Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебные вопросы. 1. Методы специального психологического исследования




 

1. Методы специального психологического исследования.

2. Метод наблюдения и его использование в практике психологического обследования детей с отклонениями в развитии.

3. Экспериментальное исследование ( обучающий эксперимент).

4. Экспериментально-психологические методики.

5. Содержание психологического заключения по материалам специального психологического обследования.

 

1. Для психологического изучения детей с нарушениями развития используют различные методы исследования.

Беседа, проводимая перед началом экспериментально-диагностического исследования, направлена на установление позитивного эмоционального контакта с ребенком, на создание у него правильного отношения к предлагаемым заданиям. Неуверенных, боязливых детей необходимо приободрить, похвалить, с детьми возбудимыми, расторможенными - использовать более строгую манеру общения. Содержание беседы должно быть направлено на выявление уровня сформированности и особенностей знаний и представлений ребенка об окружающем мире. В ходе беседы обследующему необходимо коснуться интересов ребенка, его любимых занятий и игр. Беседа должна протекать живо и непринужденно. Начинать ее следует с простых вопросов. Если ребенок отказывается отвечать, ему можно предложить рассмотреть какую-нибудь картинку или игрушку и постепенно, по мере установления контакта, перевести беседу в нужное русло.

Беседа ориентирует психолога (педагога) в отношении того, какими должны быть первоначальные задания констатирующего психолого-педагогического обследования.

К числу традиционных и широко применяемых в психолого-педагогических исследованиях относится метод наблюдения психолога за деятельностью ребенка. Одним из достоинств этого метода является возможность изучения поведения и деятельности детей «в естественных условиях». Процедура обследования с использованием метода наблюдения может быть различной в зависимости от ряда объективных и субъективных факторов: контингента обследуемых, ха­рактера изучаемых явлений и т.д. Специалист, проводящий обследование, может войти в состав наблю­даемой группы детей, например, играть с ними (активное наблюдение), а может оставаться в позиции постороннего человека, наблюдающего со стороны (пассивное наблюдение).

2. Наблюдение за ребенком (активное или пассивное) организуется на занятиях, в игре, в свободной деятельности, в группе детского сада или в классе, в совместной деятельности с родителями, то есть в естественных для ребенка жизненных ситуациях. С помощью метода наблюдения можно оценить такие составляющие деятельности ребенка, как уровень ее самоорганизации, наличие интеллектуальных действий планирования и программирования деятельности, эмоционально-личностные проявления (например, наличие выраженных аффективных и эмоциональных реакций) и др. Наблюдение позволяет вы­яснить, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, на­сколько он опрятен в одежде, как относится к поручениям, какой психологический фон настроения является преобладающим, каковы особенности раз­вития двигательной сферы. Такая информация может стать основой для последующего углубленного психолого-педагогического изучения ребенка.

По результатам наблюдения педагог-дефектолог или психолог, выявив у ребенка признаки нарушенного развития, делает предположения о характере и степени выраженности имеющихся нарушений, что позволяет правильно организовать дальнейшее психолого-педагогическое изучение ребенка.

Наблюдение является надежным методом, не требует специального оборудования, исключает дополнительную «психоэмоциональную» реакцию ребенка на присутствие специалиста, проводящего обследование. Вместе с тем использование этого метода предполагает наличие у коррекционного педагога или психолога высокого уровня профессиональной подготовки, хорошего знания психолого-педагогических особенностей детей с раз­личными нарушениями развития.

При проведении психолого-педагогического обследования основной цельюнаблюдения является изучение ребенка, как носителя тех или иных психолого-педагогических особенностей и со­поставление результатов наблюдения с известными признаками имею­щихся у детей нарушений развития.

