Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Величина стоимости и рыночная цена




Группы предприятий Индивидуальные затраты на единицу (ч) Объем производства (шт.) Общественно необходимые затраты (величина стоимости) (ч) Цена, если 1 ч = 1 долл. Рыночная цена (долл.)
I         1,5
II          
III         2,5

 

Из примера видно, что общество признает необходимыми затраты труда на единицу продукции, равные 2 ч, так как данные затраты имеют место на предприятиях, выпускающих основную массу изделий отрасли, что определяет конъюнктуру рынка. Все товары отрасли будут продаваться исходя из одной величины стоимости, определяемой общественно необходимыми затратами, равными 2 ч. Общественно необходимые затраты – это не средневзвешенные затраты (никто на рынке не подсчитывает средние затраты), а те, которые признает рынок. Обычно они тяготеют к средним затратам.

Денежное выражение величины стоимости называется ценой. Если предположить, что эталоном 1 ч является 1 долл., то в нашем примере ценой товара будет 2 долл. Но есть еще одно понятие – «рыночная цена». Она складывается на рынке под влиянием колебаний спроса и предложения вокруг цены, равной величине стоимости. Если спрос равен предложению, то рыночная цена равна величине стоимости, в нашем примере –
2 долл. Если спрос больше предложения, то цена поднимается выше величины стоимости (в нашем примере до 2,5 долл. и т. д.). Если спрос ниже предложения, то цена опускается ниже величины стоимости (до 1,5 долл.) и т. д. Таким образом обнаруживаются зависимость, взаимосвязь между рыночной ценой, величиной стоимости и индивидуальными затратами. Эта зависимость сформулирована в законе, называемом законом стоимости.

Закон стоимости фиксирует следующую взаимосвязь между этими тремя величинами: рыночная цена должна соответствовать величине стоимости (не должна быть ниже ее), а индивидуальные затраты не должны быть выше общественно необходимых затрат (величины стоимости).

Почему рыночная цена не должна быть ниже величины стоимости? Потому, что если бы рыночная цена была ниже величины стоимости, то большинство предприятий отрасли стали бы банкротами, так как они не возместили бы своих затрат.

Почему индивидуальные затраты не должны быть выше величины стоимости?

Потому, что эти предприятия с такими индивидуальными издержками окажутся банкротами.

Итак, закон стоимости фиксирует очевидный и понятный для всех факт, что товары должны продаваться по цене не ниже затрат на их производство. Суть закона стоимости проявляется в его функциях. Назовем из них три основные.

1. Стимулирующая. Проявление закона стоимости способствует НТП, т. к. каждый товаропроизводитель стремится снизить индивидуальные затраты до величины ниже стоимости и рыночной цены, а удается это тем, кто использует новые технологии, более совершенную технику и т. д.

2. Регулирующая. Закон стоимости регулирует распределение ресурсов между отраслями, устанавливает тем самым необходимые пропорции
в экономике, потому что каждый товаропроизводитель стремится производить те товары, индивидуальные затраты на которые у него ниже величины стоимости и рыночной цены. Если рыночная цена упадет ниже его затрат, он может уйти в другую отрасль, если он не может уйти в другую отрасль, – разорится.

3. Дифференцирующая. Закон стоимости дифференцирует товаропроизводителей. Одни из них разоряются, другие становятся более крупными.

Возникает вопрос, что влияет на индивидуальные общественно необходимые затраты (на величину стоимости)? На величину стоимости влияет производительность труда, которая измеряется количеством продукции, произведенной на единицу труда, или в единицу рабочего времени.

Как влияет изменение производительности труда на индивидуальные затраты?

Приведем пример. На каком-то отдельном предприятии производительность труда увеличивается в условиях неизменной интенсивности (напряженности труда). Предположим, первоначально за 1 ч производится
1 изделие, а 1 ч равен 1 долл.

Затем производительность труда увеличилась в 2 раза в рамках той же интенсивности труда, т. е. за 1 ч расходуется столько же рабочей силы, что и за предыдущий час. Выработка в единицу времени возрастает в 2 раза за счет более совершенной техники. Следовательно, этот час по затратам рабочей силы будет равен предыдущему 1 ч, приравненному к 1 долл. Значит, и 2-й ч будет эквивалентен 1 долл.

Итак, 1 ч – 1 изделие – 1 долл.;

1 ч – 2 изделия – 1 долл.;

0,5 ч – 1 изделие – 50 цент.

Если за 1 ч производятся теперь 2 изделия и в денежном выражении
1 ч = 1 долл., то за 0,5 ч будет произведено 1 изделие, что в денежном выражении равно 50 цент.

Итак, если производительность труда увеличивается в 2 раза на каком-то предприятии при той же интенсивности труда, то индивидуальные затраты на единицу изделия уменьшатся в 2 раза. Если выработка в единицу времени увеличится в 2 раза за счет интенсивности труда (за 1 ч будут произведены 2 изделия), то новый час воплотит в себя в 2 раза больше рабочей силы и этот час в денежном выражении будет равен не 1 долл.,
а 2 долл. Отсюда:

1 ч – 1 изделие – 1 долл.;

1 ч – 2 изделия – 2 долл.;

0,5 ч – 1 изделие – 1 долл.

В данном случае 0,5 ч по затратам рабочей силы будут равны первоначальному часу, который мы принимали равным 1 долл. Следовательно, если выработка за единицу времени увеличивается за счет увеличения интенсивности труда, то индивидуальные затраты на единицу изделия не изменятся.

А как влияет изменение производительности труда на величину стоимости?

Предположим, на каком-то одном предприятии отрасли производительность труда увеличилась в 2 раза при неизменной интенсивности труда. Означает ли это, что величина стоимости товаров отрасли уменьшится в 2 раза? Нет, не означает, так как величина стоимости определяется не индивидуальными затратами, а общественно необходимыми. Чтобы умень-
шилась величина стоимости, производительность труда должна увеличиться на предприятиях, выпускающих основную массу товаров отрасли, т. е. в целом по отрасли, что возможно в связи с развитием НТП. Снижение величины стоимости обусловливает снижение цен.

Обратная зависимость величины стоимости товаров от уровня производительности общественного труда подтверждается фактическими данными о движении товарных цен, являющихся денежным выражением стоимости. Например, в середине XIX в., когда методы производства алюминия были несовершенными, цена 1 кг алюминия на мировом рынке составляла около 450 руб., а после того, как выплавка алюминия стала производиться с помощью электроэнергии, производительность труда в этой отрасли во много раз повысилась и цена алюминия резко упала – до
55 коп. за 1 кг в 1913 г. В США цена 1 фунта алюминия снизилась с 1916 по 1963 гг. с 61 до 23 центов.

Теория трудовой стоимости, разработанная А. Смитом и К. Марксом, является общепризнанной их заслугой. То, что в основе цены лежат общественно необходимые затраты (величина стоимости), косвенно подтверждается статистическими данными и существует объективно. Так, французский экономист Форестье исследовал динамику шкалы цен и средних затрат на производство товаров за 150 лет (с 1800 по 1950 гг.) и установил наличие между этими величинами тесной зависимости.

В XX в. в связи с развитием НТП и НТР производительность труда значительно выросла. Следовательно, согласно трудовой теории стоимости, величина стоимости значительно снизилась. Казалось бы, это должно сопровождаться общим снижением уровня цен. Однако в XX в. наблюдается общий их рост. Почему?

Трудовая теория на этот вопрос ответ дать не может, если не отойти от ее основных положений. Это смогли выяснить представители школы маржинализма: Г. Госсен, К. Менгер, У. Джевонс, Э. Бём-Баверк, Ф. Визер, Л. Вальрас, А. Маршалл и др.

 

2.2. Теория предельной полезности.
Неоклассический подход к теории цены

Современная экономическая теория, по сравнению с трудовой теорией стоимости, иначе объясняет суть основных категорий обмена: товара, стоимости, цены. На вопрос, что такое товар, представители современной экономической теории отвечают, что это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена.

Благо – это средство удовлетворения потребностей человека, «вещественные предметы, вносящие позитивный вклад в экономическое благосостояние»[1]. К экономическим благам относятся те, которые имеются
в ограниченном количестве по сравнению с потребностями в них, и каждый хотел бы взять его больше, если бы мог.

Таким образом, в определении понятия «товар» обращается внимание, во-первых, на ограниченность благ по сравнению с потребностями в них; во-вторых, не подчеркивается, что товар – это продукт труда. Более того, еще представитель австрийской школы маржинализма К. Менгер утверждал, что благо становится товаром независимо от того продукт труда оно или нет, независимо от его материальности[2]. С точки зрения современной экономической теории товар обладает двумя свойствами: способностью удовлетворять потребности человека, т. е. полезностью; пригодностью
к обмену, которая определяется экономической ценностью блага. (Суть понятия «экономическая ценность» будет рассмотрена ниже).

Согласно теории предельной полезности ценность блага определяется не трудом, затраченным на его производство, а полезностью блага, причем, предельной полезностью (marginal utilityMU). Этот термин впервые ввел австрийский экономист Ф. Визер. Впервые стоимость товара сводил к его полезности представитель классической политической экономии Ж. Сэй. Термин «полезность» предложил английский философ, юрист И. Бентам, мечтая создать общество «максимального блаженства для наибольшего числа людей». Термин «полезность» в экономической науке является синонимом таких понятий, как благосостояние, удовлетворение и даже счастье[3].

Полезность блага – это его способность удовлетворять потребности. Потребности многообразны. Следовательно, многообразны и полезности благ, каждая из которых удовлетворяет ту или иную потребность каждого человека в отдельности, исходя из его субъективных запросов. Если проанализировать многообразие потребностей людей, можно выделить два свойства, которыми обладают все потребности: 1) потребности неравноценны, неравнозначны для человека; 2) они обладают способностью к насыщению.

Первое свойство потребностей означает, что они неравноценны по степени важности для человека. На первом месте стоят самые важные потребности, неудовлетворение которых ведет к смерти (дышать, есть, пить). На втором месте – те потребности, неудовлетворение которых вредно для здоровья (потребности в витаминах, белках, полноценном сне и т. д.). На третьем месте стоят те потребности, неудовлетворение которых ведет
к страданиям, огорчениям (не купил нужную книгу и т. п.). Итак, каждый человек способен распределить свои потребности по степени важности
и с учетом этого оценивать полезность блага. Это первое важное положение в теории предельной полезности.

Второе положение – это второе свойство потребностей, т. е. они обладают способностью к насыщению. (Если человек голоден, первый пирожок удовлетворяет самую насущную потребность, второй – менее насущную
и т. д.). С учетом этих двух свойств потребностей, а также имея в виду ограниченность благ, можно выделить две стороны полезности любого блага: абстрактную и конкретную, в зависимости от того, с какой точки зрения рассматривать полезность.

Абстрактная полезность блага – это его полезность вообще, присущая ему от природы (родовая полезность). К примеру, полезность хлеба – удовлетворять потребность в еде безотносительно к тому, как человек оценивает данную полезность. Это объективная сторона полезности.

Конкретная полезность – это полезность блага с точки зрения конкретного человека. Как он сам оценивает полезность блага. Это субъективная сторона полезности.

Как же человек оценивает полезность блага, что при этом он учитывает?

Во-первых, он учитывает значимость полезности исходя из своих потребностей.

Во-вторых, учитывает количество имеющегося блага (запасы). Чем его больше, тем оно менее ценно, и наоборот. То, чего много, не ценится.

В-третьих, он учитывает степень насыщения своих потребностей. Первая единица блага обладает наибольшей полезностью, вторая – меньшей и т. д. По мере удовлетворения потребностей степень насыщения растет, а величина конкретной полезности падает. Каждая дополнительно потребленная единица блага обладает все меньшей конкретной полезностью для человека. И, наконец, имеется последний (предельный) экземпляр блага, который обладает наименьшей полезностью, так как удовлетворяет наименее насущную потребность.

Эту закономерность и выразил немецкий экономист Г. Госсен в своем первом законе: величина полезности при потреблении каждой дополнительной единицы блага уменьшается, пока не достигнет нуля в точке полного насыщения. Отсюда можно сделать вывод: ценность блага данного рода определяется полезностью предельного (крайнего) экземпляра, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность. В этом суть теории предельной полезности. Чтобы это объяснить, представители австрийской школы маржинализма К. Менгер, а затем Э. Бём-Баверк приводят пример с пятью мешками зерна у старика-отшельника, живущего в лесу. Полезность мешков располагается в убывающем порядке с учетом степени важности:

1-й обладает наибольшей полезностью – служит для питания старика;

2-й – для улучшения питания;

3-й – для откорма домашней птицы;

4-й – для производства пива;

5-й обладает наименьшей полезностью – служит для забавы (кормление попугая).

Ценность пятого мешка и определяет цену каждого мешка зерна. Если старик лишится пятого мешка зерна, цена зерна будет определяться полезностью четвертого мешка зерна, а она выше полезности пятого мешка, так как удовлетворяет более важную потребность старика – производство пива.

Таким образом, чем меньше мешков зерна остается у старика, тем выше цена одного мешка, потому что она определяется полезностью последнего (предельного) экземпляра. И каждый мешок из пяти может оказаться последним (предельным), что зависит от наличия запаса.

Наглядно это можно показать в виде графика, если на горизонтальной оси представить количество имеющихся мешков зерна (Q), на вертикальной – предельную полезность (МU) мешков (каждого).

Такой взгляд на ценность блага позволяет ответить на вопрос А. Смита, известный в экономической литературе как «парадокс Смита»: «Почему вода, столь полезная для человека, стόит так дешево, а алмаз, чья польза для удовлетворения потребностей намного меньше, стόит так дорого?» Ответ на этот вопрос состоит в том, что ценность блага определяется не абстрактной и общей (совокупной) полезностью блага, а конкретной и предельной (с учетом значимости, насыщения, количества блага). Воды много. Если разделить ее на части (литры и т. д.), то предельная полезность последней части будет настолько низкой, что вода не будет экономическим благом (товаром). У алмаза меньше равных частей, поэтому предельная полезность выше.

Общая (совокупная) полезность или ТU (total utility) – это сумма полезностей равновеликих частей блага (мешков зерна, литров воды и т. д.). ТU = f (x 1 + x 2 + x 3+ т. д.), где x – равновеликие части блага, каждая из которых обладает определенной полезностью (предельной). Чем больше частей у блага, тем больше его общая (совокупная) полезность, но меньше предельная полезность, а значит, и цена.

Поэтому на вопрос, что такое предельная полезность блага, можно ответить, что это добавочная (дополнительная) полезность, которую получает человек от потребления каждой дополнительной единицы блага[4]. Полезность каждой дополнительной единицы уменьшается и каждая единица может стать последней (предельной), что определяется количеством блага.

Важно обратить внимание на то, что при определении сути предельной полезности речь идет о единице блага, о каждой дополнительной единице, и количестве блага.

Итак, рассмотрены два подхода в теории ценности блага: классической политэкономии и маржинализма. Дискутируя по вопросу: что лежит в основе цены товара, труд или полезность, представители данных школ использовали принцип монизма (от греч. мonos – один, единственный), называя единственный источник стоимости (или труд, или полезность).

Первым разрушил монистический подход к теории цены английский экономист А. Маршалл – представитель неоклассического направления
в экономической теории. Соединив обе теории, он создал синтетическую теорию цены. Этой теории затем придерживались Дж. Кларк, Л. Вальрас, В. Парето и др. Она изложена в книге А. Маршалла «Принципы экономикс» которую называют экономической библией.

Рассматривая цену как экономическую категорию, как результат сделки между продавцом и покупателем, А. Маршалл стал рассуждать о выгодности купли-продажи с точки зрения и одного, и другого. Для покупателя ценность блага (цена) определяется полезностью, для продавца (будь он производителем или перекупщиком) – издержками, т. е. затратами. А спор о том, что лежит в основе цены, труд или полезность, отмечал
А. Маршалл, подобен спору, каким лезвием ножниц (верхним или нижним) режется бумага. Продавец хотел бы продать товар подороже и не ниже своих затрат, но устанавливая максимальную цену, он рискует вовсе его не продать. Покупатель хотел бы купить товар как можно дешевле,
а максимальная цена, которую он заплатил бы, определяется предельной полезностью товара.

Цена формируется под влиянием рыночных сил: спроса и предложения. Торг идет до тех пор, пока цена, установленная продавцам, не совпадет с ценой, которую согласен уплатить покупатель. А цена для каждого определяется экономической ценностью блага, которая и делает товар пригодным к обмену.

Под экономической ценностью товара понимается его оценка субъектами рыночных отношений (продавцами и покупателями) в процессе купли-продажи с учетом двух факторов: полезности (т. е. полученного результата, результат – и есть полезность) и затрат на производство товара. Экономическая ценность чего бы то ни было всегда определяется сравнением результата с затратами. Это аксиома. Такую оценку товара производит каждый субъект сделки: и продавец, и покупатель.

Как определяет экономическую ценность товара покупатель? Он сравнивает приобретаемую полезность с затратами на покупку товара.
И при этом он подразумевает не абстрактную, а конкретную, предельную полезность. Чем выше предельная полезность приобретаемого товара, тем большую цену он готов заплатить. Но он хотел бы, получая большую предельную полезность, отдать меньшую цену. Итак, чем больше результат по сравнению с затратами, тем большей экономической ценностью обладает для покупателя товар.

Как определяет экономическую ценность товара продавец? Он тоже сравнивает полезность (результат) от продажи товара с затратами на его производство, если он сам производил, или на покупку, если он перепродает.

Результатом (полезностью) для него является доход от продажи по какой-то цене. Он сравнивает полученный доход с издержками. Чем большую полезность в форме дохода он получит по сравнению с издержками, тем большей экономической ценностью обладает для него товар. Продавая каждую дополнительную единицу товара, он сравнивает дополнительный доход от продажи с дополнительными издержками на каждую дополнительную единицу и стремится к тому, чтобы дополнительный доход был больше дополнительных издержек. И продавец, и покупатель стремятся
к выгоде. Обмен не эквивалентен, как думали Аристотель и К. Маркс,
а взаимовыгоден, как утверждал А. Смит и затем представители неоклассического направления. Ни один субъект обмена не будет осуществлять затраты, если они не оправданы результатом.

Можно сформулировать правило выгодности экономической деятельности (принятия экономических решений) субъектами рынка: экономическая полезность (полученный результат от обмена) должна быть больше или равна экономическим затратам. Важно понять, что цена товара – это результат сделки между субъектами рынка, каждый из которых преследует свою выгоду, определяя экономическую ценность товара путем сравнения результата (полезности) с издержками. В этом суть неоклассического подхода к теории цены. Это во-первых.

Во-вторых, цена испытывает на себе действие (проявление) таких законов, как закона убывающей полезности (1-й закон Госсена), закона возрастающих альтернативных издержек, законов спроса и предложения.

Как влияет на уровень цен проявление закона убывающей полезности? В условиях ограниченности ресурсов и роста потребностей предельная полезность возрастает, что предопределяет рост цен. Однако, если в стране происходит экономический рост в связи с НТП (увеличивается количество благ), то происходит замедление роста экономической полезности благ (замедление роста цен).

Как влияет на уровень цен проявление закона возрастающих альтернативных издержек? В условиях ограниченности ресурсов и экономического роста в связи с развитием НТП альтернативные издержки увеличиваются,
т. е. ускоряется рост экономических затрат, что предопределяет рост цен. Итак, проявление этих двух законов порождает противоположные тенденции в уровне цен (замедление и ускорение роста). Рынок под воздействием законов спроса и предложения выравнивает цены, устанавливая их равновесный уровень. В целом в установлении цены участвуют такие основные факторы, как полезность, издержки, соотношение спроса и предложения и др.

 

 

3. Развитие обмена и возникновение денег. Сущность и функции денег. Эволюция денег и природа современных денег.
Законы денежного обращения

 

Существуют рационалистическая и эволюционная научные концепции возникновения и сущности денег.

Рационалистическая концепция, объясняя происхождение денег, утверждает, что они являются результатом соглашения между людьми. Данная идея господствовала до конца XVIII в. С этим соглашаются некоторые современные экономисты. Так, П. Самуэльсон определяет деньги как искусственную социальную условность. Дж. Гэлбрейт утверждает, что закрепление денежных функций за благородными металлами – продукт соглашения между людьми.

Эволюционная концепция исходит из того, что деньги – результат развития обмена.

Всесторонне исследовал исторический процесс развития обмена и возникновения денег К. Маркс. Он подробно анализировал меновую стоимость, в которой выражается обмен: 1 платье = 20 кг зерна. Он показал, какие формы принимала стоимость по мере развития обмена между продавцами и покупателями. Марксом были названы 4 формы меновой стоимости: простая (случайная), полная (развернутая), всеобщая и денежная.

Анализ этих форм стоимости и прежде всего простой формы позволил выяснить сущность денег в их первоначальной форме золотых денег. Рассмотрим данные формы стоимости.

Простая (случайная) форма меновой стоимости имеет вид равенства двух товаров: 1 платье = 20 кг зерна. Она называется простой (случайной) потому, что обмениваются всего 2 товара и дело случая, какие товары обмениваются, потому что обмен еще не являлся регулярным занятием людей. Охотник вышел из леса и встретил рыбака. Они обменялись благами случайно. Анализ этой формы стоимости очень важен, так как тайна денег скрыта именно в ней.

О чем говорит это равенство двух обмениваемых товаров? Если рассуждать с позиции собственника платья, то он измеряет стоимость платья
в зерне. Он задает себе вопрос: «Сколько стоит платье?» И отвечает: «Оно стоит 20 кг зерна». Таким образом, он измеряет стоимость платья относительно стоимости зерна. Поэтому платье находится в относительной форме стоимости.

В то же время 2-й товар – зерно, измеряет собой стоимость платья,
20 кг зерна эквивалентно стоимости платья. Поэтому можно сказать: зерно находится в эквивалентной форме стоимости.

Если рассуждать с позиций собственника зерна и определять стоимость зерна, товары поменяются местами: 1 кг зерна = 1/20 части платья.
В этом случае зерно будет находиться в относительной форме стоимости,
а платье – в эквивалентной. Важно понять, что эквивалентом является тот товар, который собой измеряет стоимость другого товара. Анализ простой формы стоимости на этом не заканчивается, но для выяснения сущности денег этого анализа достаточно. Если вместо простой формы стоимости
(1 платье = 20 кг зерна), представить денежную (1 платье = 20 долл.), то становится понятным, что деньги – это товар-эквивалент. Однако, простую форму стоимости сменила не денежная, т. е. не та, которая существует и теперь, а полная (развернутая) форма.

Полная форма стоимости – это такая, в которой в относительной форме стоимости находится один товар. Он измеряет свою стоимость
в других товарах, находящихся в эквивалентной форме стоимости, т. е.:

20 кг зерна;

1 платье 2 топора;

1 овца.

Данная форма стоимости выражает более развитую стадию обмена, когда для него появляется определенное место (рынок), где собираются люди, каждый со своим товаром, и измеряют стоимость своего товара
в различных эквивалентах.

В процессе обмена люди постепенно предпочитают какой-то один товар в качестве эквивалента. На одних рынках это был скот, на других соль, меха, ракушки, золото и т. д. Так появляется всеобщая форма стоимости:

1 платье

1 топор 1 овца.

1 кг зерна

При этом все товары находятся в относительной форме стоимости
и лишь один из них на данном рынке – в эквивалентной. Он играет роль всеобщего эквивалента. Когда на всех рынках роль всеобщего эквивалента закрепляется за одним товаром, тогда на смену всеобщей формы стоимости приходит денежная. В силу известных причин таким товаром стало золото.

Денежная форма стоимости выглядит так:

1 платье

1 топор

20 кг зерна 5 г золота.

1 овца

и т. д.

Прочное соединение, сращивание всеобщей эквивалентной формы
с натуральной формой определенного товара превращает данный товар в деньги. Таким образом, деньги – это товар, играющий роль всеобщего эквивалента. Такова сущность денег в период обращения золотых
и бумажных денег, обмениваемых на золото. Как любой товар, деньги обладают свойствами товара: потребительной стоимостью и стоимостью.

Стоимость денег с точки зрения трудовой теории стоимости – это общественно необходимые затраты на производство денег (золотых), включая добычу золота, и с учетом редкости этого металла. Деньгам присуще свойство непосредственной обмениваемости, которым не обладает ни один другой товар.

Потребительная стоимость денег – это их полезность для владельца,
т. е. способность удовлетворять любые потребности путем покупки товаров. Будучи всеобщим средством обмена, деньги могут быть превращены
в любой товар. Это всеобщая потребительная стоимость денег, которой не обладает никакой другой товар. Итак, на вопрос: почему и как возникли деньги, эволюционная концепция денег отвечает, что они возникли в результате развития обмена. Из всей массы товаров выделился один, который стал играть роль денег.

А почему роль денег первоначально закрепилась за золотом? Это произошло, во-первых, в силу естественных свойств: редкость, однородность, легкая делимость и соединяемость, портативность (незначительные по весу слитки выражают высокую стоимость), длительная сохраняемость (не подвергнуто порче).

Во-вторых, золото противостоит другим товарам как деньги потому, что оно раньше противостояло им как товар.

При этом надо различать золото как деньги и золото как товар.
В качестве товара золото ничем не отличается от обычного товара и не выполняет всех функций денег. Сущность денег раскрывается в их функциях, т. е. назначении. Деньги выполняют пять функций: меры стоимости, средства обращения, средства накопления, средства платежа и мировых денег. Особую роль среди них играют две первые – основные, фундаментальные. Остальные – производные от них. Рассмотрим эти функции денег.

Функция денег как мера стоимости – это способность денег измерять стоимость любого товара. Они могут выполнять эту функцию, потому что сами обладают стоимостью, подобно гире, которая измеряет вес, так как сама имеет вес. Согласно трудовой теории стоимости, стоимость товара, выраженная в денежной форме, называется ценой. Чтобы деньги могли измерять стоимость товара, они должны сами измеряться, как гиря измеряется в килограммах и граммах.

Деньги измеряются с помощью масштаба цен, который представляет собой фиксированное законом весовое количество золота, принятое в качестве денежной единицы.

Так, до 1975 г., когда МВФ перестал сообщать золотое содержание валют, 1 долл. представлял 0,736 г золота, 1 фунт стерлингов – 2,13 г, а советский рубль – 0,987 г золота. Доллар делится на центы, рубль на копейки
и т. д. Таким образом, деньги в функции меры стоимости позволяют выразить стоимость товара в терминах, известных каждому участнику товарообмена,– в денежных единицах (счетных деньгах).

Функция денег как средства обращения означает, что деньги выполняют роль посредника при обмене товаров. Сначала товар обменивался на товар по схеме: Т – Т. Затем, когда появились деньги, товарный обмен сменился товарным обращением по схеме Т – Д – Т. Внутренний единый акт товарного обмена распался на два самостоятельных акта: продажа
(Т – Д) и купля (Д – Т). Эти акты разделены во времени и пространстве, что обусловливает возможность самостоятельного движения товаров и денег. Продав товар, собственник не обязан тут же покупать другой. Значит, владелец другого товара свой товар не продаст. В этом заключена формальная возможность экономических кризисов.

В этой функции деньги играют мимолетную роль, перенося товар из рук продавца в руки покупателя. Поэтому по мере развития товарного обращения, деньги начинают менять свое материальное выражение. Сначала золотой песок и бесформенные слитки золота сменили монеты (слитки металла особой формы, веса, пробы, снабженные штемпелем государства). Затем появились бумажные деньги, как символы золотых, представители золота, замещающие его в обращении. До 1975 г. денежная единица любой страны представляла определенное количество золота. Бумажные деньги возникли впервые в Китае в XII в., их изготовляли из листьев тутового дерева.

В дальнейшем по мере развития общественного производства, распределения, обмена и появления продажи товаров в кредит появились другие вида платежных средств: векселя, банкноты, чеки, кредитные, электронные карточки.

Функция денег как средства накопления. Раздвоение товарного обращения Т – Д – Т на два самостоятельных акта создает возможность
и необходимость накопления денег. Продажа товаров по цене выше затрат при соответствующей конъюнктуре рынка позволяет продавцу часть денег изымать из обращения и сохранять в виде сокровища. Речь идет о собирании полноценных, прежде всего золотых денег в виде монет, слитков или предметов роскоши из золота и серебра. Таким образом, функцию сокровища выполняет золото. Оно является важнейшим компонентом официальных резервов стран с развитой рыночной экономикой. Объем сокровищ в мире в официальных резервах стран (золотой запас) и в частных тезаврациях (накопление золота частными лицами в виде сокровищ) составляет, по некоторым данным, свыше 60 тыс. т, а по некоторым данным, более 100. Кроме того, в форме эстетических сокровищ (ювелирных изделий) хранится примерно 13 тыс. т золота.

В условиях обращения золотых денег сокровища играли важную роль в стихийном регулировании денежного обращения. По образному выражению К. Маркса, сокровища играют роль резервуаров, в которые по «приводным каналам» идут потоки денег, когда они лишние в обращении, и из которых по «отводным каналам» вытекают деньги в обращение, когда их там недостает[5]. Следовательно, при обращении полноценных денег инфляции не должно быть.

Функция денег как средства платежа выражает прежде всего кредитные отношения, когда акты продажи и оплаты товаров в сфере обращения не совпадают по времени, а также выражает отношения и вне сферы товарного обращения: при выплате зарплаты и всякого рода финансовых обязательств (займы, налоги и т. д.). Эта функция приводит к появлению кредитных денег: векселя, банкноты, чеки.

Вексель является простейшим видом кредитных денег. Он выглядит как письменное долговое обязательство строго установленной формы, дающее его владельцу бесспорное право по истечении срока требовать
с должника обозначенную денежную сумму. Вексель обращается в товарном обороте и выполняет роль денег.

Банкнота – появилась впервые как вексель на банкира, в результате операции банка – учет векселей. Эту операцию осуществляют центральные эмиссионные банки, которые удовлетворяют потребности векселедержателей получить причитающуюся по векселю сумму денег до истечения срока векселя, за что банк взимает процент, а векселедержатель недополучает часть процента по векселю в соответствии со сроком погашения векселя.

К примеру, выдан вексель на 100 денежных единиц на 6 мес. под 2% ежемесячно. Таким образом, через 6 мес. векселедержатель получил бы с должника 112 ден. единиц. Но ему потребовались деньги через месяц. Он обращается в ЦБ, который покупает у него вексель за 102 ден. единицы,
а через 6 мес. ЦБ получит от должника 112 ден. единиц по этому векселю, получив прибыль, равную 10 ден. единицам. При этой сделке ЦБ выдавал векселедержателю банкноты, которые до начала XX в. разменивались на золото.

В настоящее время банкноты – это денежные знаки, выпущенные
в обращение эмиссионными банками; основной вид бумажных денег, не обменивающихся на золото.

Чек – инструмент кредитных операций в виде документа, содержащего безусловный приказ владельца текущего счета банку о выплате указанной в нем суммы денег определенному лицу.

Функция денег как мировых денег выражает товарно-денежные отношения между странами. На мировом рынке эту функцию выполняло золото, которое принималось по весу, пока на Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. страны мира, создав МВФ, не пришли к соглашению – считать доллар США символом золота, мировой резервной валютой1. США взяли на себя обязательство: любой стране, предъявившей доллары, обменивать их на золото по цене 35 долл. за тройскую унцию золота (31,1 г).

Особенности мировых денег состоят в том, что они:

– функционируют в качестве всеобщей меры стоимости;

– выступают как всеобщее средство платежа;

– являются всеобщим покупательным средством;

– служат всеобщим воплощением богатства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 931; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.