Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Транспорт

Среди отраслей экономики транспортный комплекс (автомобильный, речной, морской, воздушный, железнодорожный транспорт, дорожное хозяйство) является одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды. Оценки выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от транспортных средств в целом по России в 2002 г. приведены в табл. 4.1, а от стационарных источников транспортного комплекса - в табл. 4,2.

По сравнению с 2001 г. суммарные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от транспортного комплекса в 2002 г. увеличились на 0,8% и составили 15,78 млн. т. При этом выбросы от стационарных источников снизились на 4,4%, их доля в общих выбросах от транспорта составила 4,1%. По-прежнему остается острой проблема загрязнения транспортом атмосферного воздуха в крупных городах.

В 2002 г. в транспортном комплексе объем сбрасываемых загрязненных сточных вод снизился на 11,6% и составил 53,75 млн. м3 (табл. 4.3). Уменьшилось количество взвешенных веществ и нефтепродуктов в сбросах соответственно на 3,5 и 7,8%.

Объем промышленных отходов транспортного комплекса существенно возрос (на 23,9%) в 2002 г. по сравнению с предыдущим годом и достиг 7,3 млн. т. Основную массу отходов (3,59 млн. т) поставляет автотранспортный комплекс.

Таблица 4.1 Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу транспортными средствами в 2002 г., тыс. т

 

Вид транспорта СО Сn H m NOx C SO2 РЬ Всего
Автомобильный       19,2     14449.2
Речной 15,5 011,6 44,2 4,5 15,5 - 91,3
Морской 12,9 8,5 30.8 2,9 32,1 - 87,2
Воздушный       -   -  
Железнодорожный 32.86 16,24 119.32 7,33 - - 175,75
Дорожные машины 103,2 26,8 14,2 4,8 7.5 0,02 156.52
Итого 11294,46 1670,14 1935,52 38,73 193.1 1.02 15132.97

Таблица 4.2

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу стационарными объектами транспортного комплекса в 2002 г., тыс. т

Вид транспорте СО CnHm NOx С SO2 РЬ Твердые вещества* Прочие Всего
Автомобильный 63,3 12,2 3,7 2,9 9,6 0,01 7,5 - 99,21
Речной 14.9 0,5 2,6 - 8,1 - 8,2 - 34.3
Морской 8.6 1,5 5,5 - 8.6 -   - 90,2
Воздушный 12,8 4,4 4,6 - 1.1 - -   22,9
Дорожное хозяйство           0,01 - - 198.01
Железнодорожный 70,7 1,6 19,1 - 45,8 - 59,8 6,3 203,3
Итого 253.3 41.2 89.5 8. 8,9 107,2 00,02 141,5 6,3 647.92

Примечание;*- без учета минеральной пыли.

Таблица 4.3

Сточные воды и отходы транспортного комплекса в 2002 г.

 

Вид транспорта Объем сброса загрязненных сточных вод, млн. м1 Масса загрязняющих веществ в сточных водах, тыс. т Отходы, тыс. т
взвешенные вещества нефтепродукты
Автомобильный 6,7   2,1  
Речной 0,35 0,35 0,02  
Морской 2,9 0,15 0,01  
Воздушный 2,2 0,7 0,15 142,3
Жел еэнодорожн ы и 41,6 1,24 0,026 1698.0
Итого 53,75 61,44 2,306 7271,3

Транспортный комплекс сохраняет лидирующее положение в шумовом воздействии на население. По оценкам Минтранса России, в условиях повышенной акустической нагрузки от автомобильного, железнодорожного и авиационного транспорта проживает примерно 37 млн. чел. городского населения России.

По данным Минтранса России, в 2002 г. автотранспортный комплекс полностью обеспечил платежеспособный спрос населения и отраслей экономики в транспортных услугах. На 3,1% возрос объем грузовых перевозок, на 43% - объем транзитных перевозок грузов в контейнерах, на 28% - переработка грузов в морских портах. В полном объеме были обеспечены поставки грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Возросла доля российских перевозчиков в международных автомобильных перевозках. Отмечен рост объемов пассажирских перевозок на воздушном транспорте на 6%, водном транспорте на 4%, автомобильном транспорте в междугородном сообщении на 9%.

В рамках федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» в морских портах построены перегрузочные комплексы общей мощностью 3,6 млн. т. Построено 14 судов морского транспортного флота общим дедвейтом 820 тыс. т. Построено и модернизировано 31 речное транспортное судно грузоподъемностью 710 тыс. т, один туристический теплоход на 170 пассажиров и буксир мощностью 3 тыс. л. с. На внутренних водных путях проведены работы на 48 судоходных гидротехнических сооружениях. Осуществлялась реконструкция взлетно-посадочных полос в 14 аэропортах федерального значения и 4 аэровокзальных комплексах. Построено и реконструировано 3,6 тыс. км автомобильных дорог общего пользования и 32,8 тыс. погон, м сооружений на них, в том числе на федеральной сети - 508,6 км дорог и 11 тыс. погон, м сооружений. Выполнен ремонт более 22 тыс. км автомобильных дорог.

Необходимость оценки и минимизации экологических рисков учитывалась при работе над проектом Транспортной стратегии Российской Федерации.

В целях реализации положений Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», а также снижения негативного воздействия транспорта на окружающую среду принято постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2002 г. № 83 «О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух», устанавливающее правовую базу для контроля за экологическим состоянием транспортных средств в период эксплуатации. В подготовке этого документа приняли участие Минтранс России, МПР России, МВД России и другие заинтересованные министерства и ведомства.

Автомобильный транспорт. В 2002 г. численность автомобильного парка возросла на 5,4% и составила на 1 января 2003 г. 27,79 млн. автотранспортных средств, включая 22,47 млн. легковых автомобилей (на 6,0% больше по сравнению с предыдущим годом).

Рост численности автомобильного парка и объемов транспортных услуг приводит к увеличению негативного воздействия автотранспорта на окружающую среду. В 2002 г. выбросы загрязняющих веществ от транспортных средств увеличились на 2,0% и составили 14,45 млн. т. Объем сброса загрязненных сточных вод от автотранспортных предприятий уменьшился на 1,5% - до 6,7 млн. м3. Со сточными водами в поверхностные водоемы поступило 59 тыс. т взвешенных веществ и 2,1 тыс. т нефтепродуктов.

Экологические проблемы автотранспортного комплекса усугубляются большим средним возрастом автотранспортных средств, несовершенством структуры парка, а также низким уровнем технико-эксплуатационных показателей производимых в России автомобилей. Наряду с интенсивным старением транспортных средств имеет место и значительный - свыше 50% -износ основных производственных фондов в целом.

Вопросы повышения экологической безопасности нашли отражение в принятой в 2002 г. «Концепции развития автомобильной промышленности на период до 2010 года», предусматривающей график введения европейских норм на выбросы автотранспортных средств, стимулирование обновления автопарка, создание экономических и административных препятствий для ввоза в Россию подержанных автомобилей, не отвечающих современным экологическим требованиям. В частности, введены повышенные таможенные пошлины на ввоз иномарок возрастом свыше 7 лет, издано распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2002 г. № 1348-р об экологических характеристиках грузовых автомобилей и автобусов, запрешающее регистрацию, ввоз в Российскую Федерацию с 1 декабря 2002 г. и таможенное оформление автотранспортных средств, имеющих выбросы ниже уровня требований Евро-1. Утверждены Руководства по организации эксплуатации газобаллонных автомобилей.

Принят новый Кодекс об административных правонарушениях (Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 41-ФЗ), в котором усилена ответственность за эксплуатацию автотранспортных средств с превышением нормативов выбросов загрязняющих веществ (ст. 8.22, 8.23).

Разработан проект ГОСТ Р «Внешний шум автомобилей в эксплуатации. Допустимые уровни и методы измерений». Работа направлена на снижение шумового загрязнения окружающей среды эксплуатируемым автотранспортом, что особенно актуально для крупных городов России, где вклад автотранспорта в воздействие шума на население составляет 85-95%.

Дорожное хозяйство. По состоянию на начало 2003 г. сеть автомобильных дорог Российской Федерации включала более 900 тыс. км. Общая протяженность федеральных автомобильных дорог возросла до 47 тыс. км, территориальных автомобильных дорог - до 546 тыс. км, в том числе с твердым покрытием - до 495 тыс. км.

Структура и характеристики сети автомобильных дорог Российской Федерации оказывают косвенное влияние на уровень воздействия автотранспорта на окружающую среду, в частности: исторически сложившаяся конфигурация сети автомобильных дорог приводит к значительным потерям (экономическим и экологическим) из-за перепробега автотранспорта; прочностные характеристики дорожных одежд и мостовых сооружений не позволяют осуществлять повсеместное бесперебойное движение тяжеловесных (как правило, более эффективных и экологически чистых) транспортных средств.

Под дороги отводятся большие площади земель. Площадь отчужденной территории под дорогами составила в 2002 г. 18,76 тыс. км2, площадь зоны негативного влияния дорожной сети на прилегающие территории (обусловленного, прежде всего, вредным воздействием автомобильного транспорта) - 32,6 тыс. км2.

Оценки воздействия дорожного хозяйства на окружающую среду представлены в табл. 4.1 и 4.2. Кроме того, на автомобильных дорогах с грунтовыми и переходными типами покрытий в атмосферный воздух поступает значительное количество продуктов износа покрытий и грунта. Валовой объем пыли от этих источников составил в 2002 г.: на дорогах с переходными типами покрытий - 2,29 млн. т, на грунтовых дорогах - 0,3 млн. т.

В 2002 г. закончена разработка отраслевого нормативного документа «Показатели экологической безопасности автомобильных дорог» (введен в действие с 1 января 2003 г.), четко увязывающего показатели технического состояния элементов и конструкций автомобильной дороги с ее экологической безопасностью, влиянием этих элементов и конструкций на окружающую среду.

Внутренний водный транспорт. К концу 2002 г. в организациях внутреннего водного транспорта имелось 30 979 судов, в том числе на учете в Российском речном регистре - 30 200 судов, Российском морском регистре судоходства - 779 судов. За отчетный период произошло сокращение объемов перевозок грузов на 12,3 млн. т (10,9%) к уровню предыдущего года, что привело к некоторому снижению негативного воздействия внутреннего водного транспорта на окружающую среду. Организациями внутреннего водного транспорта израсходовано 500 тыс. т дизельного топлива, 30 тыс. т угля, 27 тыс. т мазута, 0,2 тыс. т природного газа.

Морской транспорт. Морской транспортный флот России, по предварительным данным на 1 января 2003 г., состоит из морских судов (84) ед.) общим дедвейтом 4,81 млн. т (без учета судов, зарегистрированных в речных компаниях). Транспортный флот восьми морских пароходств (198 ед., 2,7 млн. т дедвейта) сократился на 20 ед. по сравнению с прошлым годом. Флот прочих судоходных компаний составил 628 судов (1,83 млн. т дедвейта) и увеличился в 2002 г. на 11 ед. (0,16 млн. т дедвейта).

Оценка воздействия морского транспорта на окружающую среду представлена в табл. 4.1, 4.2 и 4.3. Состав проводимых организационных, технических и технологических природоохранных мероприятий на судах регламентируется требованиями Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененной Протоколом 1978 г. к ней (МАРПОЛ 73/78). Требования МАРПОЛ 73/78 к транспортным судам и судовому оборудованию содержатся в Правилах Морского регистра судоходства Российской Федерации и других национальных нормах и правилах по охране окружающей среды на морском транспорте.

Все российские суда оборудованы необходимым конвенционным природоохранным оборудованием, одобренным Морским регистром судоходства Российской Федерации. За отчетный период в России действовали 19 морских администраций портов и 44 руководств портов (далее - МАП). МАП проводят ежедневный контроль за состоянием акватории порта судами экологического флота, регулярную очистку акватории порта от мусора и по мере необходимости от нефтесодержащих пятен. Во всех МАП разработаны программы мониторинга акватории (ведется лабораторный контроль за качеством сбрасываемых сточных вод, за чистотой акватории порта и воздушного бассейна). Российской Стороной ведется активная работа по подготовке в рамках Международной морской организации (ИМО) Международной конвенции о контроле водяного балласта и осадков судов и управлении ими.

В большинстве портов, в которых базируются корабли ВМФ и корабли погранвойск, МАП установлен постоянный экологический контроль за условиями их стоянки.

С участием морских спасательных координационных центров (МСКЦ) и морских спасательно-поисковых центров (МСПЦ) Госморспасслужбы России в 2002 г. проведено 17 операций по ликвидации разливов нефти. Выполнено 6 подъемов затонувших судов, в том числе теплохода «Каунас» на р. Нева, теплохода «Гага» в порту Санкт-Петербурга (связано с разливом 800 т нефтепродуктов). Аварийных разливов нефти и чрезвычайных ситуаций, нанесших значительный ущерб окружающей среде (за исключением т/х «Гага»), на территории и акватории портов за отчетный период не было. Произошло 85 случаев незначительных загрязнений морской среды нефтью (менее 50 т), которые были ликвидированы силами МАП и БАСУ.

Во всех МАП разработаны планы ликвидации разливов нефти (ЛРН) на акватории портов, проводятся объектовые учения по ЛРН. Всего проведено 62 учения с участием МСКЦ/МСПЦ и спасательных судов, несущих готовность на бассейнах. Наиболее крупные из них: международные по поиску и спасанию на море с участием иностранных специалистов «БАРЕНЦ-2002» и по ликвидации разливов нефти «BALEX-DELTA-2002».

воздушный транспорт. В 2002 г. сохранилась тенденция роста воздушных перевозок. Пассажирооборот по сравнению с 2001 г. увеличился на 6,9%. Прирост отмечен как в международном сообщении, так и внутри страны. Объем грузовых перевозок (включая ПАНХ) вырос на 2,0%. Оценки уровня воздействия воздушного транспорта на окружающую среду представлены в табл. 4.1, 4.2 и 4.3. Оценки вредного воздействия авиационного шума за отчетный год по показателю воздействия на территорию жилой застройки максимальных уровней пролетного шума существенно не изменились. Рост числа самолето-вылетов привел к увеличению площади зашумления по наиболее важному показателю - эквивалентному уровню шума - как в дневное, так и в ночное время. Ориентировочно сверхнормативному воздействию авиационного шума подвергается около 5 млн. человек.

Утверждена межведомственная Комплексная программа работ на период 2002-2010 годов по снижению шума, выбросов и повышению точности навигации отечественных самолетов и вертолетов в обеспечение требований норм ИКАО и ЕС (разработана по поручению Правительства Российской Федерации № ИК-П7-20696).

Экологический контроль на автомобильном, речном, морском, воздушном транспорте и в дорожном хозяйстве. В соответствии с вновь утвержденным Положением о Российской транспортной инспекции (постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2002 г. № 515) ее отделения участвуют в контроле за реализацией субъектами транспортного комплекса мер по снижению вредного воздействия транспорта на окружающую среду.

В течение 2002 г. отделениями Ространсинспекции было проверено более 8 тыс. субъектов транспортного комплекса. При этом выявлено почти 12 тыс. нарушений, по которым были применены меры административного воздействия, предусмотренные Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, а с 1 июля 2002 г. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

На морском транспорте отделения Ространсинспекции контролировали соблюдение требований международной конвенции МАРПОЛ-73/78.

Введение в действие Положения о лицензировании на внутреннем водном транспорте постановление Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002 г. № 345) и внесение в качестве условия лицензирования пункта о соблюдении безопасности отстоя судов позволило отделениям Ространсинспекции усилить в 2002 г. контроль за соблюдением действующих экологических норм на ремонтно-отстойных пунктах. В 2002 г. отделениями Ространсинспекции было проверено более 1,3 тыс. проверок мест отстоя и выявлено около 500 нарушений, по которым приняты соответствующие меры.

Выполнение требований природоохранного законодательства дорожными организациями рассматривалось отделениями Ространсинспекции параллельно при их проверках по следующим пунктам: I) подготовка к работе и работа в осенне-зимних условиях; при этом обращалось внимание на работу котельных, условия хранения котельного топлива, утилизацию шлаков, состояние пескосоляных баз; 2) производство дорожно-строительных работ с применением материалов, обладающих экологической опасностью (битумы, битумные эмульсии и т. д.); 3) эксплуатация битумохранилищ, хранилищ ГСМ и заправок, карьеров местных нерудных строительных материалов. В связи с отменой обязательного лицензирования деятельности по обращению с топливом из сферы контроля выведена сеть автозаправочных станций. Проверки качества топлива проводятся лишь в отдельных регионах.

При проверках наиболее часто выявлялись следующие нарушения по видам транспорта:

-- на автомобильном: отсутствие экологических паспортов у значительного числа предприятий; несоблюдение периодичности экологического контроля на автопредприятиях; допуск к эксплуатации автотранспорта с превышением норм токсичности; несоблюдение природоохранных мероприятий (утилизация автошин, масляных и воздушных фильтров, аккумуляторов, электролита и т. д.); отсутствие на автопредприятиях пунктов мойки (договоров с другими организациями);

- на внутреннем водном транспорте: отсутствие или неправильное ведение учета (журнал СД-36) сдачи хозфекальных, сточных, нефтесодержащих вод (производственных отходов);не соответствие автономности плавания судов срокам сдачи отходов производства; несвоевременное перезаключение договоров на вывоз твердых бытовых и хозяйственных отходов, отсутствие документации по сдаче отходов, захламленность территорий;

- на морском транспорте: отсутствие маркировки на контейнерах для отходов (пластиковые, пищевые, металлические, сепарационные материалы); неудовлетворительное техническое состояние (или отсутствие) сепараторов льяльных вод и мусоросжигательных установок;

- на воздушном транспорте: несоблюдение установленных норм очистки сточных вод очистными сооружениями; нарушения правил сбора отработанных нефтепродуктов и передачи их на утилизацию; несоблюдение правил складирования технических и бытовых отходов, а также проливы нефтепродуктов на стоянках самолетов.

МВД России принимаются организационно-практические меры по реализации требований постановления Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 880 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в ГИБДД МВД России" в части развития станций и пунктов государственного технического осмотра транспортных средств. К началу 2003 г. в Российской Федерации функционировало 1329 таких станций и пунктов, на которых функционировало около 1700 диагностических линий. Их общая пропускная способность составляет более 15 млн. проверок транспортных средств в год, что превышает показатели 2001 г. на 5%.

За отчетный период проведен с применением средств технического диагностирования государственный технический осмотр 10 351 704 транспортных средств (или 34,7% числа представленных на осмотр транспортных средств), в том числе: 71,4% автобусов, 37,7% легковых автомобилей, 44,3% грузовых автомобилей.

В рамках реализации требований постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2002 г. № 83 "О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух" подразделениями ГИБДД постоянно осуществляется контроль за соответствием транспортных средств экологическим параметрам. В 2002 г. проведено более 13 млн. таких проверок, при этом признаны исправными только 10,7 млн. единиц транспорта.

Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2002 г. № 1348-р территориальными органами управления Госавтоинспекции субъектов Российской Федерации постоянно осуществляется контроль за соответствием конструкции транспортных средств экологическим параметрам при выдаче предприятиям-изготовителям бланков паспортов транспортных средств. В случае выявления несоответствия транспортных средств экологическим параметрам в выдаче указанных бланков отказывается.

Железнодорожный транспорт. Природоохранная деятельность на железнодорожном транспорте в 2002 г. осуществлялась в соответствии с законами Российской Федерации в области охраны окружающей среды и "Экологической программой железнодорожного транспорта на 2001-2005 годы".

Железнодорожный транспорт выполняет 81% грузооборота транспортной системы страны (без трубопроводного транспорта) и относится к одному из наиболее экологически чистых видов транспорта Российской Федерации. Более 85% грузов и 80% пассажиров перевозится электровозной тягой и электропоездами. Продолжались работы по электрификации железных дорог, что обеспечило повышение роста перевозок на электротяге на 6,8%, сокращение объемов перевозочной работы на тепловозной тяге на 2,7% и снижение расхода дизельного топлива на 4,4 тыс. т. В 2002 г. протяженность электрифицированных линий увеличилась на 582 км. Полностью завершена электрификация Транссиба. При проведении капитального ремонта пути осуществлялась замена деревянных шпал, пропитанных антисептиками, экологически чистыми железобетонными шпалами.

По данным МПС России, в отчетном году на строительство и реконструкцию 22 природоохранных объектов было израсходовано 152,7 млн. руб. капитальных вложений, в том числе на охрану водных ресурсов - 72,7 млн. руб., атмосферного воздуха - 80,0 млн. руб. Сдано в эксплуатацию 9 природоохранных объектов, что позволит в течение 2003 г. сократить сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты на 2,3 млн. м3 выбросы загрязняющих веществ в атмосферу - на 87 т.

В соответствии с заданием "Экологической программы железнодорожного транспорта на 2001-2005 годы" в 2002 г. выполнено в области охраны атмосферного воздуха 29 мероприятий; охраны и рационального использования водных ресурсов - 22 мероприятия; обращения с отходами производства - 78 мероприятий. Финансирование строительства и реконструкции природоохранных объектов, а также мероприятий по внедрению малоотходных и ресурсосберегающих технологий, установок, предусмотренных отраслевой экологической программой, проводилось только за счет собственных средств железнодорожных предприятий.

В 2002 г. на железнодорожном транспорте отмечено дальнейшее снижение негативного воздействия на окружающую среду.

В области охраны атмосферного воздуха обеспечено сокращение выбросов вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от 48 637 стационарных источников в 2002 г. составили 203,3 тыс. т, что по сравнению с 2001 г. меньше на 9,9 тыс. т, или на 4,7%. Из 309,3 тыс. т загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников выделения, в 2002 г. уловлено и обезврежено 106,0 тыс. т загрязняющих веществ, или 34,3%, в том числе твердых - 104,7 тыс. т (63,6%). Выброс загрязняющих веществ стационарными объектами железнодорожного транспорта в атмосферный воздух составляет 75,0% от разрешенного территориальными органами МПР России.

На железнодорожном транспорте основное количество загрязняющих веществ поступает в атмосферный воздух от котельных, из которых около 60% работают на твердом топливе. В 2002 г. проводились работы по переводу 22 угольных котельных на более экологически чистое топливо (газ), электроотопление и подключению к системам теплоснабжения. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников в 2002 г. снизились по сравнению с 2001 г. на 250 т и составили 175,75 тыс. т. Этому способствовали: модернизация тепловозного парка (92 тепловоза), замена устаревших дизелей 10Д100, 14Д40 на более экономичные дизели типа Д49 отечественного производства.

В области охраны и рационального использования водных ресурсов предприятиями железнодорожного транспорта достигнуто в 2002 г. сокращение потребления воды и снижение сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты в результате реконструкции и строительства локальных и узловых канализационных очистных сооружений, внедрит малоотходных и ресурсосберегающих технологий, систем оборотного водоснабжения, нормирования и приборного учета водопотребления, а такжепередачи очистных сооружений в муниципальную собственность.

В 2002 г. для нужд железнодорожного транспорта использовано 250,2 млн. м3 воды, что на 15,6 млн.м3, или на 5,8% меньше, чем в 2001 г., в том числе на хозяйственно-питьевые нужды израсходовано 146,0 млн. м3 (соответственно меньше на 4,9 млн. м3, или на 3,3%), на производственные нужды - 97,4 млн. м3 (меньше на 7,1 млн. м3, или на 6,8%). Объем повторно используемой воды в технологических процессах увеличился на 2,5 млн. м3 и составил 124,3 млн. м3, показатель водооборота возрос с 53,8 до 56,1%. Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты в 2002 г. составил 41,6 млн. м3, что на 7,3 млн. м3 меньше, чем в 2001 г. В 2002 г. количество загрязняющих веществ, поступивших в поверхностные водные объекты со сточными водами, сократилось.

В 2002 г. в технологических процессах 5 предприятий внедрены системы оборотного водоснабжения. Петербургским университетом путей сообщения разработана технология изготовления активированного алюмосиликатного адсорбента для очистки питьевых и доочистки сточных вод, а также для ликвидации экологических последствий аварийных ситуаций при перевозке опасных грузов. Данный материал обладает высокой адсорбционной способностью относительно ионов тяжелых металлов и нефтепродуктов.

Во ВНИИЖТ разработана технология сбора и очистки ливневых сточных вод с территорий предприятий, железнодорожных станций с повторным использованием очищенной воды в технологических процессах. На локальных очистных сооружениях сточных вод предприятий железнодорожного транспорта продолжалось внедрение фильтров доочистки различных типов, аэрогидрокавитационных устройств.

На ряде предприятий железных дорог расширено применение безотходных технологических процессов обмывки внутренних поверхностей железнодорожных цистерн, мойки колесных пар и других деталей подвижного состава с помощью моющих составов типа "О-БИС".

Внедрена технология использования энергии сверхвысокой частоты на промывочно-пропарочной станции для разогрева в цистернах вязких и застывших остатков тяжелых фракций нефтепродуктов взамен подогрева "острым паром". Данная технология представляет экологически чистый метод нагрева, так как отсутствуют какие-либо продукты сгорания для создания теплоносителя, сохраняется качество нефтепродуктов, не происходит образования конденсата и больших потерь воды в окружающую среду, особенно в зимнее время, когда возникает необходимость в поддержании паропроводов в рабочем состоянии.

В области охраны и рационального использования земель железнодорожного транспорта большое значение придавалось опережающему лесовосстановлению в полосе отвода железных дорог для снижения распространения загрязняющих веществ и шума от объектов железнодорожного транспорта на прилегающих территориях. В 2002 г. создано 48,7 га новых лесонасаждений вдоль железнодорожных путей на протяжении 21,5 км. На территории железнодорожных станций высажено 9,1 тыс. деревьев и 5,8 тыс. кустарников. При очистке 60,0 тыс. км железнодорожных путей от сорной растительности использовались безопасные для окружающей среды гербициды (Арсенал, Раундап и его аналоги), разрешенные Госхимкомиссией России.

В целях улучшения экологической обстановки на шпалопропиточных заводах и прилегающих территориях в 2002 г. расширено применение нефтяного антисептика ЖТК (IV класс опасности), не содержащего фенол. Антисептик использовался на Каликинском, Харовском, Оренбургском, Аурском, Ушумунском, Решотинском, Тихорецком, Богданович с ком, Тайшетском, Пронинском шпалопропиточных заводах в объеме 15,0 тыс. т. Его применение позволяет снизить в 2-3 раза выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду из-за отсутствия летучих соединений типа нафталина, составляющего до 90% выбросов при использовании традиционного антисептика - каменноугольного масла.

На сети железных дорог для обеспечения экологической безопасности, исключения бактериального загрязнения железнодорожного полотна и прилегающих территорий фекальной микрофлорой и гельминтами продолжалась работа по оснащению вагонов пассажирских поездов экологически чистыми туалетными комплексами отечественного производства. В 2002 г. таких комплексов установлено в пассажирских поездах - 403 и в электропоездах - 114. К концу 2002 г. данными комплексами было оборудовано 47 пассажирских поездов.

В области обращения с отходами производства в 2002 г. на предприятиях отрасли продолжалась работа по снижению отрицательного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду, максимальному вовлечению их в хозяйственный оборот в качестве источников сырья и вторичных материалов.

В течение 2002 г. на железнодорожных предприятиях образовалось 1698,0 тыс. т отходов производства и потребления разных классов опасности. Рост образования отходов по сравнению с 2001 г. в 2,5 раза в основном вызван введением Госкомстатом России в 2002 г, новой формы отчетности 2-ТП (отходы), включающей все виды отходов производства и потребления - токсичные и нетоксичные. Отходы производства распределены по классам опасности и объемам следующим образом: отходы I класса опасности - 0,3 тыс. т (0,02% общего объема), II -42,4 тыс. т (2,5%), III - 56,7 тыс. т (3,3%), IV - 1149,6 тыс. т (67,7%), V - 449,0 тыс. т (26,48%). Наибольшее количество отходов относится к IV (малоопасные) и V (практически неопасные) классам опасности.

В 2002 г. на предприятиях отрасли использовано 275,9 тыс. т, обезврежено 18,7 тыс. т, передано другим предприятиям 1202,9 тыс. т отходов. В результате проведенной работы по обезвреживанию, использованию и передаче отходов производства другим предприятиям на конец 2002 г. их наличие на площадках железнодорожных предприятий составило 150,6 тыс. т.

Проблема использования, обезвреживания и ликвидации отходов производства и потребления остается одной из сложных. Отсутствие современных региональных производств по переработке отходов вынуждает решать эти вопросы на уровне отрасли. Завершаются работы по разработке технологий и созданию оборудования для термического обезвреживания нефтеш-ламов, отходов материалов, загрязненных нефтепродуктами (ветошь, опилки, бумажные фильтры и т. д.), отходов химчисток, деревянных шпал (негодных к повторной укладке в путь), а также твердых бытовых отходов из пассажирских поездов.

На предприятиях железных дорог наибольшее распространение получила технология переработки отработанной смазки ЛЗ ЦНИИ с получением жидкого мыла, индустриального масла, смазочно-охлаждаюшей жидкости, переработано 69 т. С использованием биопрепаратов типа "Деворойл", "Дестройл", "Олеоворин", "Валентис", а также биодеструкторов обезврежено 4700 т грунтов, загрязненных нефтепродуктами, что составляет 35% объема отходов такого типа. При строительстве автодорог использовано 2000 т отходов балласта железнодорожных путей. Регенерировано трансформаторного масла 190 т. В результате перевода угольных котельных на более экологически чистые виды топлива сокращено образование шлаковых отходов на 1300т. Внедряется опытно-промышленная установка (УПОО-1200) для экологически чистой переработки горючих производственных отходов с получением газа. На установке переработано 330 т отходов. На установке "Альфа-Ловаль" по сепарированию отходов промывочно-пропарочных станций переработано 4470 т, полученные 4123 т нефтепродуктов были использованы на предприятиях.

На технических и пассажирских станциях всех железных дорог действовал пакетный способ сбора и дальнейшей утилизации данных отходов, образующихся при перевозке пассажиров.

Производственный экологический контроль за выбросами и сбросами загрязняющих веществ в атмосферу, водные объекты и загрязнением почв на территориях предприятий железнодорожного транспорта осуществлялся: от стационарных источников - 53 экологическими лабораториями, в том числе 3 вагонами-лабораториями с бортовым комплексом аналитического оборудования, от передвижных источников (тепловозы) - 121 пунктом экологического контроля.

В 2002 г. во ВНИИЖТ совместно с Российской академией наук и Торжокским вагоностроительным заводом выполнялись работы по изготовлению поезда-лаборатории для проведения широкомасштабного мониторинга окружающей среды, в том числе и вдоль железных дорог общего пользования.

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стихийные бедствия | Экологическая безопасность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.