Как указывают многие специалисты в области практической психологии (М.М. Семаго, К.М. Гуревич, И.Ю. Левченко и др.) к недостаткам метода наблюдения относятся его относительная длитель­ность и известная «субъективность», которая проявляется в зависимости результатов наблюдения, уровня подготовки и практического опыта специалиста, проводящего обследование, невозможности полноценной стати­стической обработки результатов. Данные недостатки могут быть компенсированы за счет организационных и психологических достоинств метода, особенно если сделать на­блюдение «формализованным», включив его в стандартизированную ме­тодику изучения особенностей психофизического развития ребенка. В этом случае вво­дится ограничение по выбору наблюдаемых показателей: все обследуемые наблюдаются по определенному набору изучаемых при­знаков или характеристик, степень проявления которых оценивается определенными ко­личественными показателями. В этом случае появляется возможность бо­лее четкого и полного сопоставления результатов различных наблюде­ний. Существенно снижается субъективность оценки данных наблюдения, появляется возможность сбалансированного ка­чественного и количественного анализа полученных данных.

 

3. Экспериментальное исследование (обучающий эксперимент)

Специфи­ческой особенностью психологического изучения детей дошкольного и младшего школьного возраста является исполь­зование обучающего эксперимента.

Как известно, с помощью одних только констатирующих методов исследования нельзя получить долговременного прогноза развития ребенка. Выдви­нутое Л.С. Выготским (1932, 1934) положение, что обучение ведет за собой разви­тие, обусловило разработку в практической психологии различных вариантов обучающего эксперимен­та, позволяющих более объективно прогнозировать развитие ребенка. В одних вариантах обучающего эксперимента элементы обучения вклю­чены в сам процесс психолого-педагогического исследования. В других вариан­тах предлагается сочетание констатирующего эксперимента, чаще всего тесто­вого, с обучением, направленным на получение новых знаний и профессионально ориентированное образование ребенка. При такой схеме исследования (тест – обучение – тест) эффективность обучения получает определенное количественное выражение. Из психологической практики известно, что чем более развернутым является сам процесс обучения, тем больше информации получает педагог или психолог о проблемах и потенциальных возможностях развития обследуемого ребенка. Соответственно более содержательными будут его практические рекомендации и прогностическая оценка.

Специально для исследования потенциальных возможностей интеллектуального развития детей 7-10 лет А.Я. Иванова (1976) разработала методику обучающего эксперимента. Выполнение заданий этой методики вызывает трудности и у нормально развивающихся детей. В то же время экспериментальное обучение вы­полнению каждого задания не требует наличия школьных знаний. Это дает воз­можность использовать методику обучения в тех случаях, когда ребенок не справ­ляется с программой или еще не обучался.

В рамках обучающего эксперимента ребенку предлагается выполнить контрольные задания, при наличии затруднений ему оказывается «обучающая» помощь, а затем предъявляется аналогичное задание.

Возможно несколько вариантов выполнения ребенком второго контрольного задания:

· перенос образца правильного выполнения задания полный, в вербальной форме - например, ребенок называет все три признака сходства (различия) предметов;

· перенос частичный в вербальной форме – ребенок выделяет и называет не менее 2-х признаков;

· перенос полный в действиях - ребенок осуществляет три правиль­ных группировки, но не называет их (подобное часто отмечается у детей с речевыми нарушениями);

· перенос частичный в действиях - ребенок осуществляет не менее 2-х правильных группировок;

· перенос отсутствует - ребенок выделяет один или ни одного из при­знаков фигур второго набора.

Оценка результатов формирующего эксперимента проводится по следующим критериям:

- Наличие (характер) ориентировочной деятельности, которая у здоровых детей носит активный характер и практически всегда нарушена при сниженной умственной работос­пособности и психическом недоразвитии.

- Способность к восприятию помощи. Оценка производится по количеству полученных ребенком установок - подсказок. Здоровым детям их требуется от 1 до 5, в то время как детям с нарушением интеллекта – от 10 до 20.

- Способность ребенка давать словесные формулировки того при­знака, на основании которого он выполнял задания.

При проведении психологического обследования ребенка обучающий эксперимент можно организовать на базе различных методик психолого-педагогического исследования: «Предметная классификация», «Исключение 4-го лишнего», «Кубики Кооса» и др. Это осо­бенно важно, если обследующий ограничен во времени, например при проведении обследования в психолого-медико-педагогической комиссии. В этом случае рекомендуется использовать методику «Исключение 4-го лишнего», поскольку выбор лишнего предмета и выполнение аналогичного задания занимают примерно две-три минуты.

 

4. Экспериментально-психологические методики

Методы экспериментально-психологического исследования иг­рают важную роль при проведении психолого-педагогического изучения детей. Они предусматривают создание определенных ситуаций, при которых актуализируются психические процессы, под--лежащие специальному изучению. С помощью экспериментально-психологических методик можно вскрыть причину и механизмы тех или иных состояний.

Изучение документации и продуктов деятельности детей, беседа, наблюдение чаще всего выявляют те или иные особенности в разви­тии ребенка. Объяснить эти факты, понять их структуру помогает специальное экспериментальное задание, моделирующее соответс­твующую психическую функцию.

Решение задач, стоящих перед педагогом-психологом при обследовании детей, сделало необходимым не только установление самого факта того или иного нарушения развития, но и определение его механизма. Важно выявить структуру, качественную специфику состояния, чтобы дать прогноз и рекомендации для проведения последующей коррекционной работы с ребенком.

Решению этих задач помогает использование нейро-психологических методик, которые способны нащупать наименее внешне выражен­ные отклонения высших психических функций и выявить их связь с определенными мозговыми структурами. Нейропсихологическое об­следование проводится только психологом, прошедшим специальную подготовку.

Особую по­пулярность среди экспериментально-психологическихметодик получили такие, как «Кубики Кооса», «Исключе­ние предметов», определение последовательности событий, «Опосредованное за­поминание» (по А.Н. Леонтьеву), «Метод пиктограммы» и др. Многие из этих мето­дик имеют модифицированные варианты для обследования испытуемых разных возрастных групп. Разработаны адаптированные варианты методики для лиц с нарушениями зрения, слуха. Экспериментально-психологические методики являются основными приемами изучения нарушенной психической деятельности.

С помощью каждой из экспериментальных методик может быть получен материал, дающий возможность судить о многих различных особенностях психики. Например, метод «пиктограммы» позволяет делать выводы об уровне развития памяти, абстрактного мышления, о личност­но-психологических особенностях ребенка. Методик, направленных на изучение только одного процесса, в арсенале средств практической психологии не так много. Это необходимо учитывать при подборе заданий для обследования ребенка.

Важным условием применения эксперимен­тально - психологических методик является оказание дозированной по­мощи во время проведения обследования. Разнообразные виды такой помощи описаны в работах С.Я. Рубин­штейн (1989) и И.Ю. Левченко (2003, 2004). К ним относится:

– простое переспрашивание, просьба повторить то или иное сло­во, что привлекает внимание ребенка к сказанному или к сде­ланному;

– выражение одобрения и стимуляция дальнейших действий, например, репликами: «Хо­рошо», «А дальше?»;

– вопросы о том, почему испытуемый выполнил то или иное действие;

– наводящие вопросы или критические возражения экспериментатора;

– подсказ, совет действовать тем или иным способом;

– демонстрация действия и просьба самостоятельно повторить его;

– обучение тому, как надо выполнять задание.

Выбор адекватных способов помощи является одним из трудных разделов психолого-педагогического обследования. Общие правила, кото­рыми при этом следует руководствоваться, состоят в следующем:

– сначала следует выяснить, не окажутся ли эффективными отно-сительно простые варианты помощи, и лишь затем перейти к демонстрации действий и обучению;

– экспериментатору не следует быть чрезмерно активным и много­словным в общении с обследуемым; его вмешательство в ход эксперимента должно быть тщатель­но обдумано;

– каждый акт помощи, так же, как ответные действия ребенка, должен быть внесен в протокол.

Основные экспериментально - психологические методики описаны С. Я. Рубинштейн в ее работе «Экспериментальные методики патопси­хологии и опыт применения их в клинике» (1989).

 

5. Методические рекомендации к составлению психологического заключения

Психологическое заключение является логическим завершением ана­лиза результатов психологического обследования ребенка. Психологическое заключение всегда строго «индивидуально» и включает в себя феноменологическое описание индивидуально-психологических особенностей испытуемого, выявленных в процессе об­следования.

Заключение на ребенка лучше готовить в два этапа. Сначала психо­лог, проводивший обследование, обрабатывает результаты выполнения проверочных заданий, обсуждает их с другими специалистами и приходит к определенным выводам об уровне развития познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы, личности, поведения ребенка и о признаках своеобразия в его развитии, а также решает вопрос о характере необходимой коррекционной помощи. После этого психолог оформляет полу­ченные результаты в виде письменного заключения.

Условно все психологическое заключение может быть подразделено на четыре части. В первой части психолог дает описательную характерис­тику эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка в процессе об­следования. Во второй – характеризует деятельность ребенка, в тре­тьей – описывает качественное своеобразие исследуемых психических функций и состояние моторики. При этом обязательно следует указывать способы выполнения проверочных тестовых заданий и качественную специфи­ку познавательных процессов.

В заключительной части психолог должен определить психологичес­кий диагноз состояния познавательной деятельности и личностной сферы ребенка. Психологический диагноз – это вывод о результа­тах проведенного исследования.

Психологический диагноз является отправной точкой для последующей коррекционно-развивающей работы с ребен­ком. В связи с этим психологический диагноз представляет собой иерархически организованную последова­тельность психологических составляющих (от ведущего нарушения ксвязанным с ним вторичным и сопутствующим нарушениям). Целостная картина психологического портрета ребенка должна завершаться указанием на сохранные функции - «сильные» звенья, позволяющие компенсировать негативные качества и личностные проявления.

В своей завершающей части психологическое заключение должно содержать рекомендации, которые содержат обоснование последовательности включения в работу с ребенком тех или иных специалистов по психокоррекционной работе (психоневролога, психолога общего профиля, коррекционного педагога и т.д.).

Психологическое заключение пишется в свободной форме, тем не менее при его написании следует соблюдать определенные правила. Обычно заключение состоит из нескольких относительно самостоятельных частей.

В первой части указываются причины обследования ребенка, цель обследования, особенности поведения ребенка во время обследования. Обязательно отмечаются мотивация к выполнению заданий, особеннос­ти контакта и взаимодействия с психологом, способы выполне­ния заданий, характер деятельности, реакции на поощрение, замечание, успех или неудачу; особое внимание обращается на способность ребенка про­дуктивно использовать помощь, виды необходимой помощи, умение переносить найденный совместно с психологом способ решения на аналогичную задачу. Отмечается наличие или отсутствие речевого сопровождения дей­ствий, характер речевых высказываний, способность ребенка рассказать о своих действиях и объяснить их.

Во второй части дается анализ полученных результатов диагности­ческого изучения познавательной деятельности ребенка. Содержание этого раздела зависит от задач исследования, от того, какие психические функции и процессы изучались в каждом конкретном случае.

В третьей части заключения делается вывод о структуре нарушения познавательной деятельности. При этом отмечаются не только выявленные нарушения, но и сохранные стороны психики, потенциальные возможности ребенка, определяющие прогноз его дальнейшего развития. Далее приводятся рекомендации к организации и содержанию психолого-педагогической помощи ребенку, оптимизации коррекционно-педагогической работы с ним. Эти рекомендации адресованы педагогам образовательного учреждения и родителям.

Текст заключения должен содержать указания на возраст обследуемого, дату проведения обследования.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте содержание понятия «методы специального психологического исследования».

2. Дайте характеристику метода наблюдения; укажите специфику его использования в практике психологического обследования детей с отклонениями в развитии.

3. Каково назначение методов экспериментального исследования в практике специальной психологии?

4. Назовите и охарактеризуйте экспериментально-психологические методики, используемые в практике психологического обследования детей и подростков с отклонениями в развитии.

 

Рекомендуемая литература

1. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1982. – Кн.I, II.

2. С.Д. Забрамная, И.Ю. Левченко. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития (курс лекций). – М.В. Секачев, 2007.

3. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М., 2001.

4. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. – М., 2004.

5. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. – М., 2005.

6. Лубовский В.В. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.

7. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. – М., 1993.

8. Психолого-педагогическая диагностика /Под общей ред. И.Ю. Левченко. – М., 2003.

9. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Стребелевой. – М., 1998.

10. Схема нейропсихологического обследования детей / Под ред. А.В. Се­менович. - М., 1998.

 

Тема 6. Дети с нарушениями слуха




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.