Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Естествознание эпохи Средневековья

Эпоха средних веков (IV – XIV вв.) характеризовалась в Европе зака­том классической греко-римской культуры и резким усилением влияния церкви на всю духовную жизнь общества. Свое название «средние века» данный исторический период получил от своих современников в христианской Европе, как период между первым и вторым пришествиями Бога. Ожидание скорого конца света накладывало отпечаток на образ жизни и мышления людей. Интересы средневекового человека были направлены не на внешний мир, а внутрь себя, служа одной главной цели – спасению души.

С точки зрения развития науки выделяют три периода Средневековья: раннее Средневековье (VI – IX вв.) – упадок образования, всеобщее одичание, средний период (X – XI вв.) – переводы античных классиков, появление первых университетов, позднее Средневековье (XII – XIV вв.) – высокий уровень образованности, расцвет науки и искусства, подготовка эпохи Возрождения.

В эту эпоху философия тесно сближается с теологией (бо­гословием), фактически становится ее «служанкой». «Природа наполнена чудесами, поэтому ни о каких ее объективных закономерностях не может быть и речи», – утверждали философы Средневековья. В системе такого мировоззрения естествознание лишается своего действительного предмета, реальных целей и задач. Естествознание становится схоластическим, задачей которого теперь является обоснование христианских догм, стремление увидеть в природе символы Бога. По словам Фомы Аквинского (1225 – 1274), естественные науки имеют право на существование лишь для подкрепления, детализации и конкретизации положений, содержащихся в Библии, но сами эти науки не могут постигнуть основных начал мира. Теоцентризм стал мировоззренческой и методологической нормой средневекового мышления. Любой научный спор решался апелляцией к авторитету Священного Писания. Любые научные результаты следовало включать в религиозную картину мира. Так, Фома Аквинский попытался разработать теологическую космологию на основе геоцентрической модели Аристотеля – Птолемея.

Для средневековой Европы стал типичен расцвет астрологии, алхимии, магии, кабалистики, других проявлений оккультизма, тайного знания. Историю алхимии обычно начинают с IV в. н.э. В течение примерно тысячелетия алхимики пытались с помощью хими­ческих реакций, протекающих в сопровождении специфичес­ких заклинаний, получить универсальный растворитель, «философский камень», ускоряющий «созревание» золота и служащий одновременно элик­сиром долголетия, найти способ получения благородных металлов*. В каче­стве побочных продуктов их деятельности появились многие научные открытия, решения практически важных задач, были созданы технологии получения красок, стекол, химической посуды, лекарств, сплавов (ртути с металлами), разнообразных химических веществ (напр., серной, соляной, азотной кислот, «царской водки», селитры) и т.д. Алхимические исследования, несостоятельные теоретически, весьма способ­ствовали развитию экспериментального естествознания. Алхи­мия продолжила практическую химию и практическую метал­лургию древних египтян.

Вначале христианство выступило против алхимической практики, считая это делом дьявола, но потом стало относиться к ней терпимо. Появились толкования некоторых мест Священного Писания в таком смысле, что алхимиками были не только Мириам – сестра Моисея, но и евангелист Иоанн и другие библейские персонажи. Однако, опасаясь, что получение алхимиками золота ослабит государственную казну и экономику, государственные и церковные иерархи периодически осуществляли репрессии против алхимиков. В частности в 1317 г. папа Иоанн XXII предал алхимию анафеме. Но это не помешало развитию оккультного знания, вплоть до середины XVIII в. алхимия оставалась элементом европейской духовной культуры.

Пока европейская христианская наука переживала длительный период упадка со второй половины VIII в. научное лидерство явно переместилось из Европы на Ближний Восток. Благодаря интенсивной переводческой деятельности в IХ веке в арабоязычном мире были изданы все главные произведения античности, включая вышеупомянутые тру­ды Птолемея («Альмагест»), «Начала» Евклида и сочинения Аристотеля*. Таким образом, древнегреческая научная мысль получила известность в мусульманском мире, способствуя развитию астрономии и математики. Арабы заимствовали из Индии и широко использовали десятичную позиционную систему счисления. И уже из арифметического трактата аль-Хорезми «Об индийских числах», переведенного в ХII в. на латынь, десятичная система стала известна в Европе.

В истории науки этого периода известны такие имена арабских ученых, как Мухаммед аль-Баттани (850 – 929) – астроном, составивший новые астрономичес­кие таблицы, Ибн-Юнас (950 – 1009), достигший замет­ных успехов в тригонометрии и сделавший немало ценных наблюдений лунных и солнечных затмений, Ибн аль-Хай-сам (965 – 1020), получивший известность своими рабо­тами в области оптики, Ибн-Рушд (1126 – 1198) – видней­ший философ и естествоиспытатель своего времени, Ибн-Сина (Авиценна) (980 – 1037) – ирано-таджикский философ, ученый-медик и врач, Омар Хайям (ок. 1048 – ок. 1122) – ирано-таджикский математик, астроном, поэт и мыслитель.

В XI веке страны Европы пришли в соприкосновение с богатствами арабской цивилизации, а переводы арабских текстов стимулировали восприятие знаний Востока европей­скими народами. Большую роль в подъеме западной христианской науки сыграли университеты (Болонский, Парижский, Сорбонский, Пражский, Тулузский, Венский и др.), которые стали образовываться начиная с ХII века. И хотя эти университеты первоначально пред­назначались для подготовки духовенства, но в них уже тогда в рамках подготовительного факультета, именовавшегося «семь свободных искусств античности» начинали изучаться дисциплины математического и естественнонаучного направления: арифметика, геометрия, музыка, астрономия, грамматика, риторика, диалектика (искусство вести диспуты). Данные дисциплины были урезаны до прямого служения церкви (например, вычисление дат церковных праздников, музыкальное сопровождение службы, систематизация догматов и т.д.). Впоследствии данный факультет стали называть философским. Основными факультетами первых университетов являлись медицинский, юридический и теологический. Теологический факультет считался высшим факультетом, но обычно он был наименее многочисленным.

К концу Средневековья общественные потребности привели к изобретению пороха, очков, стеклянного зеркала, механических часов с боем, бумаги, сооружались шлюзы и каналы. Свое знаменитое путешествие в Индию совершил Марко Поло (1260 – 1295). В обществе неуклонно расширялись естественнонаучные и технические знания, созрели важнейшие предпосылки более интенсивного (революционного) развития науки.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Древнеримский период античной натурфилософии | Гелиоцентрическая система мира
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3957; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.