Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органы управления ЦБ РФ




Функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации

Статус и цели деятельности Центрального банка Российской Федерации

Центральный банк Российской Федерации, являясь важнейшим элементом банковской системы страны, оказывает большое воздействие на функционирование и жизнедеятельность государства и общества. Развитие экономики, функционирование государственных органов и учреждений, само существование суверенного государства напрямую зависят от того, насколько эффективна деятельность центрального банка страны. Для любого современного государства вопросы обеспечения устойчивости национальной валюты составляют важную часть понятия «экономическая безопасность страны», имеют стратегическое значение и всегда актуальны.

Процессы возникновения и развития центральных банков в различных странах во многом схожи. В XVI-XVIII вв. для того, чтобы контролировать количество денег в обращении, центральным банкам было предоставлено монопольное право эмиссии денег. В XIX в. в целях обеспечения ликвидности и стабильности банковской системы центральные банки получили полномочия по осуществлению функций кредитора последней инстанции для других банков, а также регулирования и контроля всей банковской деятельности. И, наконец, в середине XX в. центральным банкам было предоставлено право самостоятельно либо совместно с правительством определять и реализовывать денежно-кредитную политику государства.

С развитием и усложнением экономических отношений и политической структуры общества функции центральных банков стали разнообразнее, значительно расширился их статус.

Правовое регулирование деятельности Центрального банка РФ осуществляется в первую очередь в соответствии с положениями Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Статус Банка России - его правовое положение, характеризуется особым порядком наделения Банка России соответствующими полномочиями, а также объемом и содержанием этих полномочий. Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей.

Целями деятельности Банка России являются:

- защита и обеспечение устойчивости рубля;

- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

 

Функция Банка России - роль, которую Банк России выполняет относительно потребностей общества и государства.

Банк России выполняет следующие основные функции:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

5) устанавливает правила проведения банковских операций;

6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

11) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

12) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

13) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

14) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

15) осуществляет выплаты по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

16) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Полномочие Банка России - составная часть его статуса, представляющая собой право и одновременно обязанность Банка России действовать в определенных ситуациях предусмотренными законом способами, позволяющими достичь целей его деятельности.

Центральный банк РФ является федеральным органом государственной власти, не входит в систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти и осуществляет свои исключительные функции независимо от них. Следовательно, Банк России является самостоятельным звеном единой системы государственной власти Российской Федерации, осуществляющим свои основные функции независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Вместе с тем Банк России занимает особое положение в системе федеральных органов государственной власти Российской Федерации, что обусловлено специфическим характером целей его деятельности, а также функций, которые он призван исполнять.

В отличие от других федеральных органов государственной власти Банк России является юридическим лицом, имеет соответствующие органы управления, уставный капитал, ведет годовую финансовую отчетность, уплачивает налоги и сборы в соответствии с Налоговым кодексом РФ, имеет право осуществлять банковские операции и сделки, ежегодно подвергается аудиторской проверке.

Указанные особенности статуса Банка России обусловлены тем, что для достижения основных целей его деятельности ему необходимо осуществлять операции и сделки, которые внешне имеют коммерческий характер.

 

Совет директоров является высшим органом управления Банка России и представляет собой коллегиальный орган, осуществляющий руководство Банком России.

Совет директоров включает 13 человек: Председателя Банка России и 12 членов Совета директоров.

Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России и получают за эту деятельность соответствующую оплату. Формы и размеры оплаты труда Председателя и членов Совета директоров устанавливаются Советом директоров Банка России.

Члены Совета директоров назначаются на должность Государственной Думой по представлению Председателя Банка России. Кандидатуры членов Совета директоров согласовываются Председателем Банка России с Президентом РФ. Срок исполнения полномочий члена Совета директоров составляет 4 года.

После окончания 4-летнего срока полномочий член Совета директоров освобождается от должности Председателем Банка России.

До истечения установленного срока полномочий член Совета директоров может быть освобожден от должности только Государственной Думой на основании представления Председателя Банка России.

Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Банка России в соответствии со ст. 103 Конституции РФ относится к ведению Государственной Думы.

Для назначения Председателя Банка России на должность необходимо, чтобы за него было подано большинство голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России Государственной Думе представляет Президент РФ. Для обеспечения непрерывности реализации функций Банка России Президент РФ должен представить Государственной Думе нового Председателя Банка России не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Банка России.

Если Государственная Дума отклонит предложенную Президентом РФ кандидатуру на должность Председателя Банка России, то Президент должен в течение двух недель внести новую кандидатуру. При этом одна и та же кандидатура не может вноситься более двух раз.

Председатель Банка России назначается на должность сроком на 4 года и может быть освобожден от занимаемой должности в случае истечения срока своих полномочий либо досрочно. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд.

В соответствии со ст. 83 Конституции РФ вопрос об освобождении от должности Председателя Банка России перед Государственной Думой ставит Президент РФ. В случае досрочного освобождения от должности Председателя Банка России Президент РФ в 2-недельный срок со дня указанного освобождения должен представить новую кандидатуру на эту должность.

Национальный банковский совет (НБС) - это состоящий из представителей различных ветвей власти орган управления, наделенный компетенцией, которая, не ограничивая независимости Банка России в защите и обеспечении устойчивости рубля (основной функции Банка России), позволяет осуществлять контроль за его деятельностью на принципах коллегиальности, гласности, законности.

Состав НБС подчеркивает включенность Банка России в систему разделения властей российского государства. Банк России, являясь одним из органов государственной власти федерального уровня, не входит в систему какой-либо из традиционных ветвей власти и осуществляет свою основную функцию независимо от них. В то же время независимость Банка России не может быть абсолютной. В связи с этим помимо того, что Банк России подотчетен Государственной Думе, другие федеральные органы государственной власти могут осуществлять контроль и оказывать влияние на его деятельность через своих представителей в НБС. Распределение влияния законодательной и исполнительной ветвей власти в НБС наглядно просматривается в приведенной ниже таблице 1.

 

Таблица 1 – Представительство в национальном банковском совете

 

Национальный банковский совет
Законодательная власть Исполнительная власть Банк России
Совет Федерации Государственная Дума Президент РФ Правительство РФ
         

 

Если статус членов НБС из числа представителей законодательной власти определен на уровне членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то представителями Президента РФ и Правительства РФ могут быть любые лица, чье направление в НБС оформлено надлежащим актом соответствующего органа.

НБС включает Председателя НБС, заместителя Председателя НБС и членов НБС.

Председатель НБС осуществляет общее руководство деятельностью НБС, назначает заседания НБС и председательствует на них. Председатель НБС избирается членами НБС из их числа большинством голосов от общего числа членов НБС. В случае равенства голосов голос председательствующего на первом заседании является решающим.

Заместитель Председателя НБС осуществляет функции Председателя НБС в случае его отсутствия. Заместитель Председателя НБС избирается членами НБС из их числа большинством голосов от общего числа членов НБС.

Члены НБС, за исключением Председателя Банка России, который является членом НБС по должности, не работают в Банке России на постоянной основе и не получают оплату за эту деятельность.

Заседания НБС назначаются не реже одного раза в квартал (4 раза в год). Решения НБС принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов НБС. Решения заседания НБС правомочны, если на заседании присутствует 7 человек. Решение НБС оформляется в виде протокола заседания НБС. При этом мнение членов НБС, оказавшихся при принятии решений в меньшинстве, заносится по их требованию в протокол заседания НБС. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании НБС (Председателя НБС или его заместителя) является решающим.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.