементов физической культуры, проявившихся в республиканский период, выделяется военно-физическая подготовка римской армии. Пехотинцы, составлявшие основную часть армии, могли преодолеть не только обычный дневной марш в 15 - 20км, но и более длинные переходы, имевшие название «великий поход». Также проходили систематические тренировки в борьбе и учебные поединки на деревянных палках. Для подготовки верховых отрядов проводились упражнения на деревянных конях.В 264 г. до н.э. в Риме впервые состоялся бой трех пар гладиаторов, но только с 105г. до н.э. подобные состязания начали включаться в программу публичных празднеств.После взятия Коринфа в 146г. до н.э., ознаменовавшего завоевание Греции, усилилось влияние эллинской физической культуры на времяпровождение свободных римлян. В Древнем Риме распространился культ пассивного ухода за телом. Греческие традиции массажа и водных процедур, проводившихся в гимнасиях, например, нашли продолжение в римских банях. Римские бани (термы) представляли собой комплекс зданий, в которых размещались аудитории, библиотеки, клубы, залы для физических упражнений и игр. Помещения для купания состояли из трех залов с бассейнами: фригидарий – с холодной водой; кальдарий – с горячей водой; тепидарий – с теплой водой.Отношение к греческой атлетике в императорский период было двояким. С одной стороны, атлетика считалась не только бесполезной, но и вредной. С другой стороны, римские императоры стали оказывать поддержку греческим атлетам-профессионалам и устраивать атлетические игры. Так, в 86 г. до н.э. императором Домицианом были учреждены Капитолийские игры, программа которых была сравнима с олимпийской. А в 31 г. до н.э. император Август учредил Акцийские игры, которые были даже включены в цикл общеэллинских игр.Значительное развитие получили в императорский период различные зрелища, которые проходили в процессе регулярно устраиваемых празднеств. Следует отметить, что если в I в. до н.э. их продолжительность в году составляла 65 дней, в I в. н.э. – 88 дней, то во II в. н.э. она возросла до 135 дней, а в IV в. н.э. достигла 176 дней.В рамках этих празднеств проходили состязания колесниц, устраивавшиеся в цирке, вмещавшем до 250 000 зрителей. Участники состязаний были разделены в зависимости от принадлежности к тому или иному обществу – факции. Главными были две факции – «зеленые» и «голубые». Стартовали двуколки, запряженные парой или четверкой, шестеркой, семеркой, восьмеркой, десяткой лошадей. Разыгрывались значительные суммы денег.Большой популярностью пользовались игры, проводимые в амфитеатрах (амфитеатр – многофункциональное строение в форме эллипса, окруженное трибунами в несколько рядов, вместительностью до 50 000 зрителей). Прежде всего, в амфитеатрах проводились бои гладиаторов (рабов, проходивших подготовку в специальных школах). Устраивались схватки гладиаторов, использовавших различное вооружение: фракийцы применяли короткий меч и маленький круглый щит, самниты – длинный прямой меч и большой прямоугольный щит, ретиарии – сеть и трезубец. Также проводились схватки гладиаторов с животными. Гладиаторы, сражающиеся с дикими животными, назывались бестиариями. Наиболее крупными были празднества при императоре Траяне в 107 г. н.э. Они длились 4 месяца, в них участвовали 10 000 гладиаторов.По некоторым данным, устройство амфитеатров позволяло демонстрировать крупных морских животных и инсценировки морских сражений – наумахии.С III в. н.э. Римская империя вступила в период кризиса, а в IV в. н.э. произошло ее разделение на Восточную и Западную. Восточная (Византийская) империя просуществовала до XV в., а Западная Римская империя распалась в 476г. Контрольные задания1. Перечислите периоды истории Древнего Рима.2. Назовите элементы физической культуры, которые определялись традициямиэтрусков.3. Какие элементы физической культуры выделяются в военно-физическойподготовке римской армии?4. В чем проявилось влияние эллинской культуры?5. Дайте краткое описание термов.6. Каким было отношение к греческой атлетике в императорский период?7. Какие зрелища пользовались успехом у зрителей в императорский период?8. В каком году были учреждены Капитолийские игры?9. В каком году были учреждены Акцийские игры?10. Дайте определение термину:а) «терма» – …б) «фригидарий» – …в) «кольдарий» – …г) «тепидарий» – …д) «факция» – …е) «амфитеатр» – …ж) «гладиатор» – …з) «фракиец» – …и) «самнит» – …к) «ретиарий» – …л) «бестиарий» – …м) «наумахии» – …11. Назовите год распада Западной Римской империи. 2.5. Военно-физическое воспитание рыцарей в средневековой Европе Система военно-физической подготовки рыцарей сложилась в эпоху классического феодализма. С раннего детства мальчиков закаливали, а в возрасте 7 лет начиналось их систематическое обучение. В домашних условиях они получали знание языков, представление о придворных играх, музыкальное образование. Кроме того, они должны были уметь бегать, прыгать, лазать, бросать тяжелые камни, плавать, бороться, стрелять из лука, охотиться. Мальчики должны были научиться управлять конем, сжимая ему бока ногами, щитом в левой руке защищаться от ударов противника, а копьем в правой руке наносить удары. Для этого использовался своеобразный тренажер – кентэн (доспехи, или бочка, или мишень, закрепленные на вбитом в землю шесте).Овладев основами физической подготовки, 12 – 14-летние юноши покидали свой дом и отдавались на попечение старшему опытному рыцарю, у которого они выполняли обязанности оруженосца. В этом статусе они продолжали осваивать семь рыцарских доблестей:1) уметь ездить верхом, быстро седлать коня, ездить рысью, скакать галопом, на скаку поднимать предметы с земли;2) уметь плавать и нырять;3) уметь стрелять из арбалета, ружья и лука;4) уметь взбираться по шесту и канату;5) сражаться на турнирах и вести поединок в тьосте (тьост – схватка рыцарей один на один верхом);6) уметь бороться и фехтовать;7) уметь танцевать, галантно вести себя и играть в шахматы.Промежуточным этапом подготовки оруженосцев служили тироцинии (учебные турниры). В возрасте 18 – 20 лет оруженосцев посвящали в рыцари. С развитием огнестрельного оружия рыцари перестали представлять собой основу войска и венцом их подготовки стали рыцарские турниры. В содержание рыцарских турниров входили бухурт (групповая схватка верхом), тьост и игры, наиболее известной из которых была игра в кольцо. Устраивались три разновидности турниров: турниры для разрешения юридических споров, турниры за честь, турниры в честь прекрасных дам.Разложение феодального строя и совершенствование огнестрельного оружия стали причиной упадка рыцарских традиций. Контрольные задания1. Перечислите двигательные навыки, осваивавшиеся 7-летними мальчиками врамках рыцарской подготовки.2. Кратко изложите семь рыцарских доблестей.3. Дайте определение термину:а) «кентэн» – …б) «тьост» – …в) «бухурт» – …г) «тироцинии» – … 2.6. Элементы физической культуры и спорта в развлечениях городского и сельского населения средневековой Европы В становлении видов развлечений городского и сельского населения средневековой Европы выделяют два этапа. I этап – c X по XIII в. (период классического феодализма). На этом этапе преобладало пассивное наблюдение за рыцарскими турнирами, с одной стороны, и использование праздников и торжеств для демонстрации физических качеств – с другой. Данный этап характеризуется идентичностью видов развлечений городского и сельского населения. Использовались бег, прыжки (с места, с разбега, тройной), метания (камня, палки, подковы, железного шара, бревна), борьба. В XIII в. Появляются первые беговые дорожки и цехи по производству коньков.На II этапе (XIV – начало XVI в.) произошло разграничение игр и видов развлечений городского и сельского населения. Особенности городского образа жизни в значительной степени отразились, например, на танцевальных движениях – у горожан, принадлежавших к разным профессиям, складывались собственные танцы. Сложность танцевальных движений была настолько высока, что в городах вводили должность танцмейстера (человека, в совершенстве знающего все движения в танцах), который во время празднества демонстрировал на помосте танцевальные фигуры.Появляются и новые виды игр, ставшие традиционными в разных странах. Уже в XIV в. современниками были описаны различные игры в мяч: в Англии – футбол, теннис, гандбол, файвз, бендибол, стулбол, боулинг, хёрлинг; в Италии – кальчио (флорентийский футбол). Также получили распространение имитации рыцарских турниров (в том числе на воде) и боевые игры, призванные готовить горожан к защите городских укреплений.Историки констатируют снижение оценки двигательных качеств у городского населения, что определялось условиями жизни горожан (например, поединок был исключен из легитимных способов решения споров, а для обороны городов стало использоваться наемное войско). Следует отметить, что в Англии вводились запреты на игры в 1313, 1331 и 1348 гг., в результате чего реализация запрещенных игр стала осуществляться в сельской местности, где контроль за исполнением запретов был менее строгим. Контрольные задания1. Назовите состязания, типичные для городского и сельского населения средневековой Европы.2. Перечислите известные в XIV в. игры с мячом.3. Какие особенности видов игр и развлечений городского и сельского населения проявились в разные периоды Средневековья? 2.7. Взгляды мыслителей эпохи Возрождения на элементы физической культуры и спорта Возрождение - это целая эпоха в идейном и культурном развитии ряда стран Западной и Центральной, а также Восточной Европы. Приняты следующие хронологические рамки эпохи: Италия - XIV - XVI вв., в других странах- XV - XVII вв.С точки зрения истории физической культуры и спорта эпоха Возрождения замечательна тем, что в ее условиях оформился интерес к организованной системе физической подготовки в педагогике. Наиболее известными пионерами физического воспитания в Италии стали Пьетро Паоло Верджерио, Гварино де Верона, Витторино да Фельтре. Мысли о физическом воспитании излагали итальянцы Энеа Сильвио Пикколомини, Мефео Верджио, Джакопо Садолетти, Иероним Меркуриалис, Томмазо Кампанелла.Созвучные идеи об элементах физической культуры высказывали представители западноевропейского Возрождения Эразм Роттердамский, Хуан Луис Вивес, Томас Мор, Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Иохим Камерариус.Л. Кун отмечает следующие общие черты их идей:а) они отвергали отношение к телу как к тюрьме души;б) в их теории и практике воспитания наряду с бегом, фехтованием, верховой ездой, борьбой, метанием копья, плаванием и пешими походами отводилось место различным играм (лапта, кегли и др.) и танцам;в) они воскресили и распространяли опыт методик физического воспитания древности;г) под влиянием их деятельности в педагогике оформились эстетический идеал гармонично развитого человека и роль физического воспитания как средства охраны здоровья;д) они пришли к пониманию необходимости использования в физической подготовке силы и средств природы и удовольствия, которое доставляют эти занятия благодаря эстетическим впечатлениям;е) они признали взаимосвязь между физическими и духовными усилиями человека;ж) …они впервые обратили внимание на особенности различных возрастов в жизни человека, а также … на необходимость компенсировать вредное влияние на здоровье некоторых профессий».Также Л. Кун определяет общие недостатки их идей:– они подразделяли игры на достойные и недостойные свободных граждан, исходя не из действия этих игр, а из традиций;– они пренебрежительно относились к физической культуре женщин;– большинство из них считали грехом состязания между детьми.В целом пионеры физического воспитания эпохи Возрождения своей деятельностью создали предпосылки для того, чтобы элементы физической культуры вошли в содержание педагогики. Контрольные задания1. Назовите пионеров физического воспитания в Италии эпохи Возрождения.2. Какие мысли о физическом воспитании высказывали гуманисты эпохи Возрождения?3. Какие средства физического воспитания предлагались гуманистами эпохи Возрождения?4. В чем достоинства и недостатки идей гуманистов эпохи Возрождения? 2.8. Возникновение спорта в Англии В 1688 – 1689 гг. в Англии произошел государственный переворот, получивший название «Славная революция». Один из результатов переворота – отмена запретов на игры и развлечения (см. 2.6). Основой для возрождения игр и состязаний стали сельские развлечения. Наиболее ярким примером английских сельских развлечений являются Олимпийские игры прокурора Роберта Доувера, проводившиеся в течение более чем 100 лет, начиная с 1604 г. В содержание этих игр входили танцы, борьба, боулинг, кегли, футбол, охота, бег.Следует подчеркнуть экономический аспект состязаний: английская традиция делать ставки на участников или на результат состязаний вовлекала в оборот до нескольких сотен фунтов стерлингов. Это приводило к повышению азарта и зрелищности соревнований. Следствием стало появление профессионалов и упорядочение состязаний путем разработки четких правил.Таким образом, в 20 – 30-е гг. XVIII в. оформилось новое общественное явление, получившее название «спорт» (от французского desport или deport и английского disport, что значило отдых от труда, развлечение).Видом спорта, оказавшим влияние на дальнейшее развитие других видов состязаний, стали скачки. В XVIII в. обособилось три вида скачек: Hunting Matches, Wild Geese Chase, Matches Against Time.Hunting Matches (охотничьи матчи) осуществлялись двумя способами. Первый способ – два охотника верхом скакали за собаками, следовавшими по следу зайца. Непредсказуемость траектории бега зайца обуславливала значительную продолжительность состязаний и неудобство для зрителей. Эволюция этого способа привела к исключительному использованию второго способа – скачки стали проводить по искусственному следу на дистанцию 3 – 5 миль.Wild Geese Chase (охота на диких гусей) заключалась в том, что наездники стартовали в строгой последовательности один за другим. Победа присуждалась при опережении соперника на 240 ярдов. Забеги устраивались на дорогах, соединявших населенные пункты, или по круговой дорожке (один круг – 1 – 2,5 мили).В 1731 г. состоялось важнейшее событие в истории спорта – на скачках был впервые применен секундомер, что дало толчок развитию Matches Against Time (матчам против времени). Участники должны были преодолеть дистанцию за определенное время или показать лучшее время на определенной дистанции.Параллельно со скачками проводились состязания в беге (соревнование двух и более бегунов на установленной дистанции; состязание двух сменяющих друг друга бегунов и лошади). Постепенно популярность бега росла, и этот вид соревнований обособился. Так, в 1727г. в Лондоне кроме дорожки для скачек была устроена дорожка для бега. Центром своеобразных соревнований по бегу стал лондонский Гайд-парк. В нем устраивались соревнования: скорохода с тучным поваром; юного бегуна с пожилым; профессионала со слугой-негром. Предлагался и такой вид состязаний – пройти определенную дистанцию в точно установленное время и уложиться в указанное количество шагов.Относительно бокса имеет место мнение о том, что существует взаимосвязь между рингами в местах проведения конных состязаний и развитием бокса как вида спорта. Однако достоверным известным фактом является лишь факт модернизации правил бокса мастером фехтования Джеймсом Фиггом.В XVIII в. фехтовальные поединки с целью разрешения споров были запрещены, но показательные состязания по фехтованию продолжали проводиться в закрытых помещениях. Это зрелище получило название prize-fights (схватки за приз) – участники получали деньги, которые бросали зрители на сцену в ходе поединка, и часть суммы, вырученной от продажи билетов и распределявшейся между победителем и побежденным, как 2 к 1.Существовало разнообразие представляемых зрителям поединков: сражались несколько пар с разными видами оружия; устраивались поединки женских и смешанных пар; демонстрировались схватки на палках и дубинках. Нередко зрелище дополнялось схватками борцов и боксерскими поединками.Джеймс Фигг в своем амфитеатре (построенном в 1719г.) с 1725г. начал демонстрировать интернациональные боксерские поединки. Он модернизировал правила бокса, введя критерий времени, и начал давать уроки бокса, поскольку этот вид спорта стал пользоваться успехом у всех слоев населения Англии. Последователем Джеймса Фигга стал Джон Браутон. В 40-е гг. XVIII в. он, опираясь на основы анатомии и физиологии, а также опыт бокса и борьбы, разработал и описал различные удары и их эффективность. В 1749г. открылась академия бокса Джона Браутона, но в 1750г. он потерпел поражение в поединке с неподготовленным партнером (мясником), что сказалось на доверии к нему и положило конец его предпринимательской деятельности в сфере бокса.В XVIII в. начали появляться сообщения в прессе (с 1792г. публиковался “Sporting Magasin”) о том, что при дорогих ресторанах и модных кафе стали возникать центры, объединяющие англичан по интересам, на основе которых по примеру охотничьих формировались спортивные клубы. Один из первых клубов – «Токсофил» – объединял стрелков из лука и был организован около 1720г. В конце XVIII в. появились яхт-клубы, клубы гребцов и игроков в крикет. В 1774г. специальный комитет выработал правила крикета, что стимулировало возникновение клубов в разных областях центральной Англии. Крикет стал называться «первой из всех спортивных дисциплин».Исключительная заинтересованность англичан в спорте отразилась на практике физического воспитания. Теоретические основы реформы воспитания, осуществленной в английских школах в XIX в., разработал каноник Вестминстерского аббатства Чарлз Кингсли. Он считал, что «спорт, соревнование, молодечество человека, показывающего свою ловкость, есть для молодежи область, где можно упражняться в созидании общества». Проводником его идей в практику школьного физического воспитания стал Томас Арнольд, который в 1828 – 1842гг. возглавлял колледж в Регби. Томас Арнольд включил свободное время школьников в программу занятий и установил точное время для отдыха, строго контролируемое учителями. Он стал первым директором, нанявшим профессионала в качестве школьного тренера. Необходимо отметить, что до Регби Томас Арнольд работал в частной школе Виндзора, где сам проводил занятия по плаванию, метанию копья, гимнастике, прыжкам. Подобные занятия он пытался ввести в Регби, но вынужден был ограничиться крикетом и футболом. Тем не менее это позволило ему реализовать исходный тезис своей педагогической практики: «через посредство физических движений и эмоций, связанных с игрой, учащаяся молодежь способна формироваться на спортивной площадке и в позитивном смысле, если с этим согласуется также воспитательная деятельность церкви, школы и интерната».Школьное физическое воспитание в спортивном духе колледжа Регби, упорядоченные регулярные соревнования молодежи, спортивные команды, организованные на основе самоуправления, стали образцом для подражания по всей Англии и получили распространение в учебных заведениях. Физическое воспитание, основывающееся на спортивной и игровой деятельности, получило название «арнольдизм». Контрольные задания1. С какого года проводились Олимпийские игры прокурора Р. Доувера?2. Дайте определение термину «спорт» (в значении XVIII в.).3. Перечислите разновидности скачек, проводившихся в Англии (XVIII в.).4. В каком году впервые на скачках был применен секундомер?5. В каком году в Лондоне была устроена дорожка для бега?6. Кем были модернизированы правила бокса?7. В каком году начали демонстрироваться международные боксерскиепоединки?9. Кто стоял у основ реформы физического воспитания в Англии?10. Дайте определение термину:а) «арнольдизм» –...б) «hunting matches» – …в) «wild geese chase» – …г) «prize-fights» – … 2.9. Возникновение европейских гимнастических систем Большое влияние на развитие систем гимнастики в Европе оказали идеи французского Просвещения (идейное течение XVIII – середины XIX вв.). Именно в этот период греческое слово «гимнастика» перешло во французский язык и стало общим термином для обозначения физических упражнений.Известным представителем Просвещения является Жан Жак Руссо, высказавший ряд мыслей, относящихся к физическому воспитанию. Прежде всего, следует отметить идею просветителей о следовании естественному порядку. Эта идея у Руссо получила следующее звучание: чем больше ребенок приучается бороться с силами свободной природы, тем более ловким он вырастает. Она стала прообразом сформулированного позже педагогического принципа природосообразности. В своих предложениях Руссо подчеркивал важность развития деятельности, направленной на преодоление естественных препятствий (лазание по деревьям, перелезание через каменные стены, прыжки с камня на камень), поднятие и перенос различных тяжестей, плавание.Идеи французского Просвещения в сфере физического воспитания впервые попытался осуществить на практике Иоганн Генрих Песталоцци (Швейцария). В своей книге «Элементарная гимнастика» он сгруппировал аналитическим способом (в зависимости от подвижности суставов) составленные им вольные упражнения. Он не считал систему вольных упражнений единственно благотворной, а представлял ее средством, при помощи которого можно облегчить здоровое функционирование внутренних органов, приобретение учащимися правильной осанки, усвоение ими комплексных движений (в фехтовании, беге на коньках, танцах, борьбе, спортивных играх).В Германии идеи Просвещения осуществлялись в филантропинумах (учебных заведениях, преподавание в которых проходило на основе принципов благотворительности). Первая такая школа, названная институтом воспитания, была основана в Дессау (1774), и возглавил ее Иоганн Бернхард Базедов. Филантропы задавались целью воспитать всесторонне образованного и физически развитого гражданина, живущего в согласии с людьми разных социальных групп. В их школах обучались ученики трех категорий: академисты (представители аристократии), педагогисты (выходцы из средних слоев, будущие учителя), фамулянты (дети простого люда – будущие слуги).В школе города Дессау реализовалась программа физического воспитания, состоявшая из трех разделов и называвшаяся «Упражнения тела». Первый раздел включал детские игры, пробуждающие физическую активность, развивающие физические качества и способствующие вовлечению в коллектив. Второй раздел предусматривал физический труд и упражнения для защиты жизни, такие как лазание по скалам, спуск по канату, метание и умение уклоняться от падающих предметов, хождение по тонкому льду и по узкой скамейке, плавание, гребля, спасение утопающих, верховая езда, управление повозкой, стрельба, самозащита с дубинкой, кинжалом и саблей, охота и рыбная ловля. Третий раздел включал военную выучку и строевые упражнения.В 1784г. был основан Публичный институт воспитания в Шнепфентале, в котором с 1785 по 1839 гг. работал Иоганн Кристоф Гутс-Мутс, известный как создатель комплексной, технически разработанной и целенаправленной системы гимнастики. В основу системы были положены античная гимнастика, рыцарские искусства, военная подготовка, детские подвижные игры, народные игры, искусство акробатов. Физический труд наравне с фехтованием и верховой ездой был исключен из содержания этой системы.Поскольку Гутс-Мутс ценил дисциплину, субординацию и порядок, занятия организовывались по военному образцу с элементами боя. В содержание системы были введены упражнения для общей физической подготовки, заимствованные у рыцарей, плавание, катание на коньках, упрощенная форма вольтижировки (имитация упражнений для верховой езды). Элементарные упражнения для рук, ног и туловища, взятые из содержания подготовки рыцарей, получили название «балансировка». Для этих упражнений он создал специальные снаряды, заменившие коня. Для прыжков в высоту использовались жердь, подвижная планка и шест, для разминки рук – закрепленная на двух столбах жердь. Кроме того, Гутс-Мутс модернизировал гимнастического коня: закругленное, сужающееся к обоим концам бревно с регулируемой высотой позволяло выполнять махи, подтягивания, упражнения на равновесие, вращения, прыжки.Вне расписания учебного дня Гутс-Мутс использовал итальянские игры в мяч, английские бейсбол, гандбол, крикет, гольф, французскую игру «мэй», русские зимние игры, немецкие старинные игры в мяч, кегли, с обручем, катание на санках, коньках. Система Гутс-Мутса стала не только основой физических упражнений, предназначенных для изучения в школах, но и способствовала созданию современных систем гимнастики в европейских странах.Л. Кун выделил следующие факторы, обусловившие развитие гимнастики в Европе:1. «Начальные формы машинной промышленности членили трудовой процесс на операции, однородные движения, что стало причиной развития исследований физиологических и биомеханических процессов, связанных с двигательными функциями человека. Наибольшая вероятность внедрения гимнастики возникла в странах: а) где уже имелись традиции использования отдельных форм движений и где их внедрили в педагогическую практику;б) где зрелищные спортивные мероприятия и рекорды еще не отвлекли внимания от гимнастики;в) где анализ физической деятельности дошел до стадии признания преимуществ компенсации телесных недостатков, вызванных монотонными трудовыми операциями.2. Произошла перестройка военной техники и тактики; появилась возможность предварительной военной подготовки молодежи.3. Проявились национальные устремления к единству и независимости.4. Передовая общественность считала, что физическая культура может проявить свое здравоохранительное, воспитательное и эстетическое значение лишь при наличии организационно оформленной структуры, а также включением физического воспитания в число учебных предметов.5. Имелся опыт деятельности преподавателей-энтузиастов».Первые шаги в создании физического воспитания, основанного на гимнастике, в Дании предпринял Франц Нахтегалл, который по образцу филантропинума в Дессау создал в Копенгагене в 1799г. военное училище. С 1808г. в нем были разделены курсы военной подготовки и курсы преподавателей гимнастики. В 1809г. в Дании была введена гимнастика в средних и высших учебных заведениях. В 1821г. учреждено Управление по делам гимнастики. С 1828г. гимнастика введена во всех учебных заведениях.В Германии организатором и идейным вдохновителем гимнастического движения стал Фридрих Людвиг Ян, который на первый план среди средств своей гимнастической системы выдвигал построения, марши, упражнения в лазании, преодоление препятствий, упражнения на коне, поднятие и переноску тяжестей, массовые упражнения с оружием. В 1811г. состоялись первые массовые выступления гимнастов под Берлином. В 1813г. батальон гимнастов численностью около 2000 человек принял участие в Лейпцигской битве. В 1816г. произошло учреждение Немецкого общества любителей гимнастики. Однако ведущее значение в немецком гимнастическом движении постепенно стало принадлежать буршеншафтам (боевым гимнастическим отрядам немецкого университетского студенчества, отличавшимся духом национализма и применением анархических методов). В 1819г. гимнастическое движение было запрещено, равно как и физическое воспитание в школах. Ведущие представители гимнастического движения, в том числе и Ян, были арестованы и обвинены в подготовке антигосударственного заговора. Ян находился в тюрьме до 1825г., в то время как запрет на гимнастику продолжался до 1842г. В 1842г. в школах вновь было введено физическое воспитание, основанное на гимнастике.Система Яна была адаптирована к школе в Швейцарии Адольфом Шписсом и Эрнстом Айзеленом и получила название «система Яна – Айзелена – Шписса». Из содержания этой системы были исключены плавание и борьба; введена общая разминка, преодоление препятствий, упражнения на вытягивание. Типичными элементами системы были общая разминка, ходьба, бег, махи, упражнения с препятствиями, упражнения на вытягивание, растягивающие упражнения, упражнения на кольцах, висы, лазание, упражнения на равновесие. Теоретики немецкой гимнастики причисляли к ней все области физической культуры, но атлетика, гребля, коньки и велосипедный спорт развивались изолированно – во второй половине XIX в. любители этих видов отошли от гимнастического движения.Швед Пер Линг в 1800 – 1804 гг. посещал училище Ф. Нахтегалла, изучал анатомию, физиологию, китайскую гимнастику, скандинавскую мифологию. В 1834г. он выпустил книгу «Общие основания гимнастики», в которой изложил систему гимнастики, впоследствии названную шведской. Из этой системы Линг исключил упражнения, которые на основании реакции организма считал вредными. Также он избегал использования физических упражнений спортивного характера. Пер Линг практически не использовал гимнастических снарядов – «шведская стенка», бревно, прыжковый трамплин, бревно и скамья с седлом были изобретены его сыном Ялмаром. Естественные движения (ходьба, бег, прыжки) использовались «физиологично». Например, при ходьбе и беге необходимо было касаться грунта стопой, начиная с пальцев, а прыжки в высоту выполнялись не на результат, а для физической подготовки. В 60-е гг. XIX в. Ялмар Линг разработал первый учебный план, способствовал распространению физического воспитания на девочек. Была организована подготовка преподавателей школьной, лечебной и военной гимнастики (планировалось же создать педагогический, военный, врачебный и эстетический разделы гимнастики).В середине XIX в. начала создаваться сокольская система гимнастики. Основателем ее был известный деятель культуры Чехии Мирослав Тырш. В сокольской гимнастике была сделана попытка классификации физических упражнений на новой основе. Они подразделялись на четыре основные группы: упражнения без снарядов; снарядовые упражнения; групповые упражнения; боевые упражнения. Сокольская гимнастика внесла значительный вклад в создание современной спортивной и художественной гимнастики. В периодически проводимых слетах «соколов» участвовало до 20 000 гимнастов.Следует обратить внимание на процессы интеграции направлений физического воспитания, основывающихся на спортивной и игровой деятельности и гимнастике. Так, в Европе к концу XIX в. в рамках классических уроков гимнастики стали утверждаться спортивные игры. В свою очередь, Центральное управление школ в Лондоне организовало в 1878г. подготовку преподавателей, пригласив специалистов гимнастики из Стокгольма. Также в 1880г. в Вашингтоне был открыт шведский Институт здоровья. Таким образом, шведская гимнастика преобразовала англосаксонское спортивное направление физического воспитания.Значительный вклад в развитие физического воспитания сделал французский физиолог венгерского происхождения Георг Демени. Работая в Парижском НИИФК, он составил программы для юношей и девушек. Демени расширил понятие «гимнастика» до понятия «физическое воспитание». На Брюссельском (1905) и Парижском (1914) конгрессах по физическому воспитанию и спорту он предложил при выполнении физических упражнений достигать четырех результатов: гигиенического, эстетического, экономического (зависящего от качества выполнения упражнения и от его полезности), нравственного.В ходе развития школьной физической культуры в период между двумя мировыми войнами преобладало понятие компенсационной роли физической культуры – покрытия ущерба, причиненного общественными противоречиями, урбанизацией – средствами физической культуры. Происходила модернизация и синтез немецкой, шведской, датской и французской гимнастики. Наиболее успешно в этом направлении развивалась австрийская школа (К. Гаульгофер, М. Штрайхер, А. Слама). В соответствии с новыми теориями «трудового и свободного воспитания» они разработали варианты «физических нагрузок» на общеобразовательных уроках – физкультпаузы, а для работающих на производстве – физкультминутки. Предложенные ими уроки состояли из трех частей: а) разминки; б) балансирующих упражнений, упражнений на ловкость, ходьбы, бега, прыжков (в высоту, длину, глубину), игр и танцев; в) успокаивающих упражнений. Л. Кун считает, что теоретики данного направления уделяли чрезмерное внимание роли наследственности в развитии физических способностей. Эта особенность теории оказалась привлекательной для фашистских идеологов, что, в свою очередь, снизило ее популярность утпередовой мировой общественности.В XX в. проявились местные особенности реализации физического воспитания. Например, в странах и провинциях с тропическим климатом (Центральная Америка, Индия) доминировало гигиеническое направление. В Иране, Ираке, Японии, Турции превалировало развитие движений, характерных для борьбы. В Южной и Центральной Америке, южных штатах США, Новой Зеландии, Индонезии и Индии развивались фольклорные танцы. В Австралии, Канаде, Новой Зеландии произошли реформы физического воспитания, основывавшиеся на изучении интереса учащихся к различным видам физкультурной деятельности. Контрольные задания1. В основу какого педагогического принципа легли идеи Жана Жака Руссо?2. Перечислите двигательные действия, на которых акцентировал внимание Жан Жак Руссо.3. Назовите средства физического воспитания, использовавшиеся Иоганном Генрихом Песталоцци.4. Дайте определение термину «филантропинум».5. В каком году и где был основан первый филантропинум?6. Перечислите двигательные действия, включенные в разделы программы «Упражнения тела».7. Дайте определение термину «вольтижировка».8. Перечислите снаряды, которые применял на занятиях гимнастики Иоганн Кристоф Гутс-Мутс.9. Какие игры использовал в работе Иоганн Кристоф Гутс-Мутс?10. Кто являлся основоположником гимнастики в Дании?11. В каком году в Дании гимнастика введена во всех учебных заведениях?12. Назовите основоположника гимнастики в Германии.13. В каком году в Германии гимнастика введена во всех учебных заведениях?14. Дайте определение термину «буршеншафт».15. Перечислите элементы системы «Яна – Айзелена – Шписса».16. Назовите основоположника гимнастики в Швеции.17. Кто был основоположником гимнастики в Чехии?18. Составьте таблицу основных систем физического воспитания конца XVIII – середины XIX в. Цели и задачи системы физического воспитанияСредства системы физического воспитанияМетоды проведения системы занятийФормы оборудование, инвентарьСнаряды, Название Авторы 3. ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РУССКОЙ ИСТОРИИ 3.1. Элементы физической культуры и спорта в русской цивилизации с древнейших времен до XVIII века Историки сходятся в оценке военной деятельности как сферы, в которой преимущественно проявились элементы физической культуры древних славян. По свидетельству современников, славяне отличались смелостью и храбростью, силой и выносливостью. В воспитательной системе славян важное место занимали игрища, связанные с культовыми обрядами. Они посвящались Матери-земле, богу солнца Яриле, богу Перуну. Игрища состояли из плясок, песен, хороводов, из разнообразных игр и физических упражнений, имевших состязательный характер.Относительно достоверные сведения о реализации элементов физической культуры относятся к периоду раннего феодализма.Воспитание детей осуществлялось в семье. К 3 – 4 годам ребенок начинал выполнять посильную для него работу, помогая старшим, главным образом матери. Старшие члены семьи поощряли игры, развивающие у детей ловкость, силу, смекалку, формирующие умения и навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.С 7 лет мальчики переходили в возрастную группу отроков (отрок – мальчик 7 – 14 лет, который еще не получил право называться взрослым мужчиной, но переходил из женской в мужскую половину семьи). Мальчики-отроки помогали отцам в выполнении «мужских» видов работ, прежде всего в сельскохозяйственных работах: земледелии, животноводстве. Девочки осваивали «женские» виды работ: учились вести домашнее хозяйство, прясть, ткать, лепить горшки и т.д. Наряду с трудовым воспитанием, подростки усваивали правила поведения и мировоззренческие представления общины.По достижении 14 лет подростки становились полноправными членами семьи. В этом возрасте они получали военную подготовку. Профессиональные воины в древнерусском раннефеодальном государстве готовились в специальных дружинах, живших в укрепленных лагерях. С 12-летнего возраста будущие дружинники проходили военную подготовку в специальных домах-гридницах. Обучение дружинников представляло собой единственную известную в настоящее время организованную форму военно-физического воспитания у восточных славян в VI – IX вв. Велось оно главным образом непосредственно во время военных походов или в ходе боевых действий.Первое изображение борцовской схватки в русской истории датируется 1197г. (дата завершения строительства Дмитровского собора во Владимире). Специалисты по спортивной борьбе, изучив это изображение, утверждают, что у славян в то время уже существовали такие виды, как борьба «в обхват» и «поясная», в которой были запрещены броски с помощью ног.Б.Р. Голощапов считает, что массовой народной формой физического воспитания на Руси были кулачные бои, которые практиковались в трех разновидностях: «один на один» («сам на сам»), «стенка на стенку», «сцеплялка-свалка».Среди народов Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера сохранились военно-физические системы подготовки молодежи (у оленеводов и рыболовов),в программах которых были многоборья: гонки на байдарках, прыжки через нарты, поднятие и переноска тяжестей.Как более позднее проявление элементов физической культуры следует отметить походы «лыжной рати» в 1444, 1499 гг., успешные действия воинов- лыжников в Ливонской войне (1558 – 1583), при сражениях в отрядах Ермака. В начале XVII в. русский полководец М.В. Скопин-Шуйский также успешно использовал в бою лыжные отряды.Н.Ф. Кулинко и Б.Р. Голощапов подчеркивают значение традиций военно- физической подготовки казаков в становлении отечественной физической культуры.В.В. Столбов, описывая физическое воспитание русских феодалов, отмечает, что его основой являлось обучение верховой езде и конной охоте. Также производилось обучение искусству владения копьем, луком, саблями, а позже – огнестрельным оружием. В целях военно-физического воспитания использовались медвежья, соколиная и псовая охота, фехтовальные поединки. Значительное место занимали игры с мячом, катание на качелях и с гор на санях, игры в шахматы и шашки.Замечательным памятником педагогической литературы середины XVII столетия является перевод Епифания Славинецкого сочинения Э. Роттердамского «Гражданство обычаев детских». Переводчик согласно точке зрения автора рекомендовал для детей игры с мячом, городки, бег, прыжки и подскоки на одной или двух ногах, а также делил игры на пригодные и непригодные для воспитания. К пригодным причислялись те из них, которые развивали силу, ловкость, смекалку и другие полезные качества и навыки. Непригодными автор называл игры в кости и карты, развивающие ложь и корысть, тщеславие, лукавство и другие пороки. Проявляя излишнюю осторожность, Э. Роттердамский к запретным упражнениям относил борьбу, плавание, лазание, считая их опасными для здоровья и жизни детей.Завершая обсуждение проявления элементов физической культуры на Руси до XVIII в., следует констатировать наличие сословных традиций военно- физического воспитания, описание которых в различной степени представлено в трудах В.В. Столбова, Н.Ф. Кулинко, Б.Р. Голощапова. Контрольные задания1. Какие двигательные действия были характерны для славянских игрищ?2. Дайте определение термину «отрок».3. С какого возраста начиналась подготовка будущих воинов в домах-гридницах?4. В каком году впервые была изображена борцовская схватка?5. Перечислите разновидности кулачного боя на Руси.6. Назовите основные элементы содержания военно-физических систем подготовки молодежи Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера.7. Перечислите годы успешных походов «лыжной рати».8. Назовите элементы физического воспитания русских феодалов.9. Кто выполнил перевод книги Э. Роттердамского «Гражданство обычаев детских»?10. Какие упражнения Э. Роттердамский относил к непригодным для воспитания? 3.2. Развитие физической культуры и спорта в России с XVIII до ХХ вв. С начала XVIII в. реформы Петра I обусловили более динамичное развитие элементов физической культуры и спорта в России. В 1701г. в Москве была открыта Школа математических и навигационных наук, в которой физическая подготовка впервые вводилась в качестве обязательного учебного предмета (в 1719г. переведена в Петербург и преобразована в Морскую академию). В последующие годы физическое воспитание предусматривалось и в других учебных заведениях: в общеобразовательной гимназии Глюка (1703), Морской академии (1719), кадетских корпусах (1732). К основным средствам физического воспитания в зависимости от условий, наличия учителей и специфики учебного заведения относились фехтование, верховая езда, гребля, парусное дело, стрельба из пистолета, танцы и игры.12 апреля 1718 года была основана «Невская флотилия» – первый российский клуб парусного и гребного спорта. В бесплатное пользование было роздано 141 судно. Члены клуба с гребцами-матросами в конкретные дни и часы собирались на Неве и обучались управлять парусом, совершенствовались в гребле.Во второй половине XVIII в. открылись гимназии и пансионаты для обучения детей дворян и разночинцев. В гимназиях наряду с другими предметами обучали фехтованию, танцам, светским манерам.Большое значение для развития теории и практики физического воспитания в России имели передо
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Реформы и контрреформы в России | Понятие информационной технологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.