КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мировой рынок и международная торговля
Й учебный вопрос: Мировой рынок: структура, понятие конъюнктуры мирового рынка, показатели конъюнктуры и оценка его конъюнктуры. Значение отдельных факторов в формировании общеэкономической конъюнктуры и конъюнктуры мировых товарных рынков. Тема лекции: Мировой рынок. ЛЕКЦИЯ № 5 Литература (основная и дополнительная): 1) Мировая Экономика. Учебник под ред. д.э.н. проф. А.С.Булатова. – М.: Издательство «ЮРИСТЪ», 2004. 2) В.К. Ломакин. Мировая экономика. Учебник – М.: Издательство «Юнити-Дана», 2005. 3) А.В. Стрыгин. Мировая экономика. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. 4) И.А. Родионова. Мировая экономика. Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Питер», 2005. 5) Г.А. Федосеева. Мировая экономика и международные экономические отношения. Практикум. – М.: Издательство «ИНФРА-М», 2002. 6) Мировая экономика и международные экономические отношения: [в 2 ч.], учебник / под ред. Чл.-корр. РАН, д-ра экон. Наук, проф. Р.И. Хасбулатова. – М.: Издательство «Гардарики», 2006. 7) Покровская В.В. Внешнеэкономическая деятельность. Учебник. – М.: Издательство «Экономистъ», 2006, 8) В.М. Кудров. Мировая экономика. Учебник. – М.: Издательство «Дело», 2004. 9) Р.К. Щенин, В.В. Поляков. Мировая экономика и международный бизнес. Учебник. – М.: Издательство «КНОРУС», 2005. 10) А.С. Буров. Конъюнктура мировых рынков товаров и услуг. Учебник. – М: Издательство «Экзамен», 2005. – 160 с Основная часть. Становление мирового рынка. Международное разделение труда и его международная кооперация заложили основы для возникновения мирового рынка, который развивался на основе внутренних рынков, постепенно выходящих за национальные границы. Становление простейшей формы внутреннего рынка, где все, что предназначено для продажи, сбывается самим производителем покупателю из рук в руки, а все, что покупается, сразу же оплачивается и забирается покупателем, относится к самой ранней стадии становления товарного хозяйства, основанного на разделении труда. Практически сразу после возникновения рынки начали специализироваться. Появились национальные рынки товаров, в рамках которых розничные рынки отделились от оптовых, рынки труда, рынки капитала, и, самое главное, часть рынка уже ориентировалась на иностранных покупателей. Одной из разновидностей рынка труда была появившаяся в глубокой древности работорговля. Известными рынками, куда приезжали за «живым товаром» не только местные, но и заморские рабовладельцы, были Афины (V в. до н.э.). В средние века центрами миграции были Рим, Лион, Венеция, в XVII-XVIII веках - Восточная Гвинея, Ливерпуль, Нант, другие западноевропейские города. С XVI до середины XVIII века мануфактура, основанная на разделении труда, создавала условия для более масштабного производства товаров. Для такого производства городские рынки и ярмарки становились тесными. Шаг за шагом они расширялись до региональных, государственных, межгосударственных и, наконец, мировых масштабов. Международные рынки, представлявшие собой ту часть национальных рынков, которая была непосредственно связана с зарубежными рынками, возникли в Европе, на Ближнем Востоке, на Дальнем Востоке. Промышленность была тесно связана с национальными рынками. Товары для вывоза за рубеж представляли собой готовые продукты и производились из местного сырья. Торговля носила двусторонний характер. Великие географические открытия повлекли за собой активное развитие вывоза товаров во вновь открытые земли и стали важнейшим фактором развития капитализма в Европе. Узкая ремесленно-мануфактурная база перестала отвечать рыночным потребностям, и под давлением спроса в первой половине XIX века возникла крупная фабрично-заводская индустрия, продукция которой уже не могла сбываться только на внутреннем рынке, ей требовался всемирный сбыт. Так в эпоху первоначального накопления капитала произошло стягивание, перерастание локальных центров межгосударственной торговли в единый мировой рынок. Его окончательное формирование завершилось к рубежу XIX-XX веков, когда товарное производство в ведущих странах достигло высокого уровня развития. Мировой рынок - сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда, и других факторов производства. Мировой рынок характеризуется следующими основными чертами: - он является категорией товарного производства, вышедшего в поисках сбыта своей продукции за национальные рамки; - он проявляется в межгосударственном перемещении товаров, находящихся под воздействием не только внутреннего, но и внешнего спроса и предложения; - он оптимизирует использование факторов производства, подсказывая производителю, в каких отраслях и регионах они могут быть применены наиболее эффективно; - он выполняет санирующую роль, выбраковывая из международного обмена товары и зачастую их производителей, которые не в состоянии обеспечить международный стандарт качества при конкурентных ценах. Обмен произведенной продукцией на международной арене происходит не вдруг, а вследствие тщательной подготовки, путем проведения коммерческих операций, посредством осуществления совокупных технических приемов или действий по подготовке, заключению и выполнению сделок. К подготовительным операциям относится ознакомление с качеством товаров, с иенами, с другими условиями их поставки покупателю. Сделка - это решающая часть коммерческой операции. Понятие коммерческая операция шире понятия сделки, так как она предусматривает ряд предваряющих сделку технических приемов и ряд действий, завершающих ее. К числу завершающих этапов коммерческой операции относится деятельность, обеспечивающая продвижение товара от продавца к покупателю, - перевозка грузов, их экспедирование, хранение и страхование, а также работа, связанная с ведением международных расчетов. Среди этих вспомогательных операций - таможенное оформление грузов, заключение агентских соглашений с рекламными организациями, исследующими конъюнктуру рынков и др. Таким образом, основным звеном коммерческой операции является смена форм стоимости, а если еще точнее говорить, то смена собственников товара, а остальные звенья операции - вспомогательные, обеспечивающие продвижение товара к покупателю. Обратимся теперь к определению содержания сделки - основного звена коммерческой операции. Международная торговая сделка считается правовой формой, опосредующей международные коммерческие операции. По такой сделкой понимается договор купли-продажи между двумя или несколькими фирмами, находящимися в разных странах, по поставке товаров или оказанию услуг в соответствии с оговоренными условиями. Торговая сделка признается международной и в том случае, если она заключена между сторонами одной национальной принадлежности, коммерческие предприятия которых находятся на территории разных государств. В то же время договор купли-продажи не считается международным, если он оформлен между организациями или фирмами разной национальной принадлежности, коммерческие предприятия которых находятся на территории одного государства, например между филиалами и дочерними компаниями фирм разных стран, расположенных на территории одной страны. В зависимости от объекта заключенных сделок последние делятся на три основных типа: сделки купли-продажи товаров, сделки купли-продажи услуг и сделки по купле-продаже результатов творческой деятельности. Необходимость возникновения и развития системы отношений по международному обмену товаров и услуг обусловлена множеством причин. Одной из них является то, что практически ни одна страна не располагает количеством и набором ресурсов, необходимых для полного удовлетворения всей системы потребностей. Каждая страна обладает ограниченным количеством труда и капитала, позволяющим ей производить различные товары, входящие в состав ВВП. Если для производства отдельных товаров в стране имеются наилучшие условия и связанные с этим издержки минимальны, то это позволяет ей, увеличивая производство данного товара и продавая его другим странам, покупать товары, которые невозможно произвести внутри страны или производство их обходится слишком дорого. Поэтому всегда причинами существования внешнеторговых отношений, а, следовательно, и современного мирового рынка остаются международное разделение труда и взаимовыгодность обмена. Для того чтобы страна могла торговать на мировом рынке, ей необходимо иметь экспортные ресурсы, т.е. запасы конкурентоспособных товаров и услуг, пользующихся спросом на мировом рынке, валютные средства или иные средства оплаты импорта, а также развитую внешнеторговую инфраструктуру: транспортные средства, складские помещения, средства связи и пр. Расчеты по внешнеторговым операциям производятся банками, а страховой бизнес страны осуществляет страхование перевозок и грузов. Конечно, при необходимости можно воспользоваться услугами инфраструктуры других стран, но, как правило, это очень дорогие услуги, и каждая страна, задействованная на мировом рынке, стремится создать собственную инфраструктуру. Два встречных потока товаров и услуг образуют экспорт и импорт каждой страны. Экспорт — это продажа и вывоз товара за границу, импорт — покупка и ввоз товаров из-за рубежа. Разность стоимостных оценок экспорта и импорта образует торговое сальдо, а сумма этих оценок — внешнеторговый оборот. На мировом рынке, как и на любом рынке, формируются спрос и предложение, и поддерживается стремление к рыночному равновесию. Для того, чтобы понять, как это происходит, рассмотрим условный пример. Предположим, две страны выпускают и потребляют один и тот же товар, но ресурсы для его производства и потребности в нем различны. Соответственно, на внутреннем рынке будут складываться разные рыночные цены и разные условия равновесия (рис. 1). По горизонтальной оси располагаем объемы производства товара, а по вертикальной — цены. Для страны Х спрос будет показан кривой D1D1, а предложение — кривой S1S1. Соответственно для страны Y спрос отразится кривой D2D2, а предложение — кривой S2S2. В этом случае внутреннее рыночное равновесие будут отражать соответственно точки ЕX и ЕY, а равновесные цены — PX и PY. Поскольку РY больше РX, данный товар дешевле в стране X. Его выгоднее производить больше, чем внутренний спрос на него, и по более высоким ценам продавать в страну Y. Стране Y выгодно его покупать у страны Х по любым ценам ниже РY, и страны договариваются о торговле данными товарами. Рис. 1. Спрос и предложение на мировом рынке Равновесная цена, существующая на рынке страны X, говорит о том, что спрос равен предложению, и избытка предложения, который можно предложить для экспорта, не существует. Увеличить объем предложения можно только при возрастании цены. Поэтому цена РX служит нижней границей, при которой экспорт невозможен. В стране Y равновесная цена РY также говорит о равенстве спроса и предложения и о том, что в данных условиях импорт не нужен. Но если цена снизится, то возникнет избыточный спрос, который по данным ценам можно удовлетворить только за счет импорта. Таким образом, цена РY служит верхней границей, определяющей объем импорта в страну Y. В этих границах устанавливается точка равновесия, при которой избыточное предложение страны Х равно избыточному спросу в стране Y. Мировой спрос и мировое предложение — соответственно показаны на графике (рис. 1) кривыми DD и SS. Таким образом, на мировом рынке всегда балансируются спрос и предложение на экспортируемые и импортируемые товары, а мировая цена находится между минимальной и максимальной внутренними равновесными ценами. Мировой рынок всегда представляет собой арену жесточайшей конкурентной борьбы, поэтому удержаться на нем значительно сложнее, чем на внутреннем рынке. Помимо конкуренции на положение отдельных субъектов мирового рынка оказывает влияние и изменение структуры международного товарооборота под воздействием различных факторов. Долговременные структурные сдвиги возникают, как правило, под воздействием изменений в условиях производства, и, прежде всего, под влиянием научно-технического прогресса. В современных условиях значительно уменьшился удельный вес сырьевых товаров, и возросла доля продукции обрабатывающей промышленности. Современная технология, технические знания и другая информация превратились в специфический товар, спрос на который постоянно растет, так же как и на продукцию электротехнической и электронной промышленности. В то же время существует ряд стран, традиционно торгующих сырьевыми и энергетическими ресурсами. Мировой рынок – сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанная на МРТ. Он, так же как и внутренний рынок, состоит из товарного рынка, рынка рабочей силы и рынка капиталов. Но хозяйственное поле мирового рынка приняло масштабы всего мира. Мировой рынок по сравнению с внутренним имеет в своей структуре следующие блоки: 1) мировой рынок товаров и услуг; 2) международный рынок рабочей силы; 3) мировой рынок капиталов; 4) валютный рынок; 5) специальная инфраструктура. Инфраструктура мирового рынка обслуживает его потребности: формирование единого мирового информационного хозяйственного поля, институтов по разработке единых стандартов международных расчетов, институтов по координации усилий по развитию мирохозяйственных связей. Товарообмен на мировом рынке существенно отличается от движения товаров на внутреннем рынке. Его специфику можно наблюдать по многим направлениям, классифицируемым в зависимости от принятых критериев: - по объекту торговли – циркуляция не всей национальной продукции, а наиболее конкурентоспособной; - по характеру конкуренции – более ужесточенный ее уровень, удержаться на котором сложнее, чем на внутреннем рынке; - по степени динамизма – более высокая степень динамизма, как по объемам его потоков, так и по изменениям их структуры; - по условиям формирования продажных цен – особая система мировых цен на основе мировой, а не национальной конъюнктуры. Будучи продуктом объективного развития внутренних и национальных рынков, мировой рынок: 1) представляет собой категорию товарного производства, вышедшего в поисках сбыта своей продукции за национальные рамки; 2) проявляется в межгосударственном перемещении товаров и факторов производства, находящихся под воздействием не только внутреннего, но и внешнего спроса и предложения; 3) оптимизирует использование факторов производства и подсказывает производителю, в каких отраслях и регионах они могут быть применены более эффективно; 4) выполняет санирующую роль, выбраковывает из международного обмена товары, не обеспечивающие международный стандарт качества при конкурентных ценах. Выступая сферой межгосударственного обмена товарами, мировой рынок влияет на производство, демонстрируя, что, сколько и для кого производить. В этом смысле мировой рынок первичен по отношению к производителю и является важной категорией мировой экономики. Мировой рынок имеет олигополистическую структуру: производство товаров сосредоточено преимущественно в руках небольшой группы крупных компаний разных стран. Такая структура порождает мощные стимулы к сотрудничеству между компаниями, особенно в научно-технической сфере. Конъюнктура мирового рынка. Конъюнктура мирового рынка – это рыночные условия купли-продажи на международных рынках, состояние мировой торговли на определенный момент, обусловленное определенным соотношением спроса и предложения. Конъюнктуру мирового рынка можно охарактеризовать также как экономическую ситуацию, складывающуюся на рынке, характеризуемую уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления. Она зависит от действия факторов, основными из которых являются: денежные доходы потребителей, цены на товары, соотношение спроса и предложения ценных бумаг, их доходность. Рыночная конъюнктура определяет коммерческую ценность и конкурентоспособность товаров, возможность и экономическую целесообразность купли-продажи, выбор потенциальных и фактических стран-экспортеров (импортеров) и фирм-контрагентов, поиск благоприятного момента выхода на рынок, формы и методы этого выхода. Изменение конъюнктуры рынка определяется в первую очередь характером и уровнем развития экономики, но на нее влияют и такие факторы, как сезонный характер производства и потребления ряда товаров, социальные конфликты, стихийные бедствия, изменения в международной обстановке. Все факторы, влияющие на конъюнктуру рынка, классифицируются на постоянные и временные (по периодичности их воздействия), стимулирующие развитие рынка или же сдерживающие его. Конъюнктуру рынка изучают с помощью показателей, позволяющих количественно оценить происходящие на нем изменения и определить тенденции их развития. Такие показатели обычно систематизируются по следующим группам: 1) динамика производства, основные фирмы-продуценты, появление новых товаров, загрузка производственных мощностей, динамика инвестиций в данную отрасль, движение портфеля заказов, динамика издержек производства, численность занятых и безработных, воздействие забастовок на объем продукции и увеличение фонда заработной платы, движение курса ценных бумаг и т.д.; 2) динамика и структура спроса и предложения, влияние достижений научно-технического прогресса на уровень потребления и требований к качеству товаров, динамика оптовой и розничной торговли, емкость рынка (объем реализуемого на нем товара в течение определенного времени), размеры продаж в кредит, движение товарных запасов, ассортимент товаров, индексы стоимости жизни и т.д.; 3) состояние международной торговли, ее динамика, основные страны-экспортеры и импортеры, новые формы и методы торговли и послепродажного обслуживания и т.д.; 4) динамика оптовых цен в ведущих странах - производителях и потребителях данного товара, экспортных цен; воздействие на цены инфляции, динамика изменения цен на сырье и энергоносители, изменение курса валют, воздействие монополий на уровень цен, государственное регулирование ценообразования и т.д. Оценка конъюнктуры и ее прогноз - важнейшая составная часть работы по заключению любого внешнеторгового соглашения, поскольку от оценки конъюнктуры зависят условия сделки, на которых вы можете настаивать, продавая свой товар или покупая чужую продукцию. Например, если в стране, у фирмы которой вы хотите купить оборудование, начался спад конъюнктуры на рынке оборудования (падает загрузка мощностей, сокращается перспективный портфель заказов, снижаются справочные цены), вы можете более жестко добиваться продажи вам товара по более низкой цене и на более льготных условиях.
Изучение конъюнктуры включает всесторонний анализ различных факторов, влияющих на состояние и развитие мировых товарных рынков. Для количественной оценки происходящих изменений и определения тенденций в развитии конъюнктуры под воздействием этих факторов применяется соответствующая система показателей. Исследование условий производства и потребления товара, изменений спроса и предложения происходит в определенной последовательности с использованием соответствующих приемов и правил, что составляет содержание методики изучения конъюнктуры. Важнейшие конъюнктурообразующие факторы. Циклические (даже «вялые») закономерности развития экономики продолжают оказывать определенное влияние на состояние конъюнктуры. Вместе с тем конъюнктура в начале XXI в. все более характеризуется определенной самостоятельностью по отношению к циклу. В фазе подъема может наблюдаться ухудшение конъюнктуры, и, наоборот, в периоды кризиса и депрессии возможны временные всплески деловой активности. Например, подъем в экономике развитых капиталистических стран в середине 80-х гг. сопровождался глубоким спадом в таких отраслях, как черная металлургия и судостроение. В те же годы во многом неожиданным явилось резкое ухудшение конъюнктуры нефтяного рынка, последовавшее в конце 1985г., которая вдруг улучшилась во второй половине 1986 г. Эти и многие другие примеры свидетельствуют о том, что, помимо классических циклических закономерностей, на развитие конъюнктуры влияют и другие факторы, которые принято называть нециклическими. В зависимости от конкретных особенностей того или иного товарного рынка их число и сила воздействия на рынок меняются, причем в значительных пределах. В то же время существуют факторы, в большей или меньшей мере влияющие на все товарные рынки. По характеру воздействия на конъюнктуру нециклические конъюнктурообразующие факторы подразделяются на постоянно действующие (изменение внешних условий развития мировой экономики, научно-технический прогресс, влияние монополий, милитаризация экономики, инфляция) и непостоянно действующие (сезонность, социальные конфликты, политические кризисы, стихийные бедствия). Изменение внешних условий развития мировой экономики. Возникновение после Второй мировой войны мировой социалистической системы и ее исчезновение в начале 90-х гг., крах колониальной системы и усиление роли освободившихся государств оказали существенное влияние на механизм формирования конъюнктуры. Социалистические страны воздействовали на конъюнктуру мирового хозяйства посредством своего участия в международном разделении труда. Хотя доля стран социалистического содружества в мировом товарообороте в целом была невелика (до 10%), на некоторых товарных рынках и в экономических отношениях с отдельными капиталистическими странами их роль была весьма заметна. Поэтому конъюнктура таких рынков складывалась под влиянием экспорта и импорта из социалистических стран, развивающихся на централизованной плановой основе. В последние годы заметно усилилось влияние на конъюнктуру развивающихся стран, на долю которых приходится около 70% населения планеты и свыше 80% разведанных мировых ресурсов сырья и топлива. Являясь основными экспортерами многих сырьевых и топливно-энергетических товаров, развивающиеся государства воздействуют на рынки этих товаров, а через них — на общехозяйственную конъюнктуру. Сила этого влияния определяется степенью контроля над национальными ресурсами, а также единством действий развивающихся стран в борьбе за свои интересы. Примером эффективной деятельности на мировых рынках служит Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК), которая пыталась координировать действия государств, в нее входящих, путем определения уровня добычи и экспорта нефти, а также цен на нее. Попытки согласования действий в отношении объемов производства и экспорта неоднократно предпринимали также страны — экспортеры железной руды, бокситов, ряда сельскохозяйственных культур и др. В результате такой политики развивающимся странам удавалось изменять ситуацию на рынках этих товаров, в частности существенно повышать уровень цен на свою экспортную продукцию. Возрастает значение развивающихся стран и как экспортеров промышленной продукции. Некоторые из них поставляют отдельные виды оборудования не только на рынки развивающихся стран, но и в развитые капиталистические государства. Группа стран и территорий Юго-Восточной Азии за последние десятилетия выдвинулась в число крупнейших экспортеров изделий точной механики, радиоэлектронной и электротехнической промышленности. Появление на рынках массовой дешевой продукции из развивающихся стран сказывается на конъюнктуре соответствующих рынков, ведет к обострению конкуренции. Воздействие на мировые рынки развивающиеся страны оказывают также как импортеры готовых изделий. Вместе с тем возрастание их роли как импортеров готовых изделий сдерживается нехваткой платежных средств. Внешняя задолженность развивающихся стран к концу XX века превысила 2 трлн. долл. — гигантской суммы, значительно превышающей годовой объем их экспорта. Научно-технический прогресс, вызывая качественный скачок в развитии производительных сил, во-первых, ускоряет обновление основного капитала в традиционных отраслях экономики. В последние годы происходит сдвиг в пользу средств труда с более короткими сроками службы, существенным энерго- и материалосберегающим эффектом и быстрой окупаемостью. Скорейшее внедрение новейших научно-технических достижений ускоряет оборот основного капитала. Во-вторых, научно-технический прогресс приводит к бурному развитию новых отраслей промышленности (аэрокосмической, электронной, лазерной техники, роботостроения, атомного машиностроения и т.д.). Эти отрасли предъявляют непрерывно растущий спрос на различные средства производства. Таким образом, научно-технический прогресс, способствуя росту производства, прежде всего, за счет выпуска и использования новых, более прогрессивных средств труда, выступает в качестве катализатора процессов, происходящих в процессе воспроизводства. Но на конъюнктуру различных рынков его воздействие проявляется по-разному. На рынках новых, прогрессивных изделий наблюдается опережающий рост производства и международной торговли по сравнению с рынками традиционных товаров, превышение спроса над предложением; конъюнктура же рынков морально устаревших товаров, наоборот, резко ухудшается. Влияние монополий. В современных условиях усиление процессов концентрации производства и капитала привело к росту могущества и влияния монополий, контролю целых отраслей производства, как в масштабе отдельных стран, так и мирового хозяйства в условиях ее глобализации. Высокая степень монополизации многих отраслей экономики создала современным транснациональным компаниям (ТНК) благоприятные условия для воздействия на конъюнктуру большинства товарных рынков, основным рычагом которого является регулирование производства и цен. Современные монополии в кризисные периоды превышения предложения над спросом сокращают объемы производства, приспосабливая предложение к существующему спросу, а цены поддерживают на высоком уровне. Причем, чем выше степень монополизации того или иного рынка, тем больше разрыв между монопольными и немонопольными ценами. Следовательно, под влиянием монополий уменьшается перепроизводство товарной массы и падение цен в начальные периоды кризисов, и в этом смысле монополизация ограничивает амплитуды конъюнктурных колебаний в ходе цикла. Помимо регулирования производства и цен, современные международные монополии имеют еще одно средство воздействия на конъюнктуру товарных рынков — связи со своими зарубежными филиалами. Внутри каждой крупной транснациональной корпорации существует особый, искусственно управляемый рынок. Филиалы корпорации, расположенные в разных странах, покупают и продают друг другу товары, услуги и лицензии, предоставляют кредиты. Такая внутрикорпорационная торговля играет огромную роль в повышении прибыли транснациональных корпораций, позволяя им уклоняться от налогов, государственных запретов и ограничений, осуществлять валютные спекуляции. Однако с точки зрения влияния на конъюнктуру дело не только в этом. Искусственно формируемые пропорции цен, объемов предложения, спроса, которые устанавливаются во взаимной торговле между филиалами одной корпорации, воздействуют на соответствующие пропорции в национальных масштабах. Конъюнктура мировых рынков оказывается под влиянием этих особых, замкнутых рынков. Милитаризация экономики. Состояние и уровень военных расходов оказывают огромное воздействие на общехозяйственную и товарную конъюнктуру. Военная промышленность предъявляет растущий спрос на различные виды сырья, оборудования и материалов (сталь, цветные металлы, каучук, горюче-смазочные материалы, станки, оптические и лазерные приборы, электронные приборы, робототехнику), имеющие военно-стратегическое значение. В результате милитаризации экономики в некоторых отраслях промышленности наблюдается увеличение производства, а на ряде товарных рынков — превышение спроса над предложением, рост курса акций, повышение цен, т.е. улучшение конъюнктуры. Однако эти тенденции характеризуются крайней неустойчивостью, поскольку военное производство носит паразитический характер, т.к. систематическое изъятие из процесса воспроизводства значительной части продукции в форме, непригодной для потребления ни в одной из отраслей экономики, ведет, в конечном счете, к сужению масштабов расширенного воспроизводства, развитию инфляции и ухудшению общехозяйственной конъюнктуры. Воздействие инфляции. Под инфляцией понимают процесс обесценения бумажных денег вследствие их выпуска в обращение в размерах, превышающих потребности товарооборота. Внешне инфляция проявляется в росте цен на товары. Ее воздействие на конъюнктуру противоречиво и зависит от темпов инфляции. Инфляция, развивающаяся сравнительно невысокими темпами, т.н. «ползучая» инфляция (до 2-3% в год), выгодна монополиям, поскольку дает им возможность получать сверхприбыль. Эта добавочная сверхприбыль возникает за счет отставания роста заработной платы от роста цен на товары. Кроме того, в условиях постоянного обесценения денег усиливается стремление перевести их в товарную форму, т.е. купить что-либо, пока накопленные суммы позволяют это сделать. Возникает т.н. «бегство от денег», в результате которого увеличивается спрос, конъюнктура получает стимулы к оживлению. В связи с этим инфляция в некоторой степени выступает как инструмент стимулирования экономики, а расплачиваются за это (путем покупки подорожавших товаров и обесценения сбережений) прежде всего малоимущие слои населения. Однако когда темпы инфляции начинают превышать 10-15% в год, инфляция становится опасной в социальном смысле и разрушительной в экономическом отношении. Снижение покупательной способности населения подрывает спрос, нарушается функционирование кредитной системы (становится опасным давать деньги в долг, поскольку взимаемый процент может не покрыть их обесценивания). Именно поэтому правительства уделяют много сил и средств борьбе с инфляцией. На развитие конъюнктуры оказывают влияние непостоянные нециклические факторы, действующие эпизодически. Сезонность проявляется в неравномерном в течение года поступлении товаров на рынки и в колебаниях по временам года продаж отдельных товаров. Сезонный характер имеет производство большого числа сельскохозяйственных товаров, продуктов рыболовства, лесного хозяйства, консервной и пищевой промышленности, а также сезонное потребление многих товаров. Выражением социальных конфликтов, оказывающих влияние на течение конъюнктуры, являются забастовки. Сокращение производства в период забастовки может вызвать нехватку отдельных товаров на рынках, а забастовки в ключевых отраслях влияют и на состояние общехозяйственной конъюнктуры. К политическим кризисам относятся внутри- и внешнеполитические конфликты, которые могут вызывать приостановку хозяйственной жизни, разрыв экономических связей и т.д. Они отрицательно сказываются на состоянии конъюнктуры соответствующих стран и могут привести к существенным изменениям на мировых товарных рынках. На конъюнктуру рынков влияют и другие проявления внешнеполитической напряженности: ограничение кредитов, эмбарго и прочие санкции. К стихийным бедствиям относятся погодные изменения, определяющие сбор сельскохозяйственной продукции (в т.ч. засухи, заморозки, ураганы, наводнения), а также землетрясения. Такие факторы приводят, как правило, к росту спроса и цен на эти товары на соответствующих рынках, а их последствия могут сказываться на состоянии конъюнктуры в течение нескольких последующих лет. Система показателей изучения конъюнктуры. Состояние конъюнктуры, происходящие в ней изменения в результате воздействия вышеуказанных факторов могут быть оценены количественно с помощью экономических характеристик, к которым относятся показатели сферы материального производства, внутреннего товарооборота и внешней торговли, состояние кредитно-денежной сферы, а также данные об объеме капиталовложений и о портфеле заказов. Показатели сферы материального производства включают данные о добыче полезных ископаемых, урожае сельскохозяйственных культур и промышленном производстве, которые могут быть выражены в абсолютных единицах измерения или с помощью индексов. В абсолютных единицах часто измеряются продукция сельского хозяйства (в млн. т), добыча полезных ископаемых (в млн. т угля, млрд. м3 газа), а также производство отдельных видов промышленной продукции (млн. т стали, млн. шт. автомобилей и т.д.). Индексы, наиболее широко используемые для оценки выпуска промышленной продукции, являются относительными показателями и характеризуют изменение производства данного товара, отрасли или в целом промышленного производства в каком-либо году по сравнению с годом, принятым за базу или точку отсчета. Косвенными показателями, отражающими динамику производства, являются занятость, фонд заработной платы, продолжительность рабочей недели. Если расширение производства связано с привлечением дополнительной рабочей силы, то увеличиваются суммы, затрачиваемые на ее оплату. И наоборот, сокращение объемов производства сопровождается уменьшением занятости (и/или сокращением рабочей недели, фонда заработной платы). Показатели внутреннего товарооборота характеризуют положение на национальных рынках. К их числу относятся данные о розничной и оптовой торговле, платежеспособном спросе населения, движении товарных запасов, внутренних перевозках. Данные о розничной и оптовой торговле — показатели конъюнктуры, используемые в первую очередь при изучении рынков товаров потребительского назначения. При расширении промышленного производства в фазах оживления и подъема растут и обороты внутренней торговли; в фазах кризиса и депрессии производство сокращается, в результате падают и обороты торговли. Следовательно, в ходе цикла воспроизводства показатели розничной и оптовой торговли изменяются параллельно с изменением показателей материального производства. Однако в настоящее время точность данного показателя заметно снижается. Это связано в первую очередь с инфляционными процессами, искажающими реальную картину спроса. Поскольку объемы розничной и оптовой торговли измеряются в стоимостной форме, в последние десятилетия происходит практически постоянный рост объемов торговли даже в периоды кризисных спадов в промышленности. Платежеспособный спрос населения — важнейший расчетный показатель внутреннего товарооборота, он определяется конкретными статистическими показателями: ставками заработной платы, индексами стоимости жизни, а также величиной потребительского кредита. Ставки номинальной заработной платы, широко публикуемые в развитых капиталистических странах, применяются для оценки платежеспособного спроса. Их увеличение потенциально может свидетельствовать о возрастании спроса. Однако в современных условиях одновременно с ростом заработной платы нередко происходит сокращение платежеспособного спроса населения вследствие инфляции, «съедающей» доходы населения. Показателем, отражающим потери населения от инфляции, является индекс стоимости жизни, представляющий относительную (т.е. по сравнению с базисным годом) стоимость набора товаров и услуг, покупаемых в течение года «средней» семьей. Сопоставление динамики ставок заработной платы с индексом стоимости жизни и дает возможность оценить реальное (в отличие от номинального) изменение платежеспособного спроса. Размеры и динамика задолженности населения по потребительскому кредиту также являются одними из показателей платежеспособного спроса. Расширение потребительского кредита (увеличение срока выплат, снижение первого взноса) на некоторое время может искусственно увеличить спрос. Однако впоследствии оно вызывает фактическое сокращение спроса, поскольку покупатель, помимо цены товара, вынужден выплачивать высокие проценты за пользование кредитом. Движение товарных запасов несколько отстает от динамики производства: они достигают максимума в начале кризиса, когда уже началось падение производства, и сокращаются до минимума при переходе из фазы депрессии в фазу оживления, т.е. когда производство уже начинает расширяться. Этот показатель имеет важное значение для оценки состояния конъюнктуры многих рынков сырья и готовых изделий (мелкого стандартного промышленного оборудования и машин потребительского назначения). При этом движение запасов сырья и движение готовых изделий существенно отличаются друг от друга. Прямая связь существует между объемом производства и размерами запасов сырья: расширение производства требует увеличения запасов, при сокращении производства запасы уменьшаются. Движение запасов готовых изделий происходит в направлении, обратном движению промышленного производства в ходе цикла, т.е. при увеличении производства запасы уменьшаются, а при сокращении — растут. В целом увеличение запасов в торговой сети свидетельствует о понижении спроса и ухудшении конъюнктуры. И наоборот, рассасывание запасов говорит о повышении спроса и улучшении конъюнктуры. В качестве косвенного показателя внутреннего товарооборота могут использоваться данные об объемах внутренних перевозок грузов. Сокращение промышленного производства уменьшает потребление сырья и материалов, а также поставки готовых изделий предприятиям оптовой и розничной торговли. В результате уменьшается объем перевозок грузов. Показатели внешней торговли. Все изменения, которые претерпевает экономика страны, находят свое проявление в показателях внешней торговли — объемах экспорта, импорта и товарооборота. Рост промышленного производства, как правило, сопровождается увеличением внешнеторгового оборота, а за падением производства следует сокращение объемов внешней торговли. Вместе с тем наблюдается некоторое отставание динамики внешней торговли от движения производства. Спад или подъем в производстве наступает раньше, чем это отражается в показателях внешней торговли. Такое отставание объясняется большей длительностью выполнения контрактных обязательств во внешней торговле, ростом доли долгосрочных контрактов в международной торговле, а также стремлением компаний развитых стран преодолеть трудности сбыта на внутреннем рынке за счет расширения экспорта. Зачастую начало кризиса в развитых капиталистических странах сопровождается увеличением экспорта при одновременном снижении импорта сырьевых материалов в связи с сокращением объемов производства. Показатели кредитно-денежной сферы имеют важное значение, прежде всего, для оценки общехозяйственной конъюнктуры в стране. К ним относятся курс акций, величина учетного процента, количество банкротств, банковские депозиты и ряд других. Курс акций — цена, по которой покупаются и продаются акции, ценные бумаги, дающие право владельцу на получение дохода. Он прямо пропорционален приносимому размеру дохода, т.н. дивиденду, и обратно пропорционален преобладающей в данное время ставке банковского процента. Помимо конкретных котировок, т.е. курсов акций, покупаемых и продаваемых на фондовых биржах, относительными показателями цены акционерного капитала являются специально рассчитанные индексы. Наиболее часто употребляемый индекс — индекс Доу-Джонса, определяемый на основе данных о ценах акций 30 крупнейших промышленных компаний США. Курс акций является важным показателем, широко используемым при прогнозе конъюнктуры. Повышение курса акции предшествует подъему конъюнктуры, а снижение курса является признаком пессимистической оценки ее перспектив. Динамика курса акций подвержена довольно резким колебаниям и под воздействием различного рода случайных факторов—спекуляций на фондовой бирже, где осуществляется продажа акций, событий во внутриполитической жизни. Движение учетного процента, т.е. цены банковского капитала, — чуткий показатель конъюнктуры. Повышение учетного процента свидетельствует об увеличении спроса на ссудный капитал, что, в свою очередь, отражает будущее расширение инвестиционной деятельности и рост промышленного производства. Снижение учетного процента означает, что экономика находится в депрессивном состоянии. Банкротство — установленная судом неплатежеспособность торгового или промышленного предприятия, т.е. неспособность его погасить свои обязательства из-за отсутствия средств. Обычно волна банкротств охватывает экономику в самом начале фазы кризиса. В современной развитой экономике банкротства часто носят «скрытый» характер, т.е. принимают форму слияний, реорганизаций, поглощений одних фирм другими и т.