Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы и методы распевания




Распевание хора означает регулярную тренировку голосового аппарата певцов-хористов, основанную на продуманной, правильно построенной системе упражнений, способствующей приобретению и закреплению вокально-хоровых навыков.

Все знания, полученные при распевании, автоматизируются, становятся прочным навыком. Распевание хора проводится в течение 7-15 минут перед началом занятий. Правильно организованное распевание ускоряет процесс работы над хоровым произведением:

1) мобилизует, активизирует, тренирует голосовой аппарат;

2) напоминает о правилах посадки и дыхания;

3) приучает понимать и слушать качество воспроизводимого звука (светлого, округлого, прикрытого, белого, гнусавого и др.);

4) устанавливает тесную связь между музыкальной грамотой, сольфеджио, вокальной работой, строем, ансамблем, нюансом;

5) учит понимать дирижёрские жесты и петь «по руке» дирижёра;

6) помогает быстрее преодолевать те или иные трудности в работе над хоровым произведением, песней;

7) обеспечивает более индивидуальный подход к участникам хора;

8) развивает музыкальную память, чувство ритма;

9) развивает мелодический и гармонический слух.

При подборе упражнений необходимо учитывать степень вокально-хоровой подготовки участников (музыкальная память, слуховые, голосовые данные), их общий культурный уровень, а также намеченный к разучиванию репертуар.

Хотя упражнение даётся на определённое задание и преследует одну главную цель, оно обязательно содержит в себе целый комплекс дополнительных заданий по работе над строем, ансамблем, дикцией.

Один из первых этапов работы над вокальной техникой состоит в установлении примарных звуков голоса, о котором М.Глинка говорил как о «натуральных, без всякого усилия берущихся тонах».

Начинать вокальную работу в хоре лучше с постановки гласных звуков. Наиболее вокальной гласной, полнее и лучше звучащей в области примарной зоны, является гласная «а» (особенно у женских голосов и теноров). У басов и баритонов «а» уступает место краткой «йе». Гласная «а» способствует наиболее полному открыванию рта, но есть и недостатки: зажатость, плоскость, слишком открытого или глухого звука, носового оттенка звука. Однако работу можно вести как с «а», так и с «йе», учитывая их плюсы и минусы. (упражнение)

Хормейстеру надо знать, что пришедшему в хор человеку, никогда не обучавшемуся пению, трудно, да и невозможно сразу отказаться от речевой установки и перейти на певческую. Например, широко, свободно открыть рот на гласную «а» люди стесняются, это для них необычно, неестественно. Здесь решающим является убедительный показ и сопутствующее ему объяснение.

Классическое требование свободного, непринуждённого, предрасположенного к улыбке рта, с плоско ежащим языком, при активном его кончике и пассивном корне.

Особенно сложно научить начинающих певцов поднимать мягкое нёбо (округлое построение полости зева) – очень важный навык при развитии верхней части диапазона голоса.

Система вокальных упражнений на первоначальной стадии работы хора должна состоять из:

1) пения на выдержанных звуках в примарной зоне (упражнение)

2) плавного связывания по 2-3-5 звуков в гаммообразном движении сверху вниз в умеренном темпе (упражение)

3) пения по звукам трезвучия вверх и вниз (упражнение)

4) пения трезвучия поступенно вверх и поступенно вниз (упражнение).

Основной степенью силы звука – меццо-форте. Голос нормально развивается в условиях полнозвучия, без форсировки и нажима, в пределах рабочего диапазона (полторы октавы0.

Начальные занятия должны состоять из 2-3-х минут. На первых порах необходимо чередовать пение хора с объяснением или показом самого дирижёра-хормейстера.

Вершиной музыкально-вокального искусства является тихое пение (на p). Тихому пению нужно учить. Такой хоровой коллектив, который обладает певческим дыханием, ибо дыхательный аппарат при пении на «p» требует более полной нагрузки, опора звука на дыхании должна стать максимальной. Филировка – усиление и ослабление звука может даваться одновременно с приобретением навыка тихого пения.

В основе обучения пению должно лежать связное пение (legato) – кантилена, напевность. При переходе от слога к слогу голос должен звучать в равную силу, без толчков и ослаблений, он должен как бы литься (упражнение).

Все вокально-хоровые навыки, а также по теории музыки и сольфеджио, приобретаемые хоровым коллективом на распевании, необходимо сознательно вводить в работу по изучению репертуара с отдельной партией и всем хором. Можно работать с группами певцов, отдельно с лицами, любящими пение, но имеющими дефекты (гнусавость, зажатость).

В.Соколов для работы с детским хором рекомендует 11 упражнений.

1. на одной ноте упражнение на активное и короткое дыхание (упражнение)

2. I-IIст. II-IIIст. III-IVст. IV-Vст. и т.д.

до-ре ре-ми ми-фа фа-соль

выработка широты дыхания и кантилена, вдох и длинный выдох на буквы «с», «з», «ш»., выдерживание долгого звука (пока хватит дыхания).

3. Интонирование тонов и полутонов (упражнение)

4. Формирование гласных: ми, ме, ма, мо, му на одном звуке.

5. Сохранение высокой позиции и ровности регистра при движении вниз: ступени 5-3-4-3-2-1. Пение с широкими интервалами гамм и арпеджио.

6. Упражнение на цепное дыхание, пение одного звука на цепном дыхании долгое время, пение гаммы в медленном темпе.

7. Техническая подвижность (упражнение)

8. Навыки 2-хголосного пения (упражнение)

Многоголосие (упражнение)

9. Сопоставление мажора и минора.

10. Упражнение на legato, non legato, staccato, marcato.

11. Упражнение на артикуляцию «Из под топота копыт пыль по полю летит».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.