КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Й учебный вопрос: Роль ГАТТ/ВТО в регулировании международной торговли. Внешняя торговля России
Практика регулирования внешнеторговых связей.Поступательное развитие внешнеторговых контактов тесно связано с мероприятиями государства по регулированию экспорта и импорта для успешного развития национальной экономики. С позиций теории сравнительных издержек представляется более рациональным осуществление свободной торговли, не ограничиваемой какими-либо протекционистскими барьерами. Поэтому сторонники свободной торговли обычно отмечают способность не регулируемого государством рынка обеспечить выбор наиболее эффективных вариантов международного разделения труда и повысить на этой основе уровень жизни населения стран-участниц. Приверженцы протекционистских мер, со своей стороны, обычно указывают на их необходимость для защиты интересов молодой национальной промышленности, обеспечения занятости населения, его высокого жизненного уровня и т. д. На практике внешнеторговая политика государств отличается известным разнообразием, сочетая в себе элементы протекционизма и либерализации. Так, на протяжении трех столетий (конец ХV-ХVIII в.) наиболее популярной экономической доктриной и основой хозяйственной политики буржуазных стран оставался меркантилизм. Считая, что общественное богатство заключается в деньгах (драгоценных металлах), меркантилисты рассматривали внешнюю торговлю как важнейший источник их поступления для стран, не добывающих драгоценные металлы. Для превышения поступления золота из-за границы над его оттоком из страны допускалось использование жестких протекционистских мер по стимулированию экспорта (реэкспорта), сдерживанию импорта путем введения высоких ввозных пошлин, государственной монополии на куплю-продажу определенных видов товаров и т. д. Выгода от внешней торговли связывалась с получением государством, проводящим протекционистскую политику, преимуществ за счет других стран. Тем не менее, активная протекционистская политика отдельных стран неизбежно вызывала аналогичную реакцию зарубежных контрагентов, что вело к свертыванию внешней торговли. Поэтому интенсивное развитие внешнеэкономической деятельности в условиях промышленного переворота и перехода к крупному машинному производству стимулировало появление в конце XVIII в. сначала в виде научной теории, а в XIX в. как официальной экономической политики Англии принципа «свободной торговли» (фритредерства). Обоснованием фритредерства стала теория сравнительных издержек, разработанная А. Смитом и Д. Рикардо. Экономическое лидерство Великобритании в конце XVIII - середине XIX вв. сделало ненужным использование протекционистских мер защиты ее национальной экономики. В то же время повышение внешнеторговой активности Англии стало действенным средством завоевания новых рынков сбыта для английской промышленности. Напротив, в экономически менее развитых странах (Германия, США) обрела популярность идеология протекционизма. Следует иметь в виду, что экономическая мысль и хозяйственная практика XIX — середины XX вв. развивались в остром противоборстве принципов свободной торговли и протекционизма. При доминировании в целом фритредерских взглядов в отдельные периоды наблюдались оживление и эволюционное развитие протекционистских доктрин. Факторами, обусловившими возрождение протекционизма в его крайних формах - теориях хозяйственной автаркии (политика хозяйственного обособления отдельной страны), стали кризис 1929-1933 гг., а также первая и вторая мировые войны. Понятно, что в этих условиях высокая степень вовлечения страны в мирохозяйственные связи стала рассматриваться некоторыми представителями науки и практики как фактор, усиливающий кризисные явления и в целом тормозящий национальное развитие. Но в период после второй мировой войны произошло окончательное закрепление в качестве основного фритредерского направления, что, в частности, нашло свое выражение в появлении теории «открытой экономики» и отсутствии активных защитников идеи протекционистского развития. В современной научной литературе приоритет отдается подходу, рассматривающему национальное хозяйство в качестве «открытой экономики», причем активно ориентируемой в своем развитии на мировой рынок. Тем не менее, это не означает необходимость полного отказа от регулирования международных экономических отношений в интересах национального развития. Совокупность мер, используемых государством или группой государств в данной сфере и представляет собой его (их) внешнеторговую политику. На современном этапе развития МЭО государства могут придерживаться: - политики свободной торговли, открывающей внутренний рынок для иностранной конкуренции; - торговой политики протекционизма, защищающей внутренний рынок от иностранной конкуренции; - умеренной торговой политики, в каких-то пропорциях сочетающей элементы свободной торговли и протекционизма. Современная система протекционистских мер, направленная на создание национальным производителям наиболее благоприятных условий на внутреннем и внешнем рынках, охватывает различные направления. В числе наиболее весомых следует назвать такие меры, как: (1) таможенное обложение (тарифные барьеры), предполагающее использование покровительственных пошлин для затруднения ввоза в страну или, реже, вывоза из нее определенных видов продукции. Для облегчения национальным производителям конкуренции с иностранными фирмами, как правило, устанавливаются высокие таможенные пошлины при импорте готовой продукции и полуфабрикатов, особенно предметов роскоши, а более низкие - при импорте сырья и материалов; (2) нетарифные барьеры, которые представляют собой совокупность прямых или косвенных (непрямых) ограничений внешнеэкономической деятельности с помощью разветвленной системы экономических, политических и административных методов. Существенную роль в системе протекционистских мер играют и (3) средства государственного стимулирования экспорта. В современных условиях сформировалась и активно действует система многообразных финансовых льгот, предоставляемых национальным экспортерам дня повышения их конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынке. К ним можно отнести, во-первых, прямые дотации экспортерам в виде экспортных премий, выплаты разницы стоимости услуг по транспортировке грузов национальных и иностранных переводчиков и т. д.; во-вторых, выдачу на льготных условиях экспортных кредитов, государственное страхование и предоставление гарантий при осуществлении внешнеэкономических операций со странами с нестабильным политическим режимом, налоговых льгот и т. п. Следует также отметить, что государство берет на себя значительную часть расходов по обучению кадров, исследованию конъюнктуры мирового рынка, защите интересов национальных экспортеров и импортеров за рубежом, а также обеспечению необходимых политических условий их деятельности на внешнем рынке. Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях – при экспорте из данной страны. Таможенная пошлина – государственный денежный налог, взимаемый с провозимых через границу данной страны товаров, имущества, ценностей. Виды пошлин: А. По товарному обращению: 1. Ввозная (импортная) – используется наиболее часто. 2. Вывозная (экспортная). 3. Провозная (транзитная) Б. По основе начисления: 1. Адвалорная – взимается в процентах к таможенной стоимости облагаемого товара (наиболее используемая). 2. Специфическая – взимается в установленном размере за единицу облагаемого товара – массы, количества, площади, объема. Например: на основании массы, подлежащей таможенному обложению (кофе, табак); на основании длины в метрах (игровые фильмы); на основании количества в литрах (вино, коньяк). 3. Комбинированная – сочетает оба вида таможенного обложения. Она устанавливается в зависимости от стоимости, но с учетом фиксированной величины за единицу товара. В. По происхождению: 1. Автономная – пошлина, устанавливаемая на основании односторонних решений органов государственной власти страны. 2. Договорная (конвенционная) – пошлина, устанавливаемая на базе двустороннего или многостороннего торгового договора (соглашения). Она распространяется только на те товары, которые оговорены в документе. 3. Преференциальная – льготная пошлина, вводимая в пониженных размерах для поощрения импорта определенных товаров из конкретных стран (для стран-членов интеграционных группировок). Г. по характеру применения: 1. Специальная – пошлина, применяемая, во-первых, в качестве защитной меры, во-вторых, как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств или их союзов. 2. Компенсационная – пошлина, накладываемая на ввоз тех товаров, при производстве которых использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению их производства. 3. Антидемпинговая – пошлина, устанавливаемая для выравнивания цен на ввозимые товары до уровня, признанного нормальным. В результате многосторонних переговоров достигнуто уменьшение тарифных препятствий, но вместе с этим возросло значение нетарифных торговых барьеров. Наибольшее распространение в современной практике межгосударственного обмена получило квотирование (контингентирование). Оно означает ограничение экспортных и/или импортных поставок количеством товаров или их суммарной стоимостью на установленный период времени. Выделяются квоты: общие, определяемые для государственных нужд; естественные, связанные с ограниченностью пропускных способностей нефтепроводов, терминалов в портах и т.д.; исключительные, вводимые в особых случаях, связанных с обеспечением национальной безопасности государства, защитой внутреннего рынка, выполнением международных обязательств. Тарифная квота (контингент) представляет собой разрешение на ввоз в страну определенного количества товара беспошлинно или по пониженным ставкам, товары, ввозимые сверх данного лимита, облагаются таможенными пошлинами по обычным ставкам. Кроме квотирования распространение получила и другая форма нетарифных барьеров – лицензирование. Оно представляет собой ограничение в виде получения права или разрешения (лицензии) от уполномоченных на то государственных органов на совершение конкретных экспортных и/или импортных операций. В самой лицензии может устанавливаться порядок ввоза или вывоза товаров. Лицензия также может содержать разрешение на ввоз (вывоз) определенного объема товара – в этом случае лицензирование тесно связано с квотированием. Основными видами лицензий являются: генеральная, по которой разрешается беспрепятственный ввоз или вывоз товара, включенного в соответствующий список, в течение определенного периода; разовая, которая выдается как индивидуальное разрешение на одну торговую операцию с конкретным видом товара. Государство выдает ограниченное количество лицензий, разрешающих экспорт или импорт, и запрещает нелицензированную торговлю. Лицензирование применяется на определенные периоды времени по конкретным товарам, включенным в перечень продукции общегосударственного назначения, а также по отдельным странам и группам стран в тех случаях, когда этого требует состояние платежных отношений или иные экономические и политические условия. К методам прямых ограничений может быть также отнесено использование государственной монополии как исключительного права государственных органов или уполномоченных ими частных фирм на осуществление определенных видов производственной и внешнеэкономической деятельности. Косвенные ограничения, в отличие от прямых, непосредственно не связаны с запретом на осуществление внешнеэкономической деятельности или уменьшением ее объема. Вместе с тем, они зачастую оказываются не менее эффективным средством протекционистской защиты национальных производителей, чем таможенное обложение. Важное место в структуре косвенных ограничений занимают национальная налоговая система и национальные стандарты. Несоблюдение стандартов страны может служить поводом к запрету ввода импортной продукции и ее реализации на внутреннем рынке. Соответственно налоговая система большинства развитых стран строится таким образом, чтобы создать преимущества для покупателей и пользователей национальной продукции (система регистрационных сборов, и т. д.). Подобным образом система национальных транспортных тарифов нередко создает преимущества в оплате перевозки грузов экспортерам по сравнению с импортерами. Кроме того, могут использоваться также другие формы косвенных ограничений - закрытие для иностранцев отдельных портов и железнодорожных станций, предписание об использовании при производстве продукции определенной доли национального сырья, запрет приобретения государственными организациями импортных товаров при наличии национальных аналогов и т.д. При характеристике направлений и инструментов внешнеэкономической политики следует учитывать постоянное изменение их роли в регулировании международных экономических отношений. Так, в послевоенный период происходило относительное снижение роли тарифных барьеров. Прежде всего, оно было связано с формированием рыночных экономических группировок типа «общий рынок», в рамках которых происходило устранение или значительное уменьшение внутренних таможенных барьеров, сокращение количественных ограничений и выработка единой таможенной политики в отношении третьих стран. Многостороннее регулирование международной торговли, прежде всего в плане снижения таможенных барьеров, осуществлялось в послевоенный период прежде всего по линии Генерального соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ) (1947 г.) и его преемника - Всемирной торговой организации (ВТО). 1995 г. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) как крупнейшая международная организация, регулирующая таможенно-тарифные вопросы мировой торговли, была создана в Женеве в 1947 году. Это было время, когда США, укрепив свою экономику после второй мировой войны, выступили за создание стабильных правил международной торговли, обеспечивающих возможность поступательного развития мирового товарооборота. Поэтому на основе американских предложений был разработан проект устава Международной торговой организации (МТО), центральная задача которой заключалась в том, чтобы обеспечить регулирование мировой торговли и постепенно либерализовать ее. Но Устав МТО, принятый в Гаване, так и не был ратифицирован странами-участницами; вместо него в действие вступило многостороннее соглашение об основных нормах таможенной политики (Генеральное соглашение по тарифам и торговле), созданное на основе несколько скорректированных американских предложений оно проводило в качестве главной идеи свободу торговли, т.е. равенство всех участвующих сторон. Эта идея конкретизировалась в нескольких положениях. Первое и важнейшее положение, принявшее форму «режима наибольшего благоприятствования», представляет собой тезис о необходимости соблюдения равенства и недискриминации всех участников внешней торговли. Это центральное положение формулируется как обязательство стран-участниц устанавливать на взаимно поставляемые товары пошлины не выше тех, которые были установлены по отношению к любой третьей стороне. Этот декларируемый тезис, однако, допускает исключения в случаях создания специальных экономических (интеграционных) группировок. Такие исключения предоставлялись в момент создания ГАТТ странам-колониям, связанным с метрополиями особыми соглашениями. В настоящее время, однако, основная масса исключений из этого положения приходится на интеграционные группировки: Европейский Союз, Европейскую Ассоциацию свободной торговли, латиноамериканские, североамериканские и другие региональные интеграционные группировки, а также ассоциированные с ними страны. Особо оговорено предоставление развивающимся странам права пользоваться преференциальным таможенным режимом на односторонней основе, то есть без взаимного снижения пошлин на товары, импортируемые из развитых стран. Следующий (второй) основополагающий принцип касается признания правомочности применения средств внешнеторгового регулирования. ГАТТ признает пошлины в качестве единственного приемлемого средства. Все остальные формы и методы применяться не должны, а в тех случаях, когда их применение и осуществляется, это должно носить временный характер и обосновываться исключительными обстоятельствами. При этом ГАТТ не рекомендует странам-участницам использовать квоты, а также экспортные или импортные лицензии. (Однако в тексте ГАТТ содержится перечень исключений, когда введение количественных ограничений становится приемлемым и возможным.) Основное значение в деятельности ГАТТ имела задача сокращения таможенных пошлин в 1945-1947 гг. средняя величина таможенных пошлин в развитых странах составляла 40-60%, а по некоторым товарам (например, химическим) достигала 70—90%. Постоянная активная работа по снижению таможенных барьеров позволила сократить их величину до 3-5% к концу 80-х годов. Негативным является отношение ГАТТ к таким мерам госрегулирования, как стимулирование производства с помощью налоговых льгот, программ регионального развития и помощи и т. д. Эти меры не допускаются к использованию в тех случаях, когда это ведет к дискриминации стран-участниц соглашения. Третий важнейший аспект деятельности ГАТТ касается принципов принятия решений и действий. Это - отказ от односторонних действий в пользу переговоров и консультаций. Страны-участницы берут на себя обязательство не осуществлять односторонние действия, связанные с ограничением свободы торговли; все решения принимаются только в рамках взаимных торговых переговоров. Текущая деятельность ГАТТ состояла в проведении многосторонних встреч-раундов, во время которых обсуждаются внесенные на повестку дня вопросы, связанные с регулированием внешней торговли стран-участниц. Всего с момента создания и по настоящее время в рамках ГАТТ было проведено восемь таких раундов. Нижеприведенные данные таблицы 1 показывают время и место проведения раундов, так же, как и перечень обсуждавшихся на этих переговорах проблем. Таблица 1 Переговорные конференции в рамках ГАТТ (1947-1994 гг.)
Всемирная торговая организация (ВТО). В 1994 г. после 40 лет работы ГАТТ страны-члены этой организации заключили договор о создании на базе ГАТТ Всемирной торговой организации. ВТО, преемница ГАТТ, начала свою деятельность с января 1995 г. В середине декабря 1996 г. в Сингапуре состоялась ее первая Министерская конференция, которая является высшим органом этой влиятельной международной организации. Проведенный форум подвел итог двухлетней деятельности организации и определил приоритетные пути ее развития на ближайшую и среднесрочную перспективу, включая решение проблем, связанных с выполнением ранее достигнутых соглашений. На конференции были затронуты новые области деятельности ВТО, которые пока не входят в сферу ее компетенции, а также намечены стратегические направления эволюции всей системы мировой торговли. На современном этапе ВТО призвана регулировать экономические взаимоотношения стран-участниц на основе пакета соглашений так называемого Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). ВТО функционирует во многом, так же как и ГАТТ, но осуществляет надзор за более широким спектром торгово-политических соглашений и имеет гораздо больше полномочий благодаря совершенствованию ряда процедур принятия решений. Центральная задача ВТО - либерализация мировой торговли путем последовательного сокращения уровня импортных пошлин, а также устранения различных нетарифных барьеров. В своей деятельности она исходит из того, что расширение международного обмена позволит наиболее оптимально использовать мировые ресурсы, обеспечит стабильность экономического развития всех стран и сохранение окружающей среды. Страны - члены ВТО принимают на себя обязательство выполнять 18 соглашений и юридических инструментов, объединенных термином «многосторонние торговые соглашения». Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами. Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет примерно 50 правовых документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему: I. Многосторонние соглашения по торговле товарами; II. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС); III. Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности; IV. Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров; V. Механизм обзора торговой политики; VI. Многосторонние соглашения с ограниченным участием, то есть обязательные только для присоединившихся членов ВТО: по торговле гражданской авиатехникой, правительственным закупкам, молочным продуктам и по говядине. На середину ноября 1996 г. полноправными участниками ВТО являлись 125 стран, причем только Эквадор стал новым членом, а остальные имеют статус страны-учредителя. К 2003 г. членами ВТО были 146 государств, 30 имели статус наблюдателя и находились на разных стадиях процесса присоединения к ВТО. На 13 октября 2004 г. членами организации стали уже 148 стран. При этом одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда (с их последующей ратификацией законодательным органом данной присоединяющейся страны). Также статус наблюдателя имеют несколько десятков организаций, в том числе МВФ, Всемирный банк, ОЭСР, различные подразделения ООН, региональные группировки, товарные организации. Заявки на вступление в ВТО рассматривают по сложной процедуре. На практике она нередко сопровождается многолетними нелегкими переговорами и состоит из трех этапов: 1) подача заявки о намерении страны вступить в ВТО и представление детализированного Меморандума о торговом режиме страны-заявителя; 2) изучение и оценка представленного Меморандума странами-членами ВТО, прежде всего, аспектов торговой политики страны-заявителя; 3) переговоры между страной-заявителем и странами-членами ВТО относительно условий и времени вступления страны-заявителя. Примечательно, что процесс выступления страны в ВТО охватывает как многосторонние переговоры между страной-заявителем и специально сформированным для этих целей комитетом ВТО, так и двусторонние переговоры этой страны с членами ВТО, которые имеют наиболее ярко выраженные торговые интересы в стране-заявителе. В 1996 – 1998 гг. состоялись две конференции ВТО на министерском уровне, каждая из которых стала определенной вехой в деятельности организации. Первая министерская конференция стран-членов ВТО состоялась в декабре 1996 г. в Сингапуре (Россия участвовала в ее работе в статусе наблюдателя). На этой конференции были определены важнейшие направления и масштабы деятельности ВТО и перспективы регулирования международной торговли в XXI в. Вторая министерская конференция прошла в мае 1998 г. в Женеве и была посвящена полувековому юбилею ГАТТ/ВТО. В конференции приняли участие не только министры, но и главы ряда государств. Важной стороной деятельности ВТО является решение спорных вопросов взаимной торговли ее членов. Большинство жалоб связано с новым «протекционизмом» и отражает существующие внутри ВТО противоречия между США и ЕС, США и Японией, а также индустриальных государств и развивающихся стран. В жалобах поднимаются экологические вопросы и затрагиваются политические аспекты международной торговли. Внешняя торговля России. Рыночные принципы все активнее внедряются в хозяйственную жизнь России, страна становится более открытой для своих зарубежных партнеров. Организация внешней торговли, ее структура и динамика во многом характеризуют состояние развития национальной экономики, ее проблемы и перспективы развития, степень влияния на мирохозяйственные связи. Несмотря на то, что роль внешней торговли в экономике России имеет тенденцию к повышению, доля самой России в мировом экспорте и импорте в последние годы колеблется соответственно вокруг 1,5 - 1,2 %. Доля внешней торговли в валовом внутреннем продукте страны не достигает 25 %, что значительно меньше, чем в развитых европейских странах. Все более значительную роль в российской внешней торговле играют развитые страны. Хотя Россия традиционно «привязана» к экономике стран СНГ, ее внешнеторговая ориентация - на стороне стран ЕС, Северной Америки, и других стран с развитой рыночной экономикой. Преимущественными торговыми партнерами России как по экспорту, так и по импорту являются страны, входящие в ОЭСР, на которые приходится более 1/3 российского торгового оборота. Роль стран СНГ географически остается важной, но экономически не отличается стабильностью. Между тем, с точки зрения стратегической перспективы сохранение ближайших соседей в качестве важнейших партнеров не может не играть важного стабилизирующего фактора как для России, так и для самих стран СНГ. Даже укрупненные статьи экспорта и импорта показывают, что пока включение России в мировую экономику проходит по энерго-сырьевому сценарию. Подобная страновая ориентация во многом определяется содержательной стороной экспортно-импортных операций. В последние годы на мировой рынок поставляется свыше 40 % добываемой в стране нефти, более 30 % природного газа, около 30 % нефтепродуктов, более 35 % минеральных удобрений, не менее 25 % круглого леса, свыше 60 % фанеры. В то же время образовалась устойчивая зависимость российского внутреннего рынка от импорта продовольствия и ряда других товаров. Так, импортируемое мясо покрывает около 60 % внутреннего спроса, масло сливочное - около 50 %, масло растительное -около 30 %. Почти полностью «захватили» российский внутренний рынок импортные телевизоры, видеомагнитофоны, холодильники, персональные компьютеры, множительная и копировальные техника, другие сложные бытовые приборы. В результате по многим товарным позициям внешняя торговля России превратилась в улицу «с односторонним движением». Обстоятельства таковы, что в текущий период трудно ожидать изменений в структуре и направленности внешней торговли, хотя кризис финансовой системы, резко обострившийся во второй половине 1998 г., вызвал значительное сокращение импорта, что неизбежно обострило структурные диспропорции в экономике вообще и личном потреблении граждан в частности. С содержательной стороны внешнеторговый оборот является одним из факторов как национальной конкурентоспособности, так и национальной экономической безопасности. Топливно-сырьевая направленность российского экспорта определяет значительную зависимость торгового и платежного балансов страны и ее внешнеэкономические позиции от конъюнктурных колебаний цен на сырье и топливо на мировых рынках.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 894; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |