КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос как форма познания. Виды вопросов и ответов
Тема 10. Формы развития знания Вопросы для повторения
1. На какие виды можно подразделить споры в зависимости от цели их ведения? Охарактеризуйте эти виды. 2. В чем заключается значение научных споров? 3. Что такое софизмы и чем они отличаются от паралогизмов? 4. Какие уловки социально-психологического и организационно-процедурного характера могут применяться в спорах? Объясните, в чем состоят эти уловки? 5. Какими способами можно нейтрализовать уловки оппонентов?
В результате процесса познания человек приобретает те или иные знания. При этом для осуществления и развития самого познания необходимо фиксирование и оформление этого знания. Но не менее важно в этом процессе уметь фиксировать и то, что ещё неизвестно и требует выяснения. Вопрос как раз и является такой формой, в которой мы фиксируем то, что подлежит выяснению. Для понимания структуры вопроса нужно иметь в виду, что выделение неизвестного осуществляется всегда в рамках известного, познанного. Например, нам известно, что все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. В рамках этого знания могут теперь возникать вопросы: какую форму имеют их орбиты, с какой скоростью происходит движение планет, за какой период они делают полный оборот и т.п. Таким образом, мы можем дать следующее определение вопроса: вопрос, как форма познания, есть способ выделения неизвестного, подлежащего познанию, в рамках чего-то известного. Исходя из этого методологическая роль вопроса, которую он выполняет в процессе познания, состоит в том, что вопрос определяет цель дальнейшего научного исследования, а тем самым, и направление научного поиска. Известное, то есть имеющееся знание, в рамках которого выделяется подлежащее выяснению, называется предпосылкой (или базисом) вопроса. Другими словами, предпосылка - это исходная информация, содержащаяся в вопросе. Пример. Предпосылкой вопроса: «Какая кислота не содержит кислорода?» является высказывание «Существует кислота, которая не содержит кислорода».
Виды вопросов. По познавательной функции вопросы делятся на уточняющие и восполняющие. Уточняющие вопросы направлены на установление истинности предпосылки. Как правило, в них присутствует частица «ли», поэтому иногда такие вопросы называют «ли-вопросы». Пример. «Является ли чугун металлом?»; «Все ли теплокровные – позвоночные?»; «Существуют ли кислоты, не содержащие кислорода?»; «Многие ли водные животные являются холоднокровными?» Ответами на уточняющие вопросы могут служить просто слова «да» или «нет» или в сочетании с высказываниями, которые представляют знание того, что не было известно. Пример. «Является ли Марс звездой?» - «Нет, Марс не является звездой». Восполняющие вопросы направлены на получение нового знания. В них используются вопросительные слова «что», «когда», «как» и т.д. В восполняющих вопросах в свою очередь можно выделить несколько видов: – «какой (кто, какие)-вопросы». Это вопросы, в качестве ответов на которые мы должны назвать неизвестный предмет или ряд предметов некоторого класса. Пример. «Какая кислота не содержит кислорода?» - «Соляная кислота»; «Какие водные животные являются теплокровными?» - «Киты и дельфины»; – «сколько-вопросы». Эти вопросы употребляются, когда нас интересуют количественные характеристики тех или иных явлений. Пример. «Сколько имеется простых чисел между 2 и 11?»; «Какова длина земного экватора?»; – «что (как, почему, для чего)-вопросы». Они выражают незнание того, что представляет собой некоторое явление, и могут быть направлены на выяснение причины этого явления (почему-вопрос), связи этого явления с практикой (для чего-вопрос), механизма действия причины явления (как-вопрос). Ответом на «что-вопрос» может быть либо реальное определение предмета, либо ответ - это целая объясняющая теория. В последнем случае ответ не может быть выражен в отдельном суждении. Пример. «Для чего осенью вспахивают поля?»; «Как работает двигатель внутреннего сгорания?» По характеру предпосылки выделяют корректные и некорректные вопросы. Существуют различные классификации корректных и некорректных вопросов. Согласно одной из них, вопросы подразделяются на синтаксически корректные и некорректные. Синтаксически некорректные вопросы построены так, что их просто нельзя понять. Вопрос может быть синтаксически некорректным по разным причинам, например, если его предпосылка является не суждением, а пропозициональной формой (не утверждает ничего определенного), или если его предпосылка выражена предложением, не имеющим смысла, и т.д. Пример. Примером синтаксически некорректного вопроса служит известный анекдот: - Бабка, тебе дрова нужны? – обращаются к пожилой женщине молодые люди. - Нет, сынки мои родимые, не нужны! – отвечает растроганная старушка. На утро женщина обнаруживает, что с её двора исчез весь запас дров… Логическая ошибка здесь состоит в двусмысленности вопроса, которая возникает из-за того, что не ясно, какая именно подразумевается предпосылка: – в одном случае по смыслу может подразумеваться предпосылка «У Вас на дворе лежат дрова», а вопрос имеет смысл: «Нужны ли они Вам?»; – во втором случае смысл предпосылки – «У Вас нет в запасе дров». Вопрос: «Нужны ли они Вам?» Синтаксически корректные – вопросы, в которых предпосылка является правильно построенным и поэтому ясным суждением. Они в свою очередь делятся на семантически корректные и некорректные. Семантически корректным является вопрос, предпосылка которого – истинное суждение. Пример. «Все ли теплокровные – позвоночные?» Предпосылка этого вопроса – «Существуют теплокровные животные, которые являются позвоночными» – истинна. Действительно, такие животные существуют. Семантически некорректным называется вопрос, предпосылка которого – ложное суждение. Пример. «Какие существительные не спрягаются?» Предпосылку этого вопроса можно сформулировать так: «Существительные спрягаются, но какие-то из них – нет». Это ложная предпосылка, так как известно, что существительные вообще не спрягаются. Следовательно, вопрос некорректный. Вопросы могут быть также эпистемически корректными и некорректными. Вопрос считается эпистемически некорректным если: – объективно на него не существует ответа («Сколько звезд на небе?»); – ответ содержится уже в вопросе («Сколько углов в треугольнике?»); – его предпосылка не может быть оценена (по крайней мере, в настоящее время) как истинная или ложная («Как выглядят разумные существа, прилетающие на землю?»). Если умышленно задается некорректный вопрос (с целью запутать человека, сбить его с толку, заставить признаться в том, чего не было, и т.п.), то такой вопрос называется провокационным. По логической структуре вопросы делятся на простые и сложные. Простые не включают в качестве составных частей другие вопросы. Пример. «Кто открыл дейтерий?» Сложные включают в себя несколько простых вопросов, соединённых конъюнкцией («и») или дизъюнкцией («или»). Пример. «Где и когда была Столетняя война?» По логической структуре это сложный вопрос, потому что он содержит в себе два простых вопроса, соединённых конъюнкцией («и»): «Где была Столетняя война?» и «Когда была Столетняя война?». По количеству возможных ответов вопросы могут быть открытыми и закрытыми. К открытым относятся вопросы, на которые не существует определенного числа ответов. Пример. «Как читает лекции этот преподаватель?» Закрытые вопросы предполагают выбор ответа из конечного числа заранее предложенных вариантов (например, в анкетах, тестах и т.п.). Открытый вопрос можно «закрыть», т.е. перестроить его таким образом, чтобы получился закрытый вопрос. Пример. «Как читает лекции этот преподаватель?» а) хорошо; б) плохо; в) удовлетворительно.
Виды ответов. Прежде всего, ответы могут быть ложными и истинными. Кроме того, различают нерелевантные и релевантные ответы. Нерелевантный ответ не согласуется с предпосылкой вопроса, т.е. является ответом не на заданный вопрос. Такой ответ не устраняет познавательную неопределённость, вызвавшую вопрос, либо в результате заблуждения (когда человек не уловил смысл вопроса), либо вследствие сознательного стремления уйти от ответа. Пример. Так, на вопрос: «В каком городе родился А.С. Пушкин?» нерелевантным будет ответ: «Пушкин родился в дворянской семье». Релевантным является ответ, согласующийся с предпосылкой вопроса. Информация, которую представляют такие ответы, включает в себя те сведения, которые являются предпосылкой (базисом) самого вопроса. Релевантные ответы устраняют познавательную неопределенность частично или полностью. По этому признаку их делят на слабые и сильные. Сильный – это ответ, полностью устраняющий познавательную неопределенность. Пример. На вопрос: «Кто является автором работы «Человеческое, слишком человеческое»?» сильным будет ответ: «Фридрих Ницше». Слабым называется ответ, не полностью устраняющий познавательную неопределенность. Пример. «Кто является автором работы «Человеческое, слишком человеческое»?» - «Какой-то немецкий философ». Из двух слабых ответов один может быть сильнее, чем другой. Пример. Ответ: «Какой-то немецкий философ», – будет более сильным ответом на заданный вопрос об авторстве, ответ: «Какой-то философ», – менее сильным. Ответы могут быть полными, неполными и избыточными. Полные ответы содержат информацию по всем частям и элементам вопроса. Неполные ответы заключают в себе сведения лишь по некоторым элементам и составным частям вопроса. Довольно часто неполными бывают ответы на такие вопросы, которые требуют в ответе перечисления. Пример. На вопрос: «Какие существуют семантические категории?» неполным будет ответ: «Имена и повествовательные предложения». Полным ответом будет перечисление всех или, по крайней мере, основных семантических категорий: «Имена, предикаторы, предметные функторы, логические термины, повествовательные предложения». Неполным является и ответ на сложный вопрос, если в нем содержатся ответы только на некоторые части вопроса. Пример. Если на вопрос: «Кто в настоящее время является президентом США и на какой срок избирается президент?» ответить: «На четыре года», такой ответ будет неполным: он не содержит ответа на первую часть вопроса. Избыточные ответы, кроме требуемой, дают ещё и дополнительную информацию. Пример. На вопрос: «В каком городе родился А.С. Пушкин?» избыточным будет, например, такой ответ: «А.С. Пушкин родился в Москве в семье штабс-капитана С.Л. Пушкина в 1799 году». Кроме того, ответы могут быть прямыми и косвенными. В прямых ответах информация выражена явно, а не через отношение к какой-либо другой информации (не имплицитно). Пример. «В каком городе родился А.С. Пушкин?» - «А.С. Пушкин родился в Москве». В косвенных ответах требуемая информация выражается через отношение к какой-либо другой, дополнительной информации (имплицитно). Таким образом, в случае косвенного ответа необходимые нам сведения могут быть получены исходя из данной в ответе информации только путем дополнительных рассуждений. Пример. «В каком городе родился А.С. Пушкин?» – «А.С. Пушкин родился в городе, основанном в 1147 году князем Ю. Долгоруким».
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |