Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегическое планирование и его этапы. Различие понятий




ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ

ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ

Дополнительная

Основная

РУКОВОДСТВО КАК НАДФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

В отличие от управления, которое есть процесс организации всей системы управления и производства, руководство направлено на конкретных людей, объединенных в коллективы. Под руководством понимается организационная функция менеджмента, заключающаяся в управлении людьми, обеспечивающими эффективность предприятия или его подразделений в целом. Термин «руководство» имеет два смысловых значения: это менеджеры и это деятельность менеджеров по управлению.

В обобщенном виде руководство может быть сведено к трем аспектам. Это:

1) выдача директив относительно того, что нужно сделать;

2) налаживание сотрудничества между людьми;

3) обеспечение энергии, необходимой для достижения поставленной цели.

Все исполнительские, организационные и административные функции могут концентрироваться в руках руководителя высшего звена или делегироваться вспомогательным подразделениям, функциональным службам, т.е. низовым ступеням должностной иерархии.

Основу руководства составляет влияние на подчиненных. Руководитель — это человек, который лично своим влиянием направляет подчиненных на достижение целей организации. Его функциями являются определение норм поведения подчиненных, удовлетворение их нужд и защита их интересов.

 

Контрольные вопросы

1. Какую роль играет выделение на предприятии управленческих функций?

2. Что такое функция управления?

3. Что необходимо для того, чтобы функция выделилась как таковая?

4. Что представляет собой управленческий цикл?

5. Каковы общие функции управления и их особенности?

6. Каковы конкретные функции управления?

7. Опишите процесс управленческого труда и раскройте функции менеджеров.

8. Какие роли исполняет менеджер в процессе управления организацией?

9. Раскройте классификацию функций по трем основным признакам.

10. Каковы условия объединения или расчленения функций управления?

11. В чем разница между понятиями «управление» и «руководство»?

Литература

1, с.7–9, 20–21; 2, с.119–120, 183–185, 198–205; 3, с.10–13; 4, с.189; 5, с.140–143; 6, с.227–248;

8, с.65–86; 9, с.138–141; 10, с.146–179; 11, с.16–18; 12, с.37; 13, с.15, 76–83; 15, с.60; 20, с.20, 89;

22, с.15–16.

36; 46.

 

 

Научное познание и использование законов развития общества тесно связаны с прогнозами. Прогноз в переводе с греческого означает «вперед, узнавание». Прогноз — это научно-обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, альтернативных путях и сроках их осуществления.

Исследованием закономерностей разработки прогнозов занимается научная дисциплина прогностика. Процесс разработки прогноза называется прогнозированием.

Экономическое прогнозирование следует рассматривать как систему научных исследовании количественного и качественного характера, направленных на выяснение тенденций развития экономических отношении и поиск оптимальных решений по достижению целей этого развития.

Необходимо отметить, что экономический прогноз позволяет:

• оценить состояние и осуществить поиск возможных вариантов управленческих

решений;

• определить очертания области и возможности для изменения будущих событий;

• выявить проблемы, слабо выраженные в настоящем, но возможные в будущем;

• осуществить поиск вариантов активного воздействия на объективные факторы

будущего;

• моделировать варианты событий при учете ведущих факторов.

Назначение экономического прогноза выражается в его функциях. К основным функциям экономического прогноза относят:

• анализ социально-экономических и научно-технических процессов и тенденций,

объективных причинно-следственных связей этих явлений в конкретных условиях, в том числе оценку сложившейся ситуации и выявление проблем хозяйственного развития;

• оценку этих тенденций в будущем, предвидение новых экономических условий и

проблем, требующих разрешения;

• выявление альтернативы развития в перспективе, накопление экономической информации и расчетов для обоснования выбора и принятия оптимального управленческого решения, в том числе в плане.

В прогнозировании выделяют понятия «объект» и «прогнозный фон». К объекту прогнозирования относятся процессы, явления и события, на которые направлена познавательная и практическая деятельность человека Прогнозным фоном называется совокупность внешних по отношению к объекту условий, существенных для обоснованности прогноза.

Главной задачей прогнозирования на уровне фирмы является стремление предвидеть, осознать и своевременно приспособиться в своих целях и возможностях к складывающимся обстоятельствам бизнеса. Именно это заставляет предпринимателя составлять прогнозы на будущее. Другими задачами прогнозирования являются:

• выявление объективно складывающихся тенденций хозяйствования;

• анализ потенциала фирмы;

• выявление альтернатив развития;

• определение проблем, требующих решения в прогнозный период;

• определение уровня ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, интеллектуальных и иных):

а) необходимых фирме для достижения целей деятельности, в том числе по определенным видам ресурсов;

б) на перспективу. Прогнозные расчеты фирмы предусматривают использование:

во-первых, поисковых прогнозов, особенно при определении перспективы: функционирования, развития, формирования ограничении по ресурсам, основных

показателей деятельности; во-вторых, нормативных прогнозов, особенно при определении потребностей покупателей.

На уровне субъекта хозяйствования процесс прогнозирования органично трансформируется в процесс планирования, при котором к пониманию объективных условий жизни добавляются субъективные факторы, отражающие интересы предпринимательства. Рациональное достижение субъективных факторов в бизнесе претворяется посредством планов.

План — это рабочий инструмент достижения поставленной цели субъектом предпринимательства, созданный на основе конъюнктурного прогноза среды хозяйствования и расписанный по исполнителям, времени и средствам.

На основании приведенного определения плана можно дать определение основной цели и основной задачи планирования. Основной целью плана является реализованное событие. Основной задачей планирования является выбор волевых ответственных действий в условиях имеющихся ресурсных ограничений, сбалансированных по исполнителям, времени, ресурсам.

Основные характеристики плана:

• активно воздействует на будущее;

• отражает субъективные представления о будущем;

• является разновидностью управленческой деятельности;

• является дешифратором целевых установок;

• может использоваться для достижения любых целей, в том числе неправых или справедливых в понятиях отдельной группы людей;

• представляет собой числовую модель будущего развития;

• предполагает ответственность за осуществление будущего;

• отражает учет условий внешней среды хозяйствования, в том числе конъюнктуру

рынка;

• учитывает возможности внутренней среды хозяйствования, в том числе имеющиеся

ресурсы;

• должен быть реальным, т.е. выполнимым;

• определяет представление о рациональном соотношении внешнего и внутреннего для субъекта хозяйствования;

• определяет порядок поведения для достижения лучших условий существования;

• является мотивированной схемой действий на будущее;

• является первопричиной мотивации персонала и оценки его работы;

• должен иметь резервы для форс-мажорных обстоятельств;

• может предусматривать меры ответственности для исполнителей;

• должен отражать интересы всех структурных подразделений фирмы;

• оформляется документально в письменной форме;

• является внутренним документом фирмы;

• может использоваться для установления контактов партнерами и инвесторами, для

чего обычно используется сокращенный вариант плана;

• утверждается руководством фирмы;

• должен быть достаточно стабильным по времени.

К основным принципам планирования относятся:

1. Принцип единства, т.е. холизма, означает, что пользуемые в планировании показатели надо обосновывать в их единстве, с учетом теоретической и практической взаимозависимости.

2. Принцип непрерывности определяет процесс планирования как непрерывный, когда на смену одному выполненному плану приходит другой новый план, а на смену второму — третий и т.д.

3. Принцип гибкости означает способность плана менять свою направленность при изменившихся условиях деятельности и иметь определенные резервы.

4.Принцип точности требует обоснованности, детализации и конкретизации планового показателя.

5. Принцип участия означает, что в разработку плановых показателей должны включаться все специалисты объекта хозяйствования, а при необходимости — специалисты извне и партнеры по бизнесу.

Различают две схемы составления планов: по методу «сверху вниз» и по методу «снизу вверх». В соответствии с первым методом руководство предприятия определяет цели и задачи (например, плановые показатели по прибыли). Затем эти показатели во все более детализированной форме включаются в планы подразделений. По методу «снизу вверх» поступают наоборот: например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и уже затем руководитель отдела сводит эти показатели в единое целое. Поскольку эти методы представляют два противоположных подхода, то на практике целесообразно оптимальное сочетание.

6. Важным принципом планирования является экономичность, суть которой состоит в том, чтобы затраты на составление плана были меньше эффекта, приносимого его выполнением.

7. Наконец, одним из принципов планирования является создание необходимых условий для выполнения плана.

Второй существенный элемент методологии — это методы планирования. К основным методам планирования относятся: балансовый, опытно-статистический, нормативный, экономико-математический.

Следующий элемент методологии планирования — показатели плана.

Показатель плана — это выраженная числом характеристика свойства (явления, процесса, решения) экономического объекта.

Еще один элемент методологии планирования — это система мер (действий), необходимых для выполнения плана. Меры выполнения плана включают:

• развернутое описание необходимых действий;

• ресурсное обеспечение;

• перечень участвующих исполнителей (служб) и определение их дифференцированных задач;

• сроки выполнения расчетных показателей.

Меры выполнения плана включают смету расходов. Она может разрабатываться:

а) для отдельных структурных подразделений;

б) в целом по фирме на блок заданий плана;

в) для отдельного исполнителя плана;

г) на отдельное задание плана.

Обязательна разработка общей по фирме сметы расходов на весь план. Конкретизация

расходов сметы не должна мешать определенной степени свободы исполнителей плана при выполнении его заданий. Однако форма отчета об использовании средств должна позволять контролировать направления и размеры их расходования.

 

 

«ДОЛГОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ» И «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ»

Каждая фирма, работающая в условиях рыночной экономики, стремится обеспечить себе долговременный сбыт продукции как залог постоянной прибыли. Для этого она разрабатывает долгосрочную программу действий, адекватную:

а) конъюнктуре рынка;

б) конкуренции;

в) собственным ресурсным возможностям.

Такая программа отражает стратегию фирмы. Стратегия 1 — это обобщающая модель длительных действий, необходимых фирме для достижения поставленных целей при имеющихся возможностях. Применительно к экономической организации стратегия — это совокупность главных целей организации и основных способов их достижения. Разрабатывая стратегию действий, фирма определяет общие направления деятельности.

Выбор стратегии и ее реализация составляют основное содержание развития фирмы на перспективу.

Экономическая стратегия предполагает эффективное достижение целей экономическими методами и средствами. Основная цель экономической стратегии — создание и поддержание конкурентного преимущества фирмы.

Организационным воплощением стратегии является стратегическое планирование.

Стратегическое планирование — это набор действий и решений, предпринимаемых руководством фирмы, с целью разработки функциональных стратегий и оказания помощи фирме в решении задач ее развития. Стратегическое планирование представляет собой, во-первых, процесс моделирования будущего, применительно к которому должны быть определены цели и сформулирована концепция долговременного развития. Во-вторых, это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами на перспективу. Наконец, в-третьих, стратегическое планирование — это адаптивный процесс, в результате которого происходят:

а) регулярные (ежегодные) корректировки решений, оформленных в виде планов;

б) пересмотр системы мер по выполнению этих планов на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в деятельности фирмы.

Различают долгосрочное планирование, которое считается реактивным по своей природе, и стратегическое, которое позволяет фирмам создавать свое будущее.

При долгосрочном планировании цель разрабатывается на основе ректроспективы и

экстрополяции, т.е. учитывается прошлый опыт, сложившаяся в прошлом ситуация продляется в будущее. «Из прошлого в будущее» — так трактуют метод долгосрочного планирования.

При стратегическом планировании вначале определяется цель в будущем, для достижения которой в настоящем определяются необходимые ресурсы — это движение из будущего к настоящему.

Процесс стратегического планирования представляет собой замкнутый цикл с прямой

(от разработки стратегии к определению оперативных целей до реализации и контроля) и обратной (от учета результатов выполнения к переформулированию планов) связями. Разработка стратегического плана проходит несколько этапов, осуществляется в такой последовательности:

1. Анализ среды хозяйствования.

2. Формулировка целей бизнеса.

3. Стратегический анализ.

4. Процесс экономических расчетов.

5. Разработка программы действий и составление графика работ.

6. Формирование бюджета.

7. Мониторинг и корректировка плана.

Рассмотрим указанные этапы подробнее.

На первом этапе, в ходе анализа среды хозяйствования фирма проводит исследование

внешней и внутренней среды деятельности. Этот этап еще называется диагностическим. Фирма:

1) определяет условия среды, выделяя из них те, которые являются действительно

значимыми для бизнеса;

2) проводит сбор и отслеживание информации об этих условиях;

3) составляет прогнозы параметров внешней среды;

4) производит оценку реального положения фирмы на рынке.

Экономический анализ среды может включать пять аналитических блоков:

• анализ потребностей, потребителей, сегментации рынка;

• изучение конкурентов и их стратегий;

• исследование тенденций изменений внешней среды;

• оценку рыночных характеристик спроса и предложения;

• характеристику фирмы (оценку ее сильных и слабых сторон).

На втором этапе фирма устанавливает ориентиры своей деятельности: миссию, в том числе общие цели.

На третьем этапе в ходе стратегического анализа фирма сравнивает желаемые цели

(результат 2-го этапа) с оценками анализа среды хозяйствования (результат 1-го этапа) и выявляет разницу между ними. Таким образом, цели бизнеса увязываются с оценкой среды хозяйствования. Эта работа может происходить по трем направлениям:

1) оценка изменений, воздействующих на аспекты текущей стратегии;

2) определение факторов угроз текущей стратегии, в том числе со стороны конкурентов;

3) определение факторов возможностей для достижения общих целей бизнеса.

Посредством стратегического анализа выявляются: место фирмы в настоящее время на рынке; предполагаемое, по мнению руководства, будущее место фирмы на рынке, необходимые действия для достижения предполагаемого в будущем места фирмы.

На четвертом этапе планирования проводятся экономические расчеты и обоснования стратегического плана. Для этого разрабатывается несколько вариантов действий:

а) количественная оценка альтернатив;

б) сравнение вариантов с позиции «выходной» доходности и требуемых ресурсов;

в) выбор оптимального варианта.

После выбора окончательного варианта стратегического плана происходит его доработка и формализованное описание.

На пятом этапе стратегического планирования разрабатывается программа действий и составляется график работ. Программа действий — это намечаемая и упорядоченная серия предстоящих действий, которые необходимы для достижения поставленных общих целей бизнеса.

На шестом этапе планирования составляется бюджет (бюджетирование). Это считается очень важным, хотя традиционно и недооценивается в российской экономической практике. Этап включает:

1) стоимостную оценку плана;

2) распределение ресурсов, в первую очередь финансовых.

Бюджет стратегического плана в дальнейшем будет использоваться и как средство контроля за исполнением плановых показателей.

На седьмом, последнем этапе разработки стратегии, который не является стадией непосредственного планирования, определяются предпосылки для создания новых планов с учетом:

а) достижений фирмы по реализации планов;

б) разрыва между плановыми показателями и фактическим их исполнением.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.