КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экстенсионал — это определение понятия через перечисление его конкретных примеров, т. е. понятий более низкого уровня абстракции
Определение 1.4 Определение 1.3 Определение 1.2 Знаний — это связи и закономерности предметной области (принципы, модели, законы), полученные в результате практической деятельности и профессионального опыта, позволяющего специалистам ставить и решать задачи в данной области. При обработке на ЭВМ знания трансформируются аналогично данным: Ø Z1 — знания в памяти человека как результат анализа опыта и мышления; Ø Z2 — материальные носители знаний (специальная литература, учебники, методические пособия); Ø Z3 — поле знаний — условное описание основных объектов предметной области, их атрибутов и закономерностей, их связывающих; Ø Z4 — знания, описанные на языках представления знаний (продукционные языки, семантические сети, фреймы — см. далее); Ø Z5 — база знаний на машинных носителях информации. Часто используется и такое определение знаний: Знания — это хорошо структурированные данные, или данные о данных, или метаданные. Ключевым этапом при работе со знаниями является формирование поля знаний (третий этап Z3), эта нетривиальная задача включает выявление и определение объектов и понятий предметной области, их свойств и связей между ними, а также представление их в наглядной и интуитивно понятной форме. Этот термин впервые был введен при практической разработке экспертной системы по психодиагностике АВТАНТЕСТ [Гаврилова, 1984] и теперь широко используется разработчиками ЭС. Без тщательной проработки поля знаний не может быть речи о создании базы знаний. Существенным для понимания природы знаний являются способы определения понятий. Один из широко применяемых способов основан на идее интенсионала и экстенсионала. Интенсионал понятия — это определение его через соотнесение с понятием более высокого уровня абстракции с указанием специфических свойств. Например, интенсионал понятия "МЕБЕЛЬ": "предметы, предназначенные для обеспечения комфортного проживания человека и загромождающие дом". Экстенсионал понятия "МЕБЕЛЬ": "Шкаф, диван, стол, стул и т. д.". Интенсионалы формируют знания об объектах, в то время как экстенсионал объединяет данные. Вместе они формируют элементы поля знаний конкретной предметной области. Для хранения данных используются базы данных (для них характерны большой объем и относительно небольшая удельная стоимость информации), для хранения знаний — базы знаний (небольшого объема, но исключительно дорогие информационные массивы). База знаний — основа любой интеллектуальной системы, где знания описаны на некотором языке представления знаний, приближенном к естественному. Знания можно разделить на: Ø глубинные; Ø поверхностные. Поверхностные — знания о видимых взаимосвязях между отдельными событиями и фактами в предметной области. Глубинные — абстракции, аналогии, схемы, отображающие структуру и природу процессов, протекающих в предметной области. Эти знания объясняют явления и могут использоваться для прогнозирования поведения объектов.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 950; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |