Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экстенсионал — это определение понятия через перечисление его конкретных примеров, т. е. понятий более низкого уровня абстракции

Определение 1.4

Определение 1.3

Определение 1.2

Знаний — это связи и закономерности предметной области (принципы, модели, законы), полученные в результате практической деятельности и профессионального опыта, позволяющего специалистам ставить и решать задачи в данной области.

При обработке на ЭВМ знания трансформируются аналогично данным:

Ø Z1 — знания в памяти человека как результат анализа опыта и мышления;

Ø Z2 — материальные носители знаний (специальная литература, учебники, методические пособия);

Ø Z3 — поле знаний — условное описание основных объектов предметной области, их атрибутов и закономерностей, их связывающих;

Ø Z4 — знания, описанные на языках представления знаний (продукцион­ные языки, семантические сети, фреймы — см. далее);

Ø Z5 — база знаний на машинных носителях информации. Часто используется и такое определение знаний:

Знания — это хорошо структурированные данные, или данные о данных, или метаданные.

Ключевым этапом при работе со знаниями является формирование поля знаний (третий этап Z3), эта нетривиальная задача включает выявление и определение объектов и понятий предметной области, их свойств и связей между ними, а также представление их в наглядной и интуитивно понятной форме. Этот термин впервые был введен при практической разработке экспертной системы по психодиагностике АВТАНТЕСТ [Гаврилова, 1984] и теперь широко используется разработчиками ЭС.

Без тщательной проработки поля знаний не может быть речи о создании базы знаний.

Существенным для понимания природы знаний являются способы опреде­ления понятий. Один из широко применяемых способов основан на идее интенсионала и экстенсионала.

Интенсионал понятия — это определение его через соотнесение с понятием более высокого уровня абстракции с указанием специфических свойств.

Например, интенсионал понятия "МЕБЕЛЬ": "предметы, предназначенные для обеспечения комфортного проживания человека и загромождающие дом".

Экстенсионал понятия "МЕБЕЛЬ": "Шкаф, диван, стол, стул и т. д.".

Интенсионалы формируют знания об объектах, в то время как экстенсионал объединяет данные. Вместе они формируют элементы поля знаний конкретной предметной области.

Для хранения данных используются базы данных (для них характерны большой объем и относительно небольшая удельная стоимость информа­ции), для хранения знаний — базы знаний (небольшого объема, но исклю­чительно дорогие информационные массивы).

База знаний — основа любой интеллектуальной системы, где знания описа­ны на некотором языке представления знаний, приближенном к естественному.

Знания можно разделить на:

Ø глубинные;

Ø поверхностные.

Поверхностные — знания о видимых взаимосвязях между отдельными событиями и фактами в предметной области.

Глубинные — абстракции, аналогии, схемы, отображающие структуру и при­роду процессов, протекающих в предметной области. Эти знания объясняют явления и могут использоваться для прогнозирования поведения объектов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Определение 1.1 | Глубинные знания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.