п. Они имеют вынужденный характер для фирм, оказавшихся в тяжелом финансовом положении, и поэтому, как правило, не отражаются в статистике банкротств, что приводит к искажению реального положения дел. Данные об объеме капиталовложений — один из важнейших показателей конъюнктуры. Их динамика отражает процесс обновления и расширения основного капитала. Капиталовложения определяют масштабы производства и приток заказов на производственное оборудование. Поэтому сведения о них имеют первостепенное значение при оценке будущего состояния конъюнктуры, прежде всего рынка машин и оборудования. Если объем капиталовложений в ту или иную отрасль увеличивается, то спрос на ее продукцию растет и производство расширяется. И наоборот, если капиталовложения сокращаются, следовательно, спрос снижается, что может привести к свертыванию производства. Помимо объемов капиталовложений в отрасль, конъюнктура которой исследуется, не менее важными являются данные о капиталовложениях, направленных в смежные отрасли экономики, прежде всего потребляющие эту продукцию. Например, для прогноза рынка химического оборудования наряду с данными о капиталовложениях в химическое машиностроение необходимо проанализировать происшедшие изменения и оценить будущие инвестиции в химическую, нефтехимическую и другие отрасли экономики. Данные о заказах. Показателями, отражающими положение в промышленности и перспективы ее развития, являются портфель и поступление новых заказов. Портфель заказов — это объем заказов, имеющихся у отдельной фирмы или у всей отрасли на определенную дату (как правило, на конец года), независимо от времени их поступления. Портфель заказов фирмы дает возможность судить о вероятной загрузке ее предприятий в будущем, а данные о величине портфеля заказов всех предприятий отрасли — о перспективах загрузки этой отрасли. Поступление заказов — это объем заказов, полученных фирмой или отраслью за определенный период (за месяц, квартал). Этот показатель чутко реагирует на все изменения спроса и поэтому имеет важное значение для оценки перспектив развития общехозяйственной и товарной конъюнктуры, в первую очередь для нестандартных товаров, изготовляемых по специальным техническим условиям. Увеличение портфеля заказов свидетельствует о повышении спроса, что в будущем найдет проявление в расширении производства. И наоборот, сокращение портфеля заказов — показатель ухудшения конъюнктуры и признак будущего падения производства. Сопоставление ежемесячного поступления новых заказов с ежемесячными отгрузками и продажами дает возможность судить о направлении развития конъюнктуры. Превышение объема поступления заказов над уровнем отгрузок или продаж за соответствующий период свидетельствует об оживлении конъюнктуры и ведет к увеличению портфеля заказов. Если же поступление заказов меньше отгрузок, то портфель «съедается», растет недогрузка производственных мощностей и, следовательно, конъюнктура ухудшается. Данные о заказах являются весьма важным вспомогательным материалом в процессе подготовки и проведения коммерческих переговоров при заключении внешнеторговых сделок. Располагая сведениями, допустим, о снижении портфеля заказов у фирмы, заказчик сможет более эффективно провести переговоры, добиться больших скидок, более льготных условий платежа. Цены играют главную роль при изучении конъюнктуры. Это объясняется, во-первых, тем, что цены выступают в качестве аккумулирующего показателя конъюнктуры. В их движении отражаются изменения многих конъюнктурных показателей — объемов производства, внешней торговли, капиталовложений, курсов акций и т.д. Во-вторых, в практическом отношении это наиболее важный показатель, изучение всех остальных носит в большинстве случаев вспомогательный характер. Методика изучения конъюнктуры — это последовательность действий и совокупность конкретных приемов исследования, позволяющих дать анализ сложившегося положения на рынках и выработать прогноз ближайших перспектив развития конъюнктуры. В практическом плане такое изучение должно дать ответ на вопросы — где, когда и по каким ценам могут быть проданы или куплены интересующие нас товары. Нельзя торговать, не зная, что представляет из себя предмет торговли. Поэтому, прежде чем приступить к изучению конъюнктуры, необходимо составить подробное представление о качественных характеристиках товара. Надо знать, какие отрасли экономики и в каком объеме являются его потребителями, особенности спроса и предложения отдельных видов и сортов товара. При этом следует учитывать, что удельный вес данного товара в общем объеме потребления той или иной отрасли с течением времени может существенно меняться. Эти изменения оказывают непосредственное воздействие на объем производства, торговлю, уровень спроса и движение цен. Основные методические требования к конъюнктурным исследованиям. Диалектически противоречивый характер конъюнктуры обусловливает одновременное существование разнонаправленных тенденций в ее развитии. Чтобы сделать правильные выводы о перспективах развития, при изучении конъюнктуры следует придерживаться следующих общих методических требований. 1. Необходимо учитывать всеобщую взаимосвязь явлений экономической жизни общества. Применительно к исследованию конъюнктуры это означает, что изучение любого товарного рынка нельзя проводить изолированно, вне связи с общехозяйственной конъюнктурой, положением в других отраслях (прежде всего в тех, которые являются потребителями данной продукции и поставщиками исходных материалов). 2. Вместе с тем тенденции на одних рынках нельзя механически переносить на другие, даже смежные рынки. Так, сокращение частных капиталовложений в какой-либо стране может не привести к спаду в машиностроении из-за увеличения экспорта, получения государственных заказов (например, на военную технику). Нельзя также автоматически переносить тенденции в изменении общехозяйственной конъюнктуры на все отраслевые рынки. Как правило, новые, бурно развивающиеся отрасли продолжают увеличивать производство даже в условиях спада в экономике. В то же время «старые» отрасли могут находиться в состоянии длительной депрессии даже в периоды оживления и подъема. 3. Неустойчивость конъюнктуры, отсутствие стабильности на рынках вызывают необходимость обеспечения постоянного и непрерывного наблюдения за рынками. Особенно характерна неустойчивость для рынков тех товаров, на которые сильное воздействие оказывают различного рода случайные факторы — политические кризисы, спекуляции. Так, в биржевой торговле сырьевыми товарами биржевые котировки могут резко меняться в течение одного дня под влиянием спекуляций, событий в международной политической жизни, слухов. 4. Изучение конъюнктуры товарных рынков должно осуществляться в определенной последовательности. Прежде всего, необходимо исследовать основные черты и особенности рынка. Такое изучение представляет собой предварительный этап конъюнктурного исследования. Источниками информации в данном случае служат монографии и статьи, посвященные анализу проблем экономики в целом, ее отдельных отраслей, долгосрочных проблем развития рынков. После того как выяснены основные черты исследуемого рынка, собрана информация о его состоянии, можно перейти к анализу и прогнозу конъюнктуры, которые являются основными этапами конъюнктурного исследования. Анализ конъюнктуры. Цель анализа конъюнктуры — выявление тенденций в движении экономических показателей и нахождение причин происходящих на рынке изменений, т.е. определение факторов, под воздействием которых складывалась конъюнктура в рассматриваемый период. Изучение конъюнктуры производится в следующей последовательности: - анализ производства; - анализ спроса и потребления; - анализ международной торговли; - анализ цен. Анализ производства товара включает рассмотрение показателей, характеризующих объемы производства товара в целом и по основным странам-производителям. Показывается степень загрузки производственных мощностей, а также дается информация о вводе в строй новых мощностей. После того как установлены основные тенденции в движении объемов производства, анализируется воздействие на рынок основных конъюнктурообразующих факторов. Для оценки роли циклического фактора привлекаются данные о состоянии общехозяйственной конъюнктуры. Анализ спроса и потребления товара предполагает учет объемов и динамики мирового спроса и потребления товара в целом и в распределении по основным странам-потребителям. Задача такого анализа — вскрыть основные причины изменения емкости мирового рынка и рынков отдельных стран. С этой целью рассматривают динамику потребления в традиционных отраслях — потребителях товара, а также рост объемов спроса со стороны новых отраслей. Затем анализируются показатели, характеризующие влияние на объем спроса и потребления отдельных конъюнктурообразующих факторов. Важное значение при этом имеет изучение динамики запасов товаров у производителей, потребителей и в товаропроводящей сети. Анализ международной торговли включает изучение динамики мирового экспорта и импорта в целом и по отдельным странам, изменений удельного веса ведущих стран-экспортеров и импортеров в международной торговле. При выявлении роли различных конъюнктурообразующих факторов в развитии международной торговли особое внимание уделяется политике монополий и правительств в области экспорта и импорта, в том числе вопросам таможенной и валютной политики, кредитованию и субсидированию экспорта. Необходимо также учитывать влияние на международную торговлю экспорта капитала, деятельности транснациональных корпораций, изменения в формах и методах торговли. Анализ цен позволяет выявить тенденции в их движении и определить основные факторы, послужившие причиной их изменения, — рост или снижение издержек производства, соотношение спроса и предложения, монополистическое воздействие на цены. Прогноз конъюнктуры. Цель прогноза как важнейшего этапа исследования конъюнктуры заключается в определении наиболее вероятных оценок состояния конъюнктуры в будущем. Экономическое прогнозирование основано на объективно существующей инерционности явлений социально-экономической жизни общества. В настоящее время применяются разнообразные методы прогнозирования конъюнктуры. 1. Методы экспертных оценок основаны на использовании знаний, опыта и интуиции специалистов (экспертов), занимающихся изучением и прогнозированием конъюнктуры. Основная их отличительная черта в разработке оценок вероятного значения конъюнктурных показателей в виде суждений и мнений экспертов. 2. Методы статистической экстраполяции базируются на привлечении статистической информации за прошедший период, представленной в виде так называемых динамических рядов показателей. Выявленные тенденции изменения того или иного показателя продлеваются (экстраполируются) на перспективу, и, таким образом, выявляются прогнозные значения показателей конъюнктуры. 3. Методы экономико-математического моделирования предусматривают создание моделей, выражающих функциональные или корреляционные зависимости между конъюнктурными показателями данного рынка. 4. Комбинированные методы представляют собой различные сочетания методов экстраполяции с методами экспертных оценок или экономико-математического моделирования. Они являются оптимальными вариантами методов прогнозирования конъюнктуры товарных рынков. Прогноз конъюнктуры предполагает оценки перспектив развития общехозяйственной конъюнктуры, потребления, производства, развития международной торговли, движения цен. При прогнозе общехозяйственной конъюнктуры главным становится определение вероятности перехода экономики из одной фазы цикла в другую. Ответ на него должна дать динамика основных экономических показателей: валового национального продукта (ВНП), национального дохода, объема производства. Решающее значение имеет оценка движения прогнозных показателей конъюнктуры, таких как курс акций, поступление новых заказов, данные о капиталовложениях, динамика банкротств. Оценка перспектив развития потребления товара основывается в первую очередь на предполагаемых изменениях платежеспособного спроса населения для товаров потребительского назначения или капиталовложений для товаров производственного назначения, направляемых в те отрасли, конъюнктура которых исследуется. Прогноз развития международной торговли во многом определяется перспективами развития производства. Увеличение производства ведет к росту потребности в сырьевых материалах, а также экспорта и импорта готовой продукции. При оценке перспектив развития международной торговли целесообразно привлекать данные о состоянии платежных балансов, движении международного кредита, политике отдельных стран в области регулирования экспорта и импорта. Прогноз движения цен включает оценку динамики цен на основные составляющие издержек производства, объемов спроса и предложения, а также учет последствий других событий на рынке (усиление монополизации, конкуренции на мировых рынках, регулирующие меры государства) и дает возможность определить вероятный уровень цен на том или ином рынке. Контрольные задания и вопросы: 1. Дайте характеристику понятия «мировой рынок». 2. Какие существуют теоретические отличия между национальным рынком и мировым рынком? 3. Какова структура мирового рынка? 4. Что такое конъюнктура мирового рынка? 5. Какие факторы влияют на конъюнктуру мирового рынка? 6. Дайте характеристику основным внешним условиям развития мирового рынка. 7. Что относится к показателям оценки конъюнктуры мирового рынка? 8. Охарактеризуйте систему показателей изучения конъюнктуры мирового рынка. 9. Что включает в себя методика изучения конъюнктуры мирового рынка?
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 836; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |