Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Крупнейшие импортеры услуг среди государств мира в 1998 г




Крупнейшие экспортеры услуг среди государств мира в 1998 г.

Страна Экспорт
в млрд. дол. США в % от мирового итога
1.США   18,1
2. Великобритания   7,7
3. Франция   6,1
4. Германия   5,9
5. Италия   5,4
6. Япония   4,7
7. Нидерланды   3,7
8. Испания   3,7
9. Бельгия-Люксембург   2,7
10. Гонконг, Китай   2,6
11. Австрия   2,4
12. Канада   2,2
13. Швейцария   2,0
14. Республика Корея   1,8
15. Китай   1,8
16. Турция   1,7
17. Сингапур   1,4
18. Швеция   1,4
19. Тайвань   1,4
20. Австралия   1,3
       

Таблица 4

Страна Импорт
в млрд. дол. США в % от мирового итога
1.США   12,5
2. Германия   9,4
3. Япония   8,5
4. Великобритания   5,9
5. Италия   5,4
6. Франция   4,9
7. Нидерланды   3,5
8. Канада   2,7
9. Бельгия-Люксембург   2,6
10. Австрия   2,2
11. Китай   2,2
12. Испания   2,1
13. Тайвань   1,8
14. Республика Корея   1,8
15. Гонконг, Китай   1,8
16. Швеция   1,6
17. Бразилия   1,5
18. Ирландия   1,4
19. Сингапур   1,4
20. Россия   1,4

Для многих компаний развитых капиталистических стран все большее значение приобретает производство услуг в своих зарубежных филиалах. В сфере услуг размещено 40% иностранных прямых инвестиций в мире. Так, американские ТНК производят за рубежом услуг на сумму, примерно в два раза превышающую весь экспорт услуг из этой страны. Да и в этом экспорте доля американских ТНК составляет около 1/2.

Постепенно возрастает роль в международной торговле некоторыми видами услуг и ряда развивающихся стран, хотя в целом их позиции оста­ются слабыми из-за недостаточного развития сферы услуг в большинстве из них, низкой концентрации капитала. Крупными экспортерами услуг в этой группе государств являются: Республика Корея - в области инженер­но-консультационных и строительных услуг, Мексика - туристических, Сингапур - финансовых и др.

Доля стран с переходной экономикой в мировом вывозе услуг не­велика. В настоящее время они выступают на мировом рынке главным образом как импортеры услуг. В частности, Россия в 1998 г. по импорту ус­луг находилась на 20-м месте в мире. В ближайшее время вряд ли следует ожидать значительного роста экспорта услуг из стран с переходной эконо­микой, поскольку в них слабо развиты очень многие отрасли этой сферы. Когда же они со временем получат развитие, то будут, по-видимому, нацелены, прежде всего, на покрытие внутреннего неудовлетворенного спроса.

Регламентация международной торговли услугами. В связи с тем, что в мировом экспорте услуг лидирующая роль принадлежит США, американцы выступили инициаторами переговоров о международной регламентации торговли услугами в рамках Уругвайского раунда ГАТТ. В идеале, США стремятся приравнять условия торговли услугами к торговле товарами и обеспечить в данной области режим свободной конкуренции. При этом США сталкиваются с возражениями со стороны таких стран, как Бразилия и Индия, а из числа развитых стран — Франции. Развивающиеся страны опасаются, что свободная конкуренция может привести к замещению национального производства стратегически важных услуг, таких как телекоммуникации и программное обеспечение, импортом, что приведет в результате к утрате конкурентоспособности в целом ряде отраслей национальной экономики.

Учитывая серьезную оппозицию либерализации торговли услугами, можно понять, почему прогресс на переговорах в рамках Уругвайского раунда ГАТТ оказался незначительным. Только 88 стран из 117 стран-участников раунда поддержали в более или менее полном виде итоговое соглашение 1993 г. о применении процедур ГАТТ в отношении сферы услуг.

В 1994 г. в рамках ВТО была предпринята попытка создания специального форума для разрешения противоречий, накопленных между странами в области торговли услугами, а именно — подписано Генеральное соглашение по торговле услугами (General Agreement on Trade in Services, GATS). В отличие от ГАТТ, новое соглашение не накладывает на страны-члены каких-либо жестких требований. Страны-участницы GATS самостоятельно принимают решения, на какие сектора сферы услуг распространять принятые решения и рекомендации. Это объясняется, прежде всего, тем, что многие отрасли сферы услуг (образование, здравоохранение, охрана среды) относятся полностью либо в значительной части к общественному сектору, и возможность применения международных норм и требований в данной области, равно как и допущение иностранной конкуренции, очень болезненно воспринимаются общественным мнением.

Начиная с января 2000 г., более 140 стран-участников приступили к новому этапу переговоров в рамках GATS. Одна из основных технических проблем, которую необходимо разрешить для успешного проведения переговоров, — это разработка адекватного статистического u1080 инструментария, позволяющего более точно ценить масштабы и динамику международной торговли услугами.

Препятствия для развития торговли услугами. Главными препятствиями на пути развития международной торговли услугами являются рестрикционная политика правительств, а также сам характер услуги как товара, ее неотделимость от производителя. Так как оказание услуг за рубежом связано с перемещением людей, национальные правительства, по-видимому, всегда будут регламентировать этот процесс с помощью иммиграционной, визовой и таможенной политики. Очень часто препятствиями на пути экспорта услуг также становятся языковые барьеры и межкультурные противоречия.

По мнению Samiee (1999), развитие международной торговли товарами наталкивается на следующие ограничения:

• недостаток полной и надежной информации о многих секторах услуг;

• протекционизм правительств по отношению к национальным производителям услуг;

• вовлечение наиболее забюрократизированных правительственных служб, таких как иммиграционный департамент и служба занятости, в процесс международного движения услуг;

• ограничения на свободу информационных потоков и регулирования телекоммуникаций;

• отсутствие согласованных правил бухгалтерского учета по отношению к «невидимым» активам.

Рассматривая вопрос о политике национальных правительств в отношении экспорта и импорта услуг, Lovelock (1999) перечисляет следующие ограничительные меры:

• ограничения на собственность нерезидентов. Даже США, наиболее либерально относящиеся к торговле услугами, практикуют ограничения на иностранное участие в таких секторах, как транспорт, финансовые услуги, здравоохранение;

• протекционизм по отношению к национальным производителям;

• ограничения, накладываемые местным трудовым законодательством и правилами лицензирования профессий;

• неравноправное положение национальных и иностранных налогоплательщиков, ставящее импортера услуг в невыгодное или прямо убыточное положение;

• лицензирование некоторых видов услуг на национальном рынке ставит потенциальных импортеров перед неразрешимыми задачами;

• контроль печатной продукции и местная цензура, существующие на местном рынке в силу политических или социальных условий, распространяются также и на нерезидентов;

• деятельность групп влияния, лоббирующих интересы местных производителей;

• деятельность политических партий и групп, предотвращающих проявления засилья иностранной культуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.