Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии

Целостность эго или отчаяние (от 65 лет и старше).

Генеративность(целеустремленность, продуктивность) или стагнация(обеднение личной жизни, регрессия)(от 40 до 65 лет).

В период взрослости, после того как предыдущие конфликты частично разрешены, можно уделить больше внимания другим людям, оказать им помощь. Родители иногда находят себя, помогая своим детям. Некоторые люди могут бесконфликтно направить свою энергию на разрешение социальных проблем. Но неудача при разрешении преды­дущих конфликтов часто приводит к чрезмерной поглощенности собой: излишней оза­боченности своим здоровьем, стремлению непременно удовлетворить свои психологи­ческие потребности, уберечь свой покой и т. п.

На последних этапах жизни люди обычно пересматривают прожитую жизнь и по-ново­му оценивают ее. Если человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает удовлетворе­ние, потому что она была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то ре­зультатом является обретение им чувства целостности. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство от­чаяния.

Относительно восьми стадий, Эриксон предполагал, что каждая из них строится на основании того, что было создано ранее. Хотя при­способления, сделанные человеком на одной из стадий, могут пересматриваться или изменяться в дальнейшем, наиболее предпочтительным ходом развития яв­ляется «позитивное» разрешение конфликта или кризиса развития на каждой из них. Например, дети, не получившие достаточно внимания и любви в период мла­денчества, могут компенсировать это, если получат огромное количество внима­ния на последующих стадиях. Тем не менее развитие происходит более гладко, ес­ли дети в младенческом возрасте получают все, что им нужно, и выходят из него с прочным чувством доверия к другим людям и к окружающему их миру.

 

Тема №41. Теория развития интеллекта Ж. Пиаже. Ключевые понятия Пиаже.

См. Тему №22. 1й семестр.

 

Тема №42. Качественное своеобразие детской логики и представление ребенка о мире. Эгоцентризм. Стадии развития интеллекта.

 

Тема №43. Актуализация знаний, подведение итогов.

.

Само название предмета в переводе с древнегреческого означает, что психология – наука о душе. («psyche» - душа и «logos» - наука).

Любая наука в качестве своей эмпирической основы имеет практический опыт людей. Научная психология в качестве эмпирической основы имеет житейскую «бытовую» психологию, которая обобщает и закрепляет опыт многих поколений людей, наш собственный опыт. Эти знания помогают человеку понять другого человека, предсказать его поступки, учесть его личностные особенности, правильно построить своё общение с ним.

Житейские представления о психологии находят своё выражение и в житейской мудрости, и в привычных устойчивых взглядах, убеждениях. Однако житейские психологические знания не всегда точны. Поэтому возникла необходимость в научно-психологических знаниях, которые представляют собой знания полученных путём специальных теоретических и экспериментальных знаний.

Зачатки психологических знаний появились у человека в первобытные времена. Первоначально возникло представление о том, что в теле человека существует нечто, позволяющее ему понимать то, что он видит и слышит, даёт ему возможность думать и чувствовать, добиваться намеченной цели, владеть собой. Это нечто связывали с дыханием, так как оно уходило после смерти (наз. духом). Представления о душе носили мифологический характер. Первые научные представления о душе возникли в рамках философии в 4-5 вв. до н.э.

Древнегреческие философы представляли душу как нечто, похожее на пламя или движение воздуха. Душа – основа идей древнегреческих философов Гераклита (ок.544-483 до н.э.), Демокрита (ок.460-371 до н.э.), Платона (428-348 до н.э.), Аристотеля (384-322 до н.э.) и др. Очень долго господствовала точка зрения, что природа души и тела различна, а их взаимоотношения подобны связям между кукловодом (душой) и куклой (телом), т.е. считалось, что душа оказывает влияние на тело, но не наоборот.

По мнению Р.Декарта (1596-1650) тело – материально и действует по законам механики. Душа же не материальна, и ее главное свойство – способность мыслить, помнить и чувствовать. Однако не только душа может влиять на тело, но и тело может воздействовать на душу.

В ХVII-ХVIII вв. благодаря бурному развитию естественных наук психология стала наукой о сознании. Сознание включало мысли человека, его чувства, потребности, желания – всё то, что человек находит, думая о себе, обращая взгляд внутрь себя. Предполагалось, что все, существующее во внешнем мире, воздействует на органы чувств, благодаря чему возникают ощущения. Ощущения могут сочетаться между собой с помощью цепочки ассоциаций. Это направление получило название ассоцианизма.

С середины XVIII в. англ. психолог и философ Дж.Локк (1632-1704) придавал большое значение воспитанию, в том числе формированию положительного отношения к хорошим поступкам и отрицательного – к плохом.

В 1879г. немецким физиологом В.Вундтом (1832-1920) в Лейпциге была основана первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория. Где Вундт, Титченер (1867-1927) считали, что для изучения сознания необходимо расчленить это сложное явление на отдельные элементы –ощущения, образы и чувства и выявлять структурные отношения между ними. Теория структурализма.

Ф.Гальтон (1822-1911), У.Джеймс (1842-1911), Д.Дьюи (1859-1952) представители теории функциолизма – их интересовал вопрос, как действует, как фунционирует психика. Фукционалисты основывались на эволюционной теории Ч.Дарвина и считали, что роль сознания – в приспособлении человека к окружающему миру.

В конце ХIХ в. после неудачных попыток создать физиологическую психологию и изучить психологические явления физиологическими методами, психология разделилась на два направления. Одно с помощью точных научных методов пыталось изучить такие относительно простые психологические процессы, как ощущение и восприятие. Второе – высшие психические процессы – память, мышление, которые такими способами изучены быть не могли. Для этих целей был создан особый метод исследования – интроспекция (от лат. introspectare- смотреть внутрь), т.е. наблюдения человека за тем, как действует его психика и субъективное описание этого.

Подобная ситуация привела к кризису психологии как науки. В ХХ в. возникли направления, совершившие переворот в психологической науке. Это бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, генетическая психология, когнитивная психология и гуманистическая психология.

Задачи психологии.

Функции психики.

1. Гностические ф. психики выполняют осведомительную роль в процессах естественного контакта человека с внешним миром. Они доставляют информацию конкретно-чувственного свойства об объектах взаимодействия, которая оформляется в психических образах.

2. Аффективные ф. п. проистекают из нашего отношения к объектам вхзаимодействия. Любой психический акт представляет единство гностических и аффективных процессов, знания и отношения. Источником нашего отношения к объектам взаимодействия являются психофизиологические состояния нашего организма. Если объект отвечает нашим актуальным потребностям, то у нас возникает стремление овладеть им, если нет, то мы безразличны к нему.

3. Регуляторная ф. п. направлена на координацию внутренних психических процессов, на управление взаимодействием с предметами внешнего мира, на налаживание отношений с окружающими человека людьми.

4. Коммуникативная ф. п. направлена на образование связей человека с объектами взаимодействия для выполнения этих функций человек обладает естественными органами своей телесной организации, посредством которых он осуществляет контакт с миром вещей и людей (органы чувств, речь, мимика, пантомимика, органы осязания – рука)

Психика – способность мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулировать на этой основе собственное поведение и деятельность. Работа психики осуществляется только в процессе активной деятельности человека, животного.

Выделяют три крупные группы психических явлений: психические процессы, психические состояния и психические свойства.

- Психические процессы включают в себя:

Познавательные процессы – ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, с их помощью мы узнаём, постигаем мир и самого себя. Особое место среди познавательных процессов занимает внимание, которое присутствует во всех процессах и позволяет сконцентрироваться на чем либо.

Чувства, эмоции отражают переживание человеком своего отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей внутренней жизни, определяют то, насколько они важны именно для его жизни.

Воля, произвольность обеспечивает сознательную регуляцию поведения, возможность действовать по сознательно поставленной цели, принятому намерению.

В понятии «психические процессы» подчёркиваются прежде всего динамичность, пластичность, изменчивость, непрерывность психической деятельности.

- Психические состояниябодрость, утомление, скука, радость, тревога, апатия и др. Психическое состояние осознает лишь само состояние, а то, что его вызвало, либо вообще не представляет, либо представляет неотчетливо.

- Психические свойства – наиболее устойчивые и существенные особенности, отличающие человека или группу людей от других. К ним относятся особенности личности человека, его направленность, качества личности, черты характера, темперамент, способности.

Все три группы психических явлений не существуют отдельно друг от друга, они взаимодействуют и могут переходить друг в друга.

 

Современная психология представляет собой весьма разветвлённую систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования и связанных с различными областями практики. Особое место занимает общая психология – фундамент всех её отраслей. Этот раздел психологии изучает и описывает наиболее общие психологические понятия психологии, обосновывает и определяет её методический аппарат.

Выделяют следующие отрасли психологии.

Дифференциальная психология изучает индивидуально-психологические различия между людьми. Исследуются различия как между конкретными индивидами, так и между определёнными группами (например, между мужчинами и женщинами, представителями разных профессий, разных социальных, национальных, этнических групп). Выявляются предпосылки и причины этих различий. На основе наиболее часто встречающихся признаков строятся определённые типологии. Знания, получаемые в этой отрасли, важны для многих областей практики, в том числе и для школьного обучения.

Медицинская психология изучает психологические закономерности, связанные с возникновением и течением болезни, исследует влияние заболеваний на психику человека, психических факторов на физическое здоровье, соматическое состояние человека. Известно, например, что многие болезни нередко вызываются чисто психологическими причинами.

Нейропсихология исследует влияние изменений структуры и функционирования мозга, его повреждений, возрастного недоразвития на психическую деятельность и поведение человека. Нейропсихология имеет большое значение для работы с детьми, поскольку позволяет выявить и устранить причины многих трудностей в обучении и поведении.

Социальная психология занимается психологическими особенностями, поведением и деятельностью людей, которые связаны с их принадлежностью к определённым социальным группам (дружеской, учебной, профессиональной, расовой и др.). Отдельно изучаются детские группы.

Проводятся исследование этих групп, их деятельности и развития, а также различных видов общения, взаимоотношений между людьми, которые называют межличностными отношениями. Социальные психологи изучают психологический климат того или иного предприятия, учреждения, его зависимость от отношений между сотрудниками, начальником и подчинёнными, влияние этого климата на психологическое состояние людей, на успешность их деятельности. Например, социальные психологи показали, что отношения между директором школы и учителями влияют на отношения между детьми даже в тех случаях, когда дети казалось бы, не могут узнать об этом, и определяют психологический климат школы.

В рамках этой отрасли активно развивается семейная психология, выявляющая особенности создания семьи, выбора супруга. Исследуются отношения между супругами, между родителями и детьми, отношения нескольких поколений в семье, причины семейных конфликтов и др.

Психодиагностика – отрасль психологии, разрабатывающая методы и средства выявления и измерения психологических особенностей человека, изучающая возможности применения этих средств на практике. Психодиагностика позволяет выявить и измерить выраженность у человека определённых индивидуально-психологических характеристик: уровень развития интеллекта, способности, свойства личности, интересы. Благодаря психодиагностике можно выявить скрытые от непосредственного наблюдения причины поведения, поступков, успешности и неуспешности в деятельности, в том числе учебной, в общении.

Возрастная психология или психология развития, исследует развитие психики человека и её особенностей на протяжении онтогенеза. Онтогенез - процесс индивидуального развития организма от рождения до смерти. Этот термин используется не только в психологии, но и в физиологии, медицине, биологии. Возрастная психология включает детскую психологию, психологию индивидуального развития взрослого человека и психологию старости. Она занимается изучением закономерностей психического развития, психологических особенностей каждого возраста, выявляет, как формируются, функционируют и распадаются различные психологические структуры на разных возрастных этапах, как взаимодействуют на каждом этапе различные психологические образования, как происходит переход от одного возрастного периода к другому.

Педагогическая психология включает в себя психологию обучения и психологию воспитания. Она изучает влияние процесса обучения и воспитания на формирование качеств личности, познавательные возможности человека, развитие его способностей и интересов, выявляет психологические закономерности обучения и воспитания, проявление в них индивидуально- психологических особенностей человека. Педагогическая психология изучает также особенности взаимоотношений между педагогом и учащимися, а также психологию самого учителя.

Парапсихология исследует психические явления, не поддающиеся объяснениям посредством имеющихся научных знаний. Поэтому в название этой отрасли психологии входит греческое слово («пара» - в стороне, рядом). Это прежде всего восприятие, выходящее за пределы возможностей органов чувств (экстрасенсорное), а также методы непосредственного психического воздействия на физические процессы, в том числе и на болезни людей, на их самочувствие, на их взаимоотношения с близкими. Психологическое изучение и объяснение этих явлений – одна из интереснейших задач психологической науки.

Психология аномального развития, или специальная психология: олигофренопсихология, сурдопсихология и др.

Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда и имеет ряд разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными отраслями психологической науки: инженерная психология, авиационная психология, космическая психология.

Юридическая психология рассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права. Она также имеет ряд отраслей.

Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчинённых, методы психологической пропаганды и контрпропаганды и т.д.

Следует выделить психологию спорта, торговли, научного и художественного творчества.

 

 

Тема №2. Психологическая готовность педагога как условие эффективности его профессиональной деятельности.

 

Психологическая готовность – субъективное образование, в котором сосредоточены представления учителя о своей профессиональной деятельности в контексте собственного «Я», а процесс самоактуализации получает предметную основу – профессиональную деятельность.

Психологию педагогической деятельности можно определить как отрасль психологического знания, изучающую психические закономерности труда учителя и то, как учитель воспринимает, трансформирует и реализует задаваемые обществом через институты воспитания, цели и систему педагогической деятельности, как учитель осознаёт актуальность задач, форм и методов своей деятельности в зависимости от конкретных условий.

Являясь индивидуальным субъектом, педагог всегда представляет собой личность во всем многообразии индивидуально-психологических, поведенческих и коммуникативных качеств.

Педагогическая профессия относится к типу «Человек - человек». Согласно Е.А. Климову, этот тип профессий определяется следующими качествами человека: 1. Устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми; 2. Потребностью в общении; 3. Способностью мысленно ставить себя на место другого человека; 4. Быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей; 5. Быстро разбираться во взаимоотношениях людей; 6. Хорошо помнить и держать в уме знание о личных качествах многих и разных людей и т.д.

Педагогическая деятельность одна из сложных областей человеческой деятельности, поэтому очень важно, чтобы учитель глубоко обладал:

1. Своим предметом.

2. Теорией познания и педагогическими науками.

3. Умение вскрывать связи и отношения между отдельными понятиями.

4. Умение органически связывать полученные учащимися знания по разным предметам в единую систему научных взглядов.

5. Умение использовать различные средства массовой коммуникации для познавательной деятельности школьника его активности и самостоятельности.

Кроме выше перечисленных знаний и навыков учитель должен обладать определёнными личностными качествами:

1. Высокоразвитое чувство социальной ответственности.

2. Благородство, интеллектуальное совершенство и моральная чистота.

3. Самообладание, выдержка.

4. Целеустремлённость, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность.

5. Подчеркивается необходимость остроумия, ораторских способностей, артистичности натуры.

6. Особенно важна готовность к эмпатии, т.е. пониманию психического состояния учеников, сопереживанию, и потребность в социальном взаимодействии.

Большое значение придаётся и педагогическому такту, в проявлении которого выражается общая культура учителя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.

 

Психофизиологические показатели, влияющие на характер субъективной деятельности педагога: соотношение реактивности и активности, темп реакции, пластичность или ригидность, эмоциональная возбудимость, экстраверсия или интроверсия. Такими показателями могут быть также эмоциональная устойчивость или невротизм; аналитический или синтетический тип восприятия; когнитивный стиль, тип темперамента как проявление типа высшей нервной деятельности в поведении по показателям силы – слабости, уравновешенности – неуравновешенности, скорости уравновешивание процессов возбуждения и торможения. При этом отметим, что в трактовке В.С. Мерлина свойства высшей нервной деятельности влияют прежде всего на стиль деятельности, в частности на индивидуальный стиль педагога.

Эффективность деятельности педагога и его комфортное самочувствие обеспечивают: оптимальный (по возрастным показателям) уровень интеллектуального развития по всем входящим в структуру функциям – сенсорно-перцептивной, логической, целостный, когнитивный стиль с высоким показателем дифференциации. Гибкость и конвергентность мышления. Активность, высокий темп реакции, эмоциональная устойчивость, высокий уровень саморегуляции.

 

Тема №3. Методы исследования. Необходимость объективного исследования психических свойств, процессов и состояний.

 

Методы – способы, посредством которых познаётся предмет науки.

Психология, как и всякая наука, пользуется целой системой различных методов. В отечественной психологии выделяются следующие группы методов.

1. Организационные методы включают:

- Сравнительный метод (м.поперечных срезов) – сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.

- Лонгитюдный метод (м. продольных срезов) – многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени.

- Комплексный метод – предполагает совместные исследования методов продольных и поперечных срезов. Позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа (физиологическим, психологическим и социальным развитием личности.

2. Эмпирические методы включают в себя:

- Наблюдение и самонаблюдение.

- Экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий).

- Психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа).

- Анализ продуктов деятельности (анализ рисунков, изложений, широко используется в детской психологии – изучает продукты детского творчества для психологического изучения ребёнка).

- Биографический метод (анализ жизненных фактов, событий на основе беседы или дневниковых записей).

3. Методы обработки данных включающие в себя:

- Количественный (статистический) метод.

- Качественный (дифференциация материала по группам, анализ) метод.

4. Методы коррекции – способы исправления недостатков поведения и психики человека с помощью психологического воздействия.

- Аутотренинг.

- Групповой тренинг.

- Способы психотерапевтического воздействия.

- Обучение.

 

 

Принцип объективного психологического исследования реализуется многообразными методологическими средствами, зависящими от особенностей предмета исследования. Понимать это надо следующим образом: психика, сознание изучаются в единстве внутренних и внешних проявлений. И всегда существует некоторое соотношение между внешним протеканием процесса и его внутренней природой; однако это состояние не всегда адекватно. Общая задача всех методов объективного психологического исследования заключается в том, чтобы адекватно выявить это соотношение и, таким образом, по внешнему протеканию акта определить его внутреннюю психологическую природу.

 

 

Тема №4. Наблюдение, эксперимент, опросные методы, тесты: характеристика, требования к организации и проведению.

Эмпирические методы в психологии.

 

Группа эмпирических методов в психологии традиционно, начиная с тех пор, как психология выделилась в самостоятельную науку, считается основой.

1. Наблюдение выступает в психологии в двух основных формах:

- Самонаблюдение (интроспекция) при анализе дневниковых записей.

- Объективное (внешнее) наблюдение представляет собой изучение психических явлений субъекта на основе фиксации проявления его поведения. Предметом наблюдения являются действия, поступки, речевые функции, мимика, позы.

Особенностью научного наблюдения является его преднамеренность, целенаправленность (осуществляется в соответствии с заранее поставленной целью), избирательность (наблюдаются не все, а определённые особенности поведения и деятельности), планомерность (поведение в соответствии с определённым планом) и систематичность (наблюдение должно вестись неоднократно и в различных ситуациях).

Основные сложности наблюдения в том, чтобы выделить в поведении главное и не подменить реально наблюдаемый факт собственной интерпретацией. Трудности применения этого метода связаны с тем, что на восприятие человека влияют неосознаваемые установки, взгляды, пристрастия, действие которых он не может проконтролировать. Например, есть данные о том, что необъективность наблюдателя возрастает, когда мужчины-исследователи судят о поведении женщин и наоборот.

Значительные проблемы связаны и с полнотой наблюдаемого. Так, в одном из экспериментов двое наблюдателей собирали данные о поведении испытуемых в ходе выполнения действий с кубиками. Наблюдателям был дан перечень возможных действий с кубиками, которые надо было отметить в ходе наблюдения (поменять кубики, бросить кубик, поставить их один на другой, задать вопрос и т.п.). В итоге выяснилось, что протоколы наблюдателей существенно отличались друг от друга. Один из наблюдателей почти не обращал внимания на словесные реакции испытуемых, а отмечал только их двигательные реакции. Таким образом, этот наблюдатель не смог обеспечить полноту наблюдений.

Однако, несмотря на имеющиеся трудности, наблюдение – эффективный метод психологического исследования. Важнейшее его достоинство в том, что он позволяет увидеть психическое явление в реальном поведении, в реальной жизни. Поэтому разрабатывается множество специальных приемов, направленных на повышение качества наблюдения, уровня надежности его результатов (т.е. соответствия их реальности).

Научное наблюдение может осуществляться в виде дневниковых записей. Многие ученые- биологи, начиная с Ч. Дарвина, психологи вели дневники, наблюдая за развитием своих детей и внуков. Эти дневниковые записи послужили основой для раскрытия многих закономерностей психического развития.

 

2. Эксперимент – исследовательская деятельность в целях изучения причинно- следственных связей. Отеч. психолог С.Л. Рубинштейн (1889-1960) выделял следующие качества эксперимента:

1. Исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него.

2. Экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление.

3. В эксперименте имеется возможность неоднократного воспроизведения результатов.

4. В результате эксперимент устанавливает допускающие математическую формулировку количественные закономерности.

Различают три основных вида эксперимента: лабораторный, естественный и формирующий.

1. Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, предполагает использование различной техники, специального оборудования. (Пример: эксперимент по изучению влияния на суждение одного человека мнения других людей. Проведён этот эксперимент американским психологом М.Шерифом. Проводился опыт в тёмной лаборатории, была лишь одна светящаяся, мерцающая точка. Испытуемым предлагалось определить, в каком направлении движется точка и на каком расстоянии от них она находится. На самом деле точка была неподвижна, однако в полной темноте она казалась движущейся, и её видели каждый раз в новом месте. Пока испытуемые выполняли задание по одному, их ответы были различными. Но когда они объединялись в группу, ответы становились очень похожими. Этот эксперимент демонстрирует, во-первых, как человек осознаёт явления окружающего мира, и, во-вторых, как на это осознание влияют особенности восприятия объекта (неподвижная мерцающая точка света в полной темноте кажется движущейся) и мнения других людей)).

2. Естественный эксперимент, предложенный русским психологом А.Ф. Лазурским (1874-1917), предполагает проведение исследования под контролем экспериментатора, но в естественных условиях. (Например, для выяснения того, какие факторы способствуют снижению страха перед экзаменами, американский психолог И. Сарасон провел несколько серий опытов непосредственно перед экзаменами. Испытуемых разделили на три группы, в каждой были студенты, боящиеся экзаменов, и относящиеся к ним спокойно. В первой группе экспериментатор признавался, что сам боится экзаменов, описывал свои переживания, мешающие ему сосредоточиться на ответе. Во второй – он прибавлял к этому, что умеет преодолевать свой страх, и предлагал некоторые способы и приёмы. Наконец, в третьей – говорил, что никогда не боялся экзаменов. Критерием являлась успешность испытуемых на экзамене. Выявилось, что студенты, которые боялись экзаменов, хуже всего выполняли задания в первом случае, когда экспериментатор лишь сообщал им, что тоже боится экзаменов. Наилучших результатов они достигали тогда, когда им предлагались способы преодоления страха. В этом случае они даже опередили студентов, не испытывавших беспокойства по поводу экзаменов).

Естественный эксперимент широко применяется, например, в социальной, педагогической психологии, психологии управления.

И лабораторный, и естественный эксперименты могут быть констатирующими и формирующими.

3. Констатирующий эксперимент выявляет факты, закономерности, сложившиеся в ходе развития человека. Приведенные выше примеры относятся к констатирующим экспериментам.

4. Формирующий эксперимент одновременно служит и средством исследования, и средством формирования изучаемого явления. Для формирующего эксперимента характерно активное вмешательство исследователя в изучаемые им психические процессы. Формирующий эксперимент предполагает проектирование и моделирование психолого-педагогических средств и путей их формирования. В процессе учебно-познавательной работы с детьми изучаются и закономерности происхождения соответствующего новообразования. Один из основателей формирующего эксперимента в нашей стране – В.В. Давыдов называет этот вид эксперимента генетико-моделирующим. Ибо он воплощает в себе единство исследования психического развития детей с их воспитанием и обучением. Этот метод опирается на конструирование и переконструирование новых программ воспитания и обучения и способов их реализации. Таким образом, формирующий эксперимент выступает как метод экспериментального развивающего воспитания и обучения детей.

 

 

3. Психодиагностические методы – выявляют и измеряют индивидуальные психологические особенности человека, позволяют определить различия между людьми. (Например, с помощью таких показателей можно выяснить, соответствует ли уровень умственного, интеллектуального развития школьника возрастной норме, или он существенно выше этой нормы, или, напротив, ребёнок сильно отстаёт в развитии).

Психологические тесты. Тест (от англ.test – проба, испытание) – краткое, стандартизированное испытание, не требующее, как правило, сложных технических приспособлений, поддающееся стандартизации и математической обработке данных. Термин был введён в конце прошлого столетия американским ученым Дж. Кэттелом.

Тесты могут проводиться с каждым испытуемым индивидуально или с группой, могут предъявляться на бланках или на мониторе компьютера. Важно, чтобы все условия проведения оговаривались заранее и строго соблюдалась инструкция. Даже незначительное отступление от правил проведения теста ставит под сомнение надежность результатов и сделанных на их основе выводов.

Выделяют следующие виды тестов:

- Тесты умственного развития, или интеллектуальные тесты. (Задания к тесту могут быть даны в словесной или числовой форме и в форме практических заданий – например, сложить кубики по определённому образцу, выбрать из предлагаемого набора элементов один, который пропущен в сложном узоре или фигуре, сложить фигуру из отдельных элементов и т.п. За правильное выполнение каждого задания испытуемый получает определённый балл. Сумма полученных испытуемым баллов может быть сопоставлена с возрастными нормами, имеющимися для данного теста. В этом случае определяется, каков уровень интеллектуального развития испытуемого по сравнению с другими детьми его возраста).

- Тесты достижений – тесты проверки знаний и умений, т.е. результатов специально организованного обучения. Широко распространены в школах.

- Тесты личности – позволяют выявить особенности мотивации, потребностей, эмоций, интересов, воли, определить характеристики отношения к себе и т.д.

- Тест - Опросник – тесты представленные в виде вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемого.

- Проективные тесты (от лат. projectio – выбрасывание вперёд) – картинки – сюжетные и неопределённые, неоконченные предложения и рассказы и т.п. Испытуемого просят рассказать, что происходит на картинке, какое именно изображение он видит в неопределённых очертаниях кляксы, закончить предложение или рассказ и т.п. Интерпретируя такой неопределённый материал, испытуемый проецирует свои переживания, мотивы, конфликты, в том числе и те, которые он не осознаёт в себе или даже отрицает. К проективным методам относятся и методы, основанные на выборе предпочитаемых и отвергаемых испытуемым цветов и их оттенков.

- Рисуночные тесты. В психологии рисунок – путь к познанию психики ребенка и взрослого человека. Существует установленный перечень тематики таких рисунков. Для каждой темы специально регламентируются ориентация рисунка, размер листа бумаги, тип используемых карандашей (простые или цветные, мягкие или твердые), наличие или отсутствие ластика и т.п. Критерии оценки включают как формальные (расположение рисунка на листе бумаги, его величина, особенности линий, сила нажима карандаша и т.п.), так и содержательные особенности рисунка. Рисуночные тесты используются при диагностике личности и интеллекта.

 

Анкетирование (заочный опрос) – предназначено для получения общей информации, касающейся истории человека, его интересов, предпочтений, мнений по тому или иному вопросу и т.д. На их основе нельзя делать выводы об индивидуально-психологических особенностях человека, формулировать психологический диагноз.

 

Беседа, интервью используется как основной метод и как дополнительный метод.

Беседа может быть:

- Стандартизированной – т.е. состоять из заранее сформулированных вопросов, которые задаются в строго определённом порядке.

- Свободной – где экспериментатор имеет только общий план интервью и сам формулирует вопросы, определяет их порядок в зависимости от того, как складывается разговор.

Для получения надёжных данных в беседе используются разные типы вопросов. Помимо прямых, «открытых» вопросов (например: «Ты любишь читать книги?») используются косвенные («Что ты обычно делаешь в свободное время?») и проективные («Если бы тебе сказали, что в течение ближайших двух часов ты можешь делать что хочешь. Чем бы ты занялся?»).

В одних случаях содержание беседы полностью определяется психологом. Ему принадлежит активная роль в организации и проведении беседы, он добивается, чтобы каждый как можно полнее и понятнее отвечал на поставленные вопросы. Такая беседа называется управляемой. Чем более беседа стандартизирована, тем более она управляема.

В других случаях, напротив, задача психолога – создать условия для того, чтобы человек, участвующий в беседе, мог взять инициативу разговора на себя. Это слабоуправляемая беседа. Умение взять инициативу – ценный диагностический показатель. Здесь также могут быть различные промежуточные варианты.

Психолог, проводящий беседу, с помощью специальных средств создаёт особые условия для разговора, позволяющие собеседнику говорить раскованно, свободно выражать свою точку зрения. Самое важное здесь- умение слушать собеседника. Этой цели служат техники активного слушания, которым психолог специально обучается. Однако не менее, чем техники, психологу необходимы подлинная заинтересованность в содержании беседы, в том, что скажет собеседник, умение задавать точные вопросы, давать собеседнику помолчать, но не отмалчиваться и т.д. (Пример стр.45.)

 

 

4. Анализ продуктов деятельности – написанных текстов (например, школьных сочинений), рисунков, других изделий – имеет большое значение и для науки и для практики. Так, школьный психолог, к которому родители или учитель обращаются по поводу неуспеваемости ученика, может получить ценную информацию из тетрадей школьника, анализируя выполнение им классных и домашних работ, того, как он списывает с доски и как пишет сочинения. Сделанные им выводы могут быть ценным дополнением к диагностическому обследованию, проводимому другими методами. Метод анализа продуктов деятельности часто используется совместно с другими методами, наблюдением, беседой, экспериментом, тестом.

 

5. Биографический метод – разновидность метода изучения продуктов деятельности. Материалом здесь служат письма, дневники, биографии, продукты детского творчества, почерки и т.д.

 

Тема №5. Мозг и психика. Рефлекторная природа психического. Строение и функции головного мозга. Функциональная асимметрия коры больших полушарий мозга.

Рефлекторная природа психического.

Все формы работы мозга, лежащие в основе психической деятельности, построены по типу рефлексов. Рефлекс – ответная реакция организма на раздражения из внешней и внутренней среды, которая осуществляется с участием ЦНС. все рефлексы распадаются на две большие группы:

1. Безусловные рефлексы – врожденные (сосание, глотание, рефлекс «что такое?»), т.е. возникающие безо всяких дополнительных условий.

2. Условные рефлексы – вырабатываются в процессе индивидуальной жизни и развитии животных и человека, в процессе их взаимодействия с социальной и природной средой.

Рефлекторный характер деятельности НС обеспечивает:

1. Восприятие воздействий, идущих из внешней среды и внутренних органов и систем организма.

2. Преобразование их в нервные импульсы и передачу команд в мозг.

3. Переработку принятой информации и передачу их соответствующим органам и системам организма.

4. Приём и переработку информации о результатах действия (обратную связь).

5. Коррекцию повторных реакций и действий с учетом этой обратной связи.

В изучение рефлексов головного мозга существенный вклад внесли русские физиологи И.М.Сеченов (1829-1905) и И.П.Павлов (1849-1936). Они проводили множество опытов с собаками и обезьянами. (Собака ставится в специальный станок. Для выработки условных рефлексов предъявление одного из раздражителей (зажигание лампочки) сочетается с подачей пищи. Специальные приспособления позволяют регистрировать моменты подачи раздражителей и начала выделение слюны, а также её количество. Такое сочетание зажигание лампочки и подачи пищи повторяется несколько раз, и, в результате, у собаки начинает вырабатываться слюна на зажигание лампочки, которое само по себе не является сигналом пищи. То есть в коре головного мозга собаки вырабатывается временная условная связь между двумя центрами – зрительным и пищевым).

Образование условных рефлексов (замыкание временных связей) – важнейший принцип деятельности коры больших полушарий.

Раздражитель, действующий на органы чувств, вызывает возбуждение определённого участка коры головного мозга. Это возбуждение распространяется по коре, захватывая и ближайшую подкорку. Место наибольшего в данный момент возбуждения в коре головного мозга называется доминантой – стойким очагом возбуждения. Если в коре головного мозга возникает стойкая доминанта, то всякое возбуждение, вызванное любым, относительно более слабым раздражителем, притягивается к этому очагу. Учение о доминанте как господствующем очаге возбуждения в мозгу, было создано выдающимся русским физиологом – А.А.Ухтомским (1875-1942).

Доминантный очаг возбуждения способен затормозить все конкурирующие очаги возбуждения. (Когда мы сильно увлечены чем-либо, то не слышим и не видим ничего, что происходит вокруг).

Возбуждение и торможение – основные процессы нервной системы. В коре больших полушарий в любой момент можно наблюдать сложную мозаику возбуждения и торможения. Если в одних участках коры возникает возбуждение то в других – соседних или связанных с ним участках – торможение. (Плачущего младенца можно отвлечь яркой игрушкой или потрясти погремушкой).

 

 

Строение и функции головного мозга.

Возникновение и развитие психики обеспечивается развитием нервной системы и особенно головного мозга. Развитие НС, в свою очередь, вызвано усложнением и изменением условий существования животных и человека.

НС включает: 1. ЦНС образуют головной и спинной мозг.

2. Периферическую НС – сеть нервных проводников, передающих команды мозга всем точкам тела, органам чувств, мышцам и сухожилиям.

Основной элемент НС – нервная клетка (нейрон). Нейрон состоит из тела клетки и отростков, дендриты (воспринимают возбуждение) и аксон (передает другим отросткам или рабочим органам). Контакт аксона с дендритами или телом другой нервной клетки называется синапсом. (Синапсу придаётся решающее значение при объяснении механизма установления новых связей в НС). НС человека образуют десятки миллиардов взаимосвязанных между собой нейронов. (Рис.нейрона)

Функции НС – способствует поддержанию постоянства внутренней среды организма, взаимодействию всех его органов и систем, позволяя ему действовать как единое целое. Важнейшая функция – обеспечение деятельности психики и поведения живого существа.

Психика – свойство высокоорганизованного мозга. Чем более развит мозг, чем более дифференцирована его структура, тем сложнее и разнообразнее деятельность психики, тем сложнее и разнообразнее поведение. Особое значение приобретает развитие коры больших полушарий мозга.

Развитие мозга человека, формирование коры больших полушарий происходило в процессе исторического развития человека. Особое место при этом имели членораздельная речь и изготовление орудий, способствующие развитию руки. Поэтому в коре больших полушарий человека значительное место занимают клетки, связанные с речью и кистью руки.

 

Стр. 54, 55, 56, 57. рисунки.

Чтобы понять мозговую организацию сложных психических процессов, необходимо четко представлять современные данные о функциональной организации человеческого мозга. Один из создателей отечественной нейропсихологии А.Р. Лурия (1902-1977), установил, что для осуществления психической деятельности необходимо взаимодействие трех основных блоков человеческого мозга.

1. Энергетический блок, поддерживающий тонус, необходимый для нормальной работы коры больших полушарий головного мозга. Мозговые структуры, обеспечивающие деятельность этого блока, располагаются в подкорковых отделах мозга и в стволе мозга.

2. Блок приема, переработки и хранения информации. Мозговые структуры, обеспечивающие деятельность этого блока, расположены в задних отделах обоих полушарий коры головного мозга. Он включает три области, каждая из которых обеспечивает прием и переработку определённого типа информации: затылочная – зрительной, височная – слуховой и теменная – общечувствительной.

3. Блок программирования, регуляции и контроля деятельности. Расположен в передних отделах больших полушарий. Наиболее существенной его частью являются лобные доли. Этот раздел мозга отвечает за планирование, контроль и регуляцию наиболее сложных форм поведения и деятельности.

Повреждение или недоразвитие любого из этих блоков, а также отдельных областей, зон головного мозга влечет за собой множественные нарушения.

 

Функциональная асимметрия коры больших полушарий мозга.

 

Функции левого полушария (ФЛП) Функции правого полушария (ФПП)
Абстрактное мышление Конкретное мышление
Речь, логика, анализ Эмоции, эмоциональное распознавание в речи, эмоциональные тонкости, музыкальный слух, оценка характера неречевых звуков.
Формирование сложных движений (управление автомобилем и т.д.) Общее восприятие, конкретное зрительное восприятие
Абстрактное, обобщенное инвариантное узнавание (символы, буквы, цифры) Конкретное узнавание
Аналитическое восприятие (что самое главное?) Целостное восприятие
Оценка временных соотношений (раньше – позже) Пространственное соотношение предметов (дизайнерские способности)
Установление сходства Установление различий

 

№6. Актуализация знаний. Тестирование.

Тема №8. Этапы развития психики. Гипотеза А.Н. Леонтьева о роли чувствительности.

Общий подход к процессу психического развития характеризуется особенностями теоретического разрешения вопроса возникновения психики.

Существует целый ряд попыток принципиального решения этой проблемы.

1-я точка зрения, получившая название «антропопсихизм», основатель Р.Декарт. Сущность её в том, что возникновение психики связывают с появлением человека, психика существует только у человека. Тем самым вся предыстория человеческой психики оказывается вычеркнутой вовсе.

2-я противоположная теория – учение о панпсихизме, т.е. о всеобщей одухотворенности природы.

Между этими противоположными взглядами существуют и промежуточные взгляды – биопсихизм – психика признаётся свойством не всякой материи вообще, а свойством только живой материи.

Нейропсихизм – психика признаётся свойством не всякой живой материи, а только таких организмов, которые имеют нервную систему.

Материалистическая психология не может безоговорочно принять ни одну из этих концепций. Научная психология исходит из совершенно иных положений и ставит перед собой задачу подойти к ответу на вопрос о происхождении психики, описать условия, в результате которых должна была появиться эта сложнейшая форма жизни. Основным условием появления жизни является возникновение сложных белковых молекул, которые не могут существовать без постоянного обмена веществ со средой. Для своего выживания они должны усваивать (ассимилировать) из окружающей среды те вещества, которые являются предметом питания и необходимы для поддержания жизни; одновременно они должны выделять во внешнюю среду продукты распада, усвоение которых может нарушить их нормальное существование. Оба этих процесса – ассимиляция и диссимиляция – составные части обмена веществ и являются основным условием существования сложных белковых образований.

Эти сложнейшие белковые молекулы (коацерваты) обладают особыми свойствами, позволяющими отвечать на воздействие полезных веществ или тех условий, которые содействуют усвоению этих веществ, и на вредные воздействия, грозящие их дальнейшему существованию. Например, эти молекулы положительно реагируют не только на питательные вещества, но и на свет, тепло, способствующие усвоению. Они отрицательно реагируют на сверхсильные воздействия – механические или химические, которые мешают их нормальному существованию. На нейтральные воздействия, не входящие в процесс обмена веществ, они не реагируют.

Свойство коацерватов реагировать на воздействия, входящие в процесс обмена веществ – раздражимость, она проявляется при переходе от неорганической материи к органической. Следовательно, всякий живой организм избирательно (активно) относится ко всем внешним раздражителям, тем самым обнаруживая качественно новое свойство живой материи – саморегулирование.

Процессы раздражимости по отношению к жизненно важным воздействиям, выработка высокоспециализированных форм раздражимости и сохранение их с передачей последующим поколениям характеризуют как растительную жизнь. Такие явления, как рост растения в глубь почвы, или неравномерный рост ствола в зависимости от освещенности, или поворот растения в направлении солнечных лучей – результат явлений раздражимости к биологическим воздействиям. Существенной для растительной жизни является одно важное обстоятельство. Растения, реагирующие усиленным обменом на биотические воздействия, не «замечают» посторонних воздействий в процессе непосредственного обмена веществ. Они не ориентируются активно в окружающей среде и могут, например, погибнуть от отсутствия света или влаги, даже если источники света или влаги существуют совсем близко, но не оказывают на него непосредственное воздействие.

От этой пассивной формы жизнедеятельности резко отличаются формы существования на следующем этапе эволюции – стадии животной жизни.

 

Гипотеза А.Л. Леонтьева о роли чувствительности.

А.Н. Леонтьев выдвинул гипотезу, что чувствительность, как зачаточная форма психического отражения, возникает в ходе развития простой раздражимости, присущей любому, даже наипростейшему, жизнеспособному телу. Согласно этой гипотезе, характерным для каждого животного организма, начиная с простейших, является тот основной факт, что животное реагирует не только на биологически значимые воздействия, непосредственно входящие в обмен веществ, но и на «нейтральные», биологические незначимые, если только они сигнализируют о появлениях жизненно важных воздействий. Иначе говоря, даже простейшие, активно ориентируются в окружающей обстановке, ищут жизненно важные условия и реагируют на всякие изменения среды. Эта способность реагировать на нейтральные, биологически незначимые раздражители при условии, что они сигнализируют о появлении жизненно важных воздействий, называется чувствительностью. Появление чувствительности, согласно гипотезе А.Н. Леонтьева, и может служить объективным биологическим признаком возникновения психики.

Чувствительность по отношению к нейтральным раздражителям, если они начинают сигнализировать о появлении жизненно важных воздействий, вызывает конкретные изменения в формах жизни. Главное заключается в том, что живое существо начинает активно ориентироваться в окружающей среде, активно реагировать на каждое изменение, происходящее в ней, т.е. начинает вырабатывать индивидуально изменчивые формы поведения в отличие от растительного мира.

На первых порах выработка такого индивидуально меняющегося поведения происходит относительно медленно, однако, несмотря на это, его удаётся наблюдать даже в условиях эксперимента. (Например, эксперимент, проведённый немецким ученым Брамштедтом, когда одноклеточные чувствительны к теплу, но не чувствительны к свету. Если их поместить в равномерно нагретую камеру, часть которой освещена, в то время как другая часть затемнена, они равномерно распределятся по всей камере. Если, наоборот, одну сторону равномерно освещенной камеры нагреть, они сосредоточиваются в нагретом конце камеры. Однако, если в течение длительного времени освещать нагретый конец камеры и затемнять не нагретый, положение дела меняется, и одноклеточные становятся чувствительны к свету, который сейчас приобретает для них значение сигнала к повышению температуры). Индивидуальное поведение простейших, резко отличающее их от растений, изменяется относительно медленно, и возникшие изменения также медленно исчезают.

Описанные процессы раздражимости по отношению к чувствительности и нейтральным раздражителям, сигнализирующим о появлении жизненно важных воздействий достаточны для поддержания жизни одноклеточных животных, однако их недостаточно с переходом к многоклеточным.

Переход к многоклеточным существенно усложняет условия существования: повышается роль активной ориентировки во внешней среде, становится необходимым обеспечение более сложных движений и более быстрой проводимости возбуждения. Это приводит к значительному усложнению строения тела многоклеточного.

Всё это особенно отчетливо можно видеть в строении тела относительно простых многоклеточных, относящихся к классу кишечнополостных (например, медузы или морской звезды). Характерным для этой стадии развития многоклеточных является то что проводимость возбуждения ускоряется (благодаря появлению сетевидной НС) во много раз. Однако, несмотря на преимущества, диффузная НС имеет и свои ограничения: возбуждение равномерно распространяется по сетевидной системе на все тело животного. Естественно, что отсутствие постоянного ведущего органа, который мог бы не только воспринимать, но и перерабатывать, кодировать полученную информацию, существенно ограничивает возможности поведения на этом уровне. Эти недостатки устраняются на дальнейших этапах эволюции, особенно с переходом к наземному существованию и формированием более сложной ганглиозной НС.

Переход к наземному существованию связан со значительным усложнением условий жизни.

 

 

Тема №7. Психика и эволюция нервной системы.

Появление ганглиозной НС (впервые у червей, у высших беспозвоночных и насекомых) и формирование поведения с её помощью знаменует важнейший скачок в эволюции жизнедеятельности. Здесь возникает новый принцип – централизованность НС. На переднем, головном конце червя находится нервный центр, где сосредоточены волокна, которые заканчиваются химическими и тактильными рецепторами. Эти рецепторы воспринимают химические, термические и световые изменения, происходящие во внешней среде. В головном ганглии эти сигналы перерабатываются, и возникающие «программы» поведения в виде двигательных импульсов распространяются по цепочке нервных ганглиев, каждый из которых соответствует отдельному сегменту тела.

Усложнение строения НС позволяет проследить виды формирования новых, индивидуально-приобретенных видов поведения. Известный американский психолог Иеркс помещал червей в Т – образную трубку (простейший лабиринт), в левом конце которой их ожидал электрический удар. При многократном повторении эксперимента дождевой червь приобретал «навык» избегать электрического удара и двигаться вправо (150 проб).

Навыки – способы поведения, возникающие в результате научения, закреплённые путем упражнений и повторения. Они осознаются автоматически, без сознательной регуляции и контроля.

Дальнейшая эволюция поведения связана с появлением сложнодифференцированных аппаратов рецепции, позволяющих воспринимать высокоспециализированную информацию из внешней среды и, с развитием сложнейших программ, помогающих приспосабливаться к сложным, хотя устойчивым условиям среды. Особенно наглядно это проявляется у членистоногих. Насекомые располагают большим числом высокодифференцированных рецепторов.

Чем сложнее условия жизни и НС живого существа, чем выше оно стоит на эволюционной лестнице, тем быстрее и эффективнее образуются у него навыки, тем более сложными по своему характеру они являются.

Навыки бываю двух типов.

При навыке первого типа новое, не закрепленное в инстинктах действие с самого начала выполняется автоматически и закрепляется путем повторения. Известны два основных механизма его реализации:

1. Условный рефлекс. Навыки, основанные на условном рефлексе, можно сформировать даже у существ с относительно простым строением НС. (Например, даже пчел, в поведении которых, значительную роль играют инстинкты, удавалось научить отдавать предпочтение определенному цвету. Для этого им клали мёд только в стеклянные чашки определённого цвета). Ещё более сложные условные рефлексы можно выработать у высших животных – обезьян.

С помощью условного рефлекса можно выработать и отрицательные реакции – страха, избегания чего- либо и т.д. (Например, в большом аквариуме разделенном стеклянной перегородкой на две части, находились с одной стороны щуки, с другой пескари. Щуки пытались догнать и схватить пескарей, но постоянно наталкивались на преграду. После нескольких неудачных попыток, щуки стали избегать пескарей. Затем стекло-преграда было убрано. Однако щуки по-прежнему избегали пескарей, уплывали от них).

2. Оперантное обусловливание (от лат. operatio – действие), или оперантным научением. Классическим примером оперантного научения являются эксперименты, проведенные известным американским психологом Б. Скиннером (1904 – 1990). Крысу помещали в специальную клетку с рычагом. Нажимая на этот рычаг, крыса могла получать пищу. Ученного интересовало, научится ли крыса нажимать на рычаг, если ей не показывать, как им пользоваться, самостоятельно. Крыса, обследуя клетку, первоначально случайно нажимала на рычаг, получала вкусную пищу, после чего быстро научалась использовать рычаг по назначению.

(Оперантное обусловливание имеет большое значение, при дрессировке животных. В этом случае особенно важно, чтобы «вознаграждалось» (подкреплялось) совершаемое животным действие.

Навык второго типа обеспечивается сознательной выработкой способа поведения путем учебы, автоматизацией первоначально сознательно осуществляемых и контролируемых действий. Такие навыки характерны только для человека. Формирование навыков второго типа – путь приобретения многих сугубо человеческих умений, в том числе навыков письма – моторных и грамматических. Выработка такого типа навыка требует определенный уровень развития интеллекта.

 

Интеллектуальное поведение животных.

У позвоночных, стоящих на вершине эволюционной лестницы, в частности у приматов, возникают новые формы индивидуально-изменчивого поведения, которые обозначены как «интеллектуальное» поведение. Особенностью этой стадии является способность животного найти, «придумать» новый способ решения и более того – перенести этот способ на другую задачу, причем иногда довольно сложную.

Различие между навыком и интеллектуальным поведением хорошо видно на следующем примере. В лаборатории И.П.Павлова проводили эксперимент – шимпанзе по кличке Рафаэль обучали заливать водой огонь. В кормушку клали банан, а перед ней зажигали огонь. Достать банан Рафаэль мог, только погасив его. Шимпанзе научили делать это, набирая из бачка воду в кружку и заливая огонь. После того, как он научился хорошо делать это, задание усложнили. На озере поставили плоты. На одном из них были Рафаэль и кормушка с бананом, перед которой горел огонь. Бачок с водой помещался на другой плот. Оба плота были соединены узким мостиком. Вокруг плотов, естественно была вода. Однако Рафаэль, что бы достать банан, перебирался по мосту на другой плот, зачерпнул воду из бачка, возвращался обратно и залил огонь.

Несколько позже этот эксперимент был повторен с другими обезьянами-шимпанзе. Одна из них не стала перебираться по мосту на другой плот. Она просто зачерпнула воду из озера, залила огонь и достала банан.

Немецкий психолог В.Келер (1887-1967) изучал, как высшие приматы – обезьяны выходят из ситуации, когда для достижения цели требуется предварительное действие, определённая подготовка. Например, на некотором расстоянии от клетки обезьяны помещали банан. В клетку клали короткую палку. А чуть подальше, так чтобы нельзя было достать лапой, длинную палку. однако её длины было достаточно, чтобы достать вожделенный банан. Опыты показали, что обезьяны быстро находят решение: используют короткую палку для того, чтобы достать длинную, а потом уже с помощью последней достают банан. Причем происходит это не за счет перебора возможных вариантов (метода проб и ошибок), а благодаря «схватыванию», «пониманию» новых отношений, возможности для выполнения новых функций представить предметы в новых сочетаниях.

В.Келер назвал это явление «инсайтом» - озарением, а другой немецкий психолог К.Бюлер (1879-1963) – «ага-переживанием», подчеркивая, что это происходит без рассуждения, сразу, внезапно.

«Разумное» поведение животных при всей сложности и многоплановости напрвлено главным образом на решение задач, определяемых биологической целесообразностью, удовлетворением биологически значимых потребностей. Оно всегда носит конкретный чувственно-двигательный характер. Для того, чтобы установить связи между предметами, явлениями (а именно это является существенным признаком интеллектуальной деятельности), им необходимо, чтобы эти предметы, явления воспринимались наглядно и одновременно. Животное, даже высшие – обезьяны, не способны к абстракции, обобщению, понятийному мышлению, пониманию скрытых от непосредственного восприятия причинно-следственных связей.

Это становится возможным лишь на следующей ступени развития психики – сознании человека.

 

 

Тема №9. Сознание человека, его структура (А.Н. Леонтьев). Бессознательное в психике человека.

 

Сознание – высшее свойство, только человеческая форма отражения объективных устойчивых свойств и отношений окружающего мира, и формирование у человека психологической модели окружающего мира в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира. Самосознание позволяет человеку выделить себя, свое «Я» из окружения, думать о себе, своих качествах, способностях и т.д. Человек может пытаться разобраться в себе, изменить себя, заниматься саморазвитием и самовоспитанием.

Происхождение сознания. Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое материальное фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. Именно рука как "воспринимающий" (непосредственно соприкасающийся с предметами) орган давала поучительные уроки другим органам чувств, например глазу. Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием исполнения воли головы, заведомо планирующей практические действия. В процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались осязательные ощущения. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результата.

Ключ к решению вопроса, который представляет собой происхождение человека и его сознания заключается в одном слове - труд, обивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал лезвие своих умственных

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1082; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.