1. Прибыльность может выражаться в различных показателях, таких как объем прибыли, доход на инвестированный капитал, размер выплаты дивидендов на акцию, отношение прибыли к объему продаж и в ряде других. В этой области цели могут описываться такими конкретными и специфическими выражениями, как «увеличить доход на инвестированный капитал до 15% в течение пяти лет» или «увеличить прибыль до 6 млн. руб. в течение следующего года».
2. Рынки также могут быть описаны различными показателями, в том числе такими понятиями, как доля рынка, объем продаж (реализации) в денежном или натуральном выражении, рыночная (отраслевая) ниша. В качестве иллюстрации можно привести такие маркетинговые цели, как «увеличить долю рынка до 28% в течение трех лет», «продать 200 тыс. единиц товара в течение следующего года» или «увеличить объем продаж продукта А до 85% и сократить объем продаж продукта Б до 15% в течение следующих двух лет».
3. Производительность (эффективность) труда может быть выражена отношением «входа к выходу». Например, «увеличить количество единиц продукции до «х» на одного рабочего за 8-часовой рабочий день». Эти цели можно также выразить в виде издержек на единицу продукции.
4. Продукция, кроме показателей объема продаж или прибыльности по отношению к ассортименту продукции и услуг, может быть отображена, например, в таких целях, как «ввести изделие А в наш ассортимент товаров средней стоимости в течение двух лет» или «снять с производства изделия Б к концу следующего года».
5. Финансовые ресурсы. Цели в отношении них могут быть выражены различными показателями: например, структурой капитала, новыми выпусками обычных акций, движением денежной наличности, оборотным капиталом, выплатой дивидендов и т.п. В качестве иллюстрации можно привести такие цели, как «увеличить оборотный капитал до 5 млн. руб. в течение трех лет» и «снизить долгосрочную задолженность до 8 млн. руб. в течение пяти лет».
6. Производственные мощности, здания и сооружения можно описать с помощью таких показателей, как производственная площадь, парк рабочих машин и оборудования, постоянные затраты на содержание и техническое обслуживание производственных фондов и т.п. Цели могут быть такие: «увеличить производственную мощность до 8 млн. единиц продукции в месяц в течение двух лет» или «увеличить емкость хранилищ до 15 млн. баррелей в течение следующего года».
7. Исследования и внедрение инноваций могут быть выражены как в стоимостных, так и в других показателях, например, «разработать двигатель в диапазоне цен (указать) с коэффициентом выбросов менее 10% в течение двух лет при издержках, не превышающих 150 тыс. руб.».
8. Организация – изменения в структуре или деятельности – может выражаться любым количеством целей, таких как «разработать и внедрить матричную организационную структуру в течение двух лет» или «создать региональное бюро на юге страны к концу следующего года».
9. Человеческие ресурсы могут быть количественно выражены в виде показателей невыходов на работу, опозданий, количества жалоб, часов профессионального обучения. Например, «снизить число прогулов до уровня 3% и ниже к концу следующего года» или «осуществить 20-часовую программу подготовки руководящих кадров без отрыва от производства для 120 руководителей низшего звена к концу 2005 года при издержках, не превышающих 6000 руб. на одного обучающегося».
10. Социальная ответственность может быть выражена целями в форме видов деятельности, стажа работы и финансовых взносов. Примером может служить цель: «принять на работу 20 безработных в течение следующих двух лет».
Специалисты по стратегическому планированию пришли к общему мнению, что наиболее значимыми являются финансовые цели. Прибыль занимает лидирующее положение в иерархии целей коммерческой организации.
Цели всегда достигаются при определенных ограничениях, которые могут задаваться самой организацией и воздействовать извне.
Внутренними ограничениями могут быть принципы фирмы, уровень издержек, производственные мощности, финансовые ресурсы, состояние маркетинга, управленческого потенциала и т.п.
Внешними ограничениями могут выступать законодательные нормы, инфляция, конкуренты, изменения экономической конъюнктуры и уровня доходов населения, финансовое состояние основных партнеров и дебиторов и др.
В заключении можно отметить основные различия между миссией и целями организации (таблица 6).
Табл. 6. Различия между миссией и целями организации
Показатели
Миссия
Цели
Временной критерий
Устремлена в будущее, но не имеет временных определений
Всегда предполагают сроки их достижения
Направленность информации
Имеет двойственную ориентацию: на внешнюю и внутреннюю среду организации
Имеют внутреннюю ориентацию и направлены на улучшение использования ресурсов и резервов
Особенности формулировки
Выражаются в общих терминах и освещают образ организации, ее марку, стиль и т.п.
Имеют конкретное выражение результатов деятельности
Измеримость
Преобладают качественные характеристики и относительный масштаб выражения
В основном количественно измеримы, могут быть однозначными и множественными
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление