КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Крупнейшие импортеры услуг среди государств мира в 1998 г
Крупнейшие экспортеры услуг среди государств мира в 1998 г.
Таблица 4
Для многих компаний развитых капиталистических стран все большее значение приобретает производство услуг в своих зарубежных филиалах. В сфере услуг размещено 40% иностранных прямых инвестиций в мире. Так, американские ТНК производят за рубежом услуг на сумму, примерно в два раза превышающую весь экспорт услуг из этой страны. Да и в этом экспорте доля американских ТНК составляет около 1/2. Постепенно возрастает роль в международной торговле некоторыми видами услуг и ряда развивающихся стран, хотя в целом их позиции остаются слабыми из-за недостаточного развития сферы услуг в большинстве из них, низкой концентрации капитала. Крупными экспортерами услуг в этой группе государств являются: Республика Корея - в области инженерно-консультационных и строительных услуг, Мексика - туристических, Сингапур - финансовых и др. Доля стран с переходной экономикой в мировом вывозе услуг невелика. В настоящее время они выступают на мировом рынке главным образом как импортеры услуг. В частности, Россия в 1998 г. по импорту услуг находилась на 20-м месте в мире. В ближайшее время вряд ли следует ожидать значительного роста экспорта услуг из стран с переходной экономикой, поскольку в них слабо развиты очень многие отрасли этой сферы. Когда же они со временем получат развитие, то будут, по-видимому, нацелены, прежде всего, на покрытие внутреннего неудовлетворенного спроса. Регламентация международной торговли услугами. В связи с тем, что в мировом экспорте услуг лидирующая роль принадлежит США, американцы выступили инициаторами переговоров о международной регламентации торговли услугами в рамках Уругвайского раунда ГАТТ. В идеале, США стремятся приравнять условия торговли услугами к торговле товарами и обеспечить в данной области режим свободной конкуренции. При этом США сталкиваются с возражениями со стороны таких стран, как Бразилия и Индия, а из числа развитых стран — Франции. Развивающиеся страны опасаются, что свободная конкуренция может привести к замещению национального производства стратегически важных услуг, таких как телекоммуникации и программное обеспечение, импортом, что приведет в результате к утрате конкурентоспособности в целом ряде отраслей национальной экономики. Учитывая серьезную оппозицию либерализации торговли услугами, можно понять, почему прогресс на переговорах в рамках Уругвайского раунда ГАТТ оказался незначительным. Только 88 стран из 117 стран-участников раунда поддержали в более или менее полном виде итоговое соглашение 1993 г. о применении процедур ГАТТ в отношении сферы услуг. В 1994 г. в рамках ВТО была предпринята попытка создания специального форума для разрешения противоречий, накопленных между странами в области торговли услугами, а именно — подписано Генеральное соглашение по торговле услугами (General Agreement on Trade in Services, GATS). В отличие от ГАТТ, новое соглашение не накладывает на страны-члены каких-либо жестких требований. Страны-участницы GATS самостоятельно принимают решения, на какие сектора сферы услуг распространять принятые решения и рекомендации. Это объясняется, прежде всего, тем, что многие отрасли сферы услуг (образование, здравоохранение, охрана среды) относятся полностью либо в значительной части к общественному сектору, и возможность применения международных норм и требований в данной области, равно как и допущение иностранной конкуренции, очень болезненно воспринимаются общественным мнением. Начиная с января 2000 г., более 140 стран-участников приступили к новому этапу переговоров в рамках GATS. Одна из основных технических проблем, которую необходимо разрешить для успешного проведения переговоров, — это разработка адекватного статистического u1080 инструментария, позволяющего более точно ценить масштабы и динамику международной торговли услугами. Препятствия для развития торговли услугами. Главными препятствиями на пути развития международной торговли услугами являются рестрикционная политика правительств, а также сам характер услуги как товара, ее неотделимость от производителя. Так как оказание услуг за рубежом связано с перемещением людей, национальные правительства, по-видимому, всегда будут регламентировать этот процесс с помощью иммиграционной, визовой и таможенной политики. Очень часто препятствиями на пути экспорта услуг также становятся языковые барьеры и межкультурные противоречия. По мнению Samiee (1999), развитие международной торговли товарами наталкивается на следующие ограничения: • недостаток полной и надежной информации о многих секторах услуг; • протекционизм правительств по отношению к национальным производителям услуг; • вовлечение наиболее забюрократизированных правительственных служб, таких как иммиграционный департамент и служба занятости, в процесс международного движения услуг; • ограничения на свободу информационных потоков и регулирования телекоммуникаций; • отсутствие согласованных правил бухгалтерского учета по отношению к «невидимым» активам. Рассматривая вопрос о политике национальных правительств в отношении экспорта и импорта услуг, Lovelock (1999) перечисляет следующие ограничительные меры: • ограничения на собственность нерезидентов. Даже США, наиболее либерально относящиеся к торговле услугами, практикуют ограничения на иностранное участие в таких секторах, как транспорт, финансовые услуги, здравоохранение; • протекционизм по отношению к национальным производителям; • ограничения, накладываемые местным трудовым законодательством и правилами лицензирования профессий; • неравноправное положение национальных и иностранных налогоплательщиков, ставящее импортера услуг в невыгодное или прямо убыточное положение; • лицензирование некоторых видов услуг на национальном рынке ставит потенциальных импортеров перед неразрешимыми задачами; • контроль печатной продукции и местная цензура, существующие на местном рынке в силу политических или социальных условий, распространяются также и на нерезидентов; • деятельность групп влияния, лоббирующих интересы местных производителей; • деятельность политических партий и групп, предотвращающих проявления засилья иностранной культуры.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |