Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сочинения на литературные темы




В последнее десятилетие, в связи с принятием программ по литературному чтению и выходом в свет учебников по литературе для начальных классов, возрос интерес к литературным сочинениям.

Сегодня сложилась такая типология сочинений на литературном материале:

а) отзыв о прочитанной книге, об отдельных произведениях - рассказах, сказках, стихотворениях. Это наиболее частый тип сочинения на литературном материале;

б) сочинение на обобщающую тему на основе нескольких произведений, возможно, разных авторов, например «Весна в русской поэзии», «Стихи о России», «Мир животных в творчестве К.Г. Паустовского»;

в) сочинение о творчестве одного писателя: «Сказки А.С. Пушкина», «Дети в творчестве Н.А. Некрасова», «Я люблю читать К.И.Чуковского»;

г) рассказ о героях произведений литературы (подступы к сочинению-характеристике): «Полководец Суворов (по рассказам С. Алексеева)», «Ванька Жуков, его радости и горести», «Сын полка В.Катаева», «Обезьяна в баснях И.А.Крылова», «Рики-Тики-Тави - победитель».

Главное в подготовке к сочинению о литературном произведении - так построить беседы, чтобы в сочинении были элементы анализа, оценки, обобщения, сравнения. Элементы пересказа неизбежны и даже нужны, но пусть они в детском сочинении служат примерами собственных мыслей школьников. Сочинения рассматриваемого типа должны быть обучающими, роль учителя при этом возрастает. Помощь учителя преимущественно индивидуальная. Желательны черновые наброски, их обсуждение с учите­лем. В процессе работы над сочинением разрешается пользоваться литературными текстами, а также словарями, справочниками.

Но, разумеется, обращение к тексту художественного произведения должно ограничиваться цитированием, не превышающим 10 15% объема сочинения.

Близки к литературным сочинениям так называемые «сочинения по аналогии с прочитанным». Это повествования или описания, в основном самостоятельно созданные детьми, но тему подсказывает писатель, автор прочитанного, и не только тему, но и ситуацию, отчасти - и сюжет. Возможные темы таких сочинений: «На реке» (спасение тонущего мальчика), «Случай на охоте», «Мои друзья», «На стадионе», «Космическое путешествие» и т.п.

Примеры подготовки к сочинению о сказке Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок». Перед нами устные выступления учащихся Ш класса на этапе подготовки к написанию сочинения отзыва.

Главный герой - утенок

Наташа.

Утенок совсем не гадкий, он очень добрый, в тексте говорится «У него доброе сердце». И мне его жалко, потому что его обижали, а ему некому было пожаловаться, некому было за него заступиться. Он не хотел ни с кем дружить, и раз его назвала гадким даже мама (правда, не настоящая), ему некуда было деваться, если не в болота, в леса. Он даже бежал, куда глаза глядят. Он не знал, что потом будет большой белокрылой птицей.

Катя.

Утенку было все время плохо, и он даже и не думал стать таким красивым. И еще утенок был таким добрым и мог очень сильно любить. Он совсем не был завистливым. Он мог сильно любить, чего не могли другие утки, куры, гусаки. Он, когда увидел лебедей, завертелся в воде и нырнул. Ом даже когда стал очень красивым, остался скромным.

Юля.

Вы представить себе не можете, что он за это время перенес! Сколько у него было бед за всю зиму, он даже один раз замерз в полынье!

Птичий двор

Маня.

Мне не понравился птичий двор, потому что все считали себя важными особами. Например, петух считал себя императором птичьего двора, потому что родился с какими-то шпорами, а это были не шпоры, а прост когти.

Павлик.

Не нравится, что на птичьем дворе есть самые старшие и перед ними все должны унижаться.

Обратим внимание на то, что учительница сумела направить анализ сказки Андерсена на анализ характеров, на эмоциональное оценочное отношение к героям и событиям. Устные высказывания детей прекрасно отражают уровень их языковых возможно­стей, но их высказывания еще не доведены до требований культуры речи. Следующий пример, свидетельствующий о высоком уровне мышления, об осмыслении даже деталей литературного произведения, - сочинение типа отзыва.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.