Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Платность природопользования




 

Важнейшим экономическим инструментом и основным принципом охраны природы является платность природопользования, которая вводится на основе экономической оценки природных ресурсов. Плата за природные ресурсы является аналогом экологического налога. Выделяют плату за право пользования природными ресурсами, а также плату на воспроизводство я. охрану природных ресурсов.

Плата за право пользования природными ресурсами связана с изъятием ренты. Платежи на воспроизводство и охрану природных ресурсов служат компенсацией их затрат в процессе производства.

В Водном кодексе Российской Федерации говорится, что система платежей, связанных с пользованием водными объектами, включает: плату за пользование водными объектами (водный налог); плату, направленную на восстановление и охрану водных объектов. Платежи, связанные с пользованием водными объектами, поступают в виде регулярных взносов.

Плата за пользование водными объектами (водный налог) поступает в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществляется использование водных объектов, и распределяется в следующем соотношении: федеральный бюджет - 40%, бюджет субъекта РФ - 60%. (Статья 124 Водного кодекса РФ).

Плата, направленная на восстановление и охрану водных объектов, вносится за: изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита; сверхлимитное изъятие воды; использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с условиями лицензии на водопользование; сброс сточных вод нормативного качества в водные объекты в пределах установленных лимитов. Эта плата поступает в федеральный бюджет (40%) и бюджеты субъектов РФ (60%). Плата, поступающая в федеральный бюджет, направляется на формирование федерального целевого бюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов. Плата, поступающая в бюджеты субъектов РФ, используется для финансирования мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов.

Плата, направленная на восстановление и охрану водных объектов, вносимая за сброс в водные объекты сточных вод, содержание вредных веществ в которых превышает установленные нормативы, сброс в водные объекты сточных вод нормативного качества сверх установленных лимитов, - поступает в федеральный бюджет (10%), бюджеты субъектов РФ - (30%); местный бюджет - (60%). Плата, поступающая в федеральный бюджет, направляется на формирование федерального целевого бюджетного экологического фонда. Эта плата, а также плата, поступающая в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты, используется не менее чем на 80% для финансирования мероприятий по восстановлению и охране водных объектов. (Статья 125 Водного кодекса).

Использование земли в Российской Федерации является платным. Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Земельный налог на сельскохозяйственные угодья устанавливается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения.

Формами платы за землю является земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. За земли, передаваемые в аренду, взимается арендная плата. Для покупки и выкупа земельных участков, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.

Нормативная цена земли характеризует стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.

Постановлением правительства РФ от 9 июля 1992 года № 478 «О временных минимальных ставках платежей за право пользования недрами» утверждены и введены в действие с 1 июня 1992 года платежи для всех предприятий и организаций независимо от форм собственности, включая совместные предприятия и иностранные фирмы, осуществляющие добычу полезных ископаемых на территории РФ, ее континентального шельфа и экономической зоны. Указанные платежи не взимаются:

· с реализованных компонентов, попутно извлеченных при добыче нефти, природного газа, газового конденсата, угля, горючих сланцев, редких и рассеянных элементов, цветных и редких металлов, неметаллических и иных полезных ископаемых;

· с продукции, получаемой при переработке вскрытых пород, отходов добычного, обогатительного и химико-металлургического циклов, при добыче нефти путем применения термических, физико-химических и микробиологических методов воздействия на продуктивные пласты (табл.11, 12).

Таблица 11

Предельные уровни регулярных платежей за право на добычу полезных ископаемых (% от стоимости добытого минерального сырья)

Сырье   Размер платежа  
Нефть, конденсат и природный газ   6-16  
Газ, уголь, горючие сланцы и торф   3-6  
Черные металлы (железо, марганец, хром, ванадий)   1-5  
Цветные и редкие металлы (медь, свинец, цинк, олово, никель, кобальт, молибден, ртуть, сурьма, висмут, кадмий, литий, вольфрам и пр.)   2-6  
Рассеянные элементы   4-1  
Благородные металлы (золото, платиновые металлы и серебро)   4-10  
Алмазы и драгоценные камни   4-8  
Цветные камни (самоцветы), пьезооптическое сырье   4-6  
Радиоактивное сырье   2-6  
Горно-химическое сырье (апатит, фосфорит, поваренная, калийные, магниевые, каменные соли, сульфат натрия, сера самородная и сера в нефтяных, газовых, серно-колчеданных и комплексных рудных месторождениях, барит, карбонатное сырье для химической промышленности, йод, бром, рассолы и др.), термальные воды   1-5  
Горнорудное и нерудное сырье для металлургии (асбест хризолитовый и для специзделий, графит, магнезит, брусит, дуниты, доломит, флюсовые известняки, глина бентонитовая, формовочная, тугоплавкие и огнеупорные глины, каолины, кварц и кварциты, кварцевое, кварцево-полевошпатное, кремнистое и стекольное сырье, тальк, талько-камень, и пирофильмит, горный хрусталь, кварц для плавки, цеолиты, плавиковый шпат, слюда-мусковит, флогопит и вермикулит, минеральные краски, абразивы и др.)   2-5  
Подземные пресные воды   2-8  
Нерудные строительные материалы   2-4  

Таблица 12

Распределение платежей за право на добычу полезных ископаемых,%

Поступление платежей   Добыча  
углеводородного сырья (нефть, газовый конденсат, природный газ)   полезных ископаемых, кроме общераспространенных  
Бюджет района (города)      
Бюджет республики в составе РФ, края, области      
Бюджет РФ      

 

 

Постановлением предусмотрено увеличение ставок платежей в два раза за сверхнормативные потери при добыче полезных ископаемых. Разрешено министерствам и ведомствам РФ по согласованию с соответствующими госорганами управления производить подведомственным предприятиям и организациям процент ставок платежей за пользование недрами в пределах не более 30% утвержденной ставки с учетом природных, географических, горно-технических, экономических и других условий разработки месторождений.

Россия - одна из первых стран в мире, где введена плата за загрязнение природной среды. Эта плата призвана компенсировать эколого-экономический ущерб, наносимый предприятиями в ходе их деятельности. Она является средством наказания предприятий-загрязнителей и средством реализации принципа «загрязнитель платит». Однако в России платежи за загрязнение природы компенсируют лишь незначительную часть эколого-экономического ущерба.

Наказующим экономическим рычагом природопользования являются штрафы за нарушение экологического законодательства. Цель экологических платежей и штрафов -создание финансовых средств, которые можно целенаправленно использовать на природоохранные мероприятия. Наложение штрафа не освобождает виновных лиц от обязанности устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного ущерба.

Граждане и юридические лица, причинившие ущерб водным объектам, возмещают его добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с методиками исчисления ущерба, причиненного водным объектам, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление водных объектов с учетом нанесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Суммы возмещения ущерба перечисляются в федеральный бюджет или бюджеты субъектов РФ и расходуются на восстановление водных объектов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.