КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ФУРМАНОВ И.А. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации
Угрозы национальной безопасности Российской Федерации Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации Лекция № 11. НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В НОВОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
Геополитические перемены после распада Советского Союза привели к тому, что Россия к концу ХХ века оказалась в новой геополитической ситуации. Одна из ведущих тенденций в развитии международных отношений, определяемая противоборством США и СССР как двух сверхдержав, уступила место новым тенденциям. В настоящее время геополитическая ситуация обусловлена противодействием двух основных тенденций – тенденции к многополюсному миру (многополюсному балансу сил) и тенденцией к глобальной демократизации мира по-американски. Придерживаясь концепции многополюсного развития мира и его глобализации, Россия не может не считаться с теми геополитическими реалиями, в которых она оказалась в конце XX- начале XXI века. Оставаясь страной с самой большой в мире территорией, Россия на западной границе оказалась отделенной от Европы поясом независимых государств, часть из которых вошли или стремятся войти в НАТО. «Если посмотреть на глобус, - пишет известный американский исследователь У. Макбрайд, - сосредоточившись на западной границе штата Аляска и восточной границе новейшего участника НАТО, можно увидеть, что только несколько километров Берингова пролива не дают НАТО полностью окружить Землю». В геополитическом плане нельзя не учитывать и того, что на Дальнем Востоке, в Азиатско-тихоокеанском регионе, который по предположению специалистов в XXI в. станет самым перспективным регионом, укрепляют свои позиции Япония и Китай. Геополитические перемены в мире потребовали обстоятельного пересмотра проблемы обеспечения национальных интересов России в современных условиях. Национальные интересы в геополитическом смысле нередко определяют как то, что «хорошо для всей нации в ее международной жизни». В этом плане главным интересом любого государства является сохранение самого государства, его независимости, территориальной целостности, защита свободы и безопасности народа. Давая общую характеристику национальным интересам России, следует подчеркнуть, что они по-прежнему имеют глобальный характер и реализуются в концепции многополюсного развития мира. Национальные интересы России – это, прежде всего, интересы России как государства, то есть это, по сути, национально-государственные интересы. В то же время нельзя не отметить, что в содержание национальных интересов входят интересы личности и интересы общества, что и учитывается в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ № 537 от 12 мая 2009 года. В ней национальные интересы Российской Федерации определены как совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в различных сферах. На современном этапе интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина. Интересы общества включают в себя упрочение демократии, создание правового, социального государства, достижение и поддержание общественного согласия, духовное обновление России. Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного взаимовыгодного международного сотрудничества. Отмеченные интересы обеспечиваются институтами государственной власти и носят долгосрочный характер. Они определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Стратегия национальной безопасности определяет национально-государственные интересы России до 2020 года в области экономики, во внутриполитической, международной, военной и информационной сферах, в социальной области, духовной жизни и культуре. во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического экстремизма, конфликтов и терроризма. в социальной и духовной сферах национальными интересами России являются: обеспечение высокого уровня жизни народа; сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. На их обеспечение сосредоточивается внутриполитическая деятельность государства. в международной сфере приоритет отдается обеспечению суверенитета, упрочению позиций России как великой державы - одного из центров многополярного мира, развитию равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами, прежде всего с государствами - участниками Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами России, соблюдению прав и свобод человека без применения при этом двойных стандартов. в военной сфере интересы заключены в защите независимости и суверенитета России, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против нее и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства. В Стратегии национальной безопасности подчеркивается, что реализация национальных интересов возможна только на основе устойчивого развития экономики. Вот почему интересы в экономической сфере объявлены ключевыми. Именно основными экономическими показателями в первую очередь будет определяться геополитическое положение России как мировой державы. В нынешних сложных условиях, опираясь преимущественно на свой экономический потенциал, Россия будет решать задачу - не допустить, во-первых, ущемления своих позиций на мировой арене, во-вторых, оттеснения от участия в решении проблем, затрагивающих ее стратегические интересы. Защита национальных интересов имеет прямую связь с национальной безопасностью российского государства, поскольку государство находится в безопасности, когда ему не приходится приносить в жертву свои интересы. Проблема защиты национальных интересов взаимосвязана с проблемой определения угроз национальной безопасности.
2. УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Национальная безопасность – это такое состояние или положение страны в системе международных отношений, при котором отсутствуют внутренние и внешние угрозы, что позволяет ей благодаря особенностям и уровню внутреннего развития обеспечить гарантированные мирные условия для прогресса общества в условиях сохранения всеобщего мира. Национальная безопасность, исходя из ожидаемых угроз, имеет два взаимосвязанных аспекта: внутренний и внешний. Внешний аспект безопасности предполагает, что в условиях развязанной против государства войны оно ведет вооруженную борьбу для защиты Отечества в целях разгрома агрессора, восстановления мирных условий деятельности и своей безопасности. В мирных же условиях деятельность государства направлена на создание благоприятных условий своего развития путем предотвращения войны, сдерживания агрессора от ее развязывания и обеспечения безопасности. Основными показателями внешнего аспекта национальной безопасности являются: суверенитет, национальная независимость и самобытность, нерушимость границ, государственное могущество и др. Что касается внутреннего аспекта национальной безопасности, то к основным его признакам можно отнести: прогрессивность национального развития, политическую стабильность, демократический режим, общественное согласие, социальную справедливость и другие. При анализе содержания национальной безопасности следует принимать во внимание возможность воздействия различных угрожающих факторов. Их принято классифицировать по различным критериям: а) по масштабу воздействия выделяют: глобальные, региональные, локальные и местные угрожающие факторы; б) по остроте воздействия принято различать: угрозы, опасности, вызовы, риски; в)по сфере проявления – экономические, политические, военные, экологические, информационные и др. Основные угрозы национальной безопасности России, характерные для каждой сферы общественной жизни, обстоятельно изложены в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года. в сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены, прежде всего, существенным сокращением внутреннего валового продукта и другими негативными явлениями в различных отраслях промышленности, аграрного сектора, снижением научно-технического потенциала. Имеется тенденция к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости, что характеризует сырьевую ориентированность экономики. Негативные процессы, связанные с оттоком за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности, ослаблением научно-технического и технологического потенциала страны, угрожают России утратой передовых позиций в мире, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности страны. в социальной сфере угрозу национальной безопасности России создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы, а также негативные последствия социального кризиса. Социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации. Угроза криминализации общественных отношений в социально-политической и экономической деятельности приобретает особую остроту. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство. в международной сфере угрозы национальной безопасности проявляются в попытках отдельных государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее геополитические позиции. Основные угрозы вызываются стремлением этих государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ. Эти угрозы обусловлены опасностью ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире; расширением НАТО на Восток; распространением оружия массового уничтожения и средств его доставки и др. Разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран, усиливает угрозы национальной безопасности в информационной сфере. Серьезную опасность представляет собой стремление этих стран к доминированию в мировом информационном пространстве, к получению несанкционированного доступа к информационным ресурсам других стран, приводящих к нарушению нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем и др. Все это сопровождается попытками вытеснения России с внешнего и внутреннего информационного рынка. Технологический отрыв ведущих держав и наращивание их возможностей по производству вооружений и военной техники нового поколения способствуют возрастанию уровня и масштабов угроз в военной сфере. Их причиной являются: переход отдельных государств к практике силовых (военных) действий без санкции Совета Безопасности ООН, чреватый угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире; создание предпосылок качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий; активизация деятельности на территории России иностранных спецслужб. Усилению негативных тенденций в военной сфере может способствовать также снижение укомплектованности войск современным вооружением, военной и специальной техникой. В прямой зависимости от состояния экономики и других вышеотмеченных сфер, а также уровня развития сознания общества находится экологическая ситуация в стране, ухудшению которой грозит возможное истощение ее природных ресурсов. Экологическая угроза для России особенно велика из-за отсутствия природосберегающих технологий, низкой экологической и правовой культуры и преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности. В этих условиях возрастает риск техногенных происшествий и катастроф в хозяйственной деятельности, который требует повышения эффективности экономических и правовых механизмов предупреждения чрезвычайных ситуаций и строгого государственного надзора за состоянием безопасности в различных сферах жизнедеятельности людей. Таким образом, важнейшими национальными интересами России в новой геополитической ситуации являются обеспечение и защита личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и опасностей. ЛИТЕРАТУРА 1. Антология мировой политической мысли. В 5-ти томах. - М., 1997. 