Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возможностями развития

Учебные вопросы.

 

1. Определение понятий «коррекционное обучение», «специальная дидактика», «специальное образование».

2. Систему социальных институтов коррекционной педагогики.

2.1 Основные типы коррекционных дошкольных образовательных учреждений.

2.2 Основные виды специальных (коррекционных) школ для детей с ограниченными возможностями.

3. Основополагающие принципы коррекционного обучения и воспитания.

4. Ведущие методы и формы организации обучения в специальном образовании.

5. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования

6. Основы организации ранней коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии.

7. Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ограниченными

 

2. Обучение и развитие детей с ограниченными возможностями развития– это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков интеллектуальной и предметно-практической деятельности, основное средство подготовки к жизни и труду.

В ходе обучения осуществляются цели образования и воспитания. Дефектология занимается вопросами специальной дидактики (теории образования и обучения детей с ограниченными возможностями). Задачи, содержание, принципы, организация учебного процесса разрабатываются для каждого конкретного типа специального учебного заведения с учетом глубины и характера дефекта.

Развитие ребенка с ограниченными возможностями в большей степени, чем нормального, зависит от обучения. Поэтому при отсутствии обучения или его несвоевременном начале наносится непоправимый ущерб развитию аномальных детей, тормозится формирование их психических функций, углубляется отставание от нормальных сверстников; при сложных дефектах возможности умственного развития могут оказаться нереализованными.

3. В систему социальных институтов коррекционной направленности входят организации, учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры и спорта, а также межведомственные структуры.

Процесс становления государственной системы социальных институтов практической дефектологии начался в 20-30-х гг. ХХ века. В настоящее время в нашей стране она представлена достаточно широкой, разветвленной сетью дошкольных и школьных учреждений специального назначения.

2.2 В систему дошкольных специальных учреждений входят: ясли-сады, детские сады, дошкольные детские дома, дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения, а также при специальных школах и школах-интернатах. Комплектование специальных дошкольных учреждений базируется на следующих организационных принципах:

· по принципу ведущего отклонения в развитии. Такой подход позволил создать следующие дошкольные учреждения (группы) для детей:

• с нарушениями слуха (неслышащих /глухих/, слабослышащих);

• с нарушениями зрения (незрячих /слепых/, слабовидящих, для детей с косоглазием и амблиопией);

• с нарушениями речи (для детей с заиканием, общим недоразвитием речи (ОНР), фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН);

• с нарушениями интеллекта (умственно отсталых);

• с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

· по принципу меньшей наполняемости групп (до 12 воспитанников);

Специфическими особенностями организации работа специальных (коррекционных) дошкольных учреждений являются:

введение в штат специалистов-дефектологов: олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога, логопедов, дополнительно – медицинских работников.

• осуществление образовательного процесса в соответствии со специальными комплексными программами обучения и воспитания;

перераспределение видов занятий между воспитателями и дефектологами (так, занятия по развитию речи проводит дефектолог);

организация специальных видов занятий (развитие слухового, зрительного восприятия, развитие и коррекция речи, ЛФК и др.);

бесплатное пребывание ряда категорий детей с ОВЗ в ДОУ (письмо Министерства просвещения СССР от 04.06.1974г. № 58-М «О содержании за государственный счет детей с дефектами физического или психического развития», действие которого продолжается и по настоящее время).

Принятые в 1992 г. Закон Российской Федерации «Об образовании» и в 1995г. Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» ввели новые государственные принципы организации образования в России, новую технологию образовательных учреждений. Для семей, воспитывающих детей с нарушениями развития, детский сад может оказаться прак- тически единственным местом, где созданы необходимые условия для развития ребенка с ограниченными возможностями.

Согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 01.07.1995г. №677) дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) обеспечивает воспитание, обучение, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Дети с нарушениями развития принимаются в ДОУ при наличии условий для коррекционной работы на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и только с согласия родителей или лиц, их заменяющих. В детских образовательных учрежде- ниях организуются также группы кратковременного пребывания для детей с нарушениями развития, которые в силу каких-либо причин не могут на постоянной основе посещать дошкольные учреждения. (Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 29.06.1999г. № 129/23-16 «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии».) Здесь могут оказать психолого-педагогическую помощь проблемным детям, а для их родителей организуется консультирование по вопросам обучения и воспитания. Занятия с такими детьми проводятся индивидуально или небольшими подгруппами в присутствии родителей.

В условиях отечественного дошкольного образования интегрированное обучение пока еще только внедряется, а для успешной реализации его задач необходимо соответствующее материально-техническое снабжение, кадровый потенциал. Для обеспечения коррекционного воздействия и лечебно-оздоровительной работы такие условия могут быть обеспечены в коррекционных группах детских садов комбинированного вида, где имеются компенсирующие группы и центры развития ребенка. Многие специалисты придерживаются мнения, что существующая форма дошкольной организации «начальная школа – детский сад» также достаточно удобная вариативная форма для обучения и воспитания детей с нарушениями развития дошкольного возраста. Посещая этот комплекс, ребенок имеет возможность безболезненно начать школьную жизнь в привычной обстановке и в окружении знакомых детей. На основе преемственности учителя начальной школы имеют возможность осуществлять с первых дней учебы индивидуальный подход к каждому ребенку.

2.2 Дети школьного возраста, имеющие особые образовательные потребнос- ти, получают образование в различных образовательных учреждениях или на дому. Отбор детей с нарушениями развития во все виды и типы образовательных учреждений осуществляет психолого-медико-педагогическая комиссия, которая дает квалифицированное заключение о состоянии психофизического развития ребенка и рекомендации о дальнейших формах обучения.

На сегодняшний день в Российской Федерации существуют девять видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития. Каждая из этих щкол имеет свой видовой порядковый номер:

· специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида – школа (школа-интернат) для неслышащих (глухих) детей;

· специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида – для слабослышащих и позднооглохших детей;

· специальное (коррекционное) образовательное учреждение III вида – для незрячих детей;

· специальное (коррекционное) образовательное учреждение IV вида – для слабовидящих детей;

· специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида – для детей с тяжелыми нарушениями речи;

· специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида – для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

· специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида – школа или школа-интернат для детей с задержкой психического развития;

· специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида – школа или школа-интернат для детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью);

· специальное (коррекционное) образовательное учреждение IХ вида – школа-интернат для лиц с комплексными нарушениями в развитии.

Предполагается создание специальных образовательных учреждений и для других категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятель- ности: для детей с аутизмом и с болезнью Дауна.

В системе здравоохранения имеются также санаторные (лесные) школы для хронически болеющих и ослабленных детей.

Во всех специальных школах (школах-интернатах) детям обеспечиваются необходимые условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество. Помимо образования специальная школа обеспечивает медицинское и психологическое сопровождение, в школах соблюдается охранительный режим, уделяется значительное внимание трудовой, предпрофессиональной подготовке учащихся. Содержание и формы трудовой и профориентационной работы учитывают региональные, этнонациональные условия, потребности местного рынка труда, индивидуальные потенциальные возможности воспитанников, их интересы. Выпускники специальных школ (за исключением специальной школы VIII вида) получают цензовое образование, которое соответствует государственному образовательному стандарту массовой общеобразо- вательной школы.

В школах VIII вида могут комплектоваться классы для детей с глубокой умственной отсталостью (имбецилы), в школах I - IV видов – классы для детей со сложными нарушениями (например, глухие умственно отсталые, слабослышащие умственно отсталые и т. д.). Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеющих особые образовательные потребности, создаются специальные детские дома и школы-интернаты в соответствии с профилем нарушенного развития.

Обучение на дому организуется в случае, если ребенок-инвалид не в состоянии посещать специальную школу. Основанием для надомного обучения является медицинское заключение. Так, специальные школы и школы-интернаты VIII вида ведут надомное обучение детей-инвалидов, имеющих нарушение интеллекта с сопутствующими заболеваниями, которые препятствуют ежедневному посещению школы. В последнее время стали функционировать школы надомного обучения.

Для обучения, воспитания, социальной адаптации детей и подростков с комплексными (сложными) нарушениями развития, с сопутствующими заболева- ниями, а также для оказания комплексной помощи создаются реабилитационные центры различных профилей. Это могут быть центры: психолого-медико-педагогической реабилитации и коррекции, социально-трудовой адаптации и профориентации, психолого-педагогической и социальной помощи, социальной помощи семье и детям, оставшихся без попечения родителей и др. В этих центрах осуществляется коррекционно-педагогическая, психологическая и профориента- ционная помощь, налаживается деятельность по формированию навыков самообслуживания и общения, социального взаимодействия, трудовых навыков, осуществляется специальная образовательная деятельность, оказывается консультативная помощь родителям по информационным и правовым вопросам, социальная и психологическая помощь детям-сиротам, обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, и их выпускникам.

В системе психологической службы (как уже было указано выше) также организованы различные центры: диагностики и консультирования; психолого-медико-социального сопровождения; психолого-педагогической реабилитации и коррекции; лечебной педагогики и дифференцированного обучения и т. д. Эти центры обслуживают специфический контингент (педагогически запущенных детей, детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы, детей, подвергшихся различным видам насилия, вынужденных покинуть семью, детей из семей беженцев, переселенцев, пострадавших от стихийных бедствий и техногенных катастроф и

т.д.). В числе этих детей встречаются и дети с отклонениями в психофизическом развитии. Коррекционно-воспитательную работу в таких центрах осуществляют психологи, социальные педагоги, социальные работники, дефектологи, медицинский персонал. Эти межведомственные структуры создаются с привлечением возможностей учреждений негосударственного сектора: общественных объедине- ний, ассоциаций, благотворительных фондов. Дополняя работу государственных структур, они обеспечивают новые подходы к организации специализированной деятельности по поддержке детей с ограниченными возможностями и ориентированы на долгосрочные меры помощи семье и ребенку.

При общеобразовательных школах создаются логопедические пункты для оказания логопедической помощи детям, имеющим речевые нарушения. Логопедическая служба оказывает помощь в коррекции нарушений произноси- тельной стороны речи, в нарушений коррекции письменной речи, преодолении заикания и других нарушений речевого развития.

 

4. Принципы специального образования – это система наиболее общих, существенных и устойчивых требований, которые определяют характер и особенности организации коррекционно-образовательного процесса и направляют развитие познавательной деятельности лиц с особыми образовательными потребностями.

Основные принципы специального образования:

· принцип педагогического оптимизма — раскрытие потенциальных возможностей лиц с особыми образовательными потребностями, опора на идею Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития»;

· принцип ранней педагогической помощи — обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонения ребенка для определения его образовательных потребностей;

· принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования — требует соответствия коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода характеру и степени тяжести нарушений развития у детей;

· принцип социально-адаптирующей направленности образования – подчиненность коррекционно-воспитательных мероприятий социальному развитию; принцип взаимосвязи в развитии мышления, языка и коммуникации как средства специального образования – удовлетворение потребности в коррекционно-педагогической помощи по развитию речи, мышления и общения;

· принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании – определение подходов к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в процессе которой появляются психологические новообразования, определяющие личностное развитие ребенка;

· принцип дифференцированного и индивидуального подхода – организация специального образовательного процесса на основе учета индивидуальных и специфических особенностей ребенка;

· принцип необходимости специального педагогического руководства – осуществление организационно-управленческих функций в специальном образовательном процессе высокопрофессиональными специальными педагогами и др.

4. Методы обучения в специальном образовании

Метод обучения – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования.

Методы специального образования – это психолого-педагогические способы помощи в становлении и развитии личности человека с ограниченными возможностями (И.М. Назарова, 2006 и др.).

Методы обучения включают разнообразные приемы, которые являются их составными частями.

По классификации Ю.К. Бабанского (2007) в процессе обучения детей с отклонениями в развитии используются следующие методы: организации и осуществления учебно–познавательной деятельности; стимулирования и мотива- ции учения; методы контроля и самоконтроля.

К методам организации и осуществления учебно-познавательной деятель-ности относятся перспективные методы – передача и восприятие учебной информации посредством чувств; словесные – лекция, рассказ, беседа; наглядные – демонстрация, иллюстрация; практические – упражнения, опыты; логические – индуктивные, дедуктивные, аналогии; гностические – организация и осуществление мыслительных операций – проблемно-поисковые, репродуктивные, исследовательские; самоуправления учебными действиями самостоятельная работа с книгой, приборами.

Методы стимулирования и мотивация учения: формирование интереса к учению познавательные игры, учебные дискуссии, создание ситуаций занимательности, эмоциональных переживаний; формирование долга и ответственности в учении – поощрение, порицание и др.

Методы контроля и самоконтроля – различные варианты проверки знаний: устная, письменная и др.

В практике специального образования общепедагогические методы используются в определенном сочетании друг с другом. Ведущий на каком-либо этапе обучения метод дополняется другими способами психолого-педагогического взаимодействия учителя и учеников. Отбор методов коррекционной педагогики должен проводиться в соответствии с социально-образовательными потребностями детей: на начальной стадии ведущими чаще всего являются наглядно-практические методы с элементами словесного объяснения; словесные методы применяются на первых этапах обучения лишь в качестве дополнительных вследствие нарушения развития речи при любых отклонениях. В качестве ведущих эти методы используются на более поздних этапах овладения учебным материалом, в сочетании с наглядными и практическими; логические и гностические методы используются ограниченно из-за преобладания наглядных видов мышления у детей, имеющих отклонения в развитии. Важно отметить, что грамотное сочетание наглядных и практических методов повышает эффективность работы.

4.1 Основные формы организации коррекционного обучения и воспитания

Формы организации обучения это практическая организация совместной, согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, складываются в педагогическом процессе и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.

Основные виды форм организации обучения; индивидуальная; групповая; фронтальная; классно-урочная. Индивидуальная форма организации обучения заключает в себе много положительных моментов: педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения, соответствующие индивидуальному уровню развития ребенка, с учетом темпа усвоения им материала, особенностей психического процесса и др. Данная форма исторически трансформировалась в индивидуально-групповую. При групповой работе учебная группа разделяется на несколько подгрупп обучающихся, которые выполняют одинаковые или различные задания. Количество обучающихся в группе зависит от учебного предмета и поставленной задачи (в практике коррекционного обучения – обычно 3-5 чел.) Грамотно применяемая групповая работа создает благоприятные воспитательные возможности, приучает детей к коллективным методам взаимодействия. Она может использоваться для различных целей: решение задач и упражнений; выполнение лабораторных и практических работ; изучение нового материала. Индивидуальная форма целесообразна в тех случаях, когда у ребенка наблюдаются тяжелые или комплексные нарушения в развитии, и он требует постоянной индивидуальной психолого-педагогической поддержки, контроля; при обучении требуется многократное предъявление учебного материала; ребенок нуждается в индивидуальной психолого-педагогической, логопедической и иной коррекционной помощи, дополняющей фронтальные занятия; ребенок обучается на дому. Оптимальная продолжительность индивидуальных занятий – 20-30 минут.

Фронтальная форма организации обучения обеспечивает совместную деятельность всего класса: учитель излагает учебный материал для всех, ставит одинаковые задачи, а учащиеся решают одну проблему, овладевают общей темой. Такая форма организации обучения обеспечивает единовременное совместное продвижение обучающихся к определенному уровню знаний и освоенных навыков в различных видах деятельности. Вместе с тем при ее использовании недостаточно полно учитываются специфические особенности, уровень развития каждого учени- ка.

Классно-урочная система – основная форма организации учебного процесса. В отличие от индивидуального обучения и его индивидуально-группового варианта, данный вариант органиазции учебно-воспитательного процесса утверждает твердо регламентированный режим учебно-воспитательной работы: постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс); «классифицирование» (планирование) обучения; осуществление учебного процесса в виде уроков; постоянное чередование уроков; вариативность деятельности; педагогическое управление.

Индивидуально-групповая форма возможна при организации коррекцион- ных занятий, занятий по развитию речи, формирования навыков самообслуживания, ориентировки в пространстве и др. Данная форма обучения может применяться в работе с детьми, которые имеют комбинированные нарушения, тяжелые формы интеллектуальных нарушений.

Комбинированные (смешанные) уроки обычно проводятся на начальных этапах специального обучения. В средних и старших классах специальной школы уроки, как правило, традиционного типа.

Групповые формы учебной работы детей с особыми образовательными потребностями широко распространены в специальной школе.

В необходимых случаях на уроке учителя используют индивидуализированную форму организации взаимодействия с отдельными учениками, отстающими от других.

К дополнительным формам организации педагогического процесса в системе специального образования: экскурсии; самоподготовка; дополнительные занятия и др.

Вспомогательные формы работы направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей, имеющих отклонения в развитии: факультативы; кружки; клубы по интересам и т. д.

 

5. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Учебные вопросы. 1. Задачи и организация работы службы практической психологии | Отклонениями в развитии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 844; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.