Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика процесса разработки новых образцов техники и использования их по назначению

Процесс создания систем новых машин и разработки отдельных образцов идет практически непрерывно с учетом закона убывающей эффективности, когда на смену устаревшим образцам появляются новые, более эффективные. В этом процессе участвуют все подсистемы системы (см. рис.1), используя прямые и обратные связи.

Необходимость разработки нового образца машин определяет потребитель, имеющий в своем распоряжении отраслевые научно-исследовательские институты и испытательные станции. На начальном этапе он формулирует предварительные технические требования к новым машинам и передает их в подсистему "наука", используя связь 1.

Так как потребителями новых машин одного и того же типа и назначения являются различные отрасли народного хозяйства и сферы производства, то на 1-м этапе подсистема "наука" обобщает эти требования и при необходимости создает типоразмерный ряд (типаж) машин данного назначения на срок до 10 лет, который содержит лишь основные показатели данного ряда машин. Например, типаж автомобилей содержит значения мощности двигателя, максимальной скорости движения, грузоподъемности, общего веса и др. Типаж ма­шин согласовывают•с потребителями, затем их утверждают соответс­твующие министерства.

Однако реализация предусмотренного типажом ряда машин может осуществляться либо одновременно, либо по мере необходимости в зависимости от реальной потребности.

Основные показатели нового образца техники заказчик выбира­ет из типажа и передает в подсистему "наука" для проведения на­учных исследований с целью разработки уточненных технических требований, в том числе и путем изготовления и испытаний макетных образцов: для этого используется связь 1 подсистемы "потребитель" с подсистемой "наука".

Уточненные технические требования к образцу новой техники передают в подсистему "техника", используя связь 2. На основе этих требований завод-изготовитель разрабатывает техническое задание на опытно-конструкторские работы по созданию опытных образцов данной техники: опытные образцы разрабатываются в КБ завода-изготовителя, а изготавливаются в экспериментальном цехе завода. Опытные образцы новой техники проходят заводские и государственные (приемочные) испытания с участием потребителя и ис­пользуются для создания комплекта чертежно-технической документации (ЧТД). ЧТД затем передается в подсистему "производство", используя связь 3, для организации серийного или массового производства новой техники. Здесь же разрабатываются инструкции по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту образцов техники, прилагаемые к поставляемым потребителям машинам согласно связи 6.

Другие связи подсистем системы рис.1 являются вспомогательными, и их назначение очевидно из перечня на с.8, а особенности каждой из подсистем рассмотрены ниже.

Особенности подсистемы "наука"

Выше было отмечено, что наука - это система знаний, позво­ляющая прогнозировать развитие и преобразовывать предметы и яв­ления в природе и обществе.

Наука находится в постоянном развитии, которое характеризуется следующими особенностями:

превращением науки в непосредственную производительную силу: она оказывает прямое воздействие на развитие техники, производства, совершенствование методов использования новой техники по назначению. Новые открытия в науке влекут за собой появление новых отраслей техники, производства (например, электроника, роботостроение, космонавтика и др.). Под воздействием науки изменяется не только характер производства, но и роль человека в нем;

расширением сферы применения достижений науки. Особенностью современного этапа развития науки является то, что ее достижения используются не только на разных предприятиях и в разных сферах народного хозяйства страны, но и в межгосударственных отношениях. Целесообразно обмениваться результатами научных исследований между различными странами, совместно разрабатывать наиболее трудоемкие и актуальные проблемы (например, в области межпланетных сообщений и космонавтики), развивать между народное разделение труда в области науки и техники, совместно строить различные дорогостоящие объекты промышленного назначения и др.;

ускоренным развитием науки, опережающим темпы развития других отраслей народного хозяйства. В связи с этим число ученых в мире удваивается за 12-15 лет, в то время как в других отраслях темпы роста числа занятых работников в 3-4 раза ниже. Несмотря на рост числа ученых и внедрение автоматики в обработку большого потока информации по выполненным работам, во всех странах имеются потери из-за их дублирования (от 1,3 и более млрд долларов в год). Поэтому важное значение имеет вопрос упорядочения научно-информационной деятельности как важного элемента проводимых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области новой техники, технологии и др.; опережающим (по сравнению с техникой и производством) развитием науки: она должна более активно раскрывать перспективы развития техники, производства, потребления, создавая возможности для развития новой техники, технологии и организации производства, использования новых машин по назначению. В связи с этим появляются новые отрасли техники: электроника, робототехника, космонавтика, ядерная энергетика и др.; комплексным развитием науки для оперативного решения сложных научных проблем, ускорения научно-технического прогресса. Для этого предусматривается объединение усилий многих научных и инженерно-технических работников и учреждений, занятых в различных областях науки, техники и производства. Концентрация усилий позволяет повысить эффективность исследований, сократить сроки получения результатов и наметить сферы использования результатов; системностью науки. Как правило, одновременно изучается несколько локальных материальных систем (например, машина - поле - человек) и для их комплексного анализа требуется системный подход. Сама наука - первоклассный образец системы. Изучением
науки как системы занимается науковедение; математизацией науки и автоматизацией процессов исследования. При проведении научных исследований широко используются различные разделы высшей математики и ЭВМ. В итоге анализа составляют математические модели изучаемых (разрабатываемых) объектов в виде аналитических уравнений, которые затем решаются с использованием ЭВМ.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция №5 | Лекция №6. Особенности подсистемы техника
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.