2. Аристотель. Политика. Метафизика. Аналитика. - М.: Эксмо, Мидгард, 2008. 3. Артхашастра, или наука политики. Литературные памятники. - М., 1993. 4. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. - М., 1996. 5. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. -М.. 1993. 6. Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология: анализ и менеджмент. -М.: Дело, 2005. 7. Ахременко А.С. Политический анализ и прогнозирование: учебное пособие. - М.: Гардарики, 2006. 8. Барышников Д.Н. Конфликты и мировая политика. - М.: ACT, ACT Москва, Восток-Запад, 2008. 9. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1991 10. Бжезинский З. Великая шахматная доска. – М.: Международные отношения, 1998. 11. Блаженный Августин. О граде Божием. – М., 1994. 12. Большакова О. В. Власть и политика в России XIX -начала XX века. -М.: Наука, 2008. 13. Вебер М. Политика как призвание и профессия. Избр. произв. - М., 1990. 14. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1990. 15. Вся политика. Хрестоматия. / Под ред. Нечаева В.Д., Филиппова А.В. -М.: Европа, 2006. 16. Возженников А.В. Глобальные вызовы, угрозы и опасности современности. Приоритеты политики обеспечения национальной безопасности России. - М.: РА ГС, 2008. 17. Гаджиев К.С. Политология: учебник для студентов высших учебных заведений. – Изд. 2-е перераб. и доп. – М.: Университетская книга; Логос, 2008. 18. Герасимов А.В., Трипольский В.Б. Политология: Учебно-методический комплекс. – М.: РУДН, 2009. 19. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства царского и гражданского // Антология мировой философии: В 4-х т. Т.2. – М.: Мысль, 1970. 20. Дюверже М. Политические партии. - М., 2000. 21. Ермалавичюс Ю. Современные особенности фашизма // Диалог. 2002. №7. С.61-68. 22. Желтов В.В. Политология: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2004, 23. Жиро Т. Политология / Пер. с польского. – М.: Изд-во Гуманитарный центр. 2006. 24. Ирхин Ю.В. Политология: учебник / Ю.В. Ирхин. – 2-е изд., доп. – М.: Изд-во «Экзамен», 2007. 25. История политических и правовых учений: учебник для вузов / Под общ. ред. Нерсесянца B.C. – M.: Норма, 2007. 26. Капустин Б. Что такое консерватизм?// Свободная мысль. 2004. № 2. С.44-53. 27. Капустин Б. Что такое либерализм? // Свободная мысль -XXI. 2004. №8. С.33-55. 28. Карамян С. Исламский фундаментализм: теория и практика (экстремизм, шахиды, ваххабиты, джихад) // Власть. 2007. № 4. С.82-86. 29. Козер Л. Функции конфликта. - М., 2000. 30. Кравченко А.И. Политология: учеб. – М.: Проспект, 2009. 31. Лебедева М.М. Мировая политика: учебник. – М.: Аспект Пресс, 2006. 32. Ледяев В. Власть: концептуальный анализ. – М., 2004. 33. Макиавелли Н. Государь /Пер. с итал. К.А. Тананушко. – М.: ООО «Издательство ACT», 2003. 34. Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: учебное пособие. - М.: Высшее образование, 2009. 35. Мельник В.А. Современный словарь по политологии. – М., 2004. 36. Монтескье Ш. Избранные произведения. - М.: Мысль, 1995. 37. Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 38. Рассолов М.М. История политических и правовых учений: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 39. Панарин А.С. Политология. Западная и Восточная традиция: Учебник для вузов. – М.: Книжный дом «Университет», 2000. 40. Парсонс Т. О понятии "политическая власть" // Антология политической мысли. Т.2. – М., 1997. 41. Политология: учебник / А.Ю Мелвиль и др. – М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, Проспект, 2009. 42. Политология: Учебник, -3-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2009. 43. Политология: учебник / отв. ред. В.Д.Перевалов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2009. 44. Политология: Учебное пособие для вузов / Б.И. Каверин, И.В. Демидов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. 45. Политология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2 - е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. 46. Политология: Учебник / Под общей ред. док. филос. наук, проф. В.С. Комаровского. – М.: Изд – во РАГС. 2004. 47. Политология: хрестоматия. - СПб.: Питер, 2006. 48. Политология: краткая хрестоматия. - СПБ: Питер, 2008. 49. Политическая наука. Политические партии и партийные системы в современном мире. Выпуск 1. - М.: ИНИОН РАН, 2006. 50. Публичная политика от теории к практике. Серия: Левиафан: Государство. Общество. Личность. Антология. - М.: Алетейя, 2008. 51. Пугачев В.П. Политология высшего образования. – М.: Филол. об-во «Слово», 2003. 52. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для вузов. – М., 2008. 53. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студ. вузов / А.И. Соловьев. -2-е изд. перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2008. 54. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 года № 537 «О стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года». http: //www.scrf.gov.ru / documents / 99. Html 55. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: ACT, 2007. 56. Чуланов Ю.Г. Политология: учебник, 3-е изд., испр. и доп. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2008. 57. Шаблинский И.Г. Политическое лидерство: типология и технология: учебное пособие. - М., 2004.
ОГЛАВЛЕНИЕ
[1] См.: http://www.rpr.ur.ru/stranica/
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 108; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |