Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первый (ионийский) этап развития древнегреческой натурфилософии




Возникновение античной науки

Родиной научно-теоретического знания и философского мировоззрения по праву считается Древняя Греция (VI в. до н.э.). Первой в истории человечества формой существования естествознания была, так называемая, натурфилософия (от лат. natura – природа), или философия природы, которая характеризовалась чисто умозрительным истолкованием природного мира, рассматриваемого в его целостности.

Господство натурфилософии обусловило такие особенности древнегреческой науки, как абстрактность и отвле­ченность от конкретных фактов. Каждый ученый (теоретик), который одновременно являлся и философом, стремился предста­вить все мироздание в целом, нимало не беспокоясь об отсутствии достаточного фактического материала о явлени­ях природы. Кроме этого, натурфилософская картина мира характеризовалась существенной антропоморфностью, для понимания природных явлений принимались мерки человеческого поведения (например, борьба бога Солнца с силами тьмы и хаоса на восходе и закате).

С VI в. до н.э. древнегреческая цивилизация обрела господство в обшир­ном регионе, охватывающем юго-восточное Средиземноморье, Малую Азию и часть черноморского побережья. К этому времени завершилось формирование древнегрече­ских городов-государств, в которых большое развитие по­лучили торговля, ремесленное производство, культурная жизнь. Среди них выделялся Милет – главный город Ионийской колонии в Малой Азии. Сформировавшаяся там Милетская школа натурфилософии оставила глубокий след в исто­рии античной культуры. Именно натурфилософами Милетской школы была высказана мысль о том, что все предметы окружающего мира состоят из простейших компонентов – стихий (огня, воды, воздуха и земли), смешанных в определенной пропорции. При этом многие натурфилософы полагали, что исходной является какая-то одна из этих стихий. Древнегреческий философ Гераклит Эфесский (544 – 483 гг. до н.э.) предлагал, например, в качестве такого перво­начала огонь, а основатель Милетской школы Фома Милетский (ок. 625 – 547 гг. до н.э.) и выдающийся ученый древнего мира Фалес (ок. 625 – ок. 547 гг. до н.э.) полагали, что началом всего существующего является вода.

Фалес оставил заметный след в истории астрономии и математики. Он получил известность благода­ря предсказанию солнечного затмения, определению солнцестояний и равноденствий, открытию того, что Луна светит не своим светом. С его именем связывают нахождение способа измерения высоты пирамид по длине их тени. Им были указаны Полярная звезда и ряд созвездий, что послу­жило руководством для мореплавания. Фалес ввел кален­дарь, определив продолжительность года в 360 дней и раз­делив его на 12 тридцатидневных месяцев. Большой авторитет у простых людей Фалес заслужил, предсказывая урожайные годы олив.

Ученик Фалеса Анаксимен (около 585 – 524 гг. до н. э.) признавал за основу всего воздух, обладающий способнос­тью разрежаться и уплотняться. Разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь – облаками, водой и землей.

Другой ученик Фалеса Анаксимандр (610 – 546 гг. до н.э.) считал, что не может быть первоосновой какое-либо состояние материи в ее конкретной, чувственно воспринимаемой форме. Первоосновой мироздания он считал качественно неопределенное мифическое первовещество, безразличное ко всем стихиям, но нечто им всем общее, которому он дал наименование «апейрон» (от греч. apeiron – беспредельное, неопределенное). В этом вечном, находящемся в непрерывном движении неопределенном первовеществе возникает как бы зародыш будущего мира. Мир периодически возвращается в это первовещество. Анаксимандру принадлежала первая в европейской науке попытка дать общекосмологическую картину мира. В этой картине Земля – центр Вселенной. В отличие от Фалеса, уподобившего Землю плавучему в океане острову, Анаксимандр утверждал, что Земля пребывает в мировом пространстве, ни на что не опираясь. Таким образом, Анаксимандр впервые затронул геоцентрический принцип строения мира. По мнению американского исследователя античности Ч. Кана, это было самое значительное достижение научной мысли милетской школы.

Особое место в науке Древней Греции занимал Пифагор (582 – 500 гг. до н.э.), который внес немалый для своей эпохи вклад в развитие математики и астрономии. Помимо всем известной «теоремы Пифагора», он ввел понятие иррациональное число. Пифагор придерживался мнения о шарообразности Земли и ее вращении вокруг собственной оси. Вместе с тем, в своих космологических воззрениях Пифагор был геоцентристом, т.е. так же как и Анаксимандр считал Землю центром Вселенной. Важной отличительной чертой миропонимания Пифа­гора было учение о числе как основе Вселенной – «все есть число». Материя представлялась Пифагору и его ученикам лишь проявлением числовой сути. Пифагорейцы рас­сматривали всю Вселенную как гармонию чисел и их отношений, приписывали определенным числам особые, мистические свойства, полагали, что, владея всеми веща­ми, числа могут определять и духовные, в частности, нрав­ственные качества. Пифагор считается одним из основоположников нумерологии. Ранние пифагорейцы воспринимали число как божественное начало, сущность мира, а в исследованиях числовых отношений видели средство спасения души, некий религиозный ритуал, очищающий человека и сближающий его с богами. По сути, из ложной посылки, что основа мира есть число, вытекает очень разумный и плодотворный вывод: математика есть средство познания устройства мира. Это пример того, как из ложных общих идейных философских посылок формируются истинные научные программы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.