КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Платность природопользования
Важнейшим экономическим инструментом и основным принципом охраны природы является платность природопользования, которая вводится на основе экономической оценки природных ресурсов. Плата за природные ресурсы является аналогом экологического налога. Выделяют плату за право пользования природными ресурсами, а также плату на воспроизводство я. охрану природных ресурсов. Плата за право пользования природными ресурсами связана с изъятием ренты. Платежи на воспроизводство и охрану природных ресурсов служат компенсацией их затрат в процессе производства. В Водном кодексе Российской Федерации говорится, что система платежей, связанных с пользованием водными объектами, включает: плату за пользование водными объектами (водный налог); плату, направленную на восстановление и охрану водных объектов. Платежи, связанные с пользованием водными объектами, поступают в виде регулярных взносов. Плата за пользование водными объектами (водный налог) поступает в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществляется использование водных объектов, и распределяется в следующем соотношении: федеральный бюджет - 40%, бюджет субъекта РФ - 60%. (Статья 124 Водного кодекса РФ). Плата, направленная на восстановление и охрану водных объектов, вносится за: изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита; сверхлимитное изъятие воды; использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с условиями лицензии на водопользование; сброс сточных вод нормативного качества в водные объекты в пределах установленных лимитов. Эта плата поступает в федеральный бюджет (40%) и бюджеты субъектов РФ (60%). Плата, поступающая в федеральный бюджет, направляется на формирование федерального целевого бюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов. Плата, поступающая в бюджеты субъектов РФ, используется для финансирования мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов. Плата, направленная на восстановление и охрану водных объектов, вносимая за сброс в водные объекты сточных вод, содержание вредных веществ в которых превышает установленные нормативы, сброс в водные объекты сточных вод нормативного качества сверх установленных лимитов, - поступает в федеральный бюджет (10%), бюджеты субъектов РФ - (30%); местный бюджет - (60%). Плата, поступающая в федеральный бюджет, направляется на формирование федерального целевого бюджетного экологического фонда. Эта плата, а также плата, поступающая в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты, используется не менее чем на 80% для финансирования мероприятий по восстановлению и охране водных объектов. (Статья 125 Водного кодекса). Использование земли в Российской Федерации является платным. Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Земельный налог на сельскохозяйственные угодья устанавливается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения. Формами платы за землю является земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. За земли, передаваемые в аренду, взимается арендная плата. Для покупки и выкупа земельных участков, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли. Нормативная цена земли характеризует стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Постановлением правительства РФ от 9 июля 1992 года № 478 «О временных минимальных ставках платежей за право пользования недрами» утверждены и введены в действие с 1 июня 1992 года платежи для всех предприятий и организаций независимо от форм собственности, включая совместные предприятия и иностранные фирмы, осуществляющие добычу полезных ископаемых на территории РФ, ее континентального шельфа и экономической зоны. Указанные платежи не взимаются: · с реализованных компонентов, попутно извлеченных при добыче нефти, природного газа, газового конденсата, угля, горючих сланцев, редких и рассеянных элементов, цветных и редких металлов, неметаллических и иных полезных ископаемых; · с продукции, получаемой при переработке вскрытых пород, отходов добычного, обогатительного и химико-металлургического циклов, при добыче нефти путем применения термических, физико-химических и микробиологических методов воздействия на продуктивные пласты (табл.11, 12). Таблица 11 Предельные уровни регулярных платежей за право на добычу полезных ископаемых (% от стоимости добытого минерального сырья)
Таблица 12 Распределение платежей за право на добычу полезных ископаемых,%
Постановлением предусмотрено увеличение ставок платежей в два раза за сверхнормативные потери при добыче полезных ископаемых. Разрешено министерствам и ведомствам РФ по согласованию с соответствующими госорганами управления производить подведомственным предприятиям и организациям процент ставок платежей за пользование недрами в пределах не более 30% утвержденной ставки с учетом природных, географических, горно-технических, экономических и других условий разработки месторождений. Россия - одна из первых стран в мире, где введена плата за загрязнение природной среды. Эта плата призвана компенсировать эколого-экономический ущерб, наносимый предприятиями в ходе их деятельности. Она является средством наказания предприятий-загрязнителей и средством реализации принципа «загрязнитель платит». Однако в России платежи за загрязнение природы компенсируют лишь незначительную часть эколого-экономического ущерба. Наказующим экономическим рычагом природопользования являются штрафы за нарушение экологического законодательства. Цель экологических платежей и штрафов -создание финансовых средств, которые можно целенаправленно использовать на природоохранные мероприятия. Наложение штрафа не освобождает виновных лиц от обязанности устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного ущерба. Граждане и юридические лица, причинившие ущерб водным объектам, возмещают его добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с методиками исчисления ущерба, причиненного водным объектам, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление водных объектов с учетом нанесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Суммы возмещения ущерба перечисляются в федеральный бюджет или бюджеты субъектов РФ и расходуются на восстановление водных объектов.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |