КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 13. Статистика прибыли и рентабельности
Показатели прибыли характеризуют абсолютную эффективность хозяйственной деятельности предприятия. Наряду с этой абсолютной оценкой рассчитывают также и относительные показатели эффективности хозяйствования – показатели рентабельности (R). В зависимости от того, какие показатели используются в расчетах, различают несколько показателей рентабельности. В числителе их стоит обычно одна из трех величин: прибыль от реализации (ПР), балансовая прибыль (ПБ) или чистая прибыль (ЧП). В знаменателе – один из следующих показателей: затраты на производство реализованной продукции, производственные фонды, валовой доход, собственный капитал и др. Конкретно таким образом рассчитывают следующие показатели. Рентабельность производства – это отношение балансовой прибыли к средней стоимости производственных фондов: где – средняя стоимость производственных фондов (основных и оборотных средств). Показатель характеризует размер прибыли на один рубль стоимости производственных фондов. Рентабельность основной деятельности – отношение прибыли от реализации к затратам на производство реализованной продукции (работ, услуг): Данный показатель позволяет судить, какую прибыль дает каждый рубль производственных затрат. Рентабельность продукции – отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализации в целом (РП): Величина Rпр показывает, сколько прибыли дает каждый рубль стоимости реализованной продукции. Рентабельность отдельных изделий – отношение прибыли от реализации продукции конкретного вида к выручке от ее реализации: В странах с рыночной экономикой для характеристики рентабельности вложений в деятельность того или иного вида рассчитывают рентабельность собственного капитала (Rс.к.) и рентабельность основного (авансированного) капитала (Rо.к.): где – среднегодовая стоимость вложений в активы (определяется по данным годового баланса предприятия); – среднегодовая стоимость собственного капитала (определяется также по данным годового баланса предприятия). Поскольку в структуре балансовой прибыли наибольший удельный вес имеет прибыль от реализации товарной продукции (работ, услуг), основное внимание в процессе анализа должно быть уделено исследованию факторов изменения именно этого показателя. К таковым относятся: Для выявления степени влияния этих факторов необходимо произвести пересчет выручки от реализации продукции (работ, услуг) отчетного периода по ценам базисного периода и себестоимости фактически реализованной продукции (работ, услуг) в отчетном периоде по себестоимости также базисного периода. Пример такого пересчета приведен в табл. 11.5. Таблица 11.5 Факторы, влияющие на прибыль от реализации продукции (работ, услуг)
Из данных табл. 11.5 видно, что прибыль от реализации продукции (работ, услуг) по сравнению с предыдущим периодом увеличилась на 2 072 тыс. руб. Это изменение находим следующим образом: Здесь DП – изменение прибыли от реализации продукции (работ, услуг); Задача статистики состоит в оценке влияния на этот результат каждого из четырех вышеназванных факторов. 1. Влияние изменения цен (тарифов) (DП(Р)): Сопоставим выручку от фактической реализации продукции (работ, услуг) в текущих ценах с выручкой от фактической реализации продукции (работ, услуг) в ценах предыдущего периода: Следовательно, в результате повышения цен (тарифов) на реализованную продукцию предприятие получило дополнительно 5 972 тыс. руб. прибыли. 2. Влияние изменения себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) (DП(Z)) определим, сопоставляя фактические затраты на реализованную продукцию (работы, услуги) с условными затратами на ту же продукцию по себестоимости предыдущего периода: Увеличение себестоимости на 5 546 тыс. руб. привело к снижению прибыли по предприятию в том же размере. 3. Влияние изменение объема реализации продукции (работ, услуг) (DП(q)). Для определения влияния этого фактора вычислим индекс физического объема реализации (Iq): Объем реализованной продукции (работ, услуг) вырос на 14,09%. Следовательно, и прибыль за счет этого фактора увеличилась в той же пропорции. Расчет произведем следующим образом: 4. Влияние изменения структуры реализованной продукции (работ, услуг). Определяя влияние на изменение прибыли этого фактора, будем рассуждать следующим образом. При сохранении ассортимента реализованной продукции (работ, услуг) на уровне предыдущего периода в каждой тысяче рублей реализации должно содержаться прибыли; при фактическом ассортименте это соотношение составило т.е. на 0,18999 тыс. руб. больше. Исходя из фактического объема реализации в ценах предыдущего периода, получаем следующее влияние изменения ассортимента на сумму прибыли: Влияние всех рассмотренных факторов на изменение общей суммы прибыли от реализации продукции (работ, услуг) отражено в табл. 11.6. Таблица 11.6 Влияние факторов, обусловливающих изменение прибыли от реализации продукции (работ, услуг) в отчетном периоде
Данные табл. 11.6 показывают, что сумма прибыли увеличилась главным образом вследствие изменения объема и ассортимента реализованной продукции. Общее изменение прибыли составило +2 072 тыс. руб. Поэтому при анализе рентабельности используют показатели, характеризующие размер прибыли на один рубль использованных ресурсов или произведенных затрат. Чаще всего анализ рентабельности проводится по показателям: рентабельности производства, рассчитанной как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств (запасов и затрат); рентабельности реализованной продукции, исчисленной как отношение прибыли от реализации продукции к стоимости реализованной продукции в оптовых ценах предприятия. В число факторов, влияющих на рентабельность производства, входят рентабельность реализованной продукции, фондоемкость продукции (фондоотдача), коэффициент закрепления оборотных средств (оборачиваемость оборотных средств). Для выявления влияния указанных факторов преобразуем формулу расчета рентабельности производства: Разделим и числитель, и знаменатель на сумму выручки от реализации продукции: Получаем R – рентабельность реализованной продукции, или долю прибыли на 1 руб. реализованной продукции; Fe – фондоемкость, которую можно получить и как 1/Н; Н – уровень фондоотдачи; Кз – коэффициент закрепления, который может быть найден и как 1/К; К – коэффициент оборачиваемости. Изучение факторов, влияющих на показатель рентабельности производства, производится в динамике (в сравнении с данными за предыдущие годы). Оценивая влияние названных факторов, следует выполнить следующие расчеты. Общее изменение рентабельности производства (DRпр): В том числе: 1) вследствие изменения рентабельности продукции – 2) вследствие изменения фондоемкости продукции (фондоотдачи): 3) вследствие изменения коэффициента закрепления (оборачиваемости) оборотных средств: Суммарная величина влияния трех факторов даст общее изменение рентабельности производства: Для определения влияния каждого фактора произведем следующие расчеты. где DR(Р) – изменение рентабельности изделия в результате изменения цены; – условная рентабельность изделия при базисной себестоимости и цене отчетного года; 2. Увеличение себестоимости изделия снизило его рентабельность на 8,6%. Общее изменение рентабельности по обоим факторам составило (%): 10,6+(-8,6) = 2, что соответствует данным табл. 11.8. (Заметим, что альтернативный вариант анализа дает ) Рентабельность продукции необходимо анализировать в динамике за ряд лет, выявляя влияние соответствующих факторов. Список литературы 1. Громыко Г.Л. Статистика. – М.: Изд-во МГУ им. Ломоносова, 2005